Меню
Бесплатно
Главная  /  Hyundai  /  Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении. Инвентаризация финансовых обязательств Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении. Инвентаризация финансовых обязательств Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении может быть как плановой - в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной - по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения. В чем заключается специфика данной процедуры, а также оформления ее результатов, расскажем далее.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22 . В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23 . В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1-4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

Главная > Документ

2. 3. Формирование порядка планирования и обоснования бюджетных обязательств

Аналитическая записка.

7.1,7.5. Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Перечнем программных мероприятий районной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов Мышкинского муниципального района на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Администрации Мышкинского муниципального района от 12.11. 2009 г. № 927, запланировано проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Указанное мероприятие направлено на решение программной задачи «Внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат».

Целью инвентаризации расходных обязательств является обеспечение возможности эффективного использования реестра расходных обязательств в бюджетном планировании для совершенствования бюджетного процесса в Мышкинском муниципальном районе.

Начиная с 2006 года в Мышкинском муниципальном районе в соответствии с Федеральным законодательством и приказами Министерства финансов РФ, составляется реестр расходных обязательств. С 2007 года вопросы формирования реестра расходных обязательств регулируются постановлением главы Мышкинского муниципального района от 21.07.2006 г. № 471.

До настоящего времени реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района составлялся по формам, утвержденным приказом Минфина РФ № 77 от 07.09.2007 года.

Данная форма включает в себя следующие разделы:

Сведения о главном распорядителе (распорядителе, получателе) средств районного бюджета;

Информация о полномочиях, при осуществлении которых возникают расходные обязательства Мышкинского муниципального района, и нормативных правовых актах, устанавливающих указанные полномочия;

Информация о расходных обязательствах Мышкинского муниципального района и нормативных правовых актах, являющихся основанием возникновения расходных обязательств и определяющих порядок исполнения и финансового обеспечения расходных обязательств;

Код бюджетной классификации;

Финансовая оценка объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств;

Дополнительные сведения о расходных обязательствах.

В 2010 году инвентаризация была проведена специалистам отдела финансов Администрации ММР с использованием программного модуля «Реестр расходных обязательств» программного комплекса АС «Бюджет»». Это позволило систематизировать расходные обязательства в соответствии с полномочиями, осуществляемыми органами местного самоуправления Мышкинского муниципального района и провести оценку соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам.

В 2010 году реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района представляет собой масштабный аналитический документ, включающий в себя в настоящее время 131 правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района имеет публичный характер и размещается на официальном интернет-сайте Администрации ММР.

В ходе проведения инвентаризации осуществлялась оценка соответствия расходного обязательства бюджетному обязательству. По результатам оценки соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам, сделан вывод о том, что все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, обеспечены средствами районного бюджета.

Так же в ходе инвентаризации осуществлялся анализ нормативной правовой базы. В реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района для каждого расходного обязательства приводится информация о правовом основании для его возникновения (включая федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты, принятые Ярославской областью, нормативные правовые акты, принятые Мышкинским муниципальным районом и нормативные правовые акты, принятые поселениями Мышкинского района).

В таблице приведена информация по объему базы данных нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Мышкинского муниципального района, используемых при составлении реестра расходных обязательств.

Количество нормативных правовых актов, обуславливающих

публичные обязательства (или) правовые основания для иных

расходных обязательств и используемых в реестре расходных

обязательств Мышкинского муниципального района

Вид нормативного правового акта

Количество нормативны правовых актов, включенных в базу данных

Федеральные нормативные правовые акты

в том числе:

Федеральный закон

Постановление, распоряжение Правительства Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации

Нормативные правовые акты, принятые в Ярославской области

в том числе:

Закон Ярославской области

Постановление Администрации Ярославской области

Постановление Губернатора Ярославской области

Постановление Правительства Ярославской области

Нормативно-правовые акты органов государственной власти Ярославской области

Мышкинском муниципальном районе

в том числе:

Решение Собрания депутатов ММР

Постановление Администрации ММР

Нормативные правовые акты, принятые в поселениях Мышкинского муниципального района

в том числе:

Решение Муниципальных Советов ММР

Постановление Администрации поселений ММР

ИТОГО:

Инвентаризация показала, что все расходные обязательства, отраженные в реестре, имеют правовые основания для финансирования.

