Меню
Бесплатно
Главная  /  Bmw  /  Занятие логопеда по дифференциации звуков –. Конспект занятия «Дифференциация звуков -

Занятие логопеда по дифференциации звуков –. Конспект занятия «Дифференциация звуков -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

Пиши правильно

Пиши правильно

Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

Различай количество элементов

Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

Т П П Т Определи место звука в слове

П Т Т Т Определи место звука в слове

ПТ Т П Определи место звука в слове

Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

Помоги медведям достроить мостики

Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Тема занятия: «Дифференциация Б-П»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: тренировать в различении на слух звуков п,п´-б,б´ (изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте) с опорой на их артикуляционные признаки.

ЗАДАЧИ:
Обучающая: закрепить соотнесение глухих звуков п, п´- с буквой Пэ, а звонких б, б´, с буквой Бэ; упражнять в звукобуквенном анализе; закреплять понятие звонкий, глухой согласный. Развивающая : развивать фонематическое восприятие: расширять словарный запас по темам «Животные», «Птицы». Воспитывающая: воспитывать у детей чувство доброты, ответственности за братьев наших меньших, беречь природу и ее обитателей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

1)
Добрый день, ребята! Сегодня на занятии у нас гости, давайте мы поздороваемся, а сами настроимся на работу, потрем ушки, это активизирует все силы организма, поможет нам лучше запоминать, повышает внимание на работоспособность.

2)
А теперь сделаем упражнение «Пальчики здороваются», это облегчит нам процесс письма.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе

3)
А как мы с вами будем работать (показывают 2 ладошки – на «5», одну – на «4», ничего не показывают - на «3»)

2. Развитие фонематических процессов.

Рассказать легенду
Я хочу рассказать вам сказочную историю.
Однажды, давным-давно, лил сильный дождь. Лил он несколько дней и ночей и затопил всю землю. Зверям и птицам негде стало жить. Звери устали, у птиц намокали перья, добраться смогли они только до листьев кувшинки. Им было очень страшно. Но один человек-лесник нашёл лодку и решил помочь животным. Но посадить кого-нибудь в лодку он сможет только тогда, когда мы, ребята, выполним задания.
Ребята, а кто такой лесник? Это человек, который любит лес, животных, следит за порядком.
Игры «Шифровальщики. ». Спасение одного животного.

Ребята, почему три вида фишек? (гласные, согласные:твердые, мягкие)
-А что такое звук? Звук- это что мы слышим и произносим.

Учитель-логопед называет звук, дети выкладывают на партах фишку, обозначающую этот звук.
Совместная работа учителя и детей, (с.о.б.а.к.а).

Самостоятельная работа, проверка по образцу учителя, (п.а.в.л`и,н)
За доской выкладывает ученик

Ребята, вы молодцы. Мы спасли одного. Сажаем его к леснику в лодку.

3. Введение в тему занятия. Спасение 2 животного

1. Отгадать загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (собака)

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин,
А зовут его… (павлин)

2. Звукобуквенный анализ

К какой из схем подходит слово собака?
-К какой из схем подходит слово павлин?

3. Характеристика изучаемых звуков

А)
-зовите третий звук в слове собака
- произнесите звук (б)

-Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков
- Назовите ему парный мягкий звук(б)
0 Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков)

Назовите парный звук в слове павлин
- Произнесите звук(п)

-Назовите ему парный мягкий звук(п`)
- Дайте ему характеристику (с опорой на план схему характеристики звуков)

Ребята, звуки (б),(б`)- (п)-(п`) могут быть в начале,середине, в конце слова.

Вывод о теме занятия:
Ребята, как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем различать?
Сегодня мы будем различать звуки (б)(б`) – (п)(п`) и буквы П-Б

Молодцы! Спасли еще одного!

4. Работа над новым материалом. Спасение 3 животного


1. Дифференциация изолированных звуков (б),(б`)- (п)-(п`)
Я назову звук, а вы поднимете соответствующий кружок (п,б,п`,п,б`,б)
2. Дифференциация (б)-(б`)- (п)-(п`) в слогах

а) Воспроизведения слоговых рядов
-Я буду называть слоги, ваша задача слушать, запоминать и правильно повторять (наугад кидать мяч любому из детей)
Па-ба-ба; пя-бя; пло-бло-пло;
Пы-бы-пы; бе-бе-пе; бил-пил-бил;

б) Игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов (с мячом)
- Послушайте, произнесите, заменяя звонкие согласные звуки (б) на глухие (п) (п) и наоборот. Будьте внимательны!
слух/ Ба-па Бо-Бу-Бы-Бя-Бе-Бё-Пой-Пот

Третье животное посадили в лодку


5. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) в словах. Спасение 4 и 5 животных

А)
Эй, ребята, побыстрей,
Собирайте в цирк зверей!
Кто же будет выступать?
Всех попробуем назвать…

/Голуби, собака, белка, баран, поросенок, петух, попугай, цапля/
На доске в разнобой
-Назовите картинки

-Как назовем одним словом? Это животные
-А как можно распределить данные слова? Звери и птицы, или слова с б, слова с п
-Какая буква в словах первого столбика?
-Назовите слова со звуками (п)-(п`) одновременно картинки перемещаются в столбик
Исключение лишнего.

Назвать лишнюю картинку в первом столбике и объяснить свое решение.
1 столбик: голуби- птицы, собака, белка, баран – звери
2 столбик: поросенок не птица, петух,попугай, цапля- птицы
Составить словосочетания

-Ребята, посмотрите на нашу волшебную доску (плакат с карманами в одном прилагательном, в другом вставляем картинки с животными).Здесь написаны имена прилагательные -Ответьте, что и какого цвета? Отвечаем полным ответом

Зеленый…, рыжая…, белая…, чёрный…, разноцветный…, серая…, розовая…, коричневый…


В) Индивидуальная работа по карточкам -Ребята, вставьте пропущенные буквы б или п в словах (паук, баран, барсук, цыплёнок, обезьяна, бегемот, черепаха, собака) Проверяем после написания Молодцы, спасли ещё двоих.
6.Физкультминутка. А) Все выходят по порядку (ходьба на месте) Дружно делают зарядку Влево-вправо, влево-вправо (наклоны) Назад-вперёд, назад-вперёд. Можно и наоборот. Встали ровно! Подтянулись! На места свои вернулись!
Б) Дыхательное упражнение Глубокий вдох, руки поднять вверх. Выдох руки опустить. Молодцы, садитесь на свои места.
В) Закрыли глазки, сделаем, не открывая глаза, круговые движения вправо 5 раз и влево 5 раз
7. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) в предложениях. Спасение 6 животного .

Карточки с предложениями,предложения поделены на слова, и в разобранном виде, надо составить и прочитать и можно разложить по конвертам, раздать на выбор, каждый делает свое предложение, потом зачитывает.
-Маленькая девчонка кормила голубей.
-В джунглях живут волнистые попугаи
-Мы увидели в деревне розового поросенка
-На ферме живут желтые цыплята
-Пауку в сеть попала муха

Спасли еще одно животное

8. Дифференциация (б),(б`)- (п)-(п`) на письме (работа в тетради)
Спасение 7 животного

-Ребята, что мы с вами прочитали? Текст.
-А почему вы решили, что это текст? Несколько предложений, связанных между собой.
-Есть ли в тексте незнакомые слова? Выбелился - это окрасился в белую краску
-Произнесите слова, в которых в которых встречается буквы Б и П, четко произнося эти буквы
Списать, подставить правильную букву
Голуби и попугай _ о_ угай услыхал о том, что голубей хорошо кормят. Вы_елился в _елый цвет и влетел в голу_ ятню Голу _и приняли его как своего, но он не удержался и закричал, как _ о_ угай. Когда голу_ и увидели, что это _ о_ угай, то выгнали его. Он вернулся к _о_угаям, но и те не _ризнали его и то же не _ риняли.

9. Итоги занятия, оценка деятельности учащихся
Ребята, вы сегодня спали очень много зверей и птиц, мы помогли доброму леснику доставить их на землю мы научились различать звуки (б),(б`)- (п)-(п`) и буквы Б и П

А теперь подведем итоги нашего занятия: Я предлагаю закончить предложения на выбор:

-На занятии мне понравилось… - Я хочу сказать спасибо… - На занятии я запомнил…

Дифференциация б - п

1. Выделите начальные звуки из слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т . Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря - Поля, бык - пыль, баня - память.

