Меню
Бесплатно
Главная  /  Mercedes  /  Сколько в мире непризнанных государств. Понятие «самопровозглашенное (непризнанное) государство Какие страны не признаны в мире

Сколько в мире непризнанных государств. Понятие «самопровозглашенное (непризнанное) государство Какие страны не признаны в мире

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен.

Это, в частности, группа непризнанных и частично признанных государств и территорий, в числе которых находятся следующие:

С 1949 г. – Китайская Республика (большинство государств признаёт частью Китайской Народной Республики).

С 1974 г. – Турецкая Республика Северного Кипра (большинство государств признаёт частью Республики Кипр).

С 1991 г. – Сомалиленд (не имеет дипломатического признания, все государства признают частью Сомали).

С 1991 г. – Нагорно-Карабахская Республика (большинство государств признаёт частью Азербайджана).

С 1991 г. – Республика Южная Осетия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 1992 г. – Приднестровская Молдавская Республика (большинство государств признаёт Приднестровье частью Молдавия Молдавии).

С 1994 г. – Республика Абхазия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 2008 г. – Республика Косово (большинство государств признаёт частью Сербии).

С 2014 г. – Республика Крым (большинство государств признаёт частью Украины).

С 2014 г. – Донецкая Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Донецкого общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Донецкая область.

С 2014 г. – Луганская Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Луганского общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Луганская область.

Непризнанные государства – общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.


Частично признанные государства – государства, «не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН имеется в виду фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция – могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в 2/3. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Святого Престола (Ватикана) и Государства Палестина.

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства-члены ООН, признанные не всеми другими государствами-членами ООН.

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств – провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством. Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики, а в настоящее время – автономные государства на территории Сомали).

Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

Государства, образовавшиеся в результате революций.

Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, т.е. те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.

Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.

Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним – марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Независимое государство Словакия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 г. и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения.

Гагаузия в конце 1994 г. вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 2000 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия.

В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2).

В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия.

В 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам.

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Крым.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Косово, Государство Палестина.

Непризнанные государства: Территория бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика. Территория Сомали – Сомалиленд.

Государства-члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами.

В некоторых случаях одно государство-член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации. К примеру, Государство Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, но при этом признаётся мусульманскими Египтом, Иорданией, а также Турцией и рядом других государств. В свою очередь, Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику. КНДР не признаётся Республикой Корея, а Республика Корея не признаётся КНДР.

Мальтийский орден – это государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Также существует 1 территория с неопределённым статусом. Западная Сахара – бывшая испанская колония Испанская Сахара, согласно Декларации ООН № 1514 должна была получить независимость, однако в 1975 г. была в нарушение пункта 6 указанной декларации разделена между Марокко и Мавританией. После войны в Западной Сахаре большая часть (включая практически всё побережье) аннексирована Марокко, контроль над остальной частью осуществляет частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

Государства - члены ООН, не имеющие признания со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны по крайней мере одного государства - члена ООН Государства - не члены ООН, имеющие признание со стороны лишь государств - не членов ООН Государства - не члены ООН, не имеющие признания

Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства - политии , которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности , как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов) , населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания , а их территория, как правило, расценивается государствами - членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН . Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории .

Нередко эти политии объединяют общим понятием «непри́знанные госуда́рства » , однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) - в этой связи встречается выделение категории части́чно при́знанных госуда́рств , к которым относят политии, не имеющие возможности вступления в ООН, но признанные в качестве государств государствами - членами ООН (хотя встречается и более узкое определение данного понятия ), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.

Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств , членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности . Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств - членов ООН (как Швейцария до 2002 года) . Кроме того, ряд государств-членов ООН не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН .

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств - провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Появление непризнанных и частично признанных государств

