Меню
Бесплатно
Главная  /  Lada  /  Э. Шим Сказки, найденные в траве

Э. Шим Сказки, найденные в траве

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе

(Начальная школа XXI века)

Тема: сказка Э. Шима « Глухарь».

Дополнительное чтение рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для

развития умения прогнозировать текст.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: сюжетные картинки, индивидуальные материал для книжки-раскладушки, учебник, слова для словарной работы

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.

Ход урока

I .Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Тихо присаживайтесь.

II .Речевая гимнастика.

1.Артикуляционная разминка.

    губы «в трубочку» (вытягивание вперед);

    чередование «улыбка-трубочка»;

    «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком);

    круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот

III . Актуализация опорных знаний.

А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (серия картинок- иллюстраций из прочитанных произведений)

1.Л.Толстой «Солнце и ветер».

2.Э.Мошковская «Лед тронулся».

3.Русская народная песня «Березонька».

4. М. Пришвин «Лесная капель».

5.Э. Шим «Глухарь».

6. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

IV .Определение темы и цели урока.

Какие произведения вам не известны?

Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?(о животных)

Да, правильно.

Давайте определим план нашего урока:

4. составим книжку раскладушку

Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц.

V .Чтение и анализ произведения.

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку.

- Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки

Как называется сказка?

О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этой сказке?(о птицах)

1.Словарная работа перед чтением.

Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?

Где можно посмотреть это слово, если оно не понятно? (в словаре)

Э. Ю. Шим родился в . Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

2.Первичное чтение сказки учителем

- Понравилась сказка?

За что глухаря назвали глухарём?

О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?

Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему?

Какие сведения узнали о глухаре?

Что в сказке придумано?

3.Работа в тетрадях.

1 и 2 задание.

Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.)

Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

V I . Физминутка(спортивная)

VII .Работа над произведением

Работа в парах

Дети у вас на партах листики с текстом. Мы сейчас будем читать по ролям в парах. Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям. Обратите внимание на доску(у вас есть памятка №3в конце учебника)

Давайте вспомним вместе порядок работы при чтении по ролям:

3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят)

4. распределение ролей

5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает

А сейчас обратите внимание на план нашего урока и скажите что сделали?

1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее

2.обсудим ее, ответим на вопросы

3. поработаем в парах, чтение по ролям

Следующий план нашего урока

Составление обложки нашей сказки. Тоже будем работать в парах

У вас на партах лежат половинки белой бумаги.

Геометрические фигуры, которые обозначают жанры произведений. Вы выберите нужную. Вверху подпишите автора сказки, а внизу ее название.

Все справились с работой, покажите все работы. Молодцы. А я сделаю общую книжку из ваших книжек.

Итак, какой жанр этого произведения?(сказка)Какая геом. Фигура?(круг

О ком сказка? (о животных) Какой цвет круга? (корич)

Отложите пока в сторону ваши работы

VIII .Работа над произведением для дополнительного чтения.

Каких вы знаете птиц?

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) -

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

- Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.)

Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе?

А какая она эта птица?

2. Словарная работа

3.Чтение и анализ произведения.(чтение рассказа учителем)

Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?

Чтение рассказа учителем, дети следят.

Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

    Почему птица не могла взлететь с дороги?

    Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать.

    Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни.

    Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа

Глухарь:

Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона.

Ценный охотничий вид.

Поёт так - “тэкэ, тэкэ, тэкэ... “

Плохо летает.

Стриж:

Имеет средний размер.

Великолепно летает.

Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте.

Имеет длинные изогнутые крылья.

IX .Рефлексия

Давайте обратимся к плану, к задачам нашего урока.

Все что намечали, выполнили?Докажите, почему вы так считаете?

Мне было интересно…

Мне хотелось бы узнать…Спасибо за урок!

Нет, сделалось.

Да что же им сделалось?

Бабушка, ну объясни ты, пожалуйста, русским языком, какое им горе сделалось?

Сейчас объясню.

Сорвала бабушка огурец и мне протягивает. Огурец как огурец. Зелёный, с пупырышками. Аппетитный...

Надкусил я его - и сморщился. Тьфу ты! Хуже всякого лекарства!

Ну, разобрал, какое горе у огурцов?