Дифференциация б - п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги. (чтение по«вееру»-тоже что и описывала по с,з)

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. (ромбики)

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба - па па - ба бя - пя пя - бя би - пи

бо - по по - бо бе - пе пе - бе пя - бя

бу - пу пу - бу бю - пю пю - бю бе - пе

бы - пы пы - бы би - пи пи - би пю - бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па - ба - па пу-бу-пу па-ба-па- ба

ба- па - ба бу-пу-бу ба- па - ба - па

пу - бу - бу - пу

бу - пу - пу - бу

7. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

по - бо - по по - бо - бо - по бо - по - бо - по

би - пи - би пи - би - би - пи па - ба - па - ба

пя - бя - пя бу - пу - пу - бу бы - пы - бы - пы

бе - пе - бе бе - пе - пе - бе би - пи - би - пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой б, во вторую - с буквой п .

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, one

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет

Дифференциация б -п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п .

Образец: а) в слове палка - звук п , он находится в начале слова;

б) в слове забор - звук б , он находится в середине слова.

а)пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка,плакать, пилотка, блуждать

б)забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка - балка, башня - пашня, бела - пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п . Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить - побелить.

белить-... , плакать-... , бороться-... , плыть-... , бродить-... , беседовать-... , бежать-... , петь - ... , бывать-... , благодарить-... , будить - ... , бегать-... , беспокоить - ...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо

Ты..жар...нес са...ги

Ка..лото...гас ра...та

Ле..лет...лел за...та

Вар..шел...бер за...ры

б) па или ба

ры... ..кет...гаж...бочка

ла... ..нан...гор ло...та

ар... ..ран...мять ры...ки

ли... ..ром...рень...зары

лам... ..лет...мятник...рады

в) пу или бу

Сы..чок...кашка ар...зы

Ля..тон...зырек по...гай

Ря..мага...ренка ре...сы

Кет..лемет. ..зина гло...сы

Динг..ран...говица ис…гать

Дильник..мажка...ровая раз...дить

г) пе или бе

Ро..карь...да по...да

Лый..чет...пел за...гал

Per ..жит...сок за...вал

Нал..рет...ред по...жать

д) пи или би

Лот …та...точки со...рать

Тон …лить...рюза за...рать

Нокль …сать...оны от...рать

Ла …дон...онер от...вать

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а) ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки,...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои

б) ...а...очка, ...о...лавок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...утный,...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: гриб - грибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

зуб-... гриб - ... хлеб - ... краб-...

карп-... столб-... тулуп-... куб-...

клуб-... дуб-... голубь-... степь-...

ястреб-... суп-... боб-... зябь-...

9. Измените слова по образцу: карпы - карп, зубы - зуб.

столбы-... клубы-... голуби-...

тулупы-... супы-... проруби-...

хлеба - ... грибы... бобы-...

крабы-... кубы-... лбы-...

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения : потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п , когда услышите эти звуки в слове.

Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б , 10 слов с буквой п . Подчеркните буквы б , п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п . Сделайте подписи к картинкам.

14. Запишите слова в три колонки: в первую - слова с буквой б , во вторую - с буквой п , в третью - с буквами б, п . Выделенные слова разделите на слоги.

побеспокоится , беседа, просьба, просить, благодарить, поблагодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, балалайка , будильник

15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

Вопросы: Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

16. В названиях каких профессий есть звуки б или п ?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщица, певец, плотник, рыбак, сапожник.

17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся

звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки, В поле лестница лежит.

А в них нитки и рубашки. Дом по лестнице бежит.

Деревянная река, Как взялась кума за дело,

Деревянный катерок, Запилила и запела.

А над катером струится Ела, ела дуб, дуб.

Деревянный дымок. Поломала зуб, зуб.

Два братца Узловат Кузьма,

В воду глядятся, Развязать нельзя.

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка Зверька узнаем мы с тобой

В сером армячишке По двум таким приметам.

По дворам шныряет, Он в шубке серенькой зимой,

Крошки собирает. А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, белка, цепь.

19. Диктанты.

Слуховые диктанты

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графическую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики записывают его по слогам, проговаривая каждый слог.

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

3. Методическое указание. Логопед показывает картинки, не называя их.

Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

Приблизительный перечень картинок : грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п - в другую.

липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

Дифференциация б - п в предложениях

1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишите их.

Арбуз и капуста - овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати - не тронусь с места.

Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

Не из мягкого я теста, Назови меня. Я... .

Барабан.

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

Бабушка, мы пошли на парад!

3. Выпишите из текста слова с буквами б, п.

Слова.

Борис и Клава вышли во двор.

Клава, давай подбирать слова на б.

Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка» Маленькая Маша сказала: «Лавка».

Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты

придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».

Озеро Сенеж.

Московские пионеры любят бывать летом на озере Сенеж. Около озера густые леса. В них за час наберешь полное лукошко грибов или брусники. По дороге можно встретить топкое болото. Перейти через него можно при помощи самодельной переправы. Между лесами луга, поля с цветущей пшеницей. На гречиху за медом летят трудолюбивые пчелы.

Чудесные места в нашем Подмосковье.

4. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка - балка Старушка опирается на... .

Крыша опирается на... .

бочка - почка Капусту вытащили из... .

Листья появились из... .

забор - запор Вокруг дома сделали новый....

У калитки хороший....

забыть- запить Ссору надо... .

Лекарство надо... .

блещут - плещут В синем небе звезды... .

В синем море волны....

5.Выпишите из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п

Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки.

Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

6. Составьте и запишите предложения. Вместо картинки напишите слово. (Картинки подбирает логопед.)

Боря будет рисовать (петушок), (грибы), (павлин).

У Полины (барабан), (палочка).

Бабушка печет (пироги), (плюшки), (бублики).

Паша лепил (белочка), (грибы).

Папа покупает (пальто), (брюки).

7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Запишите их.

Пустой пузырек. Пологие берега. Полевой букет. Зубная паста. Пробный забег.

Пестрая блузка. Сбор пионеров. Плохая, побелка. Спелые яблоки. Пополнить запасы.

Полный пакет. Бобовый суп. Полосатые брюки. Бумажный пакет. Забавная песенка.

8. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Полина в субботу полола бобы. Боря в пятницу поливал помидоры.

Вопросы: Что делал Боря? Что делала Полина?

9. Рассмотрите картинку. Ответьте на вопросы. Ответы запишите.

Методические указания. Для данного задания используются иллюстрации к

сказке «Колобок». Ответы учеников должны быть полными.

Вопросы: Куда сел колобок? Что сказала лиса колобку?

10. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Олезно...егать...осиком. ...етя и...оря...о...ежали по росе. Мы нашли под...ерезой...елые гри...ы. Мой...рат...оймал...ольшую ры...у. Клу...ок лежал, лежал да в лес...о...ежал.

11. Вставьте в слова пропущенные буквы. Проверьте согласные б, п в конце слова. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су... . У...ори...олит зу... . Он не сможет есть горячий су… . …уря...овалила телеграфный стол... . У дома намело...ольшой сугро... . Кар... живет в озере. Кра... живет в море. На о...ушке рос развесистый ду... . В ...улочную...ривезли свежий хле... . На крыше воркует...елый голу...ь.

12. Рассмотрите картинки. Составьте и запишите предложения по этим картинкам.

Методические указания. Логопед добивается от учащихся распространения предложения с помощью наводящих вопросов.

Образцы предложений: Бабушка печет баранки. Рыболов поймал большую рыбу. Петя бросил палку собаке.

13. Прочитайте слова. Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

Бабочка, полянка, над, порхать, белая. Полина, белая, блузка, и, голубой, покупать, платочек. Из, бумага, Боря, змей, делать. Тропинка, шагал, путник, быстро, по. Бабушка, подарить, брюки, новые, Паша. Паша, поблагодарить, бабушка, подарок, за.

14. Прочитайте предложения. Правильно ли они составлены? Исправьте их. За-пишите правильно.

Паутина плетет паука. Бутон сидит на букашке. Потолок осыпается с побелки. Ботинки поставили Петю под стол. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес.

Дифференциация б - п в связных текстах

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Осенью.

Насту...ила осень. Стоит ненастная...огода. Вчера...одул резкий ветер. ...олетели разноцветные листья. Я лю...лю на...людать листо-...ад. Вот с...ерезки летят светло-желтые листья, ...урые листья

то...оля и ольхи. Ночь те...ерь длинная. Улетают...оследние...ере-летные...тицы.

2. Составьте и запишите рассказ, отвечая на вопросы.

Вопросы: Где были пионеры? Что делал Петя? Какую рыбу поймал Боря? Какую бабочку поймала Поля? Что делал Павлик?

3. Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Бабушкины баранки.

Бабушка, баранки, испекла, Петя, папа, мама, поблагодарили.

Приблудный.

Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

4. Составьте и запишите рассказы по опорным словам. Придумайте названия рассказов.

Поля, бабушка, позвать, телевизор, показывать, пингвины, поудобнее, передача.