Основным способом возниковения непризнанных и частично признанных государств является одностороннее (то есть вопреки воле центральных властей государства) отделение от государства части его территории . В число необходимых элементов для достижения сецессии входят наличие отдельного сообщества, угрожающего отделиться от государства, в которое входит, географической территории, в рамках которой сепаратисты намерены провозгласить отдельное государство, наличие у этой группы политического руководства, выступающего с сепаратистскими требованиями и организующего действия, направленные на отделение территории, а также несогласие этого сообщества с превалирующим в стране порядком вещей, мотивирующего его выступать за соответствующие изменения. Дополнительным фактором может выступать расчёт времени: сепаратисты предпочитают начинать борьбу за отделение в условиях слабости центральной власти государства (особенно во время острой внутренней политической борьбы в нём). Как правило, сепаратисты встречают сопротивление центра, стремящегося сохранить государство в прежнем виде, - в том числе и с применением вооружённой силы (которое, впрочем, может быть ответом на действия сепаратистов). Особым случаем несогласованной сецессии является отторжение иностранным государством территории другого государства, с созданием на занятой территории нового покровительствуемого (или и вовсе марионеточного) государства; подобные образования (в силу своего «агрессивного происхождения») сталкиваются с практически неодолимыми трудностями в получении признания - как и другие образования, порождённые в результате «незаконного акта» (в частности, в числе «родовых дефектов» сецессионистских государств, особо препятствующих их признанию, входит, помимо внешней агрессии, и проведение дискриминационной политики , как в случае Родезии).

Хотя чаще всего сецессия направлена именно на образование независимой государственности, в ряде случаев независимость не является самоцелью: так, например, некоторые сообщества стремятся отделиться от одного государства чтобы присоединиться к другому .

Наряду с самопровозглашёнными государствами сепаратистского происхождения существуют и «несецессионитские спорные государства», которые - даже в случае наличия определённого признания - не рассматриваются как отделившиеся от «большой страны» . Так, в конце гражданской войны в Китае была провозглашена Китайская Народная Республика , однако по итогам войны контроль её установился не над всем Китаем, а над континентальной его частью, Тайвань же и ряд прилегающих островов остались под контролем Китайской Республики , представлявшей Китай в ООН до , а после того фактически являющейся частично признанным государством. Оба правительства рассматривают себя в качестве правительств всего Китая, а оппонента считают «мятежными территориями» ; фактически в этом случае вопрос стоит не столько о признании государства, сколько о признании правительства , хотя в случае прямого провозглашения независимости от Китая Тайвань стал бы классическим, «сецессионистским спорным государством» .

Свойства непризнанных и частично признанных государств

Прежде всего, непризнанные и частично признанные государства имеют территорию , границы которой суть пределы, в которых осуществляется власть правительства . Границы этой территории не обязательно должны быть «окончательно урегулированными» , однако эти границы (во всяком случае, их статус ) являются спорными в одном фундаментальном аспекте: поскольку государственность этих политий не признаётся, соответственно и их границы не признаются в качестве законного и легитимного разграничения с другими государствами, напротив, территория непризнанных и частично признанных государств широко рассматривается как неотъемлемая часть международно признанных государств .

Кроме того, непризнанные и частично признанные государства имеют население . При этом, с одной стороны, распространено мнение что само по себе наличие на определённой территории населения не является достаточным и правительство самопровозглашённого государства должно прийти к власти на основе «местного потенциала» и «иметь народную поддержку» (хотя этот критерий не постулирует ни поддержку отделения всем населением территории ни наличие в самопровозглашённом государстве демократического строя) . С другой стороны, встречается мнение что вопрос о поддержке населением отделения от большой страны «носит больше политический чем правовой характер» .

Правительства непризнанных и частично признанных государств вполне могут соответствовать критерию эффективности в вопросе контроля над своей территорией и её населением, однако их право управлять также не признаётся, что прямо вытекает из непризнания их заявленной государственности; имея фактическую, «эмпирическую» государственность спорное государство не имеет предоставляемой внешним признанием «юридической государственности». По определению спорным является суверенитет (независимость ) непризнанных и частично признанных государств. Как правило, они имеют полный внутренний суверенитет, вывели себя из «внешнего» конституционного поля и закрепили эту независимость в своих конституциях, но международно признанные государства оспаривают их право создавать и поддерживать собственные институты власти, отдельные от исходных государств. .

Кроме того, зачастую требование «эффективности» сопряжено не просто со способностью самопровозглашённого правительства контролировать свои дела, но с тем, чтобы именно оно действительно это и делало , то есть обладало реальной независимостью. Отсутствие таковой (чаще всего в случае создания самопровозглашённого правительства в результате внешней агрессии, но также и в других случаях марионеточного государства или предоставления «бывшей» метрополией мнимой независимости территории, при которой «прежний» суверен реально сохраняет над ней свою власть), как указано , является существенным препятствием для признания территории независимым государством.

Непризнанные и частично признанные государства обычно имеют способность и стремление вступать в стандартный набор взаимоотношений с полноправными государствами, однако те своим непризнанием не дают им возможности для полноценного участия в таковых .

