Меню
Бесплатно
Главная  /  Bmw  /  По инициативе сперанского был реализован проект создания. Шпаргалка: Проекты государственных преобразований М.М

По инициативе сперанского был реализован проект создания. Шпаргалка: Проекты государственных преобразований М.М

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Александр I планировал и более глубокое реформирование государственного управления. С 1808 ᴦ. разработкой проекта преобразований занимался М.М. Сперанский. В проекте Сперанского ("Введение к уложению государственных законов", 1809 ᴦ.) речь шла о том, чтобы, не покушаясь на полноту самодержавной власти, создать в России выборную Государственную думу и ввести выборные судебные инстанции.

Проект предусматривал создание Государственного совета как связующего звена между царем и органами центрального и местного управления.

Все эти органы Сперанский предлагал наделить лишь совещательными функциями, предоставив избирательные права дворянам, купечеству и государственным крестьянам.

Александр принципиально поддержал проект, но против этих предложений выступила консервативно настроенная часть дворянства. Александр в канун войны с Францией нуждался в поддержке широких слоев дворянства, в связи с этим проект реализован не был.

Единственным предложением Сперанского, воплощенным в жизнь, стало учреждение Государственного совета (1810 ᴦ.).

· политика в сфере просвещения.

При организации министерств в 1802 ᴦ. среди первых было создано и министерство народного просвещения. Оно имело в своем ведении высшие, средние и низшие учебные заведения, Академию наук, Академию художеств, типографию и цензуру, Публичную библиотеку в Петербурге.

Наибольшее значение имело открытие новых университетов: Казанского (1804 ᴦ.), Харьковского (1805 ᴦ.), Петербургского (1819 ᴦ.).

В 1804 ᴦ. принят университетский устав, гарантировавший университетам автономию.

В 1804 ᴦ. принимается либеральный цензурный устав.

При этом не всœе заявленные реформы были осуществлены.

Исследователи называют различные причины свертывания реформ.

Причины свертывания реформ:

Мощная дворянская оппозиция либеральному курсу (ситуация со Сперанским), боязнь императором дворцового переворота;

Ожидание войны с Францией, крайне важно сть консолидации общества; война - не лучшее время для либеральных реформ.

Политика Александра I в 1814 – 1825 гᴦ.

После победоносного завершения Отечественной войны либеральный курс Александра не был реанимирован.

Большое влияние на содержание внутренней политики в России в послевоенное время оказывал А.А. Аракчеев . По его имени 1810–1820-е гᴦ. часто именуют аракчеевщиной.

Аракчеевщина – внутриполитический курс в последнее десятилетие (1815–1825 гᴦ.) правления Александра I, характеризующийся стремлением навести бюрократические порядки во всœех сферах жизни российского общества, насаждением военных посœелœений, ужесточением дисциплины в армии, усилением гонений на просвещение и печать.

Новый курс нашел свое проявление в следующих мерах:

1816 ᴦ. – самое яркое проявление аракчеевщины – организация военных посœелœений ;

Еще до войны в России стали вводиться военные посœелœения (с 1810 ᴦ.). Это особая организация вооруженных сил в России, при которой строевая служба совмещается с ведением хозяйства.

Военные посœелœения создавались на казенных землях ряда западных губерний. При создании военных посœелœений правительство преследовало цели:

сокращение военных расходов;

ликвидация рекрутских наборов;

ограничение распространения крепостничества путем скупки крестьян у разоренных войной помещиков.

При этом негативных последствий организации военных посœелœений оказалось больше. Быт крестьян в военных посœелœениях был жестко регламентирован, сохранялись тяжелые условия жизни, что вызвало ряд вооруженных выступлений.

Военные посœелœения неоднократно реорганизовывались, но были отменены только в 1857 ᴦ.

1818–1819 гᴦ.– гонения на профессоров Казанского и Петербургского университетов; усиление цензуры;

1822 ᴦ. – запрет тайных организаций;

1822 ᴦ. – разрешение помещикам вновь (после 1809 ᴦ.) ссылать крестьян в Сибирь.

При этом и на втором этапе правления Александра I проходили вполне либеральные реформы:

по поручению императора велась выработка проекта освобождения крестьян;

завершилась реформа крестьян в Прибалтике (начата еще в 1804 ᴦ.): здесь крестьяне получили личную свободу, но без земли;

в 1815 ᴦ. Польше была предоставлена конституция, провозгласившая ее внутреннее самоуправление;

в 1818 ᴦ. министром юстиции Н. Новосильцевым началась выработка Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции, но и данный проект не был реализован.

С 1822 ᴦ. Александр I отходит от государственных дел, становится более религиозным (мистицизм). По официальной версии 19 ноября (1 декабря по н.ст.) 1825 ᴦ. он умирает в Таганроге, куда уехал сопровождать больную туберкулезом супругу.

Неофициальная версия – легенда о Федоре Кузьмиче Томском .

Согласно легенде Александр I в 1825 ᴦ. по благословлению Серафима Саровского принял решение отказаться от престола и инкогнито уйти из мирской жизни, приняв вид странника. В 1840-х гᴦ. возникла легенда, что старец Федор Кузьмич (?-1864), сосланный за бродяжничество в Томскую губернию, и является тайно покинувшим престол Александром I.

