Меню
Бесплатно
Главная  /  Lada  /  Сталинградская битва: кратко самое главное о разгроме немецких войск. Кратко о Сталинградской битве: хронология Информация о сталинградской битве для детей

Сталинградская битва: кратко самое главное о разгроме немецких войск. Кратко о Сталинградской битве: хронология Информация о сталинградской битве для детей

Цель. Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны: оборона Сталинграда.

Задачи:

  • Дать детям представления о мужестве и героизме защитников Сталинграда.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, чувство сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры.
  • Формировать бережное отношение к истории своей страны.
  • Развивать наблюдательность внимание, память, мышление.
  • Дать понять детям, что такое мужество, мемориал, обелиск, орда, орава.

Материал: Иллюстрации по теме о Сталинградской битве.

Песни: «Вечный огонь», «На мамаевом кургане тишина», «Священная война».

Ход занятия. Ты хочешь Мира?
Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне

Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, слова В. Лебедев – Кумач.

Весной вся наша страна будет отмечать 70 лет Великой победы.

Давным-давно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты. Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали стариков детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту своей Родины. В те дни повторяли слова:

Вставай страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой.

Поэтому так важна была для народа первая победа над фашизмом - победа под Сталинградом.

1943 год Сталинград! (Показ иллюстрации начало военных действий.)

Мы говорим – мужество, а подразумеваем – Сталинградскую битву.

Мы говорим - Сталинградская битва, а подразумеваем мужество. Умирали от пуль от гранаты, замерзали насмерть порой.

Гибли, гибли наши солдаты, в Сталинграде, под Курском, Москвой. Великий подвиг Сталинграда золотыми буквами вписан в историю нашей Родины. Именно от стен этого города началась поступь Великой Победы весны 1945 года!!!

Активные наступления немецких войск вынудило, войска юго – западного фронта, с тяжелыми боями отступить за Дон, к Сталинграду. Превосходство в силах и средствах было на стороне врага. К событиям, развернувшимися на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской Армии, остановит ли фашистское нашествие?

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой

Сражался каждый, за край родной.

22 августа вражеская авиация нанесла массивный удар по Сталинграду с воздуха, совершив 2 тысячи самолётовылетов.

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.

А.Сурков.

Город подвергся страшным разрушениям, целые кварталы были превращены в руины: или же по попросту стёрты с лица земли.

Показ иллюстрации немецких самолётов и разрушенных зданий.

Дети читают стихи.

1. Волгоград – Сталинград!

Души павших солдат

Всё горит, просто некуда деется

Просто нету наград,

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

2. Волгоград – Сталинград!

Рядовой и комбат.

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча, люди стоят

Журавли пролетят

И курлыканье, как отпеванье.

Можно ли утверждать, что народ горячо любил свою Родину?

Какими словами можно назвать людей защищавших Сталинград?

А как вы думаете, сумела бы Красная армия победить, если бы небыли дружны между собой?

Помните: и нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.

Давайте встанем в круг возьмёмся за руки и проговорим такие слова:

«Главное вместе. Главное дружно!

Главное с сердцем, горящим в груди!

Нам, равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из сердца гони!

- ЭТО БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ, ТО, ЧТО МЫ ВМЕСТЕ МЫ НЕПОБЕДИМЫ!!!

Каждый приближал победу, как мог. И везде с взрослыми рядом были дети. Дети Сталинграда, были первыми помощниками в госпиталях, Они носили воду, стирали бинты (потому что бинтов не хватало для раненых), помогали раненым: пели им песни, читали книги, одевали и другое.

Показ иллюстраций.

Дети читают стихи.

Под Сталинградом шли бои

Герои не сдавались

Потери были велики

Солдаты кровью истекали.

Врачей так мало, места не

А раненых все больше, больше

И каждый полон лазарет

Казалось, сил не хватит больше.

И дед с оравою - ребят

Решили очень быстро

Медсёстрам надо помогать

Водой снабдить их чистой!

Не уставали целый день

Носили воду дети.

Когда судьбу Сталинграда, а может быть, и судьбу войны и победы, решали уже не часы, а минуты, прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду и шли в рукопашную на врага гвардейцы 13-й стрелковой дивизии генерала Родимцева. Через два дня смертельных боев они штурмом взяли Мамаев курган.