Непризнанные и частично признанные государства современности

Список непризнанных и частично признанных государств

Непризнанные государства

самоназвание государства хронология событий
1990
Приднестровская Молдавская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР . На востоке граничит с Украиной , на западе - с Молдавией . Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР , существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Помимо левобережья Днестра, ПМР также включает в себя небольшую территорию на правом берегу, присоединённую к республике в начале 1990-х. Несколько сёл республики как на правом, так и на левом берегу Днестра, заявленные властями ПМР как часть ПМР, контролируются властями Молдавией. Приднестровская Молдавская Республика признана частично признанной Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой.
1991
Нагорно-Карабахская Республика
(c ) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР , в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР. Мартакертский , Мартунинский и Шаумяновский районы НКР частично контролируются Азербайджаном . НКР, в свою очередь, помимо большей части территории бывшей НКАО , полностью контролирует прилегающие к Нагорному Карабаху территории со стороны Армении и Ирана . Таким образом республика граничит на западе с Арменией , на севере и востоке - с Азербайджаном , на юге - с Ираном . Признана частично признанными Абхазией и Южной Осетией, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.
1991
(c ) - непризнанное государство, расположенное на северо-западе Сомали . 18 мая 1991 года северные кланы провозгласили независимость Республики Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали . Контролирует большую часть заявленной территории бывшего Британского Сомалиленда .
2014
. Согласно законодательству Украины территория Донецкой области , контролируемая ДНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ДНР рассматривают западную часть Донецкой области, которая контролируется Украиной, как свою собственную территорию. 27 июня 2014 года Южной Осетией .
2014
(c ) - непризнанное государство, которое было провозглашено в ходе политического кризиса на Украине . Согласно законодательству Украины территория Луганской области , контролируемая ЛНР, считается временно оккупированной Россией . Украиной рассматривается как террористическая организация . В свою очередь, власти ЛНР рассматривают северную часть Луганской области, которая контролируется властями Украины, как свою собственную территорию. 18 июня 2014 года независимость была признана частично признанной республикой Южной Осетией .

Частично признанные государства

Контролирующие заявленную территорию

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1947

Азад Джамму и Кашмир
(c ) - Азад Джамму и Кашмир (Свободный Кашмир) провозглашён в октябре 1947 года в знак протеста против непопулярного в Кашмире махараджи Хари Сингха . Признаётся независимым только Пакистаном и контролируется им. Формально Азад Кашмир не отделяется от индийского штата Джамму и Кашмир, согласно конституции Индии входит в состав Индии.
1983

Турецкая Республика Северного Кипра
(c ) - Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году , объявила о своей независимости 15 ноября 1983 года . 1 мая 2004 года территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр . Признана только Турцией , с которой поддерживает дипломатические отношения. Все остальные государства - члены ООН рассматривают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр , незаконно оккупированную Турцией .
1991

Республика Южная Осетия
(c ) - Республика Южная Осетия - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. 21 декабря 1991 года провозгласила свою независимость , которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие страны - члены ООН не признают независимость Южной Осетии. Грузия рассматривает Южную Осетию как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.
1994

Республика Абхазия
(c ) - Республика Абхазия , согласно конституции Грузии , является автономной республикой в составе этого государства ; с принятия конституции 26 ноября 1994 года - республика объявила себя суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 5 государствами - членами ООН . Другие государства - члены ООН не признают независимость Абхазии. Грузия рассматривает территорию Абхазии как часть своей территории, незаконно оккупированную Россией.

Контролирующие часть заявленной территории

год провозглашения независимости самоназвание государства хронология событий
1912

Китайская Республика
(c ) - Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН . В настоящее время дипломатические отношения с Китайской Республикой поддерживаются .
1976

Сахарская Арабская Демократическая Республика
(c ) - Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 84 государством-членом ООН , а также частично признанной Южной Осетией , является членом Африканского союза . Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко .
1988

Государство Палестина
(c ) - Государство Палестина в настоящее время признаётся и САДР . Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа , контролируемый организацией ХАМАС , и Западный берег реки Иордан , частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА) под руководством председателя ПНА Махмуда Аббаса (он же - президент государства).
2008

Республика Косово
(c ) - согласно конституции Сербии , входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия . На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением . В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 111 государствами-членами ООН , а также Тайванем, островами Кука, Ниуэ и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть , населённую сербами.

