Меню
Бесплатно
Главная  /  Chery  /  Как называется ручной тормоз на велосипеде. Как определиться с тормозами на велосипед: какие лучше

Как называется ручной тормоз на велосипеде. Как определиться с тормозами на велосипед: какие лучше

Тормоза для велосипеда столь же необходимы, как и для других транспортных средств. От наличия и работы тормозов на велосипеде зависит безопасность. Тормозами оснащаются все велосипеды, кроме трековых и тех, которые тормозят благодаря замедлению педалей.

В настоящий момент существует множество типов тормозов кардинально различающихся по устройству и принципу работы. Велосипедные тормоза бывают дисковые, ободные, барабанные, роллерные и стремянные. Какие-то вообще не используются, а какие-то встречаются редко. Тормоза отличаются по мощности торможения, ремонтопригодности и долговечности. Если Вы велолюбитель и предпочитаете заниматься ремонтом своего байка самостоятельно, то Вам просто необходимо знать какие бывают тормоза у велосипеда и устройство велосипедных тормозов. В данной статье мы рассмотрим все существующие типы велосипедных тормозных систем в порядке наименьшей популярности.

Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

Стремянные тормоза по своему принципу действия чем-то напоминают тормоза железнодорожных вагонов, тормозная колодка соприкасается с протектором колеса, той частью, которая образует пятно контакта с дорогой. Рассуждать о плюсах и минусах такой тормозной системы нет смысла, так как они уже давно не выпускаются. Встретить стремянные тормоза можно только на очень старых советских велосипедах выпускавшихся до 1960-х годов.

Роллерные тормоза по своему принципу работы схожи с барабанными (будут рассмотрены далее), но отличаются тем, что их можно устанавливать на скоростные велосипеды. На роллерные тормоза были возложены большие надежды и считалось, что в будущем они заменят все существующие виды. Но в процессе эксплуатации стало ясно, что такая система тормозов имеет существенные недостатки и сложную конструкцию.

Недостатки роллерных тормозов:

  • Большой вес, больше чем у всех остальных тормозных систем.
  • Сложная конструкция и высокая цена.
  • Подходит не ко всем амортизационным вилкам.
  • При выжатом тормозе возможны прокручивание колеса назад.
  • В России не популярны, поэтому сложно найти их в продаже.

Достоинства роллерных тормозов:

  • Геометрия колеса не влияет на работу тормозов. Можно пользоваться тормозами даже с восьмеркой на колесе.
  • Полная защита от грязи, пыли и воды.
  • Регулировка почти не требуется, такие тормоза ходят годами и не требуют обслуживания.
  • Одни из самых мощных тормозов и при этом не оказывают влияния на износ обода.

Барабанный - ножной тормоз для велосипеда

Ножной тормоз велосипеда знаком каждому и такой тип тормозов был очень распространен на советских велосипедах. Но и сейчас такой барабанный тормоз с успехом применяется на односкоростных велосипедах всех видов. Барабанный ножной тормоз расположен в задней втулке, примером может служить самая популярная втулка «торпедо». Корпус такой втулки является барабаном, а колодки расположены внутри. При срабатывании тормоза колодки прижимаются к корпусу и обеспечивают плавное торможение. Подробнее о работе заднего ножного тормоза Вы можете узнать из статьи о задних втулках велосипедов . Барабанные тормоза делятся на два типа по виду привода:

  1. С ручным приводом - тормоз приводится в действие при помощи троса. Сейчас такой тип привода можно встретить очень редко.
  2. С ножным приводом - очень удобен и не требует лишних деталей. Торможение осуществляется кручением педалей в обратную сторону.

Барабанные тормоза обладают значительными плюсами и большим количеством минусов.

Достоинства барабанных тормозов:

  • Достаточно мощные тормоза, позволяющие плавно замедлятся.
  • Благодаря своей конструкции барабанные тормоза не подвержены загрязнению, что позволяет использовать их долгое время не обслуживая.
  • Барабанные тормоза не оказывают влияние на износ обода. Кроме того восьмерки на колесе никак не влияют на работу такого тормоза.