Это было в феврале – самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля Мамаева кургана была тогда черной. Черным был снег, перемешанный взрывами с землей, покрытой сплошным слоем рваного, искореженного, обгоревшего металла.

Тихое время заката

В Волгу спустило крыло

Ах вы, ребята, ребята!

Сколько вас здесь полегло.

В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «МИНУТА МОЛЧАНИЯ». Прошу всех встать.

В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боёв стал Мамаев Курган. Защитники Сталинграда назвали его высотой России. Здесь они дали клятву «Ни шагу назад! Стоять, на смерть! За Волгой для нас земли нет!».

Был город суровым и твёрдым

Он выстоял наш Сталинград

Остался на веки нам дорог

Родной Сталинград – Волгоград!

100 дней и ночей фашисты рвались за эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все осталось в руках ее защитников.

Слушание песни «На Мамаевом кургане тишина» А. Репина.

«По всей России обелиски, как души, рвутся из земли» Р. Казакова

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли

По всей России обелиски

Как души рвутся из земли

…..Они прикрыли жизнь собою, -

Жить начинавшие едва

Чтоб было небо голубое,

Была зелёная трава.

2 февраля является Днём воинской славы России и отмечается у нас в стране, как день разгрома советскими войсками немецко – фашистких войск в Сталинградской битве (1943 год).

Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в истории мужества и героизма.

«Имя Сталинграда» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего народа.

К 70- летию разгрома советскими войсками фашистских войск, в Сталинградской битве, родители подарили нам все те иллюстрации, которые вы видели на занятии, и ещё фото обелисков на мамаевом кургане - для создания альбома - «Уроки мужества».

Павшим

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни. Не потому ли я живу, что умерли они? Была б кощунственной моя тоскливая строка о том, что вот старею я, что, может, смерть близка. Я мог давно не жить уже: в бою, под свист и вой, мог пасть в соленом Сиваше иль где-то под Уфой. Но там упал ровесник мой. Когда б не он, как знать, вернулся ли бы я домой обнять старуху мать. Кулацкий выстрел, ослепив, жизнь погасил бы враз , но был не я убит в степи, где обелиск сейчас. На подвиг вновь звала страна. Солдатский путь далек. Изрыли бомбы дочерна обочины дорог. Я сам воочью смерть видал. Шел от воронок дым; горячим запахом металл запомнился живым. Но все ж у многих на войне был тяжелее путь, и Черняховскому - не мне - пробил осколок грудь. Не я - в крови, полуживой, растерзан и раздет,- молчал на пытках Кошевой в свои шестнадцать лет. Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни. Не потому ли я живу, что умерли они? Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих, достойна будет жизнь моя солдатской смерти их.

1948 Степан Щипачёв

УРОК МУЖЕСТВА «Сталинградская битва. Защитники Отечества»Содержательная часть

Учитель

Сегодня у нас необычный урок – Урок Мужества.

О ком говорят, что «они мужественные, доблестные, смелые, отважные…»?

(О героических людях, о защитниках Родины, о воинах.)

Как вы думаете, о каких праздничных датах можно говорить на Уроке Мужества?

– Более 90 лет как отмечается этот праздник, правда, ранее праздник назывался «День Советской Армии и Военно-Морского Флота» и 67 лет празднуем Великую Победу.

Ребята, мы с вами проделали большую поисковую работу и на уроке подведем итог того, что узнали о Сталинградской битве, о героях в годы войны и в мирное время.

Значит, будем говорить о чувстве патриотизма и о патриотах нашей Родины. Кто же такие «патриоты»?(Люди, горячо любящие свою Родину, которые берегут, защищают и преумножают ее богатства.)

Рассказ о Сталинградской битве.

Ученик

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе

Тобою начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье, твердили мы:

Мужайся, Сталинград!

Сквозь наше сердце шло твое страданье.

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось стать к плечу плечом

И на себя принять хоть часть ударов.

Библиотерарь

В директиве Гитлера №41 от 5 апреля 1942 года целью ставилось: овладеть промышленным городом – Сталинградом, предприятия которого выпускали военную продукцию (заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», «Тракторный»); выйти к Волге, по которой в кротчайший срок можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот замысел Гитлер планировал осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю – к 25 июля 1942 года.

С 14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена Указом Президиума Верховного Совета СССР на осадном положении.

Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что это город-символ, носящий имя Сталина, играет ключевую роль в патриотическом сознании народа.

Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоящих на смерть 200 дней и ночей, сказавших себе и другим «За Волгой для нас земли нет», сломивших фашистский натиск, получил огромный резонанс в мире, стал началом конца гитлеровской Германии.

10 января 1943 года советские войска начали операцию по уничтожению противника. К 26 января 1943 года они расчленили немецко – фашистскую группировку на две части. И 31 января 1943г. Паулюс сдался в плен вместе со своим штабом. 2 февраля 1943г. сложили оружие остатки немецкой группировки под Сталинградом.

Всего было взято в плен 91тыс. немецких солдат, захвачено 5762 орудия, 1312 минометов, 1666 танков.

В сражении под Сталинградом вермахт понес невосполнимые потери в 1,5 млн. человек, в том числе 19 ноября1942г. 800тыс. солдат и офицеров, до 2тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 10тыс. орудий и минометов, около 3тыс. самолетов. Впервые в плен попал фельдмаршал германской армии. По всей Германии был объявлен 3-х дневный траур.

Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

- «Говорит Москва, в последний час наши войска полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда…наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда и вынудили его сложить оружие…2февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

IV.О героях Сталинградской битвы.

1 ученик

ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ

Родина высоко оценила героизм защитников «Дома Павлова», их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов. Все они были удостоены правительственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Показ слайда

2 ученик

МАТВЕЙ МЕФОДИЕВИЧ ПУТИЛОВ

В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Показ слайда

3 ученик

МИХАИЛ ПАНИКАХА

Героический подвиг совершил М.А. Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попавшей пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж.

Показ слайда

V.Дети читают стихи.

1 ученик

СТАЛИНГРАД

Солдаты и генералы, летчики и танкисты,

Снайперы и разведчики – всех не перечислишь.

«Ни шагу назад!» – был их девиз.

Каждый шаг вперед – был шагом героев.

Каждый из них, не задумываясь,

Совершил этот великий шаг,

От которого зависела судьба Сталинграда,

Судьба страны…

2 ученик

СТАЛИНГРАД

С. Орлов

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На 62 километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся принял бой,

Встал фронтом поперек России-

И всю ее прикрыл собой!

3 ученик

ОН ЗАЩИЩАЛ СТАЛИНГРАД

А. Сурков

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград…

VI.Рассказ о землячке Вале Заикиной .

Учитель

Разбирая архивы вермахта после войны писатель Овидий Горчаков наткнулся на документы допроса гестапо наших разведчиков, попавших в плен под Сталинградом.

1 ученик

Его поразила стойкость и мужество молодых людей, с которой они держались на допросах гестаповцев. Их расстреляли на рассвете. Это была разведгруппа «МАКСИМ», среди которых находилась наша землячка молодая 19-летняя девушка Валентина Заикина. Валя Заикина родилась в селе Владимировка Астраханской области (ныне город Ахтубинск), училась в школе№2, Валя закончила 10 классов и после выпускного бала узнала, что началась война.

2 ученик

В городе Астрахани для подготовки партизан была организована спецгруппа, в которой обучалось 450 человек. Молодые ребята учились прыжкам с парашюта, владению различными видами оружия, подрывному делу, искусству захвата «языка», радиоделу и другим специальностям.

3 ученик

Многое из этой учебы пригодилось впоследствии молодым партизанам в боях под Сталинградом, в боях на подступах к Астрахани, в Калмыкских степях. Из этой спецшколы в тыл врага было отправлено 12 отрядов партизан. Одним из этих отрядов была группа «МАКСИМ», которая вела разведывательную работу и передавая по рации о передвижении немцев к Сталинграду, а также вела активные боевые действия в тылу врага.

Показ фото. Они были в группе « Максим».

4 ученик

Группа «МАКСИМ» и другие партизанские группы, обученные в Астрахани, наводили страх на врага. Группа «МАКСИМ» состояла из 15 человек, проявив мужество и отвагу героически погибла. Среди них был астраханец Коля Хаврошин, ребята-волжане Степа Киселев, Ваня Сидоров и наша землячка Валя Заикина и ее товарищ Коля Кулькин.

5 ученик

Героической партизанке Вале Заикиной, схваченной и замученной фашистами, установлен памятник в городе Ахтубинске перед ее бывшей школой. Ее имя носит школа№2 и одна из улиц города. На перекрестке улиц Сталинградской и Пушкина стоит дом с мемориальной доской, в котором жила Валя Заикина.