В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, обуславливающие и регулирующие бюджетные расходы, их отмены, а также в случаях некорректного заполнения отдельных позиций реестра расходных обязательств в реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района вносятся соответствующие поправки.

Таким образом, в настоящее время благодаря реестру расходных обязательств появилась возможность четкого отделения действующих (включенных в реестр) расходных обязательств от принимаемых расходных обязательств, подлежащих или планируемых к включению в этот реестр, в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований, в пределах нераспределенных (в зависимости от экономического прогноза и политики заимствований) ресурсов.

Инвентаризация реестра расходных обязательств определила следующие выводы:

Не все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, урегулированы нормативными правовыми актами;

В некоторых нормативных правовых актах определяющих финансовое обеспечение и порядок расходования средств отсутствуют методики расчета расходов на реализацию соответствующих расходных обязательств.

Главным результатом проведения инвентаризации расходных обязательств является формирование реестра расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств всех расходных обязательств Мышкинского муниципального района и обеспечение соответствия учтенных расходных обязательств действующему законодательству. Сопоставление бюджетных обязательств с реестром расходных обязательств показало, что все расходы районного бюджета, предусмотренные действующим решением Собрания депутатов Мышкинского МР о бюджете, имеют нормативно-правовое регулирование и отражены в реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района.

В дальнейшем работа по ведению реестра расходных обязательств требует тесного взаимодействия с главными распорядителями средств бюджета. По результатам выявления расходных обязательств, имеющих недостаточное нормативное правовое обоснование, главным распорядителям данных расходных обязательств будут направлены письма о необходимости разработки нормативных правовых актов, регулирующих исполнение данных расходных обязательств.

Так же будет проводиться работа по ежегодному обновлению путем исключения прекращенных в текущем финансовом году и включения в него принятых в текущем и принимаемых при среднесрочном планировании обязательств, а также корректировки финансовой оценки обязательств, объем которых изменяется.

Дальнейшее совершенствование процесса составления и ведение реестра расходных обязательств будет связана с вовлечением реестра расходных обязательств в процесс планирования ассигнований, а также ужесточением требований к обоснованности расчетов стоимости расходных обязательств на основе применения детальных методик расчета в соответствии с приказом отдела финансов Администрации ММР от 29.07.2010 г. № 23-ос «Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований из районного бюджета на исполнение действующих и принимаемых обязательств и методики планирования (расчета) расходов на реализацию расходных обязательств».

Одной из острых проблем, стоящих перед органами власти всех уровней, остается закредитованность бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В последние годы долговая нагрузка на консолидированные бюджеты субъектов значительно возросла и, по данным Счетной палаты на 1 апреля 2016 года, составила 2,4 трлн. рублей.

Принимая во внимание значимость указанной проблемы, Советом Федерации при подготовке федерального бюджета на 2016 год были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, предусматривающие возможность ежегодного предоставления финансовой помощи регионам
на замещение коммерческих кредитов менее обременительными бюджетными кредитами. Правительство нас поддержало в этом вопросе, и в 2016 году на указанные цели в федеральном бюджете предусмотрены ассигнования в объеме 310 млрд. рублей.

Однако бюджетное кредитование не устраняет первопричину сложившейся ситуации: дисбаланса между расходными обязательствами и доходными источниками. Поэтому сенаторы в 2015 году предложили провести сложную, но необходимую работу по инвентаризации расходных обязательств на всех уровнях власти, что нашло поддержку со стороны Правительства Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация во многом связана с теми решениями и изменениями в законодательстве, которые принимались в последние 11 лет, и привели к увеличению количества полномочий регионов по вопросам совместного ведения с 46 до 105, а делегированных полномочий с федерального уровня – с 11 до 117. При этом не всегда передача расходных обязательств сопровождалась передачей доходных источников, что, в свою очередь, и вызвало дисбаланс и появление в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях «нефинансируемых мандатов» и «недофинансированных мандатов».

В этом и заключается основная цель проводимой работы – анализ сложившихся расходных обязательств и их стоимостная оценка.

В конце 2015 года на площадке Правительства Российской Федерации было проведено совещание, по результатам которого Председателем Правительства Российской Федерации было принято решение провести инвентаризацию расходных обязательств регионов и муниципальных образований, в том числе переданным на осуществление органам власти другого уровня бюджетной системы.

Работа по инвентаризации будет состоять из трех основных этапов.