Итоги царствования Александра I противоречивы. С одной стороны – масса либеральных инициатив, с другой стороны – чересчур мало из задуманного реализовано. При этом среди заслуг Александра I можно назвать первые шаги по ограничению крепостничества.

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований." 2017, 2018.

Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя общее внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел, где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром. Сперанский получил от государя поручение выработать общий план государственного преобразования, не удавшийся интимному кабинету. Сперанский должен был, кроме того, руководить работой комиссии законов, трудившейся над составлением нового кодекса. Наконец, Сперанский являлся докладчиком и советником государя по всем текущим делам управления, чрезвычайно разнообразным. С необыкновенным усердием работал Сперанский несколько лет (1808–1812), проявляя тонкий и гибкий ум, большие политические знания, выдающееся красноречие. Знакомый с языками (французским и английским) и с западной политической литературой, он больше всякого иного чиновника был подготовлен к делу управления, так как соединял в себе прекрасное практическое знакомство с делами и широкую теоретическую подготовку. В этом состояла главная сила Сперанского.

План государственного преобразования, составленный Сперанским, предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий предполагалось новое разделение граждан по правам на «дворянство», «людей среднего состояния» и «народ рабочий». Все население государства представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Среднее состояние составлялось из купцов, мещан, поселян, имеющих у себя не населенные крестьянами земли. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Предполагалось разделить государство заново на губернии, округа и волости и создать новый порядок управления. Во главе государства должна была стоять «державная власть» монарха, окруженная «государственным советом». Под их общим руководством должны действовать учреждения: законодательные, исполнительные и судные . Общую цель, или «разум» (смысл), преобразования Сперанский полагал «в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе». Император Александр сочувствовал общему направлению проекта Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 г. С 1 января этого года были открыты действия нового государственного совета, устроенного согласно с предположениями Сперанского, и сам Сперанский был назначен государственным секретарем при новом совете. Но далее дело не пошло: император изменил свое настроение и как бы устрашился предположенной общей реформы. Знаменитый проект Сперанского остался только проектом.

Одновременно со своими трудами над планом общего преобразования Сперанский руководил действиями «комиссии законов», которая приготовила проект нового гражданского уложения (законы об отношениях семейных, о наследстве, о собственности, о договорных отношениях и т.п.). Этот проект был внесен в государственный совет и там рассмотрен, но остался необнародованным . Несмотря, однако, на такую неудачу первых законодательных работ Сперанского, они имели для него огромное значение и дали ему юридическую опытность, которой он и воспользовался впоследствии.

Мало-помалу, находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. Между прочим, Сперанский заново пересмотрел все подробности произведенной в начале царствования императора Александра реформы центрального управления и во многом изменил и улучшил устройство министерств. Перемены, произведенные в распределении дел по министерствам и в порядке управления ими, были изложены в новом законе о министерствах (изданном в 1811 г. под названием «общего учреждения министерств»). Самое число министерств было увеличено до 11 (прибавлены, между прочим: министерство полиции, путей сообщения, государственный контроль).

Деятельность Сперанского и его быстрое возвышение возбуждали во многих неудовольствие. Одни завидовали личным успехам Сперанского и готовы были на интригу против него. Другие видели в Сперанском слепого поклонника французских идей и порядков и сторонника союза с императором Наполеоном. Считая влияние Франции разрушительным, а союз с Наполеоном постыдным, эти люди из патриотического чувства вооружались против направления Сперанского и считали нужным ему противодействовать. Один из самых талантливых и известных литераторов того времени, европейски образованный Н. М. Карамзин составил для государя записку «о древней и новой России» и в ней доказывал вред и опасность мер Сперанского. Эти меры, по мнению Карамзина, легко и необдуманно уничтожали старые порядки и столь же легко и необдуманно вводили в русскую жизнь французские формы. Хотя Сперанский и отрицал свою приверженность к Франции и Наполеону, однако в глазах всего общества его близость к французским влияниям была неоспорима. Когда отношения России и Франции обострились и русские ожидали нашествия Наполеона на Россию, император Александр дал ход обвинениям против Сперанского и не счел возможным оставить его вблизи себя. Сперанский был уволен от должности государственного секретаря; мало того, по каким-то темным обвинениям и интригам, государь отправил его в ссылку (в Нижний-Новгород, а потом в Пермь), откуда Сперанский был возвращен лишь в конце царствования Александра.

Таким образом, император Александр и со Сперанским не осуществил своего стремления к государственному преобразованию. Если интимный комитет в первые годы власти Александра обнаружил свою практическую неумелость и потому не мог удовлетворить желаниям государя, то Сперанский, напротив, был очень опытным и умелым бюрократом и мог бы осуществить задуманную реформу. На нее недостало решимости у самого государя, и потому все начинания Сперанского были остановлены на полдороге. Сперанскому удалось только придать центральным учреждениям России такой законченный и отделанный вид, что они надолго восстановили утраченную при Екатерине II централизацию управления и укрепили бюрократический порядок в государстве.