Недостатки барабанных тормозов:

  • Барабанные тормоза подходят только для односкоростных велосипедов и скоростных байков с планетарной втулкой переключения передач. С остальными типами велосипедов они не совместимы. Этот недостаток является основным, из-за которого такие тормоза мало распространены.
  • При длительном торможении могут перегреваться.
  • Барабанный ножной тормоз максимально эффективен при положении шатунов параллельно дороге. Соответственно, если шатуны находятся вертикально, то затормозить практически невозможно - это называется мертвой зоной тормозов.
  • При торможении возникает значительная нагрузка на втулку и спицы колеса.
  • Если во время движения слетает цепь, то велосипед оказывается без тормозов, что очень опасно. Такую проблему можно решить установкой дополнительных передних ободных тормозов. Барабанные тормоза можно устанавливать только на ведущие колеса.
  • Очень сложно маневрировать и при этом работать тормозом.

Ободные тормоза

Ободными такие тормоза называют потому, что торможение осуществляется из-за трения тормозных колодок о специальную дорожку обода колеса велосипеда. Ободные тормоза самые популярный на сегодняшний день тип тормозов. Они обеспечивают хорошую мощность торможения и обладают хорошей ремонтопригодностью. Устройство у всех ободных тормозов одинаковое, а вот принцип действия может быть разный. Ободные тормозные системы состоят из ручки, троса, рычагов и тормозных колодок. Такие тормозные системы идеально подходят новичкам, так как их легко установить, отрегулировать и даже отремонтировать в полевых условиях.

Ободные тормозные системы бывают четырех типов - клещевые, кантилеверные, гидравлические и V- brake. Рассмотрим каждый тип подробнее:

  • V - brake - векторные ободные тормоза. Рычаги таких тормозов крепятся V образно, а тросик подходит с боку к одному из рычагов и соединяет оба рычага. Такая система обеспечивает наилучшую мощность торможения среди ободных тормозов. Рычаги векторных тормозов крепятся на специальные крепления на раме (brake - боссы), если их нет, то можно установить съемные крепления переходники. Тормоза V - brake на сегодняшний день самые востребованные и по популярности обгоняют даже дисковые.
  • Кантилеверные - предшественники векторных тормозов. Некогда такие тормозные системы были самыми популярными среди всех типов велосипедов. Но с появлением V - brake тормозов начали снижать свои позиции и сейчас почти не используются. Такие тормоза немного тяжелее настраивать, но если это сделать правильно то по эффективности они не уступают остальным ободным тормозам.
  • Клещевые - название происходит от формы расположения рычагов, которые напоминают клещи. В настоящее время используются в основном только на шоссейных велосипедах. Масса таких тормозов меньше, но они имеют всего лишь одно крепление, что делает их менее прочными.
  • Гидравлические - это тормозная система в которой усилие от ручки передается на рычаги при помощи гидролинии. В качестве гидравлической жидкости может использоваться тормозная жидкость или специальное масло.

Отметим плюсы и минусы самых популярных ободных тормозов - V - brake .

Недостатки тормозов V - brake:

  • Попавшая между ободом и колодкой грязь, вода, песок и снег снижают эффективность торможения и даже оказывают влияние на износ обода.
  • Влияют на геометрию рамы и могут раздвигать перья рамы.
  • На велосипедах предназначенных для экстремальных дисциплин происходит ускоренный процесс протирания обода колеса.
  • Быстрый износ колодок, а следовательно частая их замена.
  • Геометрия обода сильно влияет на работу тормозов.

Достоинства тормозов V - brake:

  • Незначительная нагрузка на спицы и втулки велосипеда.
  • Значительно, низкая цена относительно дисковых тормозов.
  • Не нагреваются во время длительного их использования.
  • Низкая масса относительно тех же дисковых тормозов.
  • Очень простая установка, настройка и ремонт.