На первом этапе предполагается составление перечня расходных обязательств на основе нормативных правовых актов с одной стороны и на основе данных, предоставляемых субъектами, о фактически реализуемых полномочиях, с другой.

На втором этапе предстоит провести классификацию расходных обязательств по уровням власти, за которыми они закреплены и по уровням бюджетной системы, из которых производится их фактическое финансирование.

И наконец, на третьем этапе работы, в соответствии с нормативами и стандартами, будет посчитана стоимость каждого обязательства.

В связи с необходимостью повышения прозрачности и актуализацией расходных обязательств, при внесении изменений в нормативные правовые акты предлагается ведение реестра осуществлять на площадке информационной системы Минфина России «Электронный бюджет», в которой в настоящее время главные распорядители формируют бюджет и ведут сводную бюджетную роспись. Чтобы такая грандиозная работа не выполнялась каждые пять-десять лет необходимо создать условия, при которых данный перечень будет вестись постоянно и актуализироваться при внесении соответствующих изменений в нормативные акты.

Совет Федерации заинтересован в скорейшем и качественном завершении данной работы, т. к. ее результаты будут использованы при формировании расходной части бюджетов на всех уровнях власти. Устранение дублирования полномочий приведет к оптимизации расходов, а анализ распределения по уровням бюджетной системы позволит более качественно предоставлять услуги населению и выполнять работы.

И наконец, посчитав стоимость расходных обязательств, реализуемых на том или ином уровне власти, мы можем вернуться к вопросу о перераспределении доходных источников в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что приведет к снижению долговой нагрузки.

Согласно п.1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы - к финансовым обязательствам.

Под финансовыми обязательствами понимаются:

1) кредиторская задолженность;

2) кредиты банков;

4) резервы.

Инвентаризации расчетов.

Задача инвентаризации - определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:

реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

дата и причина возникновения задолженности;

сумма задолженности.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17.

Инвентаризация включает проверку расчетов с:

1) покупателями и поставщиками (сч.60, 62, 76);

2) банками по займам, кредитам (сч.66, 67);

3) бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч.68,69);

4) работниками, в том числе подотчетными лицами (сч.70, 71, 73, 76/4);

5) другими дебиторами и кредиторами (сч.76).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.

1. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:

Расчеты по кредитам и займам (сч.66, 67).

Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору. Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.

Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.

Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам. Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.

Расчеты по налогам и сборам (сч.68).

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налога. Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по исчисленным налогам.

Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам. Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования.

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (сч.69).

Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование).

Проверяется своевременность расчетов по страховым взносам. Проверяются акты сверки с фондами. Выявляется задолженность по страховым взносам и дата ее образования.

Расчеты с покупателями и заказчиками (сч.62).

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику).

Данные аналитического учета за поставленные товары (работы, услуги) должны обеспечивать возможность получения необходимой информации:

1) по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

2) по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

3) по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

4) по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

5) по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок;

6) по покупателям и заказчикам в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность.

Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

1) задолженность, подтвержденная дебиторами;

2) задолженность, не подтвержденная дебиторами;

Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Списание безнадежной задолженности возможно:

1) по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;

2) при неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" (задолженность учитывается за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников).

Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (сч.60)

Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов выданных по каждому поставщику (подрядчику).

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимых данных о расчетах с поставщиками (подрядчиками):

1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п.;

2) по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

3) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

4) по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке;

5) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным (в соответствии с условиями договора и платежными документами).

Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:

1) задолженность, подтвержденная кредиторами;

2) задолженность, не подтвержденная кредиторами;

3) задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя. Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику.

Материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются на учет независимо от того, когда они поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика. Фактически прибывшие материальные ценности, по которым не поступили расчетно-платежные документы, считаются неотфактурованной поставкой. Такие ТМЦ принимаются по приемному акту, составляемому на складе по факту их поступления по цене, указанной в договоре (см. п.24 ПБУ 5/98). Если до конца месяца расчетные документы на поступят, то такие ТМЦ отражаются в балансе в приемной оценке, а в следующем месяце при поступлении расчетных документов стоимость неотфактурованных поставок сторнируется и производится запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

Расчеты с подотчетными лицами (сч.71)

Аналитический учет ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Выявляются подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки. Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя.

Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет:

1) выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу;

2) передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому лицу запрещается.

Расчеты с персоналом по оплате труда (сч.70)

Аналитический учет ведется по каждому работнику организации.

Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета.

Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов.

Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам.