См. также

Примечания

  1. Иногда объединяется общим термином непри́знанные государства , также используется и множество других обозначений, такие как самопровозглашённые госуда́рства , спо́рные госуда́рства (англ. contested states ) , госуда́рства де-фа́кто (англ. de facto states ) в рамках декларативной теории государственности , отколовшиеся территории (англ. breakaway territories ), пара- , квази- и псевдогосударства (англ. para-states , quasi-states , pseudo-states ) в рамках конститутивной теории
  2. Для принятия в ООН требуется поддержка заявки государства Советом Безопасности большинством в 9 из 15 членов Совета (и при непременном согласии всех постоянных членов СБ , или во всяком случае отсутствия возражений со стороны кого-либо из них ) и большинством в две трети голосов на Генеральной Ассамблее; наличие столь широкой поддержки по существу равнозначно коллективному признанию де-юре, которым международное сообщество обозначает свою готовность воспринимать нового члена ООН как полноценное государство, со всеми причитающимися правами, обязанностями и ответственностью, в ООН и за её пределами .
  3. В их число входят Армения , Израиль , Республика Кипр , Китайская Народная Республика , КНДР и Республика Корея
  4. Распространён тезис, что «должна быть постоянная полоса территории, несомненно контролируемая правительством предполагаемого государства», однако даже это требование в ряде случаев игнорировалось - так, признанные в 1991 году Хорватия и Республика Босния и Герцеговина в условиях шедшей гражданской войны не имели твёрдого территориального контроля
  5. Так, границы Республики Абхазия и Абхазской Автономной Республики идентичны (соответствуют границам Абхазской АССР), однако с точки зрения Республики Абхазия участок, отделяющий Абхазию от подконтрольной Грузии территории является государственной границей , а с точки зрения Грузии - административной
  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / ИРЯ РАН. М.: Азъ, 1992 - «Самопровозглашённый, -ая, -ое (офиц.). О государстве: провозгласивший себя суверенным, но не признанный мировым сообществом.»
  2. В широком значении под этот термин могут подпадать и такие политии, чьё право на независимую государственность широко признаётся, но фактически не реализуемо, сдержано «внешними державами» (в т.ч. в силу отсутствия контроля над заявленной территорией). , p. 25; см. также . В узком - только частично признанные государства.
  3. Данным термином, впрочем, чаще обозначают государства, которые признаны, но утратили фактические признаки государства ( , p. ). См. также несостоявшееся государство , виртуальное государство
  4. , p. .
  5. , p. : « 93. Pegg offers the following definition of a de facto state: „de facto state exists where there is an organized political leadership which has risen to power through some degree of indigenous capability; receives popular support; and has achieved sufficient capacity to provide governmental services to a given population in a defined territorial area, over which effective control is maintained for an extended period of time. The de facto state views itself as capable of entering into relations with other states and it seeks full constitutional independence and widespread international recognition as a sovereign state. It is, however, unable to achieve any degree of substantive recognition and therefore remains illegitimate in the eyes of international society“. Pegg, International Society and the De Facto State , p. 26. Others have essentially concurred with this assessment. As John McGarry has stated, „De facto states are a result of a strong secessionist bid, on the one hand, and the unwillingness of the international system to condone secession on the other. They are regions which carry out the normal functions of the state on their territory, and which are generally supported by significant proportions of their population. They are not ‘de jure states’, because they are not sanctioned by the international order. Instead, other states and inter-state organizations, such as the mis-named United Nations, continue to recognize the authority of the state from which the secession occurred, even though its writ no longer runs in the breakaway region, and though its legitimacy is rejected by the region’s population.“ McGarry, "Foreword", p. x».

Непризнанные государства - общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств - членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств - членов ООН.

Частично признанные государства

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

  1. , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Северного Кипра как часть республики Кипр.
  2. - согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года - фактически самостоятельна, 26 ноября 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии.
  3. - согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу. Все остальные государства - члены ООН признают территорию Южной Осетии как часть Грузии.
  4. – в 1987 было объявлено о создании «независимого» государства Халистан. Президентом «нового государства» стал Гурмит Сингх Аулах (весьма уважаемый эмигрант, возглавлявший в США сикхскую диаспору). Независимость была провозглашена в столице США.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов. После гражданской войны в Китае в 1949 году потеряла дипломатическое признание. Место в ООН было передано Китайской Народной Республике 25 октября 1971 года Резолюцией 2758 Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время признаётся 23 государствами. Китайская Республика осуществляет фактически дипломатические отношения через свои т. н. экономические и культурные представительства.
  2. признаётся 48 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