Дисковые тормоза велосипеда

Самый современный тип тормозов, позаимствованный у мотоциклов и автомобилей. Система дискового тормоза состоит из ручки, троса или гидролинии, ротора, калипера и колодок. Ротор - это тормозной диск который крепиться к втулке велосипеда и зажимается колодками при помощи калипера, который крепиться к раме велосипеда в районе дропаутов вилки. Сжатие колодок происходит путем передачи усилия от ручки к калиперу через гидролинию или трос. В гидролинии в качестве жидкости может использоваться тормозная жидкость или специальное масло.

Преимущества дисковых тормозов:

  • Ротор и колодки дисковых тормозов почти не подвержены загрязнению так, как находятся в центре колеса.
  • Дисковый тормоз позволяет тормозить более плавно.
  • Геометрия обода и восьмерки не оказывают влияние на работу таких тормозов.
  • Не изнашивается обод, а сама дисковая тормозная система почти не требует обслуживания.

Недостатки дисковых тормозов:

  • Из-за огромного количества тормозных колодок, достаточно трудно подобрать их в магазине.
  • Большая нагрузка на спицы, втулки и вилку велосипеда.
  • Сложное обслуживание и тяжелый ремонт в полевых условиях.
  • Вес дисковой тормозной системы выше, чем ободной. В некоторых дисциплинах это решающий фактор.
  • Высокая цена комплекта. Причем простые недорогие дисковые тормоза могут быть значительно хуже и дороже хорошего комплекта ободных тормозов.
  • Калипер дискового тормоза может мешать установке багажника на велосипед.

Когда-то выбор велосипеда ограничивался правильно указанными параметрами роста, маркой и цветом. Сегодня ассортимент настолько разнообразен, что подобрать даже простую городскую модель без минимальных познаний в устройстве современных байков просто невозможно. В частности, это касается разнообразия тормозных систем.

Привычный ножной тормоз

Если в детстве вы учились кататься на велосипеде, то, скорее всего, привыкли пользоваться ножным тормозом. Принцип его работы предельно прост: приводом в данном случае служит цепная передача и, чтобы начать торможение, нужно крутить педали в обратную сторону. Такое устройство отлично работает на синглспидах, но несовместимо с традиционной механической трансмиссией.

Таким образом, ножной тормоз сохранился в качестве атрибута городских велосипедов с фиксированной скоростью. Сам механизм расположен в задней оси, что предполагает ряд преимуществ:

  • герметичность устройства гарантирует защиту от осадков, дорожной пыли и грязи;
  • отсутствие ухода или частого ремонта;
  • исключается перегрев обода.

Тем не менее, в ряде случаев ножной тормоз может оказаться недостаточно надежным. К примеру, если цепь сошла или разорвана, когда ноги случайно соскользнули с педалей, задействовать для экстренной остановки ножной тормоз не получится.

Надежный ручной тормоз

Большинство производителей устанавливают ручные тормоза, которые могут дополнять ножной вариант или работать самостоятельно. За годы использования они завоевали репутацию стабильных и безопасных — вне зависимости от конструкции. Все представленные на рынке тормозные системы делятся на ободные и дисковые, те и другие имеют сторонников и противников.

При комплектации городских велосипедов чаще всего применяются ободные тормоза V-Brake. Их отличает хорошая мощность, неприхотливость в обслуживании и простой сервис в случае поломки. Однако в дождливую погоду или на сильном бездорожье такая система легко засоряется, что снижает качество работы.


В качестве альтернативы на продвинутые модели ставят дисковые тормоза с механическим или гидравлическим приводом. Стоит заметить, что стоимость таких систем в разы выше, а устройство значительно сложнее. Тем не менее, в экстремальных условиях дисковые тормоза наиболее надежны. Они не чувствительны к превратностям погоды или особенностям покрытия. Их единственный недостаток — сложность ремонта: если дисковая гидравлика выйдет их строя, придется обращаться в мастерскую.


