Меню
Бесплатно
Главная  /  Audi  /  Круглый стол по туризму. Глава Ростуризма принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России» в Общественной палате РФ

Круглый стол по туризму. Глава Ростуризма принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России» в Общественной палате РФ

June 23, 2016, 10:54 p.m.

26-27 мая 2016 года в с. Березник и д. Кононовская муниципального образования "Устьянский муниципальный район" Архангельской области состоялся международный форум "Гостеприимство на сельских территориях".

Мероприятие организовано Правительством Архангельской области при поддержке Федерального агентства по туризму и Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и государственной программы Архангельской области "Культура Русского Севера (2013 - 2020 годы)".

Основной целью форума стала организация практико-ориентированного диалога участников сферы развития сельского туризма на территории Российской Федерации на основе усиления международного, межрегионального и регионального сотрудничества.

В работе Форума приняли участие 230 делегатов из 15 субъектов Российской Федерации (Республика Коми, Республика Татарстан, Архангельская, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Пензенская, Рязанская области, города Москва и Санкт-Петербург), 3 иностранных государств (Франция, Эстония, Словения), 18 муниципальных образований Архангельской области (г.г. Архангельск, Северодвинск, Котлас, Вельский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Лешуконский, Няндомский, Онежский, Приморский, Пинежский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы).

Среди участников Форума: представители органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней, образовательных и научных учреждений, организаций культуры, общественных объединений, СМИ, туристического бизнеса, международные эксперты, руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий и кооперативов, фермеры, индивидуальные предприниматели, владельцы гостевых домов, представители региональных ассоциаций по сельскому туризму.

Иностранные участники выступили экспертами от следующих организаций: НКО "Эстонский сельский туризм" (Эстония); компания "Центр развития сердца Словении" (Словения); Ассоциация "Тайга-Европа" (Франция); Таллиннский университет (Эстония).

Среди участников - представители 8 ассоциаций: Ассоциация содействия развитию агротуризма "АгроТуризм Ассоциация" (г. Москва); Ассоциация самых красивых деревень России (г. Москва); Региональная ассоциация сельского туризма Республики Татарстан (г. Казань); Ассоциация сельского и агротуризма Ивановской области (г. Иваново); Ассоциация сельского и агротуризма Калужской области (г. Калуга); Кировская областная ассоциация сельского аграрного туризма (г. Киров); Туристическая ассоциация "Шенкурье" (Шенкурский район, Архангельская область); Архангельская региональная туристская ассоциация (г. Архангельск).

Представители 8 российских и зарубежных образовательных учреждений: Таллинский университет (Эстония); Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК (г. Москва); Российская академия кадрового обеспечения АПК (г. Москва); Национальный фонд подготовки кадров (г. Москва); Кировский институт агробизнеса и кадрового обеспечения (г. Киров); Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск); Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук (г. Архангельск); Учебно-деловой центр "Предприниматель" (г. Архангельск).

Темами обсуждения стали вопросы успешных практик развития сельского туризма в субъектах Российской Федерации, разработки и продвижению предпринимательских и социальных проектов, перспективы внедрения системы стандартов к объектам размещения на селе, а также методы привлечения туристов в сельскую местность.

Особое место на форуме было отведено содержательной части форума и выступлениям экспертов в рамках отдельных круглых столов и семинаров.

Представляем вашему вниманию итоговые материалы форума:

Конференция "Гостеприимство на сельских территориях"

Открытие форума состоялось в рамках конференции "Гостеприимство на сельских территориях". На конференции представители федеральных и региональных структур власти обозначили ключевые позиции и перспективы развития сельского туризма на ближайшие годы на российском и международном уровне. В рамках конференции были представлены следующие доклады:

Круглый стол "НКО в туризме"

В рамках круглого стола «Создание НКО в сельском туризме и их работа по развитию отрасли» участники обсудили актуальные тенденции создания региональных ассоциаций по развитию сельского туризма. Основной целью таких организаций является представление интересов субъектов сельского туризма профессиональному туристскому сообществу, продвижение услуг сельского туризма, правовые инициативы и нормотворчество, информационно-методическая помощь, развитие сотрудничества.

Интересным опытом работы поделилась ассоциация сельского и агротуризма Калужской области, которая объединяет представителей крестьянско-фермерских хозяйств, пчеловодов, руководителей рыбных хозяйств и собственников гостевых домов и помогает не только в маркетинге предлагаемых туруслуг, но и позволяет продвигать свои интересы на законодательном уровне, участвовать в нормотворческой деятельности. Особенностью успешного функционирования работы ассоциации является подход, при котором каждый субъект сельского туризма предоставляет узкоспециализированный вид услуг (посещение экопасеки, фермы, ремесленных мастерских и т.д.), профессионально дополняя друг друга, а не создавая конкуренцию.

Также на круглом столе прозвучали возможные варианты развития сотрудничества на региональном и международном уровне, идеи привлечения новых целевых групп (художники, дети, социальные группы, пожилые люди) на объекты сельского туризма. Партнеры из Эстонии сделали акцент на том, что турист при выборе турпродукта чаще всего делает ставку не на условия размещения, а на интересную приключенческую программу.

В основном люди старшего возраста участвуют в различных «активностях», готовы платить за новые ощущения и взаимодействовать с местными жителями, кроме этого туристы могут помочь фермерам при сборе урожая или приготовлении традиционных блюд. Важным посылом зарубежных партнеров является необходимость внедрения стандартов качества оказания услуг на селе и расширения линейки тупрограмм, ориентированных на здоровый образ жизни. От Архангельской области на форуме выступил руководитель туристической ассоциации "Шенкурье" с презентацией опыта развития сельского туризма силами районной некоммерческой организации и выразил общее мнение о заинтересованности в создании и развития региональной ассоциации в Поморье.

К настоящему времени сформировался "пул" лидеров сельского туризма из числа владельцев гостевых домов, предпринимателей и других специалистов, заинтересованных в развитии сельского туризма в каждом районе Архангельской области. Закреплением намерения создать региональную ассоциацию стало подписание соглашения между Ассоциацией содействия развитию агротуризма "АгроТуризм Ассоциация" (г. Москва) и Ассоциацией Шенкурского района Архангельской области. Соглашение является многосторонним, на форуме к нему присоединились еще 6 регионов, объединенных общей целью реализации совместных задач развития сельского туризма на региональном, межрегиональном и федеральном уровне.

Процесс официального создания ассоциации по сельскому туризму Архангельской области потребует времени на решение организационных и юридических вопросов в течение 2016 года, ближайшая рабочая встреча состоится в июле-августе в рамках подготовки регионального этапа экспедиции "Караван агротуризма". Кроме данного соглашения на форуме также было подписано соглашение о сотрудничестве с Федеральным центром сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса (г. Москва), Ассоциацией самых красивых деревень России (г. Москва) и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Одним из резолюционных решений совершенствования деятельности некоммерческих организаций по развитию сельского туризма является стимулирование создания ассоциациями и туроператорами совместного турпродукта.

Гастрономическое отделение

Якорной темой форума стала тема гастрономического туризма на селе. Зная о том, что в гастрономических турах, в отличии от стандартных туров, туристы оставляют до 50% своих бюджетов, организаторы форума решили остановиться на волнующих темах, о которых редко говорят вслух. Редакционный директор журнала "Jaime magazine" Людмила Никитина уделила немало времени рассказам о своих заморских путешествиях, акцентируя внимание на то, что все впечатляющие детали когда-то были сотворены каким-нибудь очень увлеченным фермером или ремесленником.

Представители из Вологды поделились практикой гастрономического туризма в своем регионе и познакомили с историей внедрения гастрономического бренда "Настоящий Вологодский продукт". Представители Устьянского района Архангельской области, сделавшие ставку на активный отдых в целом, отметили важность гастрономического туризма, объединяющего интересы многих групп турсообщества, в том числе самой команды района. Хозяйка трапезной села Ошевенское из Каргопольского района, Антонина Прохорова, представила на суд зрителя профессиональный спектакль, посвященный не только встрече туристов и их потчеванию, но даже правильным проводам гостей.

Туристско-информационный центр Архангельской области объявил о начале работы над подготовкой региональной гастрономической карты. Руководитель ТИЦ Архангельской области Светлана Корницкая обратилась к участникам форума с просьбой активно сообщать о существующих и планируемых гастрономических проектах. Уже в летом 2016 года будет представлен проект документа, который будет содержать гастрономическую базу по каждому району. Доступ к рабочей гастрономической карте будет открыт всем желающим. Работа по редактированию данных будет продолжаться в течение лета, далее на его основе будет создана первая наглядная гастрономическая карта, которую сможет увидеть каждый желающий уже в сентябре на Маргаритинской ярмарке. В гастрономической карте нуждаются не только туристы, но и шеф-повара ресторанов г. Архангельска.