Расчеты с персоналом по прочим операциям (сч.73)

Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам. уплате процентов по ним, расчеты по возмещению материального ущерба работниками в результате брака, недостач, хищений и др.).

Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы).

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (сч.76)

Данные аналитического учета должны обеспечивать возможность получения необходимой информации по каждому дебитору и кредитору о расчетах:

1) по имущественному страхованию;

2) по личному страхованию;

3) по страхованию предпринимательских рисков и гражданской ответственности;

4) по претензиям;

5) по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов;

6) по договорам аренды, поручения, комиссии, цессии и др.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете обособленно.

Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственные расчеты (сч.79)

Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

2. Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (Приложение У). Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.

3. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Инвентаризация счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

1. Проверяется обоснованность возникновения недостач и потерь от порчи ценностей (акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач). Недостачи и потери от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства) могут возникать в процессе их заготовления, хранения и продажи.

2. Проверяется правильность формирования учетной стоимости потерь и недостач:

1) по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям - их фактическая себестоимость с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

2) по недостающим или полностью испорченным основным средствам - их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации) с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

3) по частично испорченным материальным ценностям - сумма определившихся потерь с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость и т.п.

3. Проверяется обоснованность списания недостач и порчи ценностей:

1) на себестоимость продукции (в пределах норм естественной убыли);

2) на виновное лицо (сверх норм естественной убыли и в соответствии со статьями ТК РФ);

3) на прочие доходы и расходы (при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков);

4) на убытки отчетного года как некомпенсированные потери от стихийных бедствий (по потерям ценностей, возникшим в результате стихийных бедствий).

Инвентаризация счета 86 "Целевое финансирование"

1. Проверяются расходование средств на цели, предусмотренные целевыми программами и сметами расходов. Целевое финансирование - это финансирование целевых программ за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Данные аналитического учета должны обеспечить возможность получения необходимой информации по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

2. Проверяется наличие документов (отчеты об использовании средств с приложенными первичными документами), подтверждающих целевое использование бюджетных средств, т.е. сопоставляются произведенные расходы с соответствующей экономической статьей расходов бюджетных назначений.

3. Выявляются суммы превышения расходов по соответствующим статьям бюджетного финансирования. Проверяется наличие документов, подтверждающих целесообразность и правомерность расходов сверх утвержденной сметы.

4. Инвентаризационные описи заполняются в разрезе источников финансирования.

Инвентаризация счета 98 "Доходы будущих периодов"

1. Проверяется правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов.

К доходам будущих периодов относятся:

1) доходы, полученные в счет будущих периодов (доходы от аренды, абонентская плата, выручка от перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам и др.);

2) стоимость активов, полученных безвозмездно;

3) предстоящее поступление задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы и признанным виновным лицом или присужденным судом;

4) разница между подлежащей взысканию с виновных лиц суммой за недостающие материальные и иные ценности и их учетной стоимостью.

2. Проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При принятии к учету доходов будущих периодов их оценка производится в следующем порядке:

1) доходы, полученные в счет будущих периодов, принимаются к учету в сумме фактически поступившей оплаты (в соответствии с договором);

2) стоимость активов, полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;

3) задолженности по недостачам прошлых лет, выявленные в отчетном году, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату признания недостачи виновником или на дату вынесения судом соответствующего решения;

4) сумма разницы в оценке недостач, взыскиваемых с виновных лиц, определяется как разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их учетной стоимостью.

3. При инвентаризации, проводимой на конец года, проверяется обоснованность наличия остатков, числящихся на следующих субсчетах:

1) субсчет "Доходы, полученные в счет будущих периодов" - должны быть отражены только доходы, относящиеся к следующему отчетному году;

2) субсчет "Безвозмездные поступления" - рыночная стоимость безвозмездно полученного имущества в части, относящейся к недоамортизированной стоимости (по амортизируемому имуществу), или рыночная стоимость МПЗ, не списанных на счета учета затрат на производство;

3) субсчет "Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы" и субсчет "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" - рыночная стоимость имущества или разница в его оценке, относящиеся к непогашенной части задолженности по недостачам.

4. Проверяется правильность списания сумм, учтенных на счете по безвозмездно полученному имуществу. Списание сумм производится в корреспонденции со счетом 91.2 "Прочие расходы" в следующем порядке:

1) по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

2) по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере списания на производство (расходов на продажу).