Какие тормоза лучше?

Оптимальное решение для конкретного байка зависит от его назначения. Так, для ситибайка, который никогда не будет проверять свои силы в глухом бездорожье или на скоростном спуске, ободных тормозов V-Brake более чем достаточно. Некоторые модели для удобства и безопасности велосипедистов комплектуют ножным и ободным ручным тормозом. Таким образом, системы дублируют друг друга, обеспечивая максимальную безопасность.

«

Отредактировано: 24.12.2018

Тормоз - важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой .

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это - барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза - остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые - самые дорогие, а вибрейковые - значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза - очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно - не все в нашей жизни решают деньги.

Итак, попробуем разобраться по-порядку.

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды и ).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.

Практически всегда устанавливаются на и одно скоростных велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.

Ножные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Ну а если ситуация на дороге становится экстремальной - позволят остановить несущийся байк с минимальным тормозным путем.

Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. Обслуживания практически ни какого не нужно - служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке», зимой и летом. Не боятся падений и ударов - именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.

Есть у них и свои недостатки.

Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.

При вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие. Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Если цепь слетает со звездочки - тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают , это не имеет никакого решающего значения.

Принцип барабанных тормозов так же используется в , которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Есть и у них свои недостатки. Самый основной - плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы - при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи - слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки - это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Еще в качестве недостатка приводят мнение о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, мнению - это уже надуманно. Можно подумать, что простой бюджетный велосипедист постоянно меняет себе покрышки. Какие стояли на велосипеде - те чаще всего и останутся на нем до конца срока службы.

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что - практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов - механические и гидравлические.

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических - с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными, стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах, им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов - быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали - скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор - тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно - нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза - проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски - лучше подкопите денег и сразу купите байк с .

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения . Как говорят они более "стоповее".

Летом 2010 года произошло знаковое событие, Международный союз велосипедистов (UCI) разрешил использовать дисковые тормоза в велокроссе. Говорит ли это об их эффективности? Несомненно. Последним оплотом консерватизма остаются шоссейные гонки, где использование дисковых тормозов запрещено до сих пор.

Существует четыре основных типа тормозов: барабанные, ободные, дисковые и роллерные. Давайте поговорим о каждом типе подробнее.

Барабанные тормоза.

Они находятся в задней втулке и принцип их работы очень прост. Механизм разводит колодки, которые прижимаются к барабану. За счет трения колодок о барабан и происходит торможение. Приводов бывает два: ручной и ножной. Ручной сейчас встретить практически невозможно, а вот ножной до сих пор довольно популярен в городских и .

Преимущества:
– механизм закрыт и в него не попадают грязь, пыль, вода,
– нет процесса износа ободов на колесах,
– самый надежный механизм, служат годами, не требует постоянной регулировки и обслуживания,
– наличие восьмерки на ободе или яйца на оси никак не влияет на работу тормоза.

Недостатки:
– большой вес тормозного механизма,
– требуется бОльшее усилие при торможении, чем у любого другого типа тормозов,
– нельзя использовать с многоскоростными переключателями,
– присутствует «мертвая зона» торможения, когда шатуны расположены вертикально,
– втулка и спицы испытывают большие перегрузки во время торможения,
– если цепь спадает с передней или задней , тормоза не сработают,
– требуется некоторое время для перехода из режима движения в режим торможения.

Ободные тормоза.

Не смотря на постоянный рост популярности дисковых тормозов, ободные тормоза все еще являются, пожалуй, самыми распространенными в мире. Принцип работы их прост: ручка соединена с колодками посредством тросика, нажимая ее – вы натягиваете трос, и колодки сближаются. Существует три основных разновидности клещевых тормозов:

Кантилеверные тормоза.