Пораженный героизмом молодых людей писатель Овидий Горчаков написал книгу «Максим не выходит на связь».

6 ученик

«Вы в бронзе и камне застыли

Сквозь время взирая на нас,

Вы жизнью своей заплатили,

За то, чтоб мы жили сейчас».

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

А.Твардовский

Показ фото у памятника Вали Заикиной.

Учитель

Звучит аудиозапись песни «День Победы»

Слова В.Харитонова

Музыка Д.Тухманова

VII.Показ фильма о героях- ахтубинцах «Город устремленный в небо».

Учитель

- Только ли во время войны надо беречь и защищать свою Родину?

(Ответы учащихся)

- Давайте посмотрим видеофильм о защитниках Отечества в мирное время.

« На Волге есть много мест, удивляющих своей красотой и каким-то неповторимым очарованием. Одно из таких мест в Астраханском крае на берегу тихой речушки Ахтуба – замечательный город Ахтубинск. Городок маленький, но известен всем людям увлеченным российской авиацией.

Ахтубинск – город авиаторов. Здесь в мирное время проходят испытания авиационной техники и подготовка летчиков – испытателей. Люди отдают свои силы и энергию, а порой и жизнь служению Российской авиации.

Одним из любимых мест ахтубинцев является мемориальный комплекс Крыло Икара – это памятник погибшим испытателям.

Названия улиц – живая история города. Они носят имена людей, которые оставили глубокий след в истории авиации и летно – испытательного института

В Ахтубинске проходили службу 5 дважды Героев и более 100 Героев Советского Союза, 16 Героев России, 6 из которых служат в настоящее время.»

Учитель

Почему людей называют героями?

Какие люди прославили наш город Ахтубинск?

Помнят ли жители города их имена?

Ахтубинск – наша малая родина. Мы гордимся своим городом и бережно храним его историю!

VIII.Итог.

Кого можно назвать защитником Отечества?

Только ли во время войны нужно защищать свою Родину?

Каким должен быть защитник?

(Преданным, храбрым, мужественным, отважным, сильным, смелым, должен любить свою Родину.)

Как называется человек, которому присущи качества личности, которые вы назвали?

(Патриот.)

Я думаю, что каждый человек должен любить, беречь и охранять свою Родину – значит быть ее патриотом.

Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать уважение к прошлому и настоящему своего родного города и страны.

Задачи:

  • воспитывать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
  • развивать у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
  • развивать интерес и уважения к истории и культуре своей страны.

Тип: внеклассное мероприятие.

Оборудование: стенгазеты, видео, компьютер, проектор, экран.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка «Прощание славянки».

Учитель. Сегодня, в преддверии годовщины победы под Сталинградом мы собрались, чтобы вспомнить не только тех, кто воевал на фронте и работал в тылу приближая нашу победу. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей войны, о том как они жили и боролись с врагом, за что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство для них закончилось и они несли все тяготы войны наравне со взрослыми. В первую очередь мы осветим судьбы детей г. Сталинграда.
Сегодня их остается все меньше и меньше и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны и дороги для нас.
Сегодня мы увидим и услышим воспоминания детей Сталинграда на только на экране, но и тех, кто сегодня у нас в гостях, которые пережили все бедствия и лишения войны. Поприветствуем Нелли Константиновну и обязательно предоставим ей слово.

Звучит песня «Священная война».

Ученик 1.

В России есть немало городов,
В сражениях прославивших державу
И в их числе любой из нас готов
Назвать наш Волгоград по праву.
Давно ушли суровые года,
Но боевая слава – легендарна.
О том, что ты героем был тогда,
Расскажет быль о Сталинграде.

Ведущий 1. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Летом 1942 г. обстановка на фронтах складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы рассчитывали захватить Сталинград в короткий срок и силами только 6-й армии, но они не рассчитывали, что упорное сопротивление советских войск спутает их планы.

Ведущий 2. 12 июля фашистские войска вторглись на территорию Сталинградской области, а 23 августа 1942 года около четырех часов дня немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 вылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории города.

Ученик 2.

Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.

Ученик 3.

От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.

Ученик 4.

За каждый дом: но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр – но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры до воды
И Волга холодела от беды.

Ведущий 3. Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

Звучит песня А. Пахмутовой "Горячий снег".