Круглый стол "Развитие сельского туризма в России"

В рамках круглого стола прозвучали доклады об опыте работы, проблемах и перспективах развития сельского туризма в регионах России: Архангельской, Вологодской, Калужской, Ивановской, Ленинградской, Астраханской, Московской областей, Республики Татарстан и Республики Коми. Докладчики отметили необходимость развития государственно-частного партнерства в вопросах развития сельского туризма, где главную роль играет местный бизнес и население. Сектор гостевых домов должен стремиться к повышению качества сервиса и предоставления дополнительных видов услуг. Наметилась тенденция развития агротуризма на базе малых форм фермерских хозяйств, отвечающих потребностям современного туриста в экологических чистых и натуральных продуктах.

На форуме звучали выступления владельцев сельских гостевых домов, которые продвигают программы семейного отдыха. Туристы приезжают за новыми эмоциями и впечатлениями, поэтому развитие домашних и мини-зоопарков становится также очень популярным направлением для путешествий детских групп. Отдельной темой форума стала тема вовлечения школьников в сельский туризм. В регионах России и за рубежом созданы и функционируют детские школы сельского туризма, аграрное молодежное объединение в Республике Татарстан активно участвует в мероприятиях по развитию агротуризма. Некоторые предприниматели на селе специализируются на работе с пожилыми гражданами и людьми с ограниченными возможностями, предоставляя для них особые услуги по размещению и специальные программы.

- Программа круглого стола "Развитие сельского туризма в России: опыт, проблемы, перспективы"

- Перспективы развития сельского туризма в Устьянском районе, Ижемцева О.Н. (Архангельская область)

- Опыт Республики Татарстан от поддрежки фермеров до туристского продукта, Мухамадеева Р.Р. (Республика Татарстан)

- Итальянский опыт развития агротуризма, Демишкевич Г.М. (г. Москва)

- Развитие сельского туризма в Калужской области, Минченко Т.Т. (Калужская область)

- Крестьянско-фермерское хозяйство как форма семейного бизнеса, Волницкая С.С. (Ленинградская область)

- Продвижение туристских брендов через услуги гостеприимства, Поляшова С.В. (Вологодская область)

- Система подготовки кадров для сельского туризма в Ивановской области, Тимофеева Н.Ю. (г. Иваново)

- Презентация гостевого комплекса Савапиян, Лебедев А.А. (Республика Коми)

- Традиционный уклад как фактор развития сельского туризма в Кенозерском парке, Малюкова О.Г. (Архангельская область) + видео

- Этнокультурный туристический объект Ремесленное подворье, Бердиева И. (Астраханская область)

- Презентация Вилегодского района, Новикова А. (Архангельская область)

- Историко-культурный потенциал региона, как фактор развития услуг социально-культурного сервиса и туризма в рамках сельского туризма, Макрушич О.В. (Ленинградская область)

- Сельский туризм и активный отдых как образ жизни на Байкале, Бушина Н.Н.

Круглый стол "Самые красивые деревни России"

Круглый стол некоммерческого партнерства "Ассоциация самых красивых деревень России" (далее - АСКДР) стал информационной площадкой для кандидатов, желающих вступить в ассоциацию. Основной целью АСКДР является содействие сохранению и валоризации культурных, рекреационных и природных потенциалов сел и деревень. Президент АСКДР Александр Мерзлов и французский эксперт г-н Жак Рагон представили критерии вступления в Ассоциацию, наглядные примеры грамотного сохранения и использования культурного наследия, которые являются необходимым условием привлечения на территорию туристов.

Кроме этого, были проиллюстрированы образцы внедрения в историческую архитектуру и ландшафты современных материалов и построек, что негативно сказывается на туристкой привлекательности населенных пунктов. В начале 2016 года заявки на включение в АСКДР подали 12 населенных пунктов Архангельской области. В этой связи по завершению форума с целью экспертизы кандидатов стартовала экспедиция представителей АСКДР по Поморью. В ходе экспедиции были определены деревни в Мезенском, Вельском, Онежском районах, имеющие достаточный потенциал для включения в АСКДР, а 5 июня д. Ошевенский погост Каргопольского района первая от Архангельской области (и вторая по России) вошла в список самых красивых деревень России.

- Программа круглого стола

- Quelques photos des PBVF, Жак Рагон (Франция)

- Ошевенский край (Архангельская область)

- Самые красивые деревни России, А. Мерзлов (г. Москва)

На очередном заседании регионального совета по развитию детского и молодежного туризма в Архангельской области обсудили основные мероприятия по развитию этого вида туризма в 2016 году. В частности, в сентябре традиционно пройдет конкурс "Путешествуем по Архангельской области" со специальной номинацией "Путешествуем семьей".

Одним из главных вопросов стало обсуждение результатов реализации в школах региона образовательной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области", стартовавшей в 2014 году. За последние 3 года число учеников, обученных по программе, постоянно растет, как и количество детей, путешествующих по региону: по сравнению с 2014 годом в 2015 году рост составил 14%.

В 2016 году проведены курсы повышения квалификации педагогов, реализующих программу, а в ходе областного родительского собрания, организованного региональным министерством образования и науки, сотрудники ТИЦ Архангельской области представили родителям полную информацию о возможностях семейного отдыха на территории региона, включая экологические лагеря и туры в гости к сказочным персонажам Поморья, среди которых Архангельский Снеговик, Царевна Морошка из Онегии знаменитая на всю Россию Матушка Зима из Яренска.

Устьянский район, где состоялось выездное заседание, находится в десятке самых популярных с точки зрения детского отдыха, в том числе благодаря тематическому летнему лагерю "Территория NEXT" для детей от 6 до 17 лет в комфортабельном туристско-оздоровительном комплексе "Малиновка".

- Программа выездного заседания регионального совета по развитию детского и молодежного туризма в Архангельской области

- О развитии ДЮТ в Архангельской области, Кудряшова А.М. (г. Архангельск)

- Кенозерский парк-детям, Малюкова О.Г. (г. Архангельск)

Для субъектов предпринимательства, среди которых в основном владельцы гостевых домов регионов России и Архангельской области был организован специальный семинар по рассмотрению механизмов разработки интерактивных программ для привлечения туристов. Участники семинара не только теоретически смогли узнать, чем отличается анимация от интерактива, но и практически потренировать навыки взаимодействия с клиентом.

Семинар прошел на базе объекта сельского туризма Устьянского района - "Усадьбе кузнеца Ломоноса" и доме культуры в деревне Орлово. Участникам форума продемонстрировали элементы интерактивной программы свадебного обряда по записям знаменитой собирательницы устьянского фольклора Марии Ильиничны Федоровой-Шалауровой "Сватовство".

На семинаре слушатели познакомились с традиционной северной деревенской избой, почти забытым ремеслом - кузнечным делом и угостились традиционной выпечкой. Все участники получили сертификаты организатора семинара - Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса.

- Программа обучающего семинара “Анимация” или “Интерактив”? Психологические методы привлечения туристов в сельские гостевые дома

- Семинар Анимация или Интерактив

Культурная программа Форума

Культурная программа форума "Северные вкусноговорки" гармонично дополняла "сельский" образ мероприятия и предусматривала связь с гастрономической тематикой. Участники побывали на ярмарке изделий местных мастеров, экскурсии по деревне Горылец, поучаствовали в обряде пивоварения в честь строительства деревенской избы и даже повеселились на фольклорной вечеринке с гармонистами и местными коллективами. На протяжении всех дней форума гостей потчевали местной традиционной кухней и удивляли самобытными "говорями".

Участники форума побывали на экскурсионных программах в спортивно-оздоровительном комплексе "Малиновка", конном клубе "Мезенка", объектах сельского туризма - "В гостях у дяди Коли" и гостевом доме "Прошлый век". Среди гостей востребованной стала гастрономическая программа "Сытный сумерецник", являющаяся визитной карточкой сельского туризма в Устьянах.

Форум стал образцом плодотворной работы, на котором были представлены лучшие практики, показавшие вектор развития сельского туризма на региональном и местном уровне. Каждый начинающий сельский предприниматель смог пообщаться с теми, кто уже добился успеха, а те, кто ищет новые пути развития своего дела, смогли лично познакомиться с лучшими менеджерами в сфере сельского туризма. поддержки сельского туризма.