Кантилеверные – слегка устаревшие, но до сих пор используемые в не экстремальных дисциплинах, тормоза. Обладают самым маленьким весом и самой низкой эффективностью торможения. Передача усилия на колодки осуществляется путем нагрузки пары тяг. Преимущество этого подвида ободных тормозов в одновременной и равномерной нагрузке обоих колодок.

Клещевые тормоза.

Клещевые – так же как и кантилеверные используются все реже и реже, постепенно вытесняясь более современными моделями. Принцип работы кроется в названии, хорошо работают только на идеально ровном ободе, малейшая восьмерка и КПД тормозов падает в геометрической прогрессии. Чаще всего этот тип тормозов встречается на шоссейно-гоночных велосипедах.

V-brake.

Векторные, более известные в России как V-brake – по принципу работы являются усовершенствованными кантилеверными. Из всех видов ободных тормозов, векторные обладают самой высокой эффективностью торможения и меньше всего зависимы от дефектов обода. Самая популярная разновидность ободных тормозов. Преимущества и недостатки, о которых я сейчас буду говорить, относятся именно к векторным тормозам.

Преимущества:
– простая конструкция и обслуживание,
– адекватное тормозное усилие,
– небольшой вес,
– низкая цена как тормозов, так и комплектующих,
– большой выбор тормозных колодок.

Недостатки:
– качество торможения падает при попадании на тормоза грязи, снега, воды,
– при сильном нажатии на тормоза происходит прогиб силовых рычагов,
– постоянный износ обода, особенно в условиях песка и грязи,
– при длительном торможении происходит нагревание обода, что ведет к повреждению покрышки и колодок, а так же падению КПД тормозов,
– невозможно использовать с высокообъемными экстремальными покрышками.

Существует очень редкая в России разновидность ободных гидравлических тормозов. Используются в основном в триале, где требуется мощное тормозное усилие, практически отсутствуют внешние факторы, например погода.

Дисковые тормоза.

Они бывают двух видов – механические, использующие тросики, и гидравлические – использующие для торможения минеральное масло или ДОТ4, в зависимости от фирмы производителя. У дисковых тормозов самая высокая эффективность торможения (напрямую зависит от диаметра ротора).

Преимущества:
– самое высокое КПД торможения,
– на эффективность торможения не влияют повреждения обода,
– на работу тормозов не влияют погодные условия: снег, грязь, вода,
– не изнашивается обод, так как тормозной диск крепится на втулку,
– позволяет использовать высокообъемные агрессивные покрышки.

Недостатки:
– множество моделей и модификаций не позволяют создавать взаимозаменяемые детали, например колодки, что затруднит их поиск и приобретение,
– при повреждении тормозного диска, вернуть ему прежнюю геометрию очень сложно,
– повышенная нагрузка на спицы,
– сложности с установкой багажника,
– большой вес,
– высокая цена (у гидравлики).

Для походов лучшим приобретением являются дисковые тормоза. А вот механические выбрать или гидравлические – тут уже вопрос финансов и предпочтений. С точки зрения эффективности торможения тут бесспорно выигрывает гидравлика, к тому же она не требует постоянных регулировок колодок, так как является саморегулирующейся системой. Механика же проще в эксплуатации, легче и гораздо более ремонтопригодна в походных условиях, но немного менее эффективна с точки зрения КПД при торможении и сложности настроек.

Роллерные тормоза.

Роллерные тормоза это некий гибрид из дисковых тормозов и барабанных. С одной стороны, сами колодки расположены внутри втулки как на барабанных тормозах, с другой стороны направляющая и мини-диск крепится на втулке снаружи. Торможение осуществляется с помощью троса. Учитывая совокупность факторов, применение роллерных тормозов ограничено сити-байками и прогулочными велогибридами.