Ведущий 1. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Ведущий 2. 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов "Катюш". Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Ведущий 3. Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

Ведущий 1. 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Ведущий 2. Во время войны в Сталинграде было сожжено и разрушено 41685 домов, 126 промышленных предприятий, 124 школы, 120 детских садов, 14 театров и кинотеатров, 75 клубов, 2 цирка, 15 больниц, 3 института и многое другое.

Ученик 5.

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Ведущий 3. Со дня освобождения Сталинграда прошло уже более 65 лет. Людей, воевавших в годы войны, становится все меньше и меньше. И сегодня у нас есть возможность послушать воспоминания тех, кому было тогда столько лет, сколько вам сейчас. Можно спросить у этих детей, что помнят они о той войне, что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!

Просмотр видео о воспоминаниях очевидцев тех дней.

Ведущий 1. Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов, пионеров-героев.

Ученик 1.

Я был и пионером и солдатом,
Но галстук заменяли мне бинты.
Ревела смерть над нашим медсанбатом
И с визгом обрывались с высоты.
А я страдал отважно и упрямо,
Срывал повязки в яростном бреду.
Я иногда кричал по-детски: «МАМА!»
Так было в 41-м том году.

Ученик 2. Миша Романов родился в Котельниковском районе Волгоградской области.
О подвиге этого пионера-героя пишет писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13 – это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».

Ученик 3. Люся Радыно оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.
В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.

Ученик 4. Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей нашего города будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова . Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.

Ученик 5. Витя Громов в дни военных действий в пределах Сталинградской области был разведчиком части, защищавшей г. Сталинград. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника, расположения складов с боеприпасами, важных военных объектов. Громовым Виктором взорван склад боеприпасов. Он принимал непосредственное участие в боях. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», предъявлен к правительственной награде–медали «За отвагу».

Ученик 1. Пионер Саша Демидов вел разведку в Сталинграде и на подступах к городу. 38 раз ходил в тыл врага, выполнял с риском для жизни сложные задания командования. Подросток награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».

Ученик 2. Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Люсе удалось выкрасть важные документы, сбежать и доставить их своим. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».

Ученик 3. Из книги А. Алексина, К. Воронова «Человек с красным галстуком».
Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Серёжа Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:
– Там, в соломе, кто-то прячется.
Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, – сказал командир, – от лица службы объявляю Вам благодарность. – Служу Советскому Союзу! – отчеканил боец».
Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».

Ученик 4. Юный разведчик Володя Дубинин действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Под видом беспризорника бродил по хуторам и станциям, всё, что видел и слышал, точно фиксировал в памяти и докладывал командиру части. Благодаря его данным советская артиллерия подавила огневые точки немецкой дивизии, рвавшейся летом 1942 года к Сталинграду. Володя организовал из детей-партизан группу юных пионеров-разведчиков. Через потайные ходы, ребята выбирались на поверхность и добывали необходимые партизанам сведения. Наконец остался лишь единственный незамеченный врагами лаз – такой маленький, что через него мог пробраться только ловкий и гибкий Володя. Володя не раз выручал товарищей из беды. Однажды он обнаружил, что фашисты решили затопить каменоломни морской водой. Партизаны успели соорудить из камня плотины. В другой раз Володя заметил и вовремя сообщил партизанам, что враги собираются начать общий штурм каменоломен.
Партизаны подготовились к нападению и успешно отразили натиск сотен фашистов. В канун нового 1942 года части Красной Армии и Флота выбили фашистов из Керчи. Помогая саперам вести разминирование – Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Ведущий 2. Это была суровая и жестокая битва. Она продолжалась 200 дней и ночей. Мир ещё не знал подобных сражений. С той и другой стороны в ней принимали участие до полутора миллионов человек, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолетов. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

Ученик 5.

"Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Звучит песня "День Победы"

Учитель: Война – 4 года – 1418 дней. И 20 миллионов погибших русских людей. Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек в каждую минуту.

Германское командование сосредоточило на юге значительные силы. К боевым действиям были привлечены армии Венгрии, Италии и Румынии. В период с 17 июля по 18 ноября 1942 г. немцы планировали захватить низовья Волги и Кавказ. Прорвав оборону частей Красной армии, они вышли к Волге.

17 июля 1942 г. началось Сталинградское сражение - самое крупное сражение . С обеих сторон в нем погибло более 2 млн человек. Время жизни офицера на передовой составляло одни сутки.