Списание просроченной задолженности

По результатам инвентаризации расчетов выявляются сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков, персонала перед организацией.

Согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в бухгалтерском учете сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Таким образом, по результатам инвентаризации дебиторская (кредиторская) задолженность по каждому обязательству в соответствии с условиями заключенных договоров и с учетом срока погашения может быть классифицирована следующим образом:

1) задолженность, по которой срок погашения еще не наступил;

2) задолженность, по которой срок погашения уже прошел.

Кроме того, по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности определяется срок ее исковой давности, и устанавливаются обстоятельства, прерывающие данный срок. Согласно ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года. При этом срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст. 192 ГК РФ). Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. И прерывается, согласно ст. 203 ГК РФ при предъявлении иска в установленном порядке, а также при совершении обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (например, подписания акта сверки, соглашения о реструктуризации и т.д.). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново и время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Если организация создала резерв по сомнительным долгам, то суммы списываемой задолженности относятся на счет средств резерва сомнительных долгов, иначе - на финансовые результаты.

Признание дебиторской задолженности убытком из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Списанная дебиторская задолженность должна учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" с целью контроля за изменением имущественного положения должника. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому контрагенту, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.

Списание дебиторской задолженности. Типовые проводки

С помощью приведенных ниже типовых проводок отражаются результаты инвентаризации расчетов с дебиторами в бухгалтерском учете организации.

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, если в организации создан резерв по сомнительным долгам

Отражаем списание дебиторской задолженности при наличии в организации резерва по сомнительным долгам

Сумма списанной задолженности

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, когда резерва по сомнительным долгам нет

Отражаем списание дебиторской задолженности при отсутствии в организации резерва по сомнительным долгам

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Отражаем списанную дебиторскую задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля

Сумма списанной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом

Порядок отражения сумм, поступивших в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности

Отражаем поступление взысканной задолженности на расчетный счет

Банковская выписка

Списываем поступившую сумму задолженности с забалансового счета

Сумма взысканной задолженности

Бухгалтерская справка-расчет

Списание кредиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете

Для своевременного и полного списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности необходимо регулярно проводить инвентаризацию такой задолженности.

При обнаружении кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, она списывается в состав доходов организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

При этом признание доходов для целей налогового учета происходит в том налоговом периоде, в котором истек срок исковой давности и не привязывается к датам проведения инвентаризации и приказа руководителя о ее списании.

Документы, подтверждающие кредиторскую задолженность и истечение исковой давности по ней:

1. Договор или счет, документы подтверждающие факт полученной оплаты.

2. Полученные накладные, акты об оказанных услугах, выполненных работах.

3. Акты сверок, подтверждающие задолженность (очень важный документ, подтверждающий срок течения исковой давности).

4. Письменные ответы на требования о погашения задолженности и сами такие требования.

5. Прочие документы, подтверждающие факт задолженности и начала течения срока исковой давности.

При списании кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности составляется бухгалтерская справка-расчет.

В бухгалтерском учете делаем следующие проводки:

Дт 60,62,70, 71,73,76 Кт 91/1 - списана в состав прочих доходов кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

В налоговом учете: кредиторская задолженность списывается в состав внереализационных доходов на дату истечения срока исковой давности.

Во избежание налоговых рисков в части налога на прибыль при проведении налоговых проверок, нужно своевременно признавать кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в составе доходов организации для целей бухгалтерского и налогового учета.


Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «Дубровский район» за последних три отчетных года и текущий финансовый год

Комплексная инвентаризация расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в бюджете расходов, проводилась, главным образом, в рамках внедрения в бюджетный процесс муниципального образования «Дубровский район» такого инструмента бюджетного планирования, как реестр расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статьей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, а также способа (методики) определения и оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Дубровского районного Совета народных депутатов от 28.07.2005 г. № 71, которое утратило силу и в 2008 году было принято новое Решение Дубровского районного Совета народных депутатов от 30.07.2008 г № 58 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Дубровский район» закреплена норма о том, что порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», устанавливается администрацией Дубровского района (п. 2.3).

В соответствии с требованиями вышеуказанных документов в 2005 году в принято постановление администрации Дубровского района от 13.09.2005 г. № 398 «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», которое в 2008 году утратило силу и было принято новое постановление администрации Дубровского района от 24.06.2008г. № 303 «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»» .