Одним из главных итогов международного форума "Гостеприимство на сельских территориях" стала резолюция , включающая предложения участников форума и туристского сообщества по совершенствованию законодательства и развития инфраструктуры

6 февраля 2018 года в рамках 25 юбилейной Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства «ПРОДЭКСПО» на площадке АО «Экспоцентр» состоялся круглый стол на тему: «Российское гостеприимство».

Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму и Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС) при поддержке АО «Экспоцентр».

В рамках разрабатываемой Ростуризмом национальной маркетинговой стратегии «Российское гостеприимство» на круглом столе обсуждались вопросы по формированию и продвижению качественного отечественного турпродукта с учетом гастрономических традиций и национальных особенностей регионов.

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов поприветствовал участников и организаторов круглого стола «Российское гостеприимство» и отметил особое значение выставки «ПРОДЭКСПО». Для России национальная кухня открывает широкие возможности для развития современного востребованного отдыха – гастрономического туризма. Для развития гастрономического туризма требуется консолидация турбизнеса с рестораторами, сельхозпроизводителями, представителями отраслей пищевой промышленности в вопросах создания и продвижения доступных отечественных турпродуктов, связанных с дегустацией уникальных региональных блюд, напитков и продуктов. Особое внимание он уделил реализации федерального проекта «Гастрономическая карта России» в рамках национальной стратегии продвижения экспорта, бизнеса и культуры «Сделано в России».

Подробно о проекте «Гастрономическая карта России» рассказала его координатор, основатель АНО «АГРОЭКОТУРИЗМ» Екатерина Шаповалова .

О роли системы торгово-промышленных палат в развитии гастрономического туризма сообщил директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Игорь Коротин . Активная работа по развитию внутреннего и въездного туризма, в том числе с учетом гастрономических традиций и национальных особенностей регионов, ведется со стороны территориальных палат в ряде регионов России, в частности, в Вологодской, Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Московской, Тульской, Орловской областях, Республике Крым, Приморском крае и др. Он также подчеркнул, что выставка «ПРОДЭКСПО» может стать постоянной площадкой для обмена опытом и лучшими практиками по реализации стратегии «Российское гостеприимство».

Ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федули н , который в своем выступлении раскрыл тему по развитию туризма на базе предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, выступил модератором круглого стола.

Также в мероприятии приняли участие маркетолог выставки «ПРОДЭКСПО» Ольга Сидорова , ведущий эксперт туристско-информационных центров г. Москвы Елизавета Блинова , менеджер экскурсионного отдела ООО «Чистая линия» Алла Журавлева , начальник департамента Союза «Орловская ТПП» Татьяна Куницына , PR-руководитель Panorama 360 Алина Арасланова , руководитель центра стратегического анализа и управления проектами Администрации губернатора Астраханской области Елена Селиверстова , генеральный директор «Интерс-тур», член Координационного совета по детскому туризму Татьяна Козловская , генеральный директор туроператора по гастрономическому туризму на российском рынке Travel Hunter Маргарита Полоник , директор по развитию туроператора «Магазин Путешествий» Наталья Матвиенко , руководитель программы Халяль Френдли, генеральный директор ООО «Спутник-спорт энд бизнес тревел» Ильдар Мусин и ведущий проекта «Тайны Коломенской Медовуши» Юрий Лобанов .

В рамках круглого стола состоялась Торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей и лауреатов профессионального туристского конкурса «Гастрономическое впечатление/Taste experience – 2017», организатором которого выступает РГУТИС при поддержке ТПП РФ. В минувшем году для участия в конкурсе было подано 63 заявки из 24 регионов России.

Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, О.Савенко

Фото: пресс-служба АО «Экспоцентр», О. Жиров



ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Круглый стол

13 ноября 2017 года прошёл круглый стол, организованный Комитетом Государственной Думы по образованию и науке. Его тема: «Оптимизация государственного регулирования вопросов организации выездных мероприятий с обучающимися (туристско-краеведческой деятельности) — транспортное, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, финансовое и техническое обеспечение». Вела круглый стол заместитель председателя Комитета Лариса ТУТОВА. Выступили педагоги, организаторы детского туризма, представители министерств и ведомств. В проекте рекомендаций по итогам круглого стола Министерству образования и науки

Лариса ТУТОВА

Татьяна СИНЮГИНА

Семён ПЛАКСИН

Начальник отдела Роспотребнадзора

Дмитрий МОРОЗОВ

(Аплодисменты).

Виктор ОМЕЛЬЧЕНКО

Юрий КОНСТАНТИНОВ

Галина СТЕПАНОВА

Константин МЕРЖОЕВ

Анатолий БАКАЕВ

Лариса ТУТОВА

В. ЧЕНЦОВ, С. МЕНДЕЛЕВИЧ Г. ЖУКОВ Л. КОЗЛОВА Н. ТВЕРСКАЯ М. ГРИЦУН, С. ШПИЛЬКО

Повестка дня

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Круглый стол

13 ноября 2017 года прошёл круглый стол, организованный Комитетом по образованию и науке Государственной Думы. Его тема: «Оптимизация государственного регулирования вопросов организации выездных мероприятий с обучающимися (туристско-краеведческой деятельности) — транспортное, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, финансовое и техническое обеспечение». Вела круглый стол заместитель председателя Комитета Лариса ТУТОВА. Выступили педагоги, организаторы детского туризма, представители министерств и ведомств. В проекте рекомендаций по итогам круглого стола Министерству образования и науки РФ предложено разработать регламент организации туристских походов, экскурсий и путешествий со школьниками и согласовать его со всеми заинтересованными участниками.

Лариса ТУТОВА

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы

Предмет нашего сегодняшнего разговора — детский туризм. Это экскурсионные программы, туристские и краеведческие мероприятия в рамках основных общеобразовательных и дополнительных образовательных программ.

Туристическая и краеведческая деятельность и учебные экскурсии имеют своей целью расширение кругозора наших учащихся, воспитание их в духе патриотизма, любви к природе, высокой морали, уважения к труду и к человеку труда. Когда ученик видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоциональных, насыщенных и запоминающихся образах. Это совершенно иное восприятие, нежели из учебников или учебных пособий во время урока.

Формирование экскурсионной деятельности в нашей стране связано с реформами образования. Именно в это время шёл спор между классическим и реальным образованием, полемизировали о том, нужны ли мероприятия, связанные с выходом на природу. Сторонники экскурсионной деятельности подчёркивали: чтобы развивать самостоятельность учащихся, надо обеспечивать связь обучения с практикой.

В начале XX века, что тоже связано с реформами образования, появляется такое явление, как городские экскурсии, и понятие «уроки-экскурсии». После Октябрьской революции наблюдается всплеск интереса к экскурсионному методу, и именно здесь на первое место выходит так называемая наглядность в преподавании предметов. Наиболее плодотворным явился период 1921-1926 годов. Именно в это время государство уделяет огромное внимание экскурсионной деятельности. В структуре Народного комиссариата просвещения были созданы три секции — школьная, внешкольная и художественная. Они и занимались подготовкой всех вопросов, связанных с экскурсионным движением. Были разработаны и регламенты. Например, в течение недели учащиеся должны были обязательно дважды совершить экскурсию, а в течение летних каникул надо было целый месяц посвятить экскурсионной деятельности.

В 1921 году появляются Центральный музейно-экскурсионный институт и Петроградский экскурсионный институт. Они занимались научными разработками по экскурсоведению.

После Великой Отечественной войны наблюдался всплеск экскурсионных поездок детей на сельскохозяйственное производство и промышленные предприятия. Такие экскурсии проводились с целью профориентации. Замечу, что это и сейчас актуально и востребовано. На начало перестройки приходится пик экскурсионных поездок. Ежегодно более 50 миллионов юных экскурсантов направлялись по самым разным маршрутам.

В настоящее время мы видим спад этой деятельности. Достаточно сказать, что с 2006 по 2016 год резко сократилась сеть учреждений дополнительного образования детей по направлениям туристско-краеведческой деятельности. Было 329 таких учреждений, осталось 177. А количество детей, которые занимаются в этих учреждениях, сократилось с 218 тысяч до 152 тысяч. Количество детей, принимающих участие в экскурсиях, с 2006 по 2016 год уменьшилось на миллион. Сократилось вдвое и количество детей, участвующих в походах. Я знаю, что каждый из вас сталкивается с множеством проблем при организации детского туризма, экскурсионных программ. Вот об этом и надо говорить: как оптимизировать регулирование организации выездных мероприятий, как решать вопросы, связанные с транспортом, с медицинским сопровождением, с обеспечением безопасности. Наконец, что делать для достаточного финансового и технического обеспечения детского туризма и экскурсионных программ.