В порядке законодательном предполагалось, что все землевладельцы каждой волости в каждое трехлетие составят «волостную думу»; депутаты от волостных дум округа составят «окружную думу»; депутаты окружных дум губернии составят «губернскую думу». Из депутатов же от всех губернских дум составится законодательное учреждение под именем «государственной думы». Она собирается ежегодно в сентябре для обсуждения законов. В порядке исполнительном предполагалось, что государством будут управлять министерства и подчиненные им «губернские правительства» с губернаторами во главе. В порядке же судном предполагалось, что сенат будет «верховным судилищем» для всей империи, а под его руководством будут действовать суды волостные, окружные и губернские. – Прим. авт.

Комиссия имела своим назначением составить законодательный свод из действующих законов, дополняя и совершенствуя их из общих начал законоведения. Под влиянием Сперанского комиссией совершены были большие заимствования из французских законов (Наполеонова кодекса). По-видимому, проект комиссии не был утвержден по той причине, что казался слишком скороспелым и ненациональным. – Прим. авт.

Отправляясь на встречу с Наполеоном в
Эрфурте осенью 1808 года,
Александр I взял с собой Сперанского.
После одной из бесед с Михаилом Михайловичем
французский император сказал Александру:
«Не угодно ли вам, государь, променять этого человека
на какое-нибудь королевство?».
«Единственная светлая голова в России»,
- так отзывался о Сперанском
Бонапарт.

Проект М.М.Сперанского(Проект государственных преобразований по «Введению к уложению государственных законов») – это выдающийся план в области государственных преобразований. Это точная схема, последовательное руководство по улучшению и укреплению государственного строя. Помимо самих действий, в этом документе описаны проблемы тогдашнего государственного аппарата и пути их решения. Дана характеристика всех положительных моментов и всех недостатков. Реализация всего этого плана сильно укрепила бы Россию: был бы создан мощный государственный аппарат, узаконены все права и обязанности, конкретно были бы сформулированы задачи государственных чиновников, появилось бы чёткое разделение власти. Но, к сожалению, проект встретил упорное сопротивление в высших кругах, и Александру I пришлось отклонить его. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы, то есть была укреплена лишь верхушка власти, а низший бюрократический аппарат так и остался неизменным.
«Введение к уложению государственных законов» проект достаточно сложный, поэтому вызывает сомнения то, что Сперанский планировал его осуществление за один год (1810-1811гг.). Россия тогда “обладала” достаточно сложным и запутанным государственным аппаратом, в котором не было чёткого разделения властей, и чиновники зачастую занимались совершенно не своими делами, что не могло положительно влиять на внутреннюю структуру Российской империи. А данный план подразумевает практически полное переустройство всех уровней власти, начиная с создания Государственного совета и заканчивая губернскими судами. Но обо всём по порядку.
Создание Государственного совета, безусловно, укрепило и централизовало верхушку власти, но для тогдашней России этого было недостаточно. Необходимо было выполнить преобразования в сторону крестьян (преобразования в области судов и законов (гражданских и государственных)), ибо тогда они находились в угнетённом положении, несмотря на такие “поблажки”, как например “Указ о вольных хлебопашцах” (20 февраля 1803г.).
Отделение третье. О правах подданных.
I. Определение отличительных свойств российского подданного.
II. Разделение состояний.
III. Основания прав гражданских, всем подданным общих.
IV. Права политические, присвояемые разным состояниям:

1) в составлении закона;
2) в исполнении его.
Приведённое выше положение из «Введения к уложению государственных законов» укрепило бы положения крестьян, дало бы им определённую свободу действий и расширило бы их возможности. Но это не входило в планы высших кругов власти, они и так были вполне довольны своим положением. А прогрессивные взгляды Сперанского лишь приводили к заговорам против него и доносам, и очередной донос привёл к опале на русского реформатора, после чего он был сослан в Нижний Новгород (1812г.). Впоследствии царь говорил, что был вынужден принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами. М.М.Сперанский высказывал идеи гражданской свободы крестьян: ” Гражданская свобода имеет два главных вида: свобода личная и свобода вещественная.
Существо первой состоит в следующих двух положениях:
1) Без суда никто не может быть наказан;
2) Никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по закону, а не по произволу другого”
В этом замечании скрывается отрицательное отношение законотворца к Крепостному праву, которое как раз таки и препятствует данным двум положениям. Осуществление этих пунктов, а так же ряда других позиций вполне могло бы избавить Россию от Крепостного права. И Александр I понимал это, он осознавал все минусы и недостатки государственного устройства своего времени, ведь не даром Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. Но зависимость от дворянства отрицательно сказалась на Александре I, что не дало реализовать весь проект.
Нет никаких сомнений, что реализация данного проекта положительно бы сказалось на внутренней организации Российской империи, ибо многие пункты уже были применены в Европе, и сам Сперанский не скрывал этого, часто делая сноски, что какой-либо из пунктов успешно себя реализует во Франции или Англии. Но у нас нельзя было реализовывать данный план за один-два года, каждый пункт нужно было вводить постепенно, то есть по одному пункту на каждом уровне власти, что бы согласовать их действия, а иначе всё смешалось бы в одну кучу и ситуация повторилась бы. «Введение к уложению государственных законов» очень обширный проект, охватывающий всё государство. Его воплощение в жизнь – это как маленькая революция. Поэтому здесь нельзя было торопиться, а нужно было учесть, что данный план очень сильно затрагивает интересы дворянства, которое на тот момент представляло собой очень грозную силу, то есть необходимо было помимо самого императора согласовать проект и с верхушкой власти. Наиболее удачный момент для этого был после создания государственного совета. Это был своеобразный толчок к действию. Дворяне укрепили и скорректировали свою власть, и далее необходимо было начинать реформы уже в дальнейших ступенях власти, на уровне губерний, областей и так далее. Впоследствии уровни власти согласовывались бы друг с другом, и можно было бы начинать реформу в крестьянской среде. Тогда бы весь план был успешно реализован, и Россия получила бы крепкую систему государственного устройства.
В конце хотелось бы поговорить о так пункте, как…
“О разуме государственного уложения”
…где Сперанский говорит о разделении систем управления государством: ”Три великие системы издревле разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая.