За месяц тяжелейших боев немцы продвинулись на 70-80 км. 23 августа 1942 г. немецкие танки ворвались в Сталинград. Обороняющимся войскам из Ставки был отдан приказ всеми силами удерживать город. С каждым днем бои приобретали все более ожесточенный характер. Все дома были превращены в крепости. Бои шли за этажи, подвалы, отдельные стены, за каждую пядь земли.

В августе 1942 г. заявил: «Судьбе было угодно, чтобы я одержал решающую победу в городе, носящем имя самого Сталина». Однако в действительности Сталинград устоял благодаря невиданному героизму, воле и самопожертвованию советских солдат.

В войсках отлично понимали значение этого сражения. 5 октября 1942 г. отдал приказ: «Город не должен быть сдан противнику». Освободившись от скованности, командиры брали на себя инициативу в организации обороны, создавали штурмовые группы с полной самостоятельностью действий. Лозунгом обороняющихся стали слова снайпера Василия Зайцева: «За Волгой для нас земли нет».

Бои продолжались более двух месяцев. Ежедневные артобстрелы сменялись налетами авиации и последующими атаками пехоты. В истории всех войн не было столь упорных городских сражений. Это была война на стойкость духа, в которой победу одержали советские солдаты. Противник трижды предпринимал массированные штурмы - в сентябре, октябре и ноябре. Каждый раз фашистам удавалось выйти к Волге в новом месте.

К ноябрю немцы захватили почти весь город. Сталинград был превращен в сплошные руины. Обороняющиеся войска удерживали лишь низкую полоску суши - несколько сотен метров вдоль берега Волги. Но Гитлер поторопился на весь мир заявить о взятии Сталинграда.

12 сентября 1942 г., в разгар боев за город, Генштаб приступил к разработке наступательной операции «Уран». Ее планированием занимался маршал Г.К. Жуков. Предполагалось ударить во фланги немецкого клина, который защищали войска союзников Германии (итальянцы, румыны и венгры). Их соединения были слабо вооружены и не отличались высоким боевым духом.

В течение двух месяцев под Сталинградом в условиях глубочайшей секретности была создана ударная группировка. Немцы понимали слабость своих флангов, но не могли предположить, что советскому командованию удастся собрать такое количество боеспособных частей.

19 ноября 1942 г. Красная армия после мощной артподготовки начала наступление силами танковых и механизированных частей. Опрокинув союзников Германии, 23 ноября советские войска замкнули кольцо, окружив 22 дивизии численностью в 330 тыс. солдат.

Гитлер отверг вариант отступления и приказал главнокомандующему 6-й армии Паулюсу начать оборонительные сражения в окружении. Командование вермахта пыталось деблокировать окруженные войска ударом армии «Дон» под командованием Манштейна. Была сделана попытка организовать воздушный мост, которую пресекла наша авиация.

Советское командование предъявило окруженным частям ультиматум. Понимая безнадежность своего положения, 2 февраля 1943 г. остатки 6-й армии в Сталинграде сдались в плен. За 200 дней боев немецкая армия потеряла убитыми и ранеными более 1,5 млн человек.

В Германии по поводу поражения был объявлен трехмесячный траур.

Гаяне Арутюнян
Конспект занятия «Сталинградская битва»

«Сталинградская битва »

(подготовительная группа)

Цель : Расширить знания детей об истории города-героя Волгограда-Сталинграда в период Великой Отечественной войны.

Обучающие задачи : стимулировать стремление знакомиться с историей своего родного города.

Развивающие задачи : развивать в детях любознательность, внимание и познавательный интерес.

Воспитательные задачи : воспитывать чувство гордости за героическое прошлое малой родины; вызвать эмоционально-нравственный отклик на события Сталинградской битвы .

Интеграция познавательных областей : «Познание» , «Социализация»

,«Коммуникация» и «Музыка»

Методы и приёмы : художественное слово, загадки, рассматривание слайдов на экране, прослушивание музыкального произведения, подвижные игры.

Материалы и оборудование : Мультимедийный проектор, экран (слайды музея-панорамы Сталинградской битвы , и мемориального комплекса Мамаев Курган, атрибуты для подвижных игр (пилотки, игрушечные автоматы, письма, сумка медсестры, бинты,атрибуты для танцев (пилотки и синие платочки) .

Предварительная работа : Беседа о предстоящем событии, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыки и песен времён Великой Отечественной войны, разучивание танцев.