Татьяна СИНЮГИНА

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации

Не так давно мы с коллегами, с туристским активом Российской Федерации, собирались, чтобы обсудить основные направления, над которыми предстоит активно работать до начала туристского сезона.

Безусловно, мы все понимаем воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности детей. Никого не надо убеждать, насколько это важно и нужно. Но Лариса Николаевна сказала в своём выступлении о сокращении численности учреждений туристской направленности, о сокращении количества участников этой работы.

Тут надо понимать, в каких реалиях мы сегодня существуем. И не учитывать эти обстоятельства, наверное, неразумно. Не совсем верно сравнивать ситуацию, в которой мы находились даже в начале 2000-х годов, с нынешним днём. Сравнивать, прежде всего, не по финансовым, кадровым ресурсам, а по тому, что с нашими детьми в настоящее время происходит. Не стану говорить об информатизации, о нагрузках в школе. Раньше этого тоже хватало. Но мы должны учитывать, что из детского восприятия, из самой системы, ушла активность и приверженность активному отдыху, которая существовала совсем недавно.

Надо честно сказать, что вернуть те позиции и результаты, о которых говорила Лариса Николаевна, у нас не получится, хотя мы должны действовать в этом направлении очень системно. Сокращение количества учреждений дополнительного образования туристско-экскурсионной направленности связано с серьёзной оптимизацией их деятельности. Профильные учреждения в большинстве случаев не ликвидированы, они объединились с многопрофильными. Направление осталось, но уже не как автономное, а в числе многопрофильных учреждений.

Каковы результаты объединения, насколько оно эффективно и правильно? Здесь нужно оценивать каждый конкретный случай, исходя из того, что было, и что после объединения получила система, конкретное учреждение и дети. Наша позиция такова. Прежде чем вынести решение на уровне субъекта Федерации об объединении профильного учреждения туристско-краеведческой направленности с каким-либо другим учреждением, нужно взвесить все за и против, очень чётко оценить последствия объединения, и самое главное, не допустить сокращения количества детей, которые в этих учреждениях занимаются.

Мы будем просить в субъектах Федерации, что при решении о необходимости объединения, перепрофилирования учреждений туристско-краеведческой направленности такое решение будет с нами обсуждаться, и мы вместе подумаем о целесообразности объединений.

За прошедший период сократилась численность детей, которые занимаются в кружках и объединениях. Сокращение это произошло, на наш взгляд, по объективным причинам. И они никоим образом не связаны с действующей нормативной базой или её отсутствием. Объективность ситуации, прежде всего, в том, что у нас значительно сократилось количество педагогов, которые занимаются организацией детского туризма. По сути, не осталось очень важного направления по обеспечению безопасности и подготовки экскурсий. Поэтому наш Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения становится методическим центром, который будет оказывать помощь и поддержку. Мы наметили ряд мероприятий с субъектами Федерации, с региональными центрами и учреждениями дополнительного образования туристской направленности по развитию этого направления.

Определяющими являются несколько позиций. Первая — это доступность дополнительного образования. Вторая — массовость. Наконец, кадровое обеспечение и безопасность.

Остановлюсь на безопасности. Одним из сдерживающих факторов для родителей является, безусловно, безопасность ребёнка, когда он выходит на маршрут. И для нас это тоже очень важно. Поэтому мы понимаем, что, помимо нормативно-правового регулирования этих вопросов, должно быть очень чёткое понимание того, кто эти нормы на местах, в субъектах и в муниципалитетах, будет выполнять. Что надо сделать для этого в существующем правовом поле? Думаю, возродить нормальную работу маршрутно-квалификационных комиссий, которые сегодня в большинстве своём или существуют только на бумаге, или действуют формально. Необходимо повышать квалификацию и уровень специалистов, которые на этом направлении работают. Очень важен неформальный подход, когда мы говорим об обеспечении технической безопасности пребывания наших детей на маршрутах.

На заседании Национального координационного совета по детско-юношескому туризму, которое проходило у нас не так давно, коллеги поднимали вопрос медицинского обслуживания, сохранения жизни и здоровья детей. Это тоже одно из самых важных направлений. И мы сегодня с коллегами находимся в стадии выработки тех предложений, которые, на наш взгляд, позволят этот процесс запустить.

Семён ПЛАКСИН

Начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора

Для нас важно проведение мероприятий не только в палаточных туристских лагерях — стационарных, передвижных и так далее, но и походов, экскурсий различной направленности. Мы отмечаем увеличение таких мероприятий, особенно в каникулярный период. По нашим данным, в этом году прошло более 15 тысяч массовых мероприятий, в которых участвовало около 900 тысяч детей. Сюда вошло более 5,5 тысяч мероприятий культурно-творческой направленности с охватом порядка 330 тысяч детей. Состоялось около 5 тысяч мероприятий спортивной направленности, где участвовало 340 тысяч школьников. Прошло около 1300 походов с участием 42 тысяч детей и 3400 мероприятий иной направленности, где участвовало ещё около 150 тысяч детей.

Для нас важными были и поездки организованных групп детей за рубеж. По нашим оценкам, за границей в составе 162 организованных групп отдохнуло около 10 тысяч детей из 49 субъектов Федерации. В зарубежные страны выезжали около 6 тысяч детей в составе 68 организованных групп в рамках оздоровления. Более двух тысяч детей в составе 36 групп посетили спортивно-тренировочные сборы и мероприятия. Около тысячи детей съездили на различные творческие мероприятия и фестивали. Кроме того, около 400 детей побывали за рубежом на образовательных маршрутах и более 150 — в рамках обмена делегациями. Я не буду на этом останавливаться, статистику уже озвучили.

По палаточным лагерям, действительно, мы имеем динамику снижения по количеству и лагерей, и детей, которые там отдыхают. При подготовке к сезону в ходе надзорных мероприятий было выявлено пять лагерей, которые не вошли в региональный реестр, соответственно, не предоставили уведомлений о работе и открылись без разрешения. Наши специалисты не допустили эти лагеря к открытию. Кроме того, они в регионах обследовали более 450 гостиниц, где проживают дети, и более тысячи объектов питания.

В ходе проверок было выявлено более 3 тысяч нарушений требований санитарного законодательства по защите прав потребителей. Основные нарушения — в организации питания детей. На их долю пришлось около 40 процентов. Ещё примерно 35 процентов — нарушения санитарного режима, 14 процентов — условий размещения детей, 6 процентов — нарушения в организации водоснабжения. Ещё несколько нарушений — в материально-техническом состоянии и оборудовании лагерей.

Большой объём проверок вёлся лабораторным обследованием, с проведением инструментального контроля организации питания, водоснабжения и размещения, а также зон рекреации. Было отобрано более 3,5 тысячи проб воды из водоёмов, из центральной системы водоснабжения. Исследовались атмосферный воздух, готовая продукция питания и продукты.

К сожалению, в ходе надзорных мероприятий мы были вынуждены составлять протоколы за нарушение требований санитарного законодательства. Всего было составлено таких протоколов 834, и общая сумма административных штрафов в этом году составила более 13,5 миллиона рублей. От работы было отстранено 10 сотрудников палаточных лагерей.

Дмитрий МОРОЗОВ

Председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья

Всё, что мы обсуждаем, говоря сухим языком, это вопросы межведомственного взаимодействия. По большому счёту, можно прямо над нашим круглым столом вывесить фотографии семи нянек, которые следят за ребёночком. А наша задача, чтобы он не остался без глаза. Это, как вы понимаете, всегда очень сложно, потому что в условиях разделения ответственности мы как раз и имеем все проблемы.

Не только сегодня, но и вообще на подобного рода мероприятиях я слышу глаголы с возвратной частичкой «сь». Там прекратилось, там сократилось. А ведь не само оно прекратилось. Это мы сократили и прекратили. Каждый раз нужно понимать, чья это ответственность. Поэтому я уверен, что сегодняшний разговор, когда коллеги поделятся своими мыслями как практики, чрезвычайно важен. Это будет и основой совершенствования нормативно-правовой базы.

Я взял только самые главные документы, нормативные акты, приказы разных ведомств и министерств. Первое, на что обращаешь внимание, — их несогласованность. Соответствовать всем этим нормативным документам в реальной жизни не просто сложно, а невозможно. Глубоко убеждён, что мы должны выходить на очень простые, малостраничные документы, в которых обозначена основа дела. Иначе мы получаем проблемы с точки зрения законодательства, например, в здравоохранении.