Первая под разными именованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали.
Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением.
Третья ни меры, ни границ не допускала”. Этот взгляд на системы Сперанский преломляет и к России. Все его мысли сводятся к тому, что на данном этапе Российская империя находится в стадии феодализма. И тут он подводит своеобразный итог своего плана, говоря о том, что России необходимо выбрать дальнейший путь: либо деспотическая система, что приведёт к деградации общества и самого государства, либо же к некой другой, четвертой системе (здесь подразумевается демократическое направление).
Итак, заканчивая раскрытие данной темы, хочется сказать о том, что хоть и прошло уже достаточно много времени, но, по моему мнению, данный проект не утратил своей актуальности. Несмотря на то, что Россия всё-таки “достигла” не деспотической формы правления, а вышла на демократический путь (хоть и пройдя перед этим этап развития коммунистического), наш государственный аппарат оставляет желать лучшего, а современному правительству стоило бы ещё раз изучить “Введение к уложению государственных законов” и сделать из этого определённые выводы по улучшению нашего демократического строя и укреплению внутреннего состояния государства.

Планы наиболее значительных преобразований государственной системы России в александровскую эпоху связаны с именем крупнейшего государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) родился в семье сельского священника села Черкутино Владимирской губернии. Он получил основательное богословское образование в Главной Семинарии при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Его яркие способности обратили на него внимание духовного начальства еще в семинарии. По окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. В этот период Сперанский самостоятельно изучал труды западноевропейских философов, политиков, читал трактаты французских энциклопедистов. В России эти произведения переводились мало, их изучение требовало хорошего знания немецкого, английского и французского языков.

Отличительной чертой Сперанского-мыслителя являлась жесткая логика, систематизация полученных знаний и умение передать их в лаконичной четкой форме.

В условиях острой нужды в компетентных и просто грамотных чиновниках Сперанский имел хорошие шансы для гражданской карьеры. Однако сильным препятствием на пути к этому было его духовное происхождение. Поэтому начинал Сперанский в качестве домашнего секретаря влиятельного сановника князя А.Б.Куракина, занимавшего в правительстве Павла I пост генерал-прокурора Сената.

Четко и умно составленные доклады для Куракина обратили на Сперанского внимание графа В.П.Кочубея, подбиравшего в то время сотрудников для вновь созданного Министерства внутренних дел.

В 1802 г. Михаил Михайлович получил место директора одной из экспедиций Министерства. А на следующий год Кочубей поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Сперанский блестяще выполнил это поручение, составив соответствующую записку. В ней автор заявил о себе как о стороннике ограниченной монархии, представительного правления и выступил противником крепостного права.

В 1806 г. произошло личное знакомство Сперанского с Александром I. Во время болезни граф Кочубей стал посылать своего помощника с докладами к императору. Александр I заинтересовался молодым человеком, не имевшим дворянского происхождения, но обладавшим блестящими познаниями и гибким умом. В результате многочасовых бесед к исходу 1807 г. Сперанский стал одним из ближайших советников императора. Именно ему монарх поручил разработать план реформ, которые должны были в значительной степени изменить политическое устройство страны. Менее чем за два года Сперанский разработал пакет документов, в которых были проанализированы существующие формы управления, обоснована желаемая для России система государственных институтов и проработаны функции, связи, структура новых учреждений. Этот пакет документов известен как «Введение к Уложению государственных законов». Не без оснований реформатор предупреждал, что вводить преобразования надо постепенно, сохраняя привычные для общества названия, дабы не породить ощущение разрушения и панику в обществе.



Многие десятилетия историки вели поиск этих документов. Дело в том, что в правление Николая I архив Александра I был распределен по тем ведомствам, перед которыми ставилась задача изучить просчеты и опыт предшествующего царствования. Поэтому реконструкция «Введения» велась на основе сопоставления отрывков, найденных в различных архивных фондах. Когда план Сперанского был восстановлен, перед исследователями открылась панорама широкомасштабного проекта государственного переустройства страны, который должен был сделать империю державой буржуазного типа.

В основу реформ был положен принцип разделения властей. Законодательная власть должна была стать привилегией Государственной Думы, исполнительную следовало передать министерствам, а судебную поручить Сенату. Таким образом новый государственный орган - Государственная Дума - должен был ограничить власть монарха: ни один закон не мог издаваться без одобрения Думы. Она же контролировала министерства. Минуя Думу, император мог принимать решения только о войне и мире.