Проснулся, разбудил, быстро, побежал, позавтракал, накопал, сбежал, пристроился, рыбачить.

5. Прочитайте стихи, запомните. Запишите их по памяти.

Белый снег, А вот белка

Белый мел, Не бела,

Белый заяц Белой даже

Тоже бел. Не была

Отрывок из стихотворения «Дни недели».

В понедельник я построил

Мост и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска.

6. Прослушайте рассказы. Запишите их, как запомнили.

Помощники.

Колхозники убирали сено. На небе показалась большая туча. Пионеры шли на прогулку. Они бросились помогать колхозникам. Все вместе успели убрать все сено.

Наш дом.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома пионеры посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

Школьный сад.

Пришла весна. Хорошо весной в нашем школьном саду. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березке появились зеленые листочки. Много работы в саду весной.

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи

Дыхательная гимнастика

«Чудесный нос » Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение: «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо, Потом мое задание - задержать дыхание, Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире....
1. Дифференциация звуков [Б] - [П].

Прочитай слова. батон, булка, баранка, суп, тулуп, сироп.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Б - п)

«Верите или не верите»

Верите ли вы, что эти звуки похожи? Что звуки могут обозначаться цветом? Что одна буква может изменить значение слова?

(согласные, бывают мягкие и твердые)

Чем различаются? (звонкий, глухой)

Как думаете чему будем учиться?

2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]», топнуть «Б»

п, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...

3. Дидактическое упражнение

1) Повтори слоговые ряды.

Ба-по-пу-бы
По-бу-бы-ба
Ба-бя-па-пя
Бо-бё-ло-пё

2) Назови лишний слог.

Ба-ба-па-ба
По-по-по-бо
Бу-пу-пу-пу
Пы-бы-пы-лы

4. Работа в парах на карточках

1) Вставь в слова пропущенные слоги БА или ПА . Прочитай слова.

2) БУ или ПУ

5. Задание Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?

Почка - бочка, пар - ..., пот - ..., пой - ..., папа - ..., пашня - ..., пас - ..., правый - ..., палка - ...

6. Что изменилось?

Бока - пока

Пять - путь

Поиск – писк

1) Игра “Звуковая мозаика”

Отгадайте загадку. К отгадке составьте схему из деталей мозаики (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий).

Один ученик работает у доски (составляет схему при помощи цветных магнитов, другой записывает слово на доске).

Коллективная проверка.

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант. )

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Песни распевает, время считает. (Петух. )

2). Восстановление деформированных слов с доски.

Отгадайте слова, поставив слоги в нужном порядке. Запишите их в тетрадь.

ЛА, ОБ, КА
БА, КА, ЧОК
БАК, РЫ
ПА, ЛАМ
БУ, КА, ЛАВ
А, КОС, БРИ

(Облака, кабачок, рыбак, лампа, булавка, абрикос.)

5. Повтори скороговорку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.

7. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу сло­вами.

На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).

6. Повтори предложения.

Папа покупает бусы. Бок у быка пока болит. У папы борода.

Составим схему предложения

    Работа на карточках. Поменялись. Проверили.

    Чтение задачи.

Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2. Сколько бабочек осталось?

Что это за текст? (задача)

Докажите

Условие: Над цветком кружилось 5 бабочек. Улетело 2

Числовые данные: 5, 2

Вопрос: Сколько бабочек осталось?

    Задача ли? Дополни до задачи

На дереве сидело 2 птицы. Сколько осталось?

В вазе стояли розы и маки. Сколько всего цветов в вазе?

На грядке росли 5 огурцов и 1 баклажан.

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину Дюжину

Новых и сладких калош!

К. Чуковский

Какие сказки К. И. Чуковского ты еще знаешь?

Дифференциация Б - П

Занятие 1

Цели занятия:

§ развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;

§ развивать умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию.

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Б?

Хоть крутись, или вертись,

Нам без Б - не обойтись!

Только, Б, не надо якать,

Хвастаться, сердиться, плакать!

Нет великих букв, нет малых,

Важных нет иль захудалых,

Все они: от А до Я -

Алфавитная семья!

Сколько раз в стихотворении встретился звук П? Найдите слово с мягким звуком П.

П - прилежна,

П - пытлива,

Как пчела трудолюбива,

Пашет, пляшет и поет,

Как блины, слова печет.

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Б - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ба - па, па - ба, ба - па - ба, па - ба - па, ба - па - ба,