Стоит задача обеспечить медицинскую помощь экскурсантам вне медицинской организации. Это само по себе противоречит 323-му закону «Об основах охраны здоровья граждан». Там речь идёт о том, что обеспечение медицинской деятельности вне медицинских организаций возможно в машине скорой помощи, на этапах медицинской эвакуации. А как помочь ребёнку в палаточном лагере или в дневном лагере, который организован в школе?

Мы проводили парламентские слушания, касающиеся вопросов, условно говоря, школьной медицины. Разбираясь с этой проблематикой, обратили внимание на невозможность реализации нормальных условий только потому, что нет гармонии между законами «Об образовании…» и «Об основах охраны здоровья граждан». Прописана, на мой взгляд, избыточная ответственность в части обеспечения здоровья детей, которую система образования просто не может на себя взять. Это с одной стороны. С другой стороны, избыточная регламентация со стороны здравоохранения, о которой я говорил.

Посмотрите на огромный перечень детских медицинских организаций, детских лагерей, различных экскурсионных групп! Везде разные условия работы. Надо прибавить ещё сезонные и климатические факторы. Как это всё регламентировать?

Недавно на заседании нашего Комитета мы сделали анализ медицинского обеспечения детского отдыха. В законе это называется оздоровлением. Но оздоровление — это не обеспечение медицинской помощью. Это создание таких условий, когда ребёнок получает всё, что дают солнце, воздух, вода, хорошее питание.

Мы проверяли работу летних лагерей, и многое вызывало просто изумление, начиная с лицензирования. Например, у лагеря для подростков лицензия по педиатрии, а в оборудовании — весы для новорождённых, которые буквально закатаны в перечень лицензии. В наших силах прекратить такую глупость и безобразие? Весы для новорождённых стоят 26 тысяч рублей. Кого взвешивать собрались? В другой лагерь каждый год приходят представители надзорных органов и составляют акты об отсутствии спасательной шлюпки, грозят штрафами. И каждый год, словно впервые, узнают, что в этом лагере нет водоёма и тонуть тут просто негде.

Ещё пример. Директор лагеря много лет закупает хорошие свежие продукты у соседнего фермера. Нельзя, говорят. Проводят конкурс на поставки, и побеждает фермер, у которого продукты не такого хорошего качества, но на три копейки дешевле. Теперь надо ездить к нему на другой конец района и жечь дорогое горючее.

Может, я излишне эмоционален, но как прикажете относиться к такому регламентированию?

Вернёмся к медицинскому обеспечению. Оно касается контроля физической культуры, формирования групп здоровья и много чего другого, но имеет решение всего лишь в присутствии медицинского работника в лагере. Так возьмите такого работника в штат либо заключите сезонный договор.

Я тридцать лет в медицине и знаю, как мои коллеги берут летом отпуск, чтобы поехать с ребёнком на море и устраиваются врачами в лагеря. Такая практика есть повсеместно. Другое дело, когда едешь с детьми куда-нибудь на волжский остров. Если ребёнка укусит змея, что делать? Тут и лодка нужна, и связь с берегом, чтобы скорая подъехала вовремя. Регламентирующих документов много, но они не могут предусмотреть всего, что случается в реальной жизни.

Возьмём хотя бы 363-й приказ Министерства здравоохранения 2012 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления». Всё прописано, но положения документа не распространяются на палаточный лагерь. Врач по приказу возглавляет медицинский пункт с кабинетом врача и изолятором. В палаточном лагере, понятно, такого пункта нет. Врач должен уведомить об определённых инфекционных заболеваниях. Нет врача — нет уведомлений. Между тем уведомление, как полагают наши чиновники, — основная процедура организации отдыха.

Наша задача — всем вместе прописать сквозной единый приказ. И то же самое касается школьной медицины. Не должен человек всё время искать нормативную базу, на какую ему ссылаться и, самое главное, определять главенство этих документов. Мол, здесь я поступаю по 323-му закону, а здесь — как сказано в Законе «Об образовании...». Знаете, кто «создаёт условия для оздоровления», а потом «считает несчастные случаи и делает анализ»? Педагог. А что делает в это время доктор? Он только бинт накладывает?

В законодательных актах написано: «К туристическому маршруту допускаются только здоровые дети». Это кто? Не имеющие острых заболеваний или, как там написано, туберкулёза в открытой форме? Или эпилепсии с часто повторяющимися приступами. А часто — это сколько? У нас половина детишек имеют астматические синдромы. Что с ними делать?

Поэтому, убеждён, нужен сквозной единый приказ. Нужны чёткие должностные инструкции. Нужна договорённость в уведомительном листе родителей, где прописано, на каких условиях они передают своего ребёночка нам, и где определены наши полномочия. Иначе семь нянек так и будут организовывать отдых детей.

(Аплодисменты).

Виктор ОМЕЛЬЧЕНКО

Заместитель директора Федерального центра детско-юношеского туризма

К сожалению, сегодня развитию детского туризма препятствует ряд системных проблем. И первая из них, на которой я остановлюсь, это запутанность и противоречивость подхода к пониманию самой сути туризма в целом и детского туризма в частности.

Остановлюсь преимущественно на вопросах активного туризма. Потому что активный и экскурсионный туризм имеют разные предметы регулирования.

В Российской Федерации регламентация активного туризма отражена в нормативных документах в сфере спорта, образования и туристских услуг, причём именно в такой последовательности. Это связано с тем, что наиболее распространённой формой активного туризма является поход, который может выступать и как одна из форм оказания туристской услуги, и как одна из форм осуществления спортивной и образовательной деятельности при реализации программ в области отдыха и оздоровления. То есть поход — это не услуга, это форма.

А каким будет её наполнение, зависит от того, какую деятельность мы осуществляем. Это первая проблема. В частности, в области спорта традиционно понимается спортивный туризм, который имеет 70-летнюю историю и регламентируется соответствующими правилами и регламентами. Это очень чёткий документ, где выделяются несколько этапов: подготовки маршрута, заполнения маршрутных документов, этап согласования с маршрутно-квалификационной комиссией. То есть в системе спортивного туризма предусмотрены достаточно чёткие и жёсткие требования к регламентации, выработанные десятилетиями туристских походов.

Ещё развивается туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования. При организации походов применяются либо нормативные документы в сфере спорта, либо нормативные документы ведомственные, разработанные в начале 1990-х годов. И это позволяет системе образования в этом плане быть достаточно урегулированной.

А вот в отдыхе и оздоровлении проблем несколько больше, потому что специфической нормативно-правовой базы здесь нет. Организация отдыха и оздоровления регламентируется актами либо в сфере спорта, либо образования, либо туристских услуг. Причём туристские услуги — самая неурегулированная часть организации походной деятельности с детьми. Не случайно трагедия с детьми на Сямозере произошла именно в этом сегменте организации походов.

К сожалению, сейчас ситуация стала ещё хуже и запутаннее, что во многом связано с принятием 465-го федерального закона.

Поясню на примере. Согласно этому закону, в 132-й закон внесены изменения, согласно которым федеральный орган, а именно Минкульт России, устанавливает общие требования к туристским маршрутам для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы туристов.

Первое противоречие данной статьи заключается в том, что частица «либо» здесь неприемлема, потому что дети, находящиеся в организациях отдыха и оздоровления детей и идущие в поход, уже туристы.

Следующее противоречие. Сферой 132-го закона является не туризм как социальное явление в целом, а непосредственно туристская деятельность, туристские услуги, которые являются лишь частью туризма. Туризм — это межотраслевое явление. Если ребёнок уехал на лечение в санаторий, то оно регламентируется, в первую очередь, законодательством о здравоохранении. Перемещение организованных групп детей в природной среде на соревнованиях регламентируется законом о спорте. А детский туризм?

Остановимся на одном термине — «туристский маршрут». Его законодательство трактует как путь следования туристов. Но в условиях даже одного похода путей может быть несколько — в зависимости от времени года, целей, состава группы, климатических условий. И когда в каком-то регионе разработано пять новых туристских маршрутов, это надо перевести на язык закона. Получится, разработано пять новых путей передвижения.