Высший законодательный орган страны должен был формироваться на основе выборов. Определенными гражданскими правами, по мнению Сперанского, должны обладать все жители страны, включая и крепостных крестьян (следовательно, крепостное право сохранялось). Так наказания могут быть налагаемы только через суд. Но политические права получали лишь свободные сословия - дворянство и люди среднего. Следовательно, принимать участие в выборах и управлении государством могли исключительно люди, имевшие во владении недвижимую собственность. Осуществление политических прав на практике предусматривалось путем создания системы выборных дум: волостных, окружных, губернских и Государственной.

Сенат должен был стать высшей судебной и административной единицей. Предполагалось разделить его на две части - Правительствующий и Судебный. Первая часть должна была заниматься административными делами и составлялась из министров; вторая, то есть судебная, формировалась бы посредством императорских назначений и дворянско-губернских выборов. Приговор Судебного сената признавался окончательным.

Исполнительная власть сосредотачивалась в министерствах, а также в губернских и окружных правительственных органах. Вершиной новой государственной системы, по мысли Сперанского, должен был стать Государственный Совет. Он служил бы связующим звеном между императором и новой системой законодательной, исполнительной и судебной власти. Члены Совета не избирались, а назначались императором.

Таков был общий замысел преобразований, являющий собой, как не раз подчеркивал Сперанский, разработку общих пожеланий самого императора. Реализовать его оказалось нелегко.

1 января 1810 г. был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного Совета и учреждении Государственного Совета. В него вошли 35 высших сановников, назначенных императором. Они должны были обсуждать все крупные государственные мероприятия и свои соображения представлять монарху.

Через год, в 1811 г., по инициативе Сперанского, произошла реорганизация министерств. Упразднилось Министерство коммерции. Его дела распределились между Министерством финансов и Министерством внутренних дел. Для решения дел внутренней безопасности было создано Министерство полиции. На правах министерств были учреждены Государственный Контроль и 2 Главных управления: первое - духовных дел иностранных исповеданий и второе - путей сообщения. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров, их ответственность. А дальше реформы начали «буксовать». Сам Государственный Совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя и долго обсуждалась.

Таким образом, несмотря на то что организация государственной власти в империи не отвечала потребностям времени, дальнейшие планы Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из проведенных реформ государственного аппарата не затрагивала политических основ феодально-абсолютистского строя. И это при том, что даже краткий обзор предпринимаемых верховной властью усилий убеждает, что намерения императора модернизировать, усовершенствовать государственную систему страны были серьезны. Что же встало на пути столь необходимых стране преобразований?

Бросается в глаза, что в борьбу за преобразования был включен очень узкий общественный слой - часть придворной аристократии. Правительство держало их разработку в тайне и передовое дворянство для обсуждения политических вопросов вынуждено было создавать тайные общества. Подавляющее же большинство дворян не желало коренных изменений существующей политической системы. В этой ситуации самодержавный монарх, «располагавший неограниченной властью», боялся открытой конфронтации с дворянством. Первые же открытые попытки правительства провести преобразования государственной структуры вызывали резкий отпор.

Проекты Сперанского дворянство расценивало как измену российской традиции - как попытку ослабить власть монарха, основного гаранта дворянских привилегий. Государственный Совет многими был воспринят как орган дворянской олигархии, отражающий не государственные, а узкоклановые интересы. Не многие из столичных дворян знали суть проекта Сперанского, но по слухам судили о нем все. Настроения московской и петербургской знати складывались не в пользу реформатора.

Во многом негативное восприятие реформ было спровоцировано личностью Сперанского. В нем видели «выскочку», «поповича», который вкрался в доверие императора, которому интересы дворянства чужды и даже враждебны. Кроме того, Сперанский вызвал недовольство рядом законопроектов, болезненно затронувших интересы и более широких социальных групп. Так по его инициативе в апреле 1809 г. был принят указ о придворных званиях. Отныне звания не являлись отличием и не давали права на чин. Придворные лишались звания и привилегий, если не состояли на государственной службе. Этот указ настроил против реформатора влиятельное придворное дворянство. А закон 6 августа 1809 г. «О чинах» вызвал негодование среднего чиновничества. По нему для получения повышения в чинах требовалось соответствующее образование. Начиная с VIII класса и выше, чиновник должен был иметь университетский диплом или сдать экзамен по особой программе. Реализация указа отстраняла от «доходных» мест сотни безграмотных чиновников, открывая путь к карьере молодым людям с университетским образованием. Тем самым предполагалось повысить в обществе престиж знаний.

Не добавила Сперанскому популярности и финансовая реформа. В результате активной военной деятельности финансы России накануне войны 1812 г. находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809 г. император поручил Сперанскому разработать план стабилизации финансового положения. По предложению реформатора правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец, ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населения. Осуществление этих крайне непопулярных мер дало положительные результаты. В 1812 г. государственные доходы увеличились более чем вдвое. Но напряженность, недовольство населения сильно возросли.