Горькое, бабушка, горькое!

ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ

Была у дороги глубокая канава.

Весной, когда таял снег, затопило канаву водой. Стоит вода по самые берега, словно в озере.

По вечерам пение раздаётся из канавы. Кто-то побулькивает и урчит радостно.

Лягушки поют! - говорит мама.

Согрелась вода в канаве, плавают там жуки-вертуны и бегают на длинных ногах водомерки.

А ещё. появились странные пузырьки. Они прозрачные, с тёмными точками внутри.

Лягушачья икра! - сказал дедушка.

Греет солнце, всё больше в канаве жуков и водомерок. А чёрные точки превратились в чёрные запятые. И уже не стоят на месте, плавают дружной стайкой.

Головастики вывелись! - сказала бабушка.

Сильней греет солнце, высыхает вода в канаве. Начали перебираться на другие квартиры и жуки-вертуны, и голенастые водомерки.

А головастики по-прежнему плавают, по-прежнему резвятся. Как будто не страшно им, что канава совсем высохнет.

И вот высохла канава.

До самого донышка.

Погибли глупые головастики?

Ан нет... Хвостик у них пропал, зато выросли задние лапки и передние лапки.

Можно пешком ходить.

Превратились головастики в маленьких лягушат и ускакали на все четыре стороны.

КТО ЛУЧШЕ?

Мы идём по хлебному полю, где растёт рожь. Идём не по дороге, не по тропинке. Шагаем прямо по бороздам, стараясь раздвигать колосья и не поломать их, не помять...

Тянем длинную верёвку. Один конец держит Санька, за другой конец я ухватился. Наверно, со стороны поглядеть - так и не поймёшь, что мы делаем. Будто невод забросили и кого-то ловим во ржи... А мы её опыляем.

На верёвке не сеть, а короткая мешковина, вроде занавески. Пригибает мешковина цветущие колосья, сбивает пыльцу... И, как золотистое облачко, плывёт пыльца над рожью...

Такой работой обычно занимается ветер. Он качает стебли, переносит пыльцу с колоска на колосок. Тогда и завязываются в колосках зёрна.

Но ветру всё равно, какой будет урожай.

А людям не всё равно. Вот люди и придумали - помогать ветру. Чтоб прибавился урожай.

Тянем-потянем!..

Тянем-потянем!..

Свою прибавку к урожаю вытянем.

КТО БОИТСЯ ГРОЗЫ

Гром в небе громыхает.

Я бегу из лесу, тороплюсь. Вот почти до самой деревни домчался. Вот ещё немного, и буду я дома.

Тр-рах-тара-ррах!!- над головой. Хоть уши зажимай!

Скорей бы, скорей бы добежать!

В доме почему-то не страшно. Даже в грозу. Даже в такую грозищу, как сегодняшняя, когда от грохота земля трясётся.

А у деревни суматоха. Не разберу, в чём дело...

Ах, вон что: приятель Санька гонит овец.

Они перепугались, они головы потеряли. Перед ними ворота открыты, но овцы туда не идут. Мечутся по загону. Прыгают через жерди...

Надо Саньке помочь!

Вдвоём уже проще - можно перехватить овцу и повернуть её в загон. Она упирается, а мы её толкаем. У неё четыре ноги, и у нас четыре.

И наши ноги пересиливают! Ур-ра!..

Тр-рах-тара-ррах!! - над головой.

А мы не обращаем внимания. Несёмся по полю, как на физкультурных соревнованиях. Догоняем овцу.

Вот всех убежавших догнали, всех затолкали в ворота. Теперь поднимаем повыше жердину, через которую овцы прыгали.

Тр-рах-тара-ррах! - раскалывается небо.

Грозы боишься? - спрашивает Санька.

Нет! - отвечаю.

А я боюсь, - говорит Санька. - Если бы не овцы, ни за что из дому не высунулся бы!

САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРЫЛЬЯ

Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже подпрыгивала, старалась взлететь и не могла.

Она подшибленная?Нет, - сказал Санька.Плохо летает?Сейчас увидишь.

Птица доковыляла до края дороги. Нырнула в глубокую

канаву, как пловец ныряет с вышки.