В соответствии с данным нормативно-правовым актом утверждались:

Порядок ведения Реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» (далее – реестра), в соответствии с которым финансовое управление администрации Дубровского района осуществляет ведение реестра.

Форма Реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» (в качестве Приложения);

Постановлением устанавливаются категории расходных обязательств, которые должны быть включены в реестр, сама структура реестра и порядок ведения реестра.

Все расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район» в реестре делятся на четыре группы:

1. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», заключения договоров (соглашений) по предметам совместного ведения субъекта РФ и муниципального образования «Дубровский район» ;

2. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район» по предметам ведения муниципального образования «Дубровский район» ;

3. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», предусматривающих реализацию муниципальным образованием «Дубровский район» делегированных полномочий .

4. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», предусматривающих предоставление из бюджета муниципального образования «Дубровский район» межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций муниципальным образованиям на исполнение делегированных полномочий и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований);

Реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» впервые был сформирован финансовым управление админстрации Дубровского района в 2007 году.

Для его составления была осуществлена комплексная инвентаризация действующих нормативных правовых актов, договоров, соглашений, предусматривающих расходные обязательства бюджета муниципального образования «Дубровский район» в сфере компетенции каждого главного распорядителя бюджетных средств, и все расходные обязательства бюджета были систематизированы в соответствии с полномочиями.

В процессе проведения инвентаризации действующих нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район», финансовым управлением администрации Дубровского района было обеспечено тесное взаимодействие с главными распорядителями средств бюджета.

Таким образом, инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования предусматриваемых в бюджете расходов ведется в муниципального образования «Дубровский район» с 2007 года. К настоящему моменту фактически осуществлялась инвентаризация расходных обязательств за последние три отчетных года и текущий финансовый год.

Работа по заполнению реестра расходных обязательств производится главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Дубровский район».

Кроме реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» финансовое управление администрации Дубровского района обеспечивается свод реестров расходных обязательств муниципальных образований.

Реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» представляет собой масштабный аналитический документ, включающий в себя в настоящее время более 50 положений правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств. Ежегодно нормативно-правовая база корректируется и дополняется. В таблице приведена информация по объему базы данных нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район», используемых при составлении реестра расходных обязательств на 2007, 2008 и 2009 годы.

Таблица 1.

Количество нормативных правовых актов, обуславливающих публичные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств и используемых в реестре расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»


^ Вид нормативного правового акта

Количество нормативных правовых актов, включенных в базу данных

реестр на 2007 год (анализируемый период 2005-2009 гг.)

реестр на 2008 год (анализируемый период 2006-2010 гг.)

реестр на 2009 год (анализируемый период 2007-2011 гг.)

^ Федеральные нормативные правовые акты

13

12

11

в том числе:

Федеральный закон


10

9

8

Постановление Правительства Российской Федерации

2

2

2

Распоряжение Правительства Российской Федерации

1

1

1

^ Нормативные правовые акты органов власти Брянской области

50

42

39

в том числе:

Законы Брянской области


5

7

7

Постановление администрации Брянской области

2

2

1

Распоряжение администрации Брянской области

7

4

6

Нормативно-правовые акты представительного и исполнительного органов муниципального образования «Дубровский район»

36

29

25

ИТОГО

63

54

50

В реестре расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» для каждого расходного обязательства приводится информация о правовом основании для его возникновения (включая федеральные нормативные правовые акты и областные нормативные правовые акты). Все расходные обязательства, отраженные в реестрах, имеют правовые основания для финансирования.

Таким образом, в настоящее время благодаря реестру расходных обязательств появилась возможность четкого отделения действующих (включенных в реестр) расходных обязательств от принимаемых расходных обязательств, подлежащих или планируемых к включению в этот реестр, в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований, в пределах нераспределенных (в зависимости от экономического прогноза и политики заимствований) ресурсов.

Кроме того, реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»позволил:


  • установить степень обеспечения установленных расходных обязательств планируемыми расходами бюджета;

  • определить обязательный объем расходных обязательств соответствующего уровня, подлежащих исполнению;

  • осуществлять совершенствование нормативной правовой базы с целью её развития.
В дальнейшем работа по ведению реестра расходных обязательств сводится к его ежегодному обновлению путём исключения прекращённых в текущем финансовом году и включения в него принятых в текущем и принимаемых при среднесрочном планировании обязательств, а также корректировки финансовой оценки обязательств, объём которых изменяется.