Формируемые результаты обучения : Психологически настроить детей на занятие , включить в деятельность. Создать условия для восприятия материала (прослушивание песен, просмотр слайдов) .

Этапы занятия :

1. Организационный момент :

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие я вам предлагаю начать с прослушивания песни «Вставай, страна огромная!» (Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная» ).

2. Основная часть :

Воспитатель : дети, сегодня,2 февраля, очень важный день в истории нашей Родины и нашего родного города Волгограда – день победы в

Сталинградской битве . Во время Великой отечественной войны город Волгоград назывался Сталинградом . Вы уже знаете, что фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать все наши города, села, всех людей, всю нашу землю. Они собрали огромное войско, тысячи танков и самолетов, и начали бомбить города, убивать людей, сжигать дома. Но мы не сдавались и вся наша страна поднялась на войну с фашистскими захватчиками.

События того времени мы можем увидеть в музее-панораме. (Дети смотрят слайды презентации музея-панорамы «Сталинградской битвы » ).

Воспитатель : Понравился вам музей? Какие чувства у вас вызывает увиденное?

Дети : Да, как - будто мы оказались на поле боя вместе с солдатами.

Воспитатель : Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в руках защитить нашу Родину, женщин и детей.

17 июля 1942 года захватчики дошли до Сталинграда . Шли ожесточённые бои под Сталинградом . Важные донесения передавались в письмах. Я вам предлагаю побыть солдатами и выполнить ответственное задание.

Воспитатель объясняет правила эстафеты : мальчики делятся на 2 команды, надевают пилотки, берут в руки игрушечный автомат и письма, которые они должны донести до штаба - красного флажка.

Проводится подвижная игра в виде эстафеты «Донеси письмо в штаб» .

Дети принимают участие в эстафете, а после садятся на стулья.

Рассказ воспитателя : но вместе с мужчинами шли на фронт женщины и девушки. Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, а некоторые даже летали на самолетах, бомбили вражеские укрепления. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Перебинтуй раненого» .

Объяснение правил игры : я выбираю медсестёр (двух девочек, которые будут соревноваться друг с другом, кто быстрей перебинтует двоих раненых бойцов (двух мальчиков) .

Проводится игра-эстафета «Перебинтуй раненого» .

Воспитатель : на заводах,где в мирное время делали тракторы, детали машин, детские игрушки стали выпускать танки , военные самолёты и они сразу с завода уходили на фронт. Делали снаряды, гранаты и пулемёты, чтобы победить фашистов.

Воспитатель загадывает детям загадки :

1. Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом (танк) .

2. Хоть зовут меня ручная,

Но характер колкий.

Будет помнить навсегда,

Враг мои осколки (граната) .

3. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас (военный лётчик)

4. Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это (пулемёт) .

Дети разгадывают загадки.

Рассказ воспитателя : в кратких перерывах наши солдаты не унывали и также как и вы любили петь и танцевать. Мы с вами разучили 2 танца под песни военных лет. (Мальчики показывают танец «Пилоты» , а девочки «Синий платочек» ).

Заключительная часть :

Рассказ воспитателя : битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. Наш город превратился в развалины и до сих пор в городе есть живое тому напоминание – дом Павлова.

Где был когда-то Сталинград ,

Печные трубы лишь торчали.

Стоял густой и серый смрад,

От боли той земля стонала.

Стояли насмерть, как могли,

Надежней места не искали.

«За Волгой нет для нас земли!» -

Как клятву, часто повторяли.

Мужество защитников героического города на Волге помогло выдержать все испытания. Советские воины сдержали клятву, они отстояли Сталинград ! Многие из них погибли, но не сдались врагу.

Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане, где сейчас стоит целый мемориальный комплекс во главе со статуей Родина - Мать.

Дети под фонограмму песни «На Мамаевом кургане тишина» смотрят на экране слайды музея-панорамы и Мемориального комплекса Мамаев курган.

Воспитатель : дети, вы гордитесь подвигом наших солдат? Они герои?

Ответы детей : Гордимся и хотим быть похожими на них!

И за своё яростное противостояние врагу Сталинград , а ныне Волгоград получил звание города- героя.

Ребята, вы всегда должны помнить и уважать подвиг наших солдат! Почтим их память минутой молчания…

Должность : воспитатель

Место работы : Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда".

Используемая литература :