Распахнулись во время прыжка крылья. Не коснулась птица земли, а вынеслась из канавы. Со свистом сделала полукруг над нами.

Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолётика.

Да ведь это стриж!

Я знаю: он летает быстрей голубя, быстрей ласточки! Быстрей всех наших птиц!

А почему же с дороги не мог взлететь?

Да крылья длинные. Об землю задевают.

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек.

Ерунда, в общем.

Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она - как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.

Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Всегда прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко - стесняется...

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глянь, бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

Не смей! - вдруг крикнула Татьяна. - Что он тебе сделал?

Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул...

Может, вправду задумался - что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

КОРОВЫ В ВОДЕ

Хожу я по речному берегу очень гордый.

Потому что нашего пастуха заменяю.

Отлучился пастух в деревню, попросил стадо посторожить. Кнут оставил. Настоящий пастушеский кнут, свитый из верёвки, с волосяной кисточкой на конце!

Бродят коровы на полуденном лугу. А я - с кнутом через плечо - ими командую.

И тут взбесились мои коровы. Просто взбесились! Рванётся корова с места, поскачет галопом... Хвост кверху задран, как палка.

Несётся корова прямиком в речку. Бултых! - и лезет глубже и глубже. Будто топиться собралась!

Я растерялся. Придёт пастух, а у меня бешеные коровы в речке сидят...

Только хотел выгнать коров на берег, как что-то зажужжало, замелькало.

Ай!.. За ногу куснули!..

Слепни - здоровенные такие мухи, жёлтые и серые, - на меня налетели. Отмахиваюсь, отбиваюсь - не отстают!

Помчался к речке. Как был, в трусах и майке, так и влетел в воду...

Вернулся пастух. Видит - коровы сидят в речке. И я сижу по горло в воде.

Спасаетесь?

С-с-спас-саемся...

Что ж, - говорит, - давай погоним стадо в лес.

А там не закусают?

Не закусают. Через кусты продерёмся, через ельник пройдём - слепней веточки отмахнут.

БЫВШИЕ БЕСПРИЗОРНИКИ

В канаве, около проезжей дороги, вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.

текст №12

Самые быстрые крылья.

Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже подпрыгивала, старалась взлететь и не могла.

- Она подшибленная?

- Нет, - сказал Санька.

- Плохо летает?

- Сейчас увидишь.

Птица доковыляла до края дороги. Нырнула в глубокую яму, как пловец ныряет с вышки. Распахнулись во время прыжка крылья. Не коснулась птица земли, а вынеслась из канавы. Со свистом сделала полукруг над нами. Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолёта.

- Да ведь это стриж!

- Стриж.

- Я знаю: он летает быстрее голубя, быстрей ласточки! Быстрей всех наших птиц!

- Верно.

- А почему же с дороги не смог взлететь?

- Да крылья длинные. Об землю задевают.

1. Что это за текст?

1. сказка

2. рассказ

3. стихотворение

2. Где происходят события, описанные в тексте?

1. на дороге

2. в лесу

3. в деревне

3. О какой птице рассказывается в тексте?

1. о голубе

2. о ласточке

3. о стриже

1. с канавкой

2. с пловцом

3. с другими птицами

5. Что произошло с птицей во время прыжка в глубокую канаву?

1. она упала в глубокую яму

2. она распахнула крылья и вылетела из канавы

3. она нырнула в канаву и не смогла вылететь

6. От имени кого написан рассказ?

1. от имени птицы

2. от имени мальчика

Напиши.

7. Как вёл себя стриж на дороге?

8. Почему стриж не смог взлететь с дороги?

9. Восстанови слова Саньки.

- Она подшибленная?

- ______________, сказал Санька.

- Плохо летает?

- __________________

10. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, что почудилось автору в небе после взлёта стрижа.

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе

(Начальная школа XXI века)

Тема: сказка Э. Шима « Глухарь».

Дополнительное чтение рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для

развития умения прогнозировать текст.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: сюжетные картинки, индивидуальные материал для книжки-раскладушки, учебник, слова для словарной работы

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.

Ход урока

I .Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Тихо присаживайтесь.

II .Речевая гимнастика.

1.Артикуляционная разминка.