В настоящее время внесены два законопроекта, которые могут ещё больше запутать ситуацию. Один предусматривает наделение органов исполнительной власти в сфере отдыха и оздоровления детей правом утверждать списки рекомендуемых туристских маршрутов. Заметьте, в одном случае вопрос туристских маршрутов регламентируется 132-м законом, в другом случае предлагается 124-й. Опять противоречие. Специалисты в области активного туризма скажут: не бывает одинакового маршрута в зависимости от климатических условий, сезона, погоды. Рекомендуемый сегодня маршрут может быть нерекомендуемым завтра. И здесь возрастает роль квалификационной комиссии как экспертного органа. Нельзя утвердить маршрут, не являясь высококвалифицированным специалистом именно в этой области, иначе возникнут серьёзные риски для безопасности детей.

Может быть, стоит подумать о возвращении бытовавшего в советский период понятия «плановый маршрут»? Плановый — как объект инфраструктуры, чего мы не видим сегодня в программе развития внутреннего туризма. Речь идёт об инфраструктуре троп, инфраструктуре стоянок. И это из сферы безопасности. Так называемые национальные тропы активно развиваются в Европе, в тех же США, но у нас пока это остаётся за предметами регулирования.

Следующий законопроект ещё более интересен. Предлагается внести в 132-ФЗ понятие «экстремальный туризм». При этом туризмом пытаются назвать то, что таковым не является: виндсерфинг, дайвинг, рафтинг, скалолазание. Подобные услуги могут оказываться любому человеку, а не только туристу. В Европе большинство путешествующих по горным маршрутам являются местными жителями — это форма оздоровления. Полагаю, наш законопроект может ещё более запутать ситуацию. А такая запутанность в законодательстве на федеральном уровне ведёт к запутанности в ведомственных документах.

В августе 2017 года Минюст России зарегистрировал 511-й приказ Минкульта, устанавливающий общие требования к туристским маршрутам с участием организованных групп детей, которые, напомню, согласно одному из законопроектов, должны утверждать органы в сфере отдыха и оздоровления. Учитывая, что документ ведомственный, в первой статье данного приказа сразу указано, что он распространяется только на туроператоров и турагентов. Почему так? Потому что сфера применения в целом данного закона — это сфера туристских услуг. Мне уже звонили несколько директоров региональных центров детско-юношеского туризма. Оказывается, надзорные органы их уже «обрадовали»: готовьтесь, весной будем требовать от вас инструкторов-проводников. Но нет таких инструкторов в системе образования — здесь педагоги. А в системе спорта — тренеры.

Непонимание, прямо скажем, простых вещей на региональном уровне способно весной опять привести к хаотизации работы. Причём в системе образования и в системе спорта нынешние требования к педагогам и к тренерам гораздо жёстче, чем те, которые предлагается ввести в закон об основах туристской деятельности.

И здесь мы подошли ещё к одной злободневной проблеме — региональное видение регулирующих документов. Это противоречие на противоречии! Дмитрий Анатольевич Морозов говорил о первой помощи. В «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» применительно к палаточным лагерям употребляется термин «первая медицинская помощь». Причём эти правила приняты после закона о здравоохранении, а закон чётко разделяет: есть первая помощь, и есть медицинская помощь, частью которой является первичная медико-санитарная помощь. Так какой документ имеет в виду Роспотребнадзор, когда говорит о первой медицинской помощи?

Отдельно о перевозке детей автобусами. И здесь противоречие на противоречии. Зимой дети из Минска замерзали в городе Вязьма несколько часов. Им никто не дал автобус, потому что по регламенту на это должно уйти двое суток. Вызывали автобус из Беларуси. На моей памяти два сотрудника МВД дискутировали, что же подразумевает под собой порядок посадки детей в автобус, требуемый при организованной перевозке. Один говорил о том, что это порядок рассадки. Кто где сидит. А другой говорил: кто за кем сидит.

Есть судебный прецедент, когда были признаны неправомочными действия Роспотребнадзора, который предлагал распространить требования СанПиН к палаточным лагерям на мероприятие, которое таковым не является. Невольно возникает вопрос: может, вообще запретить активный туризм и уйти в одни экскурсии? Но этого делать категорически нельзя. Потому что активный туризм — это один из наиболее эффективных инструментов воспитания подрастающего поколения, причём воспитания человека-созидателя, в отличие от идеологии 1990-х, когда мы говорили о человеке-потребителе.

Россия огромная страна, и для многих её жителей нахождение в природной среде — не развлечение, а необходимость. Не умеющий ладить с природной средой житель Камчатки подвергает себя бóльшим рискам, нежели умеющий это делать.

Есть одно направление в активном туризме, поддерживаемое МЧС. Это «Школа безопасности». Сам смысл активного детского туризма заключается в умении правильно и безопасно находиться в природной среде. Сворачивание активного детского туризма идёт параллельно с ростом популярности таких экстремальных явлений, как руферство, лазание по крышам, зацепинг. Дети, которые не пошли в активный туризм, не пойдут на курсы кройки и шитья. Они уйдут в эти неконтролируемые сферы. А там большая степень риска и большая степень опасности.

Юрий КОНСТАНТИНОВ

Президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения

Хочу остановиться на нескольких моментах, так как в составе координационного совета я занимаюсь нормативно-правовой базой. В начале 1990-х годов вся нормативная база по детскому туризму и туристско-краеведческой деятельности была создана усилиями Федерального центра детско-юношеского туризма, и до сих пор не отменена. Самое интересное — 25 лет она действует. И позволила за эти годы добиться настоящей безопасности в организованном туризме системы образования.

Сегодня есть инструкция об организации походов и путешествий с учащимися по территории России. Она действует хорошо. Потому что первая такая инструкция была создана в 1952 году. И каждые 20 лет она в системе образования обновлялась. А сейчас нормативная база становится, мягко говоря, преградой на пути педагога. Для того чтобы сводить детей в многодневный поход, педагог должен собрать более 50 документов. Причём документов, ограничивающих всех и во всём. Мы ещё помним, как каждую субботу или воскресенье все московские вокзалы были забиты детьми с рюкзаками. Поход по Подмосковью — что может быть интереснее! За последние полгода я видел только одну детскую группу, которая ехала в поход.

Но ведь спортивные походы — это маленькая часть активного детского туризма. Самое главное, чтобы, обучаясь в школе, дети хотя бы на один день сходили в поход, выехали на экскурсию. А действующие документы ограничивают учителя. Надо, чтобы новые документы, которые сейчас будем готовить, работали на школу. Центры детского туризма занимаются походами и экскурсиями, а в школе этого нет.

Мы подготовили правила организации и проведения путешествий с организованными группами несовершеннолетних по территории Российской Федерации. Над ними работали все директора центров и станций юных туристов. Прошло множество обсуждений. Документы направили в Министерство образования и Министерство культуры. Не получили ни единого ответа. Это было, повторюсь, три года назад. В нынешнем году снова обратились, в министерствах образования и культуры сказали, что готовы работать с этим документом.

Я вижу, что в наших рекомендациях записано: «Министерству образования рассмотреть документ». Но документ должно рассмотреть не Министерство образования. Это межведомственный документ. Все несчастные случаи, которые происходят в походах и на экскурсиях, находятся вне нормативного поля образования. Это коммерческие проекты, и ведут их коммерческие структуры. А детским туризмом занимаются сейчас и церковь, и МЧС, и Минобороны. Значит, должен быть межведомственный документ.

Его надо утверждать на уровне правительства, и тогда мы снимаем много очень вопросов. И Минздрав будет работать в рамках документа. В его проекте расписано всё: организация экскурсий, организация прогулок, потому что это тоже вид детской туристской деятельности. Это основной документ, и есть много сопутствующих. Об отчётности по проведённым походам и путешествиям, например. Мне стыдно, когда я должен детям говорить: собирайте в универсаме квитанции и чеки. Ведь чтобы отчитаться за то, что деньги потрачены на детей, по нынешним требованиям, я должен предъявлять такие квитанции.

Мы ставим вопрос так: если бюджет выделил средства на организацию детского мероприятия, то руководитель отчитывается за бюджетные ассигнования перед государством, а дальше — перед родителями, которые выделяют деньги для детей. А по форме отчётности руководитель и родители всегда сумеют договориться.

Много документов, которые надо пересматривать. Ведь каждое министерство и ведомство считает, что у него семь пядей во лбу и оно может всё предусмотреть. Поэтому намного сложнее отменить уже принятый документ, чем принять участие в разработке на стадии его подготовки. В этом году утверждено положение о палаточном лагере, где записано: надо иметь специальное разрешение, в скобочках — лицензию, на его организацию. Надо ли школе, у которой в уставе и так записано «дополнительное образование», получать лицензию, чтобы открыть лагерь? Если здесь не изменить ситуацию, то летом получим закрытие школьных лагерей.