В столичных кругах ходили самые невероятные сплетни о Сперанском. Его обвиняли в предательстве национальных интересов, шпионаже в пользу Наполеона, в попытке узурпации власти, подрыве доверия к правительству. Император неоднократно получал анонимные доносы на реформатора. О непопулярности правительственной политики говорили люди, придерживающиеся различных политических взглядов. В 1811 г. откровенно написал об этом императору известный историк и писатель М.Н.Карамзин. В частной беседе, а также в «Записке о древней и новой России» Карамзин предупреждал монарха об опасности взятой политической линии. Идеалом правления историк считал неограниченную власть просвещенного государя. Примером ее было царствование Екатерины II. Преобразование же российской жизни по европейскому образцу, по мнению Карамзина, ничего кроме вреда не принесет.

Поначалу критику и уговоры Александр I воспринимал раздраженно. Но в то же время, чувствуя все более усиливающееся недовольство дворян, император опасался добиваться реализации реформ. Обстановка складывалась таким образом, что дворянская оппозиция представляла реальную угрозу и для императора, и для политической самостоятельности государства. Александр I хорошо помнил обстоятельства гибели отца и допускал возможность собственного убийства. Кроме того, грядущая война с Наполеоном заставляла императора идти на уступки оппозиции ради сохранения политической стабильности.

Александр I уступил давлению. 29 марта 1812 г. без суда Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а в сентябре 1812 г., когда к Москве подходила армия Наполеона, был отправлен в Пермь под более строгий надзор. В марте 1813 г. Сперанский послал из Перми оправдательное письмо к Александру I, где пытался прояснить обстоятельства своей опалы. Но император не ответил на него. Только осенью 1814 г. бывшему статс-секретарю было разрешено поселиться в имении своей дочери под Нижним Новгородом.

Указом Александра I от 30 августа 1816 г. Сперанский все-таки был прощен и назначен пензенским губернатором. Позже, в 1819-1822 гг., он стал генерал-губернатором Сибири. Государственный ум Сперанского вновь нашел себе применение. По результатам ревизии Сибири Сперанский в сотрудничестве с будущим декабристом С.Г.Батенковым разработал «Сибирское уложение» - свод законов по управлению Сибирью. В нем впервые был изложен правовой статус коренных сибирских народов и принципы правительственной политики в отношении их. Почти в неизмененном виде это «Уложение» действовало вплоть до начала ХХ в.

В 1822 г. Сперанский по протекции Аракчеева вернулся в Петербург. Многие связывали с его возвращением надежду на изменения в политическом курсе «аракчеевщины». Но Сперанский вернулся человеком с иным политическим опытом, с иными убеждениями - и «чуда» не произошло.

§ 6. Последнее десятилетие (1815-1825 гг.)

После войны 1812 г. политический престиж Александра I, да и российского самодержавия в целом, значительно окреп. Казалось, теперь можно было более настойчиво проводить внутриполитические реформы. И многие заявления и действия императора породили у современников ощущение грядущих перемен.

В ноябре 1815 г. Александр I подписал конституцию образованного в составе Российской империи Царства Польского. Высшую законодательную власть в Польше осуществляли Сейм, собиравшийся раз в два года, и Государственный совет, действовавший постоянно. Провозглашалась свобода печати и личности. Все документы должны были вестись на польском языке. Королем был объявлен русский император, представленный в Варшаве наместником. Им стал младший брат Александра I Константин Павлович.

Важным событием стала речь императора на открытии польского сейма весной 1818 г. Александр открыто заявило, что намерен ограничить самодержавие на территории всей России. Вслед за тем он поручил составить проект русской конституции министру юстиции Н.Н.Новосильцеву. Этот документ известен под названием «Государственная уставная Грамота Российской империи».

«Уставная грамота» предусматривала превращение России в конституционную монархию. Это достигалось провозглашением народного представительства в форме двухпалатного парламента. Россия должна была обрести федеративное устройство. Провозглашались гражданские свободы.

В 1820 г. казалось, что реализация «Уставной грамоты» вполне возможна. Был даже подготовлен «опыт введения в Грамоту», который, будучи опубликован в виде манифеста, возвестил бы о том, что Александр I дарует подданным конституцию. Однако «Уставная грамота» так и осталась лежать в канцелярии Н.Н.Новосильцова.

Встретив сопротивление подавляющей части дворян, Александр I не решился осуществить свои конституционные планы. К тому же император и сам не был полностью уверен в их необходимости. С одной стороны, он ждал, что дворянство проявит инициативу в проведении реформ. С другой стороны, Александр I не использовал и те случаи, когда такая инициатива высказывалась. Непоследовательность его проявлялась зачастую тогда, когда ему приходилось решать сложные и важные государственные проблемы.

С началом антинаполеоновских войн внимание правительства к крестьянскому вопросу ослабло. Наиболее интенсивные поиски в этом направлении приходятся на вторую половину правления Александра I. Непосредственным толчком к практическим действиям послужила инициатива эстляндского дворянства, заявившего в начале 1816 г. о готовности освободить своих крепостных крестьян. В 1816 г. был издан указ относительно Эстляндии, в 1817 г. - Курляндии, в 1819 г. - Лифляндии. Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях облегчилась тем, что оно было выражено там в смягченном виде, а крестьяне в 1804 г. уже получили некоторые права. К тому же крестьяне, обретая личную свободу, ущемлялись экономически. Они лишались земли, переходившей в личную собственность помещиков. И все же в 1816 г. верховная власть публично, не на словах, а на деле, продемонстрировала свою готовность освободить помещичьих крестьян хотя бы в одном регионе империи.