Непризнанные государства

  1. (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, несмотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
  2. (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
  3. (с 1991). Находится на северо-западе Сомали. В мае 1991 года северные кланы провозгласили Независимую Республику Сомалиленд, включавшую в себя 5 из 18 административных регионов Сомали. Продолжает отстаивать свою независимость.
  4. (с 1998). Планировал войти в состав федеративного Сомалийского государства, до 2010 года являлся основной его опорой в борьбе с радикальными исламистами.
  5. (1998-1999, с 2011). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства. По состоянию на 2008 год находился под контролем Временного сомалийского Федерального правительства лишь номинально. В начале 2011 года на севере Джубаленда фактически утвердилось новое правительство, союзное Переходному федеральному правительству и противостоящее Аш-Шабаабу.
  6. (с 2006). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; не упоминается в англоязычной прессе с декабря 2006 года.
  7. Химан и Хеб (с 2008). Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  8. (с 2010). Считает себя независимым от Сомалиленда (провозгласив себя автономным государством в Сомали), планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства.
  9. (с 2011). Создана в апреле 2011 года в части Джубаленда, граничащей с Кенией. Планирует войти в состав федеративного Сомалийского государства; по некоторым данным - уже признана Кенией.
  10. (ASWJ) (с 1991)
  11. (с 2004)
  12. (с 1989).
  13. Государство (с 1996).
  14. Исламский в Йемене (с 2011).
  15. Исламский в Йемене (с 2012).
  16. в Пакистане (с 2006).
  17. Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)
  18. в Мали (с 6 апреля 2012).
  19. в Малайзии (c 17 ноября 2010).
  20. в Индии.
  21. Республика Хау Пакумото (с 19 января 2010) на острове Муреа, Французская Полинезия.
  22. в Австралии (c 30 марта 2013).
  23. Народная Республика Эуахлаи – Квинсленд , Австралия с 3 августа 2013 года.
  24. в Филипинах. Фронт национального освобождения Моро провозгласил независимость Бангсаморо 12 августа 2013 года в Талипао, Сулу и объявил столицей Бангсаморо город Давао.
  25. или Западный Курдистан. 12 ноября 2013 года, «Демократический союз» – крупнейшая курдская партия Сирии – объявила о планах по созданию переходного правительства в курдских районах на северо-востоке страны. Иракский Курдистан не признаёт автономию сирийских курдов.
  26. Исламское государство Фалуджа в Ираке. Военная групировка Исламское государство Ирака захватила город Фалуджа и 3 января 2014 года провозгласила независимость.

Частично непризнанные государства

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

  1. - согласно конституции Сербии, входит в состав этого государства как Автономный край Косово и Метохия. На основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти провозгласили независимость, которая к настоящему времени признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Власти Республики Косово фактически не контролируют её северную часть, населённую сербами.
  2. в настоящее время признаётся 134 государствами-членами ООН и САДР. Является государством-наблюдателем в ООН. Разделено на две не имеющие общей границы части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА). Согласно Соглашениям в Осло (1993), между Израилем и ООП, была создана ПНА, которой был передан административный контроль над Сектором Газа и частью Западного берега реки Иордан, а вопросы обеспечения безопасности остались за Израилем. После ухода Израиля из Сектора Газа в 2006 году руководство ПНА утратило власть в секторе, который был захвачен организацией ХАМАС (победившей в том же году на парламентских выборах в автономии), признанной в ряде стран террористической.
  3. КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, Францией и Эстонией.
  4. не признаётся КНДР.
  5. Сирия не признаётся 20 государствами и Лигой арабских государств.

1. Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

- Турецкая Республика Северного Кипра , провозглашённая после вторжения турецких вооружённых сил на Кипр в 1974 году, объявила о своей независимости в 1983 году. В 2004 году территория ТРСК была формально включена в состав Европейского союза как часть Республики Кипр. Признаётся Турцией и Абхазией.

2. Территория бывшего СССР

- Абхазия -Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами - членами ООН - Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу.

- Южная Осетия -В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами - членами ООН: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Тувалу.

3. Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

- Китайская Республика , контролирующая остров Тайвань и несколько небольших островов.

- Сахарская Арабская Демократическая Республика признаётся 54 государствами, является членом Африканского союза. Большая часть заявленной территории страны контролируется Марокко.