    губы «в трубочку» (вытягивание вперед);

    чередование «улыбка-трубочка»;

    «лошадка» (цоканье, «щелканье» языком);

    круговые движения языком по часовой стрелке и обратно (рот

III . Актуализация опорных знаний.

А сейчас, внимательно посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (серия картинок- иллюстраций из прочитанных произведений)

1.Л.Толстой «Солнце и ветер».

2.Э.Мошковская «Лед тронулся».

3.Русская народная песня «Березонька».

4. М. Пришвин «Лесная капель».

5.Э. Шим «Глухарь».

6. Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

IV .Определение темы и цели урока.

Какие произведения вам не известны?

Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?(о животных)

Да, правильно.

Давайте определим план нашего урока:

4. составим книжку раскладушку

Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями о птицах, узнаем интересные факты из жизни птиц.

V .Чтение и анализ произведения.

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Каждая птица поет свою песенку.

- Откройте учебник на с 59.Прочитайте название сказки

Как называется сказка?

О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этой сказке?(о птицах)

1.Словарная работа перед чтением.

Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?

Где можно посмотреть это слово, если оно не понятно? (в словаре)

Э. Ю. Шим родился . Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки - столяр и садовод, токарь и шофёр» в художественно-архитектурном училище, переселился в Москву. Шим - хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.

2.Первичное чтение сказки учителем

- Понравилась сказка?

За что глухаря назвали глухарём?

О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?

Оказалось ли наше предположение верным или нет и почему?

Какие сведения узнали о глухаре?

Что в сказке придумано?

3.Работа в тетрадях.

1 и 2 задание.

Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.)

Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

V I . Физминутка(спортивная)

VII .Работа над произведением

Работа в парах

Дети у вас на партах листики с текстом. Мы сейчас будем читать по ролям в парах. Для этого давайте вспомним правила чтения по ролям. Обратите внимание на доску(у вас есть памятка №3в конце учебника)

Давайте вспомним вместе порядок работы при чтении по ролям:

3.Обсудить героев (кто они, какие, как ведут себя, о чем говорят)

4. распределение ролей

5.чтение произведения, так чтобы было понятно кто кого из героев изображает

А сейчас обратите внимание на план нашего урока и скажите что сделали?

1.познакомимся со сказкой, прочитаем ее

2.обсудим ее, ответим на вопросы

3. поработаем в парах, чтение по ролям

Следующий план нашего урока

Составление обложки нашей сказки. Тоже будем работать в парах

У вас на партах лежат половинки белой бумаги.

Геометрические фигуры, которые обозначают жанры произведений. Вы выберите нужную. Вверху подпишите автора сказки, а внизу ее название.

Все справились с работой, покажите все работы. Молодцы. А я сделаю общую книжку из ваших книжек.

Итак, какой жанр этого произведения?(сказка)Какая геом. Фигура?(круг

О ком сказка? (о животных) Какой цвет круга? (корич)

Отложите пока в сторону ваши работы

VIII .Работа над произведением для дополнительного чтения.

Каких вы знаете птиц?

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) -

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

- Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж:.)

Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе?

А какая она эта птица?

2. Словарная работа

3.Чтение и анализ произведения.(чтение рассказа учителем)

Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?

Чтение рассказа учителем, дети следят.

Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

    Почему птица не могла взлететь с дороги?

    Как взлетел стриж? Найти в тексте и прочитать.

    Перечитай ещё раз отрывок. Какие слова говорят, что у стрижа быстрые крылья? Подчеркни.

    Перечитай ещё раз отрывок из произведения. С кем и с чем автор сравнивает стрижа? Найди сравнения глухаря и стрижа

Глухарь:

Окрашен в бурые, черные и темно-серые тона.

Ценный охотничий вид.

Поёт так - “тэкэ, тэкэ, тэкэ... “

Плохо летает.

Стриж:

Имеет средний размер.

Великолепно летает.

Эта птица даже спит, на крыльях, то есть в полёте.

Имеет длинные изогнутые крылья.

IX .Рефлексия

Давайте обратимся к плану, к задачам нашего урока.

Все что намечали, выполнили?Докажите, почему вы так считаете?

Мне было интересно…

Мне хотелось бы узнать…Спасибо за урок!