Вот наше предложение: когда готовятся подобные документы, надо привлекать профессионалов, которые видят все подводные камни.

Галина СТЕПАНОВА

Директор республиканского Центра детского и юношеского туризма Республики Карелия

Мне пришлось в прошлом году, к сожалению, быть тем самым кризисным менеджером, который закрывал проблемный лагерь на Сямозере, который здесь неоднократно упоминался. Всё там случилось в результате межведомственной пустоты. Коммерсанты применяли наши технологии. Как директор государственного учреждения я на протяжении тридцати лет применяю такие технологии организации образовательного спортивного туризма на водных объектах. А у нас их очень много в Карелии. В то же время организаторы лагеря не имели никакой лицензии, ни в каком реестре не стояли. Вот этот вакуум, межведомственная пустота создали страшную ситуацию.

К сожалению, наши государственные структуры перепугались этого прошлогоднего случая. И сделали выводы. Межведомственная комиссия в этом году издала приказ об организации всех лагерей на основании актов, то есть только в том районе, где собираются открыть лагерь. Только по этим актам должна приниматься лагерная программа. Межведомственная комиссия создала акт на 11 листах, где освещено 200 вопросов. Я теперь должна написать, как кварцую территорию, на которой дети проживают, какие у меня шкафчики, какие условия для санитарной обработки посуды и санитарной обработки сотрудников. Хочется спросить: дети тогда утонули, потому что их не кварцевали?

А мы работали всегда в советское время и теперь работаем по маршрутным книжкам МЧС, по ученическим и учрежденческим документам, необходимым для того, чтобы группа пошла в поход.

Нас в этом году контролирует даже статистика. Она порекомендовала, например, правильное количество педагогов на лагерь. Мне предложили показать пляжи на маршруте. Это на реках в Карелии. То есть ситуация настолько обострилась, что каждый говорит: я не хочу сидеть за чужой лагерь. А полицейские довольны. Один мне прямо сказал: вы нам такой бальзам на душу пролили, когда в приказе написали, что руководитель похода отвечает за жизнь и здоровье детей.

С таким бальзамом в этом году в лагерях Карелии отдохнуло самое минимальное количество детей за всю нашу историю. Но появился и положительный момент. Ещё я много лет являюсь председателем Маршрутно-квалификационной комиссии (и взрослой, и детской одновременно). Все знают, что нужно выходить на маршруты с оформленными документами. Ко мне после трагедии на Сямозере стали приходить все коммерческие структуры и только после этого выпускаться на маршруты. До этого я двадцать пять лет пыталась работать с коммерческими структурами, чтобы они оформляли документы правильно, потому что работают в активной среде. Ведь есть маршруты с порогами. Но они никогда не заявлялись на такие маршруты. А проводники были просто инструкторами выходного дня. Отсюда и трагедия на Сямозере. Теперь ситуация меняется.

Но педагогов моих, которые работают с детьми, иногда просто не пускают в школы. Даже если мы договорились провести массовый поход выходного дня со сдачей норм ГТО, директор накануне звонит: «Галина Ивановна, я вас не пущу на порог. Мне запретила администрация района». Чиновники стараются прикрыть только себя. Они прямо говорят: мы учились на то, чтобы вас контролировать.

О нормативной базе. Мы работаем по инструкции 1992 года, она всех устраивает. Даже когда меня вызывали в Следственный комитет, я привозила наши документы, и они правоохранителей устраивают. Более того, они советовали вносить в регламенты наши предложения, чтобы они стали узаконенными для всех. То есть основная наша задача — сконцентрировать все наработки, чтобы они были узаконены и действовали не только в государственных образовательных учреждениях, но и в коммерческих структурах, которые занимаются детским туризмом. Иначе разобщённость погубит. Единая нормативная база крайне нужна.

Константин МЕРЖОЕВ

Директор Центра туризма и экскурсий Краснодарского края

Наша основная проблема — кадровая. Мы сломали советскую систему, и я не понимаю, почему не взять из неё полностью всю законодательную базу о туризме. Раньше была одна структура, которая занималась всеми этими делами: профсоюзы, которые отвечали за всё и всё решали. Туда входили плановые дела и самодеятельные. Очень правильно говорили, что должно быть разделение планового туризма и самодеятельного. Но всем этим занимались подготовленные кадры.

Их сегодня нужно готовить. Если брать Краснодарский край, то мы над этим работаем давно и довольно плодотворно. Сегодня мы сняли, так сказать, кадровый голод на инструкторов и проводников в половине школ. А у нас их 1200 с лишним плюс образовательные учреждения — всего полторы тысячи. Около 700 с лишним человек сегодня работают на территориях муниципальных образований. И работаем во многом мы по той системе детско-юношеского туризма, которая была утверждена в советские времена.

Ответственно могу сказать, что это очень жёсткие правила, которых сегодня нет ни в одной сфере. Но почему-то нас всё время тычут носом, когда нарушают правила люди, которые не должны заниматься детским туризмом. Это они очень часто, грубо говоря, запихивают детей в лодки и банально зарабатывают деньги. А специалистам говорят: нет, ты не имеешь права работать инструктором по таким и таким пунктам.

Я давно работаю как чиновник и могу сказать одно: чем больше мы регулируем систему, тем больше людей уходит в тень. Теперь вопрос: если образовательной организации давать лицензию на образовательную деятельность, то имеет ли она право готовить туристские кадры? Имею в виду преподавательский состав. Любой техникум, любое училище, институт могут, в принципе, выпускать инструктора, проводника, потому что у них это есть в лицензии. Но вот этого категорически делать нельзя! Почему? Потому что специалистам не могут преподавать неспециалисты.

А специалисты, чаще всего, сидят у нас в таких местах, как Федерация спортивного туризма. Плюс ведомственные организации, которые давно занимаются туризмом, которые брали полномочия на все дела и ведут давно эту деятельность.

Таких специалистов надо собирать и готовить. В советское время существовали институты повышения квалификации туризма. Их было, если не ошибаюсь, около десятка по всей стране. Они были по регионам закреплены, районированы. И у нас в Краснодаре была такая структура. Сейчас даже здания не сохранилось.

Так вот, к нам съезжались со всех южных регионов. Специалистов готовили, начиная от экскурсоводов и заканчивая инструкторами и проводниками. Эту единую систему нужно, с моей точки зрения, быстрее восстановить, потому что, если будет каждый заниматься, чем хочет, то нормального детского туризма не получится. И как бы мы ни пытались всё регулировать, это будет бесполезно.

Роль образовательных организаций в развитии детского туризма сокращается. Потому что на местах, в районных центрах им многое запрещают. Не потому что такие запреты законны, а просто потому, чтобы не было лишней головной боли. Доходит до абсурда. Не все педагоги борцы, вот в чём вопрос. Да в принципе школьный учитель, который занимается экскурсиями, и не должен быть бойцом. Он не должен знать миллион законов, постановлений и всего остального. Он должен работать, воспитывать детей.

Мы проводим экспедиции с детьми. Два месяца экспедиция идёт, наша «Кубанская кругосветка» с элементами третьей и четвёртой категории сложности. Если бы видели этих детей до экспедиции и после! Их родители не узнают. У меня были проблемные дети. Один отец привёл сына и говорит: не знаю, что с ним делать. А через два месяца, после кругосветки, сказал: я даже не представлял, что возможны такие изменения. Я говорю не только о выработке характера, об укреплении здоровья — дети в таких походах открывают целый мир, становятся гражданами своего края и своей земли.

И ещё один аспект. Спортсмены первого разряда, кандидаты в мастера спорта в спортивном туризме, это всё люди, которые могут служить в спецподразделениях. Такие люди могут выживать в любых условиях. У нас был один трагический случай. В горах погиб офицер, просто замёрз. То есть воевать умел, а выживать — нет. Теперь вы должны понимать, насколько важен туризм. Мы начинаем воспитывать сильных людей. Сильных и телом, и духом.

У нас никогда не будет заниматься тот, кто сидит часами за гаджетами. Это не его дело. Но дети, которые занимаются туризмом, потом будут поддерживать обороноспособность страны. Связь тут самая прямая. И если взглянуть на проблему под таким углом, то можно прямо заявить: детский туризм — дело государственной важности. Кроме того, давайте вспомним, что в нашей большой стране случаются с регулярной периодичностью то наводнения, то смерчи, то пожары. В спасательных и поисковых операциях всегда участвуют подготовленные люди. Подготовленные где? Не только в казармах и специальных лагерях. Путь в спасатели для некоторых начинался с детского туристского маршрута. И чем больше будет подготовленных, закалённых людей, тем лучше. И для детей, и для общества. Вообще, подготовку здорового поколения в нашей стране надо ставить на поток. На стадионах, на лыжне, на спортплощадках. И на туристском маршруте тоже!