- Свободный Кашмир

4. Непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Территория бывшего СССР

- Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) - непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание.

- Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) - непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).

5. Территория Сомали

- Сомалиленд (с 1991).

Пунтленд (с 1998).

Джубаленд (1998-1999, с 2011).

Галмудуг (с 2006).

Симан и Сиб (с 2007).

Авдаленд (2010-2011).

Азания (с 2011).

6. Исламские администрации

Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991)

Джамаат Аш-Шабааб (с 2004)

7. Территория Мьянмы

Государство Ва (с 1989).

Государство Шан (с 1996).

Вазиристан в Пакистане (с 2006).

Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011)

Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012)

Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)

9. Список частично непризнанных государств

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Республика Косово

Государство Палестина - в настоящее время признаётся 132 государствами. Является государством-наблюдателем в ООН. Фактически разделено на две отдельные, не имеющие общей границы, части: Сектор Газа, контролируемый организацией ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, частично управляемый Палестинской национальной администрацией (ПНА).

10. Ассоциированные государства, признанные субъектами международного права

Острова Кука (с 1965)

Ниуэ (с 1974)

11. Государства - члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами

Армения не признаётся Пакистаном.

Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, а также КНДР

Кипр не признаётся Турцией.

Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику

КНДР не признаётся Республикой Корея, Японией, США, Францией и Эстонией.

Республика Корея не признаётся КНДР.

12. Мальтийский орден

Мальтийский орден - государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Члены ООН – 193 государства:

Страна Дата вступления Примечание

в 1947-1974 - часть Пакистана

Малайзия 17 сентября 1957 до 1963 - Малайская Федерация без Сингапура, Саравака и Сабаха, с 1963 - Малайзия (с 1965 - без Сингапура)

№3.Исторические формы государственности:

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. Изучать же государство с точки зрения его формы, - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства.

1. Платон - идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" - царская власть и "незаконная" - олигархия.

2. Аристотель - определял форму в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им "правильными». Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и превращаться в "неправильные" формы - тиранию, олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

3. Цицерон - выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

4. Рабовладельческие государства - отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия (жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства – самые жестокие формы – восточная деспотия), аристократическая республика (римская рабовладельческая демократическая республика - органами государственной власти в Римской республике формально считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую силу. Решения народных собраний нуждались некоторое время в утверждении Сенатом) и демократическая республика (пример – Афинское государство – власть народного собрания. На деятельность Народного собрания значительное влияние оказывал высший орган управления государственными делами - Совет пятисот).

5. Формы феодального государства - Наиболее важной составной частью формы феодального государства является форма правления. История свидетельствует, что наиболее распространенной формой его правления была монархия (Англия, Франция, Россия, Польша). В отдельных, довольно редких случаях имела место аристократическая республика (торгово-промышленные республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др).

6. Формы капиталистического государства - капиталистическому государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы государства - монарха и президента.

Самопровозглашенные (непризнанные) государства – это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений .

Самопровозглашенные (непризнанные) государства можно классифицировать по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией, по степени их международного признания и по причинам их самопровозглашения.

В последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т. е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. Опасность этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства злоупотребляют этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач .

Исходя из названных проблем и противоречия в определении статуса непризнанных государств, возможно предположить: если будут учтены все уникальные черты государственного образования, все исторические и политические особенности его возникновения, тогда появится возможность определить, имеет ли оно право называться суверенным членом международного сообщества.

Условно самопровозглашенные государства можно разделить на 4 группы:

1) государства, образовавшиеся в результате революций и гражданских войн (например, на территории Сомали).

2) государства, образовавшиеся в результате сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т. п.).

4) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополий .

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4:

Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)



2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа «нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании «автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой «Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют теракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме .

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.).

В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. .



С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа 2008 г. Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру .

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день.

Основные характеристики

Под международно-правовым признанием государств в теории права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права.

В международном праве существуют две теории признания: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория заключается в том, что только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная же теория заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его .

Выделяют также две формы официального признания: де-факто и де-юре

Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений .

На современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Любая страна в отношении непризнанных государств, если она стремится оставаться в рамках международного права, может себя вести следующим образом:

Во-первых, у нее есть полное право признавать или не признавать новообразование. Государство само определяет обоснованность и формы признания. Это должно происходить с учетом собственных интересов и требований реальной политики.