Стремление правительства решить крестьянский вопрос достигло кульминации в 1818-1819 гг. В это время Александру I было представлено сразу несколько проектов и записок с вариантами освобождения помещичьих крестьян. Некоторые из них, в частности, проекты А.А.Аракчеева и Д.А.Гурьева, составлялись по поручению императора.

Для освобождения крестьян Аракчеев предлагал выделить по 5 млн. руб. ассигнациями в год. Крестьяне должны быть получить минимальный надел земли в 2 десятины на ревизскую душу.

План Аракчеева был безболезненным для помещиков. Он подразумевал выкупить крестьян. Однако при стоимости одной души в 100 руб. выкупная операция грозила затянуться до 2018 г. Кроме того, план не предусматривал рычагов давления на помещиков, не пожелавших продать своих крепостных.

Император одобрил проект Аракчеева, но он не был осуществлен, скорее всего, по причине отсутствия денег для проведения выкупной операции. Альтернативные проекты поступили к императору от министра финансов графа Д.А.Гурьева и от группы передовых помещиков во главе с Н.И.Тургеневым.

После 1820 г. работы по подготовке крестьянской реформы были прекращены.

Таким образом, очевидно, что намерения Александра I решить крестьянский вопрос были серьезны. Однако в ряду сторонников его решения числился чрезвычайно узкий круг дворян, большинство помещиков вовсе не сочувствовало этой идее правительства, более того - противодействовало ей. Возможно, переломить их настроения могло бы гласное обсуждение проблемы. Но верховная власть не допустила этого, боясь опасного развития событий. Под давлением реакционных и консервативных кругов правительство отложило решение крестьянской проблемы.

Большое внимание в послевоенные годы император уделял организации военных поселений. Основной их смысл - удешевить содержание армии. Опыт создания таких поселений имелся в Пруссии и Австрии. В России впервые он был применен в 1810-1812 гг. в Могилевской губернии. Тогда опыт был признан неудачным. В 1815-1816 гг. по инициативе Александра I граф А.А.Аракчеев разработал новые принципы организации поселений.

Поселенные войска («поселяне-хозяева») формировались из семейных солдат, прослуживших не менее 6 лет, и местных жителей - государственных крестьян. Каждое поселение состояло из 60 домов-, в которых располагалась рота из 228 человек. Освобожденные от всех податей и повинностей, поселяне должны были снабжать продовольствием действующую армию. Для них строились дома с хозяйственными строениями, в поселениях пехотных частей «хозяева» получали скот и инвентарь.

Военные поселения устраивались на казенных землях. К 1825 г. они были созданы в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской и других губерниях. По различным данным, поселения составляли от 1/4 до 1/3 русской армии. Такая форма организации войск и их содержания просуществовала в России до 1857 г.

Император считал, что поселения могут дать не только финансовую выгоду. Забирая крепостных крестьян в рекруты, государство может посредством военных поселений сделать их свободными гражданами. Для этого была разработана программа обучения поселян грамоте и эффективному ведению хозяйства.

Другое дело, что эти намерения верховной власти не были известны самим поселянам. Уже сама жизнь в поселениях воспринималась ими как двойное закрепощение. Мелочная регламентация быта, казарменная дисциплина, система наказаний вызывали острое недовольство. Уродливой была личная жизнь поселян. От подъема до отбоя она была под надзором командиров. Браки заключались с разрешения начальства. Дети с 7-летнего возраста зачислялись в школу кантонистов. Из них формировались учебные эскадроны. Все это порождало массовые выступления поселян.

Начальником военных поселений был назначен граф А.А.Аракчеев. С его именем связан целый период в политической истории России, получивший название «аракчеевщина». Под этим понятием подразумевается режим самовластия временщика. Александр I, сначала отвлекаемый от управления страной внешнеполитическими проблемами, затем находившийся в состоянии депрессии, доверил решение государственных дел графу Аракчееву. Он стал первым после царя лицом в империи.

Современники боялись и ненавидели всесильного временщика. Оставленные ими характеристики перешли и в исследовательскую литературу. Между тем, Аракчеев - личность неоднозначная. Он родился в бедной дворянской семье, не имевшей возможности дать сыновьям хорошее военное образование. Средства на обучение приходилось собирать по богатым родственникам. Окончив Шляхетский артиллерийский корпус, Аракчеев как лучший офицер-артиллерист был назначен инспектором в гатчинскую армию Павла Петровича.

Уже тогда обозначилось его политическое кредо. На графском гербе, подаренном Аракчееву Павлом I, красовался девиз: «Без лести предан». Верноподданство граф понимал как отсутствие собственных убеждений, четкое исполнение воли монарха.

В политическом окружении Александра I первых лет правления Аракчеев не играл сколь-нибудь значительной роли. Восхождение его началось в период политического кризиса накануне войны 1812 г. В 1808-1810 гг. граф занимал пост военного министра и провел в армии ряд преобразований. При нем улучшилось комплектование и обучение строевого состава, были созданы рекрутские депо, стали проводиться экзамены артиллеристов, армия была разделена на дивизии.