Преимущества:
– отсутствует абразивный износ обода,
– высокая надежность механизма,
– не требует постоянных регулировок,
– очень высокая износоустойчивость.

Недостатки:
– несовместимые с большинством амортизационных вилок,
– не рекомендуются для экстремальных дисциплин,
– сложные в обслуживании и ремонте,
– средняя модуляция торможения,
– большой вес.

Итак, вот мы и разобрали все основные типы велосипедных тормозов. В дальнейшем мы разберем каждый из типов подробнее.

Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов

Менять колодки на новые следует, когда их тормозная поверхность сотрется до уровня канавок для стока грязи, то есть когда рабочая поверхность станет абсолютно плоской. А если колодки стерлись только с одной стороны, это значит, что они были установлены неправильно, и их тоже нужно будет заменить.

Первым делом ослабьте винт удерживающий тросик.



Главное при установке обычной тормозной колодки - это надеть в правильной последовательности все шайбы и прокладки, из которых состоит их крепеж. Также обратите внимание, что некоторые модели колодок могут разделяться на левые и правые, это указывается на самих колодках, учтите это при установке.

Заменить картриджные колодки еще проще. У них есть металлическая основа и менять надо только резиновую накладку. На таких колодках есть фиксирующий шплинт (не потеряйте его), его надо вытащить и выдвинуть резиновую накладку. Затем вставьте новые накладки и зафиксируйте шплинтом. При установке накладок обратите внимание на указатели правой и левой стороны.


После замены колодок, полностью закрутите регулировочный барабан на тормозной ручке и выкрутите его на один оборот. Сожмите пальцами рычаги тормоза, установите на место тросик и закрепите винтом. Расстояние от обода колеса до колодок должно быть 2 мм.

У ободных тормозов очень простой принцип работы - две тормозных колодки, установленные друг напротив друга и параллельные колесу, а между ними . Нажимая на тормозную ручку усилие, через систему , передается на тормозные рычаги, которые прижимают колодки к ободу колеса останавливая его.

Для четкой работы ободных тормозов нужно следить за целостностью тросика и отсутствием "восьмерок" на колесе. Если на тросике лопнуло хотя бы одно волокно, его нужно заменить. Тросик должен свободно ходить в рубашке и если он застревает необходимо менять или тросик, или рубашку.

Главным в качественной работе ободных тормозов является качественное прижатие колодок к ободу. Отрегулировать это можно крепежом колодок. Крепеж состоит из набора шайб, прокладок и гайки, он позволяет закрепить колодку под нужным углом.

Для регулировки немного расслабьте гайку на каждой колодке, так чтобы колодку можно было двигать пальцами, но сама она не двигалась. Установите колодку параллельно ободу колеса, обратите внимание, что она не должна касаться покрышки (расстояние между колодкой и покрышкой должно быть не менее 1 мм.).



  • Если у вас мягкие резиновые тормозные колодки, то при торможении они деформируются. Поэтому их надо устанавливать так, чтобы передний край этих колодок располагался на 1 мм. ближе к ободу, чем задний. Для этогоперед регулировкой под задние части колодок надо подложить прокладку толщиной 1-1.5 мм. Например, отрезанный от изношенной велосипедной камеры кусок резины.


  • Если у вас тормозные колодки с жесткой основой, которые не деформируются при торможении, надо устанавливать строго параллельно ободу.



Затем посмотрите на рычаги тормоза. Сожмите и отпустите несколько раз тормозные ручки, рычаги должны сходиться и расходиться одинаково. Отрегулировать это можно винтами натяжения пружины, расположенными у основания рычага. Заворачиваем регулировочный винт на том рычаге, который отклоняется слишком слабо, и отворачиваем его, если рычаг отклоняется слишком сильно.


Для того, чтобы снять колесо, тросик тормоза откручивать не нужно, достаточно просто высвободить его из зажима. Для этого сожмите рычаги тормоза руками и выньте жесткую часть рубашки тросика из гнезда.