В будущем году, как здесь уже говорили, исполняется сто лет дополнительного образования. А началось оно, напомню, с организации туристского бюро.

Анатолий БАКАЕВ

Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области

Быть или не быть детскому туризму? О его важности хорошо сказал наш замечательный путешественник Константин Мержоев.

Мне довелось работать начальником инспекции по делам несовершеннолетних одной маленькой южной республики, а потом и начальником Инспекции по делам несовершеннолетних Советского Союза. И я полностью согласен с коллегами, которые считают, что детский туризм, особенно палаточные лагеря, походы, жизнь на природе — важнейшая форма воспитания. Особенно трудных подростков. Именно на маршрутах воспитывается коллективизм, чувство плеча, чувство локтя, умение готовить, убирать за собой и многие другие качества, которые, к великому сожалению, сегодня не всегда прививаются дома, в семье.

Почему сегодня, имея 78 регламентов, тем не менее, мы допускаем трагические происшествия в организации детского отдыха? Да потому что нормативные документы создаются в условиях чрезвычайных происшествий. Именно об этом говорила Галина Степанова из Карелии. Как только ЧП произошло, так мы начинаем придумывать всякие препоны, обжёгшись на молоке, дуть на остывшую воду. Придумывать правила, которые невозможно выполнить.

Сегодня необходимо, может быть, под эгидой Комитета по образованию и науке, создать рабочую группу, в которой проанализировать все нормативные документы и подготовить общий. Выкинуть всё лишнее, всё, что мешает. Подготовить общий документ и утвердить его на уровне правительства Российской Федерации. Без этого мы не сдвинем воз с мёртвой точки.

Второй момент. Необходимо обязательно ввести специализацию. У себя в педагогическом университете мы на базе спортивного факультета ввели специализацию работы с туризмом. Мы эту работу ведём в рамках программы «Здоровый образ жизни». Наверное, в других регионах тоже есть такая программа, которая активно поддерживается Законодательным Собранием и многими депутатами.

Мы подготовили такую группу. Занимаемся на факультативе, готовим инструкторов по туризму, которые могут работать с детьми. Здесь большая роль принадлежит законодательным собраниям регионов, которые у себя на месте должны вырабатывать региональную нормативную базу. Прежде всего, привести в порядок и потом уже выносить её на федеральный уровень.

Лариса ТУТОВА

Спасибо всем, кто выступил на нашем круглом столе. Вы подняли очень важные темы. Это и неразбериха в понятиях, и в нормативной базе... Согласна, что новые нормативные документы должны работать на школу, на педагогов, в конечном итоге — на детей и на страну. Надо привлекать экспертов на стадии подготовки и утверждения нормативных документов. Надо учесть всё: и позицию чиновников, и аспекты подготовки кадров, и квалификацию людей, которые занимаются детским туризмом и экскурсионными маршрутами. Прошу передать ваши предложения и замечания, чтобы они вошли в резолюцию нашего круглого стола.

На круглом столе выступили также В. ЧЕНЦОВ, директор Белгородского областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий; С. МЕНДЕЛЕВИЧ , руководитель комиссии по детско-юношескому туризму Общественного совета Ростуризма; Г. ЖУКОВ , заместитель директора по экскурсионно-массовой работе Камчатского дома детского и юношеского туризма и экскурсий; Л. КОЗЛОВА , заместитель директора департамента культуры Министерства культуры Тульской области; Н. ТВЕРСКАЯ , директор московской школы № 345 имени А. С. Пушкина; М. ГРИЦУН, директор ООО «Остров героев»; С. ШПИЛЬКО , президент Российского союза туриндустрии.

Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России», который состоялся 30 января в Общественной палате Российской Федерации.

Мероприятие организовано Комиссией по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ совместно с Общественным советом при Министерстве культуры РФ по инициативе Ассоциации владельцев исторических усадеб при поддержке Федерального агентства по туризму.

В круглом столе приняли участие советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис и др.

В ходе встречи были рассмотрены вопросы создания привлекательных условий для частных инвестиций в индустрию усадебного туризма, а также предложения участников об организации деятельности нового общероссийского туристического маршрута владельцев исторических усадеб «Возрожденные усадьбы России».

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из наиболее популярных круглогодичных видов отдыха в России, а дворянские усадьбы как живое воплощение духа ушедших эпох вызывают большой интерес российских и зарубежных туристов.

«С 2000 года количество внутренних и въездных турпоездок по России выросло более чем в два раза. Только за последние четыре года россияне стали ездить по стране на 75% чаще. Все это свидетельствует о росте востребованности Российской Федерации как туристского направления», – заявил Глава Ростуризма Олег Сафонов.

В этой связи реставрация усадеб и использование их в туристических целях является актуальной инициативой с точки зрения сохранения памятников российской культуры и создания новых объектов туристского показа. Проблема заключается в том, что большинство усадеб (в целом по России их насчитывается более 50 тыс.) находится в ветхом состоянии, не имеет правового статуса и, как следствие, не может быть использовано в туристических или каких-либо иных целях.

Как отметил в входе встречи генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, только в Центральном федеральном округе расположено 150 усадебных комплексов, на восстановление которых, согласно экспертным оценкам, может потребоваться порядка 7,5 млрд рублей. Попытка государства взять реставрацию этих объектов полностью в свои руки обернулась бы существенной дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет.

Предполагается, что «вернуть к жизни» заброшенные памятники архитектуры позволит усиление предпринимательской активности в регионах страны. В настоящий момент Федеральное агентство по туризму совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Ассоциацией владельцев исторических усадеб реализуют новый проект «Возрожденные усадьбы России», который базируется на принципах государственно-частного партнерства, и предполагает создание одноименного национального туристического маршрута владельцев усадеб.

По словам советника Министра культуры РФ, Председателя Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаила Лермонтова, инициатива направлена на обеспечение привлекательных условий для вовлечения в процесс реставрации усадеб частных инвестиций и создание самоокупаемых механизмов хозяйственной деятельности при их использовании.

«Восстановление и сохранение усадеб невозможно без сопряжения интересов государства и тех, кто готов вкладывать свои, средства, силу и душу в это проект. При этом мы, владельцы усадеб, как никто другой понимаем, что если эти объекты не будут насыщены самоокупаемыми видами деятельности, то мы не сумеем содержать их в надлежащем виде. Как показывает практика, уже через 2-3 года после реставрации требуются серьезные вложения на поддержание архитектурного облика здания, которые нередко вдвое превышают расходы на ремонт», – отметил советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов.

Олег Сафонов, в свою очередь заявил, что Ростуризм готов оказать информационную поддержку проекту, в том числе с использованием возможностей Национального туристического портала Russia.Travel , который является первоисточником самой полной и актуальной информации и возможностях отдыха и путешествий в России. Глава ведомства предложил создать на портале специальный раздел «Возрождённые усадьбы России», куда участники проекта в режиме личного кабинета могли бы, к примеру, добавлять сведения о новых объектах, а также об изменениях в составе рабочей группы.

«В настоящий момент Национальный туристический портал Russia.Travel содержит сведения о 22 тыс. объектов туристского показа и имеет целевые страницы на 8 языках. Я бы рекомендовал перевести наиболее значимую информацию раздела на те языки, которые вы сочтете наиболее перспективными с точки зрения продвижения проекта. Это все может быть в ваших руках, и мы с удовольствием предоставим вам этот инструмент», – обратился Олег Сафонов к участникам круглого стола.

Другим эффективным решением может стать включение инициатив по восстановлению исторических усадеб в инвестпроекты в рамках концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2019 – 2025 годы). Как пояснил Олег Сафонов, такой подход позволит оптимально использовать на практике механизмы ГЧП, заложенные в проекте «Возрождённые усадьбы России».

«Работа по восстановлению и вовлечению в туристскую деятельность исторических усадеб должна вестись на системной основе, с применением научного подхода. Необходимо на региональном уровне создавать благоприятные условия хозяйствования для операторов исторических усадеб как туристских объектов, использовать возможности, которые открывают предусмотренные российским законодательством механизмы государственно-частного партнерства, а также консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. в вопросах продвижения», – говорит Олег Сафонов.