С 1815 г. Аракчеев возглавил Государственный Совет, Кабинет Министров, Собственную его императорского Величества Канцелярию. Все доклады на имя монарха делались от имени Аракчеева. Судя по воспоминаниям, граф обладал жестоким характером. Но ему Александр I доверял в полной мере до последних дней своего правления.

Однако для самого Александра I последние годы оказались особенно трудными.

Восстал Семеновский полк (1820 г.), появились сведения о действиях тайных обществ в России. Против русского наместника в Варшаве Константина Павловича нарастало недовольство в армии и обществе, периодически приходили страшные вести о разгаре европейских революций. Все это связывалось в сознании императора в единую цепь событий. В начале 1820-х гг. Александр I впервые в масштабах не только России, но и Европы вдруг с абсолютной ясностью осознал, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народной революции или военного мятежа. Опасность справа грозила личной гибелью, а опасность слева ставила под вопрос всю систему, которая взрастила Александра и которой он верно служил, желая лишь привести ее в соответствие с быстро меняющимися временами.

Все это привело к тому, что с начала 20-х годов во внутренней политике императора и его правительства стало все более проявляться реакционное направление.

Этим можно объяснить появление в начале 20-х гг. ряда указов, которые вновь развязали произвол помещиков в отношении крестьян, позволили ссылать их «за предерзостные поступки» в Сибирь, запретили им жаловаться на помещиков. Одновременно усилилась цензура, гонения на печать.

Александр I утвердил на пост попечителя Казанского учебного округа реакционера и религиозного фанатика М.Л.Магницкого, который осуществил форменный разгром Казанского университета. Магницким была составлена новая инструкция университету. Университетская автономия была ликвидирована, 11 профессоров уволены, конспекты лекций проверялись на предмет крамольных идей, среди студентов устанавливалась казарменная дисциплина. Была разгромлена студенческая библиотека: все книги, на которых пало подозрение в «зловредности», были изъяты и уничтожены. Замирает издательская деятельность университета. Несмотря на все это, только в 1826 г. уже Николай I отзывает Магницкого из Казани.

Вслед за Казанью такому же разгрому подвергся Петербургский университет. Местный попечитель Д.П.Рунич пользовался в своей практике инструкцией Магницкого. Из университета были изгнаны ведущие специалисты по всеобщей истории, философии, статистике.

Кризисные явления нарастали во всех общественных сферах России - в экономике, финансах, управлении.

Сам Александр I все чаще обращается к религии и даже к мистицизму. Он поддерживал деятельность так называемого Библейского общества - религиозной организации, которая занималась изданием, распространением и пропагандой Священного писания. В манифесте о преобразовании Министерства народного просвещения император объявил, что отныне просвещение должно быть основано исключительно на религиозных ценностях.

Летом 1825 г. резко ухудшилось состояние здоровья супруги Александра I Елизаветы Алексеевны. Врачи рекомендовали ей провести зиму в более теплом климате. Императорская чета решила отправиться на побережье Черного моря, в Таганрог. Большую часть дороги Александр ехал верхом и простудился. Из Таганрога в Петербург стали поступать тревожные сообщения о состоянии его здоровья. 19 ноября 1825 г. пришло неожиданное известие о скоропостижной смерти императора.

Доставка в столицу тела Александра I заняла около двух недель, и прощание происходило при закрытом гробе. Неожиданность этой кончины, мистические настроения императора, депрессия последних лет его жизни породили у современников подозрения в правдивости официальных сообщений. А в середине XIX в. возникла, а затем развивалась в историографии версия об уходе императора Александра I из «мира» в старцы. Существует много публикаций, посвященных тобольскому старцу Федору Кузьмичу, в котором исследователи видят бывшего императора России.

Жизнь и смерть Александра I - это действительно драматическая страница русской истории; в еще большей степени - это драма метущейся человеческой души, вынужденной сочетать в себе, кажется, столь несовместимые начала как власть и человечность.

При жизни Александр I именовался современниками «Победитель». После его смерти за ним закрепился титул «Благословенный». Тем самым подчеркивались его заслуги не только во внешней политике, но и во внутренней жизни России. За 24 года его царствования страна сильно изменила свой политический статус в мире. Благодаря победе над Наполеоном, Россия стала ведущей державой в европейских союзах. Значительно изменилась территория и население империи. В царствование Александра I к России были присоединены Восточная Пруссия, Финляндия, Польша, Бессарабия.

Во внутренней политике его правление ознаменовалось крупными преобразованиями государственного аппарата; попытками ликвидировать крепостное право и его ограничениями в стране; введением конституционного устройства в западной части империи - Царстве Польском. Была реализована широкая образовательная программа. Между русским обществом конца XVIII в. и 20-х гг. XIX в. лежала огромная пропасть в жизненных ценностях, бытовой жизни, культуре, мировосприятии. В значительной степени в том заслуга Александра I.

И тем не менее, сам император в конце жизни, а также передовые современники испытывали разочарование. Россия так и не стала страной свободных граждан. Просвещенный монарх не смог добиться ликвидации рабства в подвластной ему стране. Эта насущная проблема политической жизни России так и не была решена, стала головной болью александровского преемника Николая I.


глава третья

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.