Во-вторых, недопустимо вмешиваться в процесс самоопределения, тем более прибегать к вооружённой агрессии .

В таком случае, признание Россией Абхазии и Южной Осетии вполне вписывается в эту политику. Для этого, помимо формального права, имеются и веские политические основания.

– Прежде всего, следует обеспечить гуманитарные права населения, в том числе российских граждан.

– Кроме того, необходимо не допускать у наших границ нестабильности. Для этого необходимо придать официальный статус их правительствам, уже в некоторой мере легитимированным на международной арене.

Таким образом, любая суверенная страна для признания того или иного самопровозглашённого государства полноценным членом международного сообщества должна исходить из того, что в данном случае у неё есть полное право признавать или не признавать такое образование. То есть юридически с точки зрения равноправия народов – это не только право, но и обязанность. Любое государство должно само анализировать реальные параметры государственности самоопределившегося новообразования, определять обоснованность, разновидности, формы признания и т. д.

И всё это должно происходить с учетом собственных интересов, задач, требований реальной политики, в контексте данной конкретной сложившейся ситуации с непризнанным государством.

Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик. В него входят: Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Китайская Республика на Тайване, Турецкая Республика Северного Кипра и Косово. Часто к этой когорте «семи непризнанных» добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время – Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд) .

Существование непризнанных государств европейской периферии напрямую связано с процессами дезинтеграции Советского Союза и Югославии и рядом этнических вооруженных конфликтов 1990-х годов, которые до сих пор не получили своего политического урегулирования. Непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским меркам. Явным лидером среди непризнанных государств по этим параметрам выступает Косово, лидеры которого контролируют сегодня территорию в 11 000 кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае значимое большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – до 100 тыс. человек .

Приднестровье контролирует территорию в 4 163 кв. км, на которой проживает 555,5 тыс. человек. Абхазия занимает территорию в 8 600 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает всего 146,6 тыс. человек, которым удается удерживать территорию в 11 000 кв. км с учетом шести оккупированных районов Азербайджана . Южная Осетия располагает территорией в 3 900 кв. км, населением – в 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств .

При этом три из четырех названных государств (за исключением Приднестровья), географически находятся за пределами Европы: они расположены по южную сторону Кавказского хребта, отделяющего Европу от Азии. На этом основании приднестровский конфликт можно отнести к сфере европейской периферии, а три других – к зоне европейского пограничья. Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства. Объединение возможностей неоинституционального анализа и теории конфликтов создает фундамент для новой интерпретации процессов институционализации этнических противоборств и расширяет набор аналитических средств для сравнительного исследования отдельных примеров непризнанных государств .

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена самопровозглашенных (непризнанных) государств. Среди них можно назвать:

– историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;

– эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;

– формирование государственности и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;

– особенности политического устройства, степень его демократичности;

– наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;

– шансы для существования в качестве независимого государства;

– заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства.

Непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа. Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд, Северный Кипр). Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия). Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН). Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии). Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных образований обычно относят и частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье) и частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие .

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья существуют уже довольно долго: Косово – девять лет, Абхазия, НКР, Южная Осетия – шестнадцать, Приднестровье – восемнадцать лет. Перспективы изменения статуса (признание независимости, ирредента, силовое поглощение, возвращение в состав единого государства посредством урегулирования конфликта) у всех территорий различны.

Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова).

Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия могут рассчитывать на частичное, неполное признание Россией, но их дальнейшие перспективы далеко не очевидны. Подобная «полунезависимость» не будет признана Соединенными Штатами, Европейским Союзом, Индией, Китаем и многими другими государствами.

У Приднестровья и Южной Осетии возможности получения формальной независимости менее реальны по ряду геополитических и организационно-территориальных причин. В случае с ПМР у России пока сохраняются большие возможности по реанимации стратегии объединения Молдавии и Приднестровья. Южная Осетия имеет, как представляется, серьезные экономические основания для воссоединения с Грузией.

Наименьшие шансы на изменение статуса имеет Нагорный Карабах. Подобное положение в основном определяется позицией США, стран ЕС, России, Ирана и Турции. Они в целом заинтересованы в сохранении статус-кво в зоне данного конфликта, а политическая возможность территориального обмена, который мог бы открыть путь к политическому урегулированию, остается незначительной.

Таким образом, непризнанные государства могут быть типологизированы по различным основаниям. Ключевой критерий признания непризнанных государств – контроль над своей территорией. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа.