Тактическая подготовка спортсмена. Тактическая подготовка спортсменов Тактическая подготовка спортсменов в различных видах спорта
В современном спорте невозможно достичь высоких результатов без хороших физических данных и психологии победителя. Однако главным нюансом успеха остается тактическая подготовка. Именно ей каждый спортсмен и тренер должны уделять особое внимание.
Что такое тактика
Это целенаправленные методы и способы использования допустимых технических приемов для решения поставленных задач. Стоит учитывать, что тактическая подготовка обуславливается правилами соревнований относительно каждого вида спорта. В число таких методов входят также анализ характеристик соперника и собственных сил с учетом условий среды.
Таким образом, тактической подготовкой называется педагогический процесс, который направлен на овладение рациональными способами ведения борьбы в процессе соревновательной деятельности. Методика исследования напрямую зависит от вида спорта. Каждый из них имеет свою трактовку и определяет общие и специфические рамки тренировки. Поэтому тактики в разных видах спорта могут заметно отличаться. Показательным примером будет хоккей и теннис – командная и индивидуальная игры со своими правилами и нюансами.
Аналитическая подготовка спортсмена может быть общей и специальной. Первая категория направлена на освоение знаний и навыков, необходимых для достижения успеха. Вторая представляет собой совокупность аналогичных методов против конкретного противника. Объединяют эти две категории общие средства из достижения: специальные упражнения в условиях среды (облегченных или усложненных).
Цели и задачи тактической подготовки
Смысл методики заключается в том, чтобы спортсмен научился использовать свои лучшие стороны против соперников с наибольшей эффективностью. Здесь важны все возможности: физические, психологические и технические.
Основы тактической подготовки подразумевают соответствие поведения спортсмена и его плана действий уровню развития его главных качеств и знаний. Сегодня такая методика включает в себя не только отдельные приемы и анализ возможностей соперника, но и умение рационально распределять собственные силы на протяжении всего комплекса соревновательных упражнений. Кроме того, важными нюансами являются маскировка намерений и психологическое воздействие на оппонента.
В командных видах спорта методика анализа и действия немногим отличается от индивидуальных. Например, тактическая подготовка футболистов сводится к правильной расстановке на поле, поведению в конкретных ситуациях, умению комбинировать с партнерами, наигрыванию определенных схем и т.д. В одиночных разрядах большее внимание уделяется индивидуальной программе.
При выборе тактики немаловажную роль играет дисциплина. К задачам методики относят формирование навыков и умений, совершенствование возможностей тела (растяжка, гибкость), приобретение общих знаний, развитие способности молниеносно переключать свое внимание с одного действия на другое, быстрое составление схемы поведения во время поединка, моделирование подходящего приема и т.д.
Классификация по составу участников
На сегодняшний день различают следующие виды тактической подготовки относительно разряда соревнования:
- Одиночные (единоборства, скоростные и цикличные дисциплины). В этом случае подготовка к тактическим действия проходит по индивидуальной программе. Перед каждым спортсменом стоят определенные задачи, от которых необходимо отталкиваться. Методика тренировок зависит от возможностей участника соревнования.
- Групповые (художественная гимнастика, гребля, эстафета, синхронное плавание). Здесь во главе идут общие задачи ограниченного количества человек. Методика подготовки может быть для каждого спортсмена разной, но в конце она всегда сводится к единой цели.
- Командные (футбол, гандбол, хоккей, поло). Каждый спортсмен на поле выполняет определенные функции. Цели у команды одинаковые, но достигаются они совокупностью действий всех вместе взятых игроков. Здесь тактическая подготовка должна учитывать нюансы соревнования и возможности каждого его участника (вратарь, нападающий, защитник и т.д.).
Типовая классификация
В настоящее время подготовка должна строиться исходя из специфики соревнований, квалификации его участников, вероятных форс-мажорных ситуаций. Относительно этих критериев различают следующие виды тактики:
- Алгоритмическая (тяжелая атлетика, конный бег, гребля). Этот вид тактической подготовки предусматривает набор действий, которые должны осуществляться в строго запланированной очередности. По сути, данная методика тренировки подразумевает минимальную вариативность решений. Все действия идут по заданному плану, а упор делается на физическое развитие.
- Вероятностная (футбол, теннис, хоккей). Здесь трудно предугадать, как будет развиваться противостояние. Задачей вероятностной тактики является подготовка спортсменов к определенному стечению обстоятельств в начале поединка. Дальнейшие действия игроки должны планировать самостоятельно, отталкиваясь от соперника.
- Эвристическая (единоборства, гимнастика). Такой вид тактики подразумевает умение мгновенного реагирования на действия оппонента. Предугадать течение поединка сложно на любом его этапе.
Методы тактической подготовки
В командных видах есть несколько способов тренировки, позволяющих проверить возможности спортсменов. Самым эффективным из них является игра с условным соперником. Здесь тактическая подготовка строится в момент проведения матча с другой командой, схожей по силе с будущим противником.
Следующим по эффективности методом является игра с партнерами. Иными словами, тренировка, в которой участники команды противостоят на поле друг другу. Это позволяет оценить кондицию как можно большего числа спортсменов и наладить между ними связи.Самыми действенными с точки зрения физической готовности и оттачивания особых приемов являются тренировки при отсутствии соперника.
Аналогичные методы имеют место и в индивидуальных видах. Единственное, чем отличается тактическая подготовка спортсмена в одиночном разряде - это возможность тренировки со снарядами. В качестве условного соперника выступают манекены, мишени, тренажерные устройства и прочие приспособления.
Тактические упражнения
Облегченный тренировочный комплекс необходим для формирования новых навыков и умений. Усложненная программа упражнений используется для стимулирования развития способностей и обеспечения надежности ранее разученных форм.
Каждый спортсмен обязан учитывать особые указания по тактической подготовке. К таковым относят следующие упражнения:
- Подходы с введением определенной ситуации и действий соперника. Целью является решение динамической задачи.
- Подходы с ограничением времени, пространства, количества попыток.
Непосредственно перед стартом соревнований следует приступать к тактическим упражнениям в максимально приближенных к поединку условиях. Это поможет смоделировать целостные формы поведения, как во время турнира.
Тактическая тренировка: гимнастика
Данная вариация подготовки также подходит для фигурного катания, фристайла и акробатики, то есть для сложно-координированных видов спорта. Поскольку соревнования здесь бесконтактные, тактика сводится к тренировке сознания в процессе выполнения определенных действий.
Важнейшим аспектом является концентрация и стабильность. Задачей такой подготовки будет заучивание новых технических приемов, элементов, их соединений.
В конечном итоге спортсмен должен уметь выражать свои эмоции и теоретические знания в движениях.
В сложно-координированных видах спорта подготовка строится на основе регламента соревнований.
Тактическая тренировка: бег
Такой способ подготовки характерен и для лыжных гонок на дальние дистанции. В продолжительных видах спорта соревновательная деятельность может быть одиночного и командного разрядов. Кроме того, в таких турнирах вполне вероятны контакты с соперниками и взаимодействие с партнерами.
Здесь спортивно-тактическая подготовка учит терпению, концентрации, способности расчета силы на длинных дистанциях, выдержке, самоконтролю, познанию своего тела и возможностей, принятию решения с учетом непредвиденных обстоятельств. Для эффективности занятия должны проходить в приближенных к соревнованиям условиях.
Тактическая тренировка: легкая атлетика
В плане подготовки циклические виды спорта характеризуются взаимодействием между партнерами, к примеру на эстафете, и индивидуальной направленностью (прыжки). Здесь контакт полностью исключен.
Тактическая подготовка сводится к распределению усилий во время финальных соревнований и определению поведения на всей дистанции (комплекса упражнений). На тренировках большая часть времени уделяется внимание физике и обучению новым приемам. По сути, тактическая составляющая здесь сведена к минимуму. Подготовка развивает самообладание и выносливость.
Тактическая тренировка: единоборства
В контактных видах важнейшим аспектом является доминирование. Здесь имеет место технико-тактическая подготовка. Параллельно с аналитическими занятиями должны проходить тренировки, направленные на улучшение физического состояния спортсмена.
В единоборствах тактическая подготовка позволяет овладеть новыми приемами прессинга, нападения и защиты, сформировать навыки ведения боя, изучить определенные комбинации.
Тактическая подготовкаВ структуре тактической подготовленности
следует выделять такие понятия, как
тактические знания, умения, навыки.
Тактические знания представляют собой
совокупность представлений о средствах,
видах и формах спортивной тактики и
особенностях
их
применения
в
тренировочной
и
соревновательной
деятельности.
Тактические умения - форма проявления
сознания спортсмена, отражающая его
действия на основе тактических знаний.
Могут быть выделены умения разгадывать
замыслы соперника,
предвидеть
ход
развития
соревновательной
борьбы,
видоизменять собственную тактику и т. п.Тактические
навыки
-
это
заученные тактические действия,
комбинации
индивидуальных
и
коллективных действий.
Тактическое мышление - это
мышление спортсмена в процессе
спортивной деятельности в условиях
дефицита времени и психического
напряжения,
непосредственно
направленное
на
решение
конкретных тактических задачВиды тактики:
- наступательная;
- оборонительная;
-контратакующая
Формы тактики:
- индивидуальная;
- групповая;
- командная
Д/З. Раскрыть
тактики в ИВС
виды
и
формы
Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:
владение современными средствами, формамии видами тактики данного вида спорта;
соответствие
тактики
уровню
развития
конкретного вида спорта с оптимальной для него
структурой соревновательной деятельности;
соответствие тактического плана особенностям
конкретного соревнования (соперники, состояние
мест
соревнований,
характер
судейства,
поведение болельщиков и др.);
обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем
совершенства других сторон подготовленности -
технической, психологической, физической.Изучение сущности и основных
теоретико-методических положений
спортивной тактики
Важной задачей тактической подготовки
спортсменов является изучение общих
положений
тактики
спорта,
тактики
избранного вида спорта, правил судейства
и положения о соревнованиях в избранном
виде спорта, особенностей тактики в
родственных видах спорта, тактического
опыта сильнейших спортсменов, способов
разработки тактической концепции и др.Значение теоретико-методических положений
спортивной тактики помогает точно оценить
соревновательную ситуацию, адекватно подбирать
средства
и
методы
соревновательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
квалификации,
уровня
подготовленности соперника и партнеров.
Тактические знания приобретаются на протяжении всей профессиональной жизни спортсмена.
Источниками знаний являются специальная
литература,
лекции,
беседы,
объяснения,
просмотр соревнований, кинофильмов и видеозаписей, их разбор и анализ и др.
Тем не менее следует помнить, что просто накопленные знания по тактике, не подкрепленные
личным двигательным опытом спортсмена, сами
по себе не могут положительно повлиять на спортивные результаты.Овладение
тактическими
действиями.
Средства
и
методы
овладения тактическими действиями, весь
процесс тактической подготовки в значительной
мере
обусловливаются
спецификой вида спорта. Например, в
большинстве циклических видов спорта
основная задача тактической подготовки
связана с подготовкой к реализации
разработанной
схемы
прохождения
соревновательной дистанции.Задачи тактического совершенствования в
спортивных играх и единоборствах значительно
сложнее. Здесь и освоение подготовительных,
наступательных и оборонительных действий, и
совершенствование
навыков
выполнения
тактических
действий
в
преднамеренных,
экспромтных
и
преднамеренно-экспромтных
ситуациях, и освоение сущности многообразных
тактических ситуаций, характерных для сложной
Овладение тактическими действиями связано
с расширением количества используемых средств
и способов, развитием умений применять один
прием для решения различных тактических задач
и разных приемов - для решения одной
тактической задачи.
10.
Тактическуюсущность
действий
осваивают одновременно с овладением
техникой приемов. Именно в процессе
практического
овладения
приемами
спортсмены уясняют для себя, что каждое
техническое
действие
должно
быть
связано с реализацией тактического
варианта. Знание тактической сущности
действий, их возможной эффективности в
определенных ситуациях позволяет выбрать оптимальное действие и успешно
решить тактическую задачу.
11.
Дляовладения
тактикой
действий может использоваться
вся
совокупность
словесных,
наглядных
и
практических
средств и методов подготовки.
Однако наиболее полно и широко
в
тактической
подготовке
представлены
практические
средства и методы.
12.
Так, основными средствами овладения исовершенствования тактических действий
в циклических видах спорта является
многократное выполнение специальноподготовительных и соревновательных
упражнений в строгом соответствии с
разработанной схемой и при постоянном
контроле
за
эффективностью
двигательных
действий.
При
этом
учитываются скорость и время прохождения отрезков и дистанций; темп
движений, расстояние, преодолеваемое в
результате одного цикла движений;
характер и величина развиваемых усилий
и др.
13.
В основе практических методовтактической
подготовки
лежит
принцип моделирования деятельности
спортсмена
в
соревнованиях.
Например,
в
единоборствах
и
спортивных
играх
разработаны
специальные методы, которые с
различной
степенью
сходства
моделируют
специфическую
деятельность
спортсмена.
К
ним
относятся: тренировка без соперника;
тренировка с условным соперником;
тренировка с партнером; тренировка с
соперником.
14.
Метод тренировки без соперникаприменяется
для
овладения
основами
техники
действия,
обучения
активному
и
сознательному
их
анализу.
Специфическими
средствами
тренировки
являются
основные
положения и движения, передвижения, имитационные упражнения,
различные их сочетания.
15.
Метод тренировки с условным соперникомпредполагает использование вспомогательных
снарядов
и
приспособлений:
мишени,
манекены,
различные
тренажерные
устройства, модели условного соперника с
программным управлением и т. п. Упражнения
с использованием перечисленных снарядов и
приспособлений
позволяют
отрабатывать
дистанционные,
временные,
ритмические
характеристики
действий,
развивать
и
совершенствовать зрительно-двигательные и
кинестетические ощущения. Метод может
успешно
использоваться
для
развития
специфических качеств в условиях моделирования соревновательной деятельности.
16.
Методтренировки
с
партнером
является
основным
для
овладения
тактикой действий. Партнер в данном
методе служит активным помощником и
способствует правильному овладению
техникой и тактикой действий. Основные
средства тренировки - парные и
групповые упражнения, отличающиеся
большим разнообразием и носящие
преимущественно
технико-тактическую
направленность.
17.
Метод тренировки с соперником применяетсядля детальной отработки тактики действий; тактического
совершенствования
с
учетом
индивидуальных
особенностей
спортсменов;
совершенствования волевых качеств; воспитания
умения использовать свои возможности в
различных тактических ситуациях, создаваемых
соперником.
Он позволяет совершенствовать тактику
действий в условиях информационного и
временного дефицита для решения тактических
задач,
пространственно-временной
неопределенности,
быстро
изменяющихся
ситуаций. Все это создает определенный
эмоциональный фон и высокую напряженность,
сходную с деятельностью в условиях соревнований.
18.
Совершенствованию тактическогомастерства на различных этапах
многолетней
подготовки
и
в
различных периодах тренировочного
макроцикла уделяется неодинаковое
внимание.
Наиболее
целеустремленная работа, направленная
на
повышение
тактической
подготовленности,
проводится
на
этапе
максимальной
реализации
индивидуальных возможностей, когда
спортсмен
готовится
к
высшим
достижениям.
19.
Наэтапе
специализированной
базовой
подготовки
совершенствуются
в
основном
узловые компоненты тактического
мастерства.
На первом и втором этапах
многолетней подготовки тактическое
совершенствование является второстепенной задачей, так как здесь
решаются лишь наиболее общие
вопросы тактической подготовки,
относящиеся к теоретической и
практической
части
20.
Наибольший объем средств и методов тактической подготовки в макроцикле приходится наконец подготовительного и соревновательный
период. На первом этапе подготовительного
периода совершенствуются лишь отдельные
компоненты тактики.
Важное место тактическая подготовка занимает на этапе непосредственной подготовки
к
основным
соревнованиям.
Уровень
технического
мастерства,
физической
и
психологической
подготовленности,
сформировавшийся к этому этапу, позволяет
перейти к отработке тактики в ее наибольшем
приближении
к
условиям
предстоящей
соревновательной деятельности.
21.
Система упражнений и методическихподходов
становления
спортивной
тактики:
* создание облегчающих условий при
освоении рациональных вариантов
распределения сил на дистанции
(лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения,
темпе движений);
* создание условий, усложняющих
реализацию оптимального тактического
плана при закреплении тактических
навыков (выполнение заданий в
непривычных условиях, введение
дополнительных помех);
22.
* выдерживание тактической схемы присущественной
вариативности
пространственно-временных
и
динамических характеристик движений
или, наоборот, неожиданное изменение
тактики по дополнительному сигналу
либо в связи с резко изменившейся
ситуацией;
*
необходимость
реализации
оптимальной тактической схемы при
работе в условиях значительного и
постоянно прогрессирующего утомления.
23.
При совершенствовании тактического мастерства очень важно применять рациональную методику. В процессе формирования тактическогомастерства,
выделяются
три
этапа
-
ориентировочный,
контрольный.
исполнительный
и
Ориентировочный этап предусматривает ознакомление спортсмена с заданием; исполнительный - многократное выполнение упражнений,
поиск
оптимальных
технико-тактических
решений, отработка путей их реализации в
сложных
условиях
тренировочной
и
соревновательной деятельности; контрольный -
выявление
эффективности
тактических
решений,
фиксирование
ошибок и
возможностей их устранения.
24.
Совершенствованиемышления
тактического
В процессе подготовки к соревнованиям
все возможные ситуации состязательной
борьбы
предусмотреть
практически
нереально. Одной из основных задач
тактической подготовки является совершенствование
тактического
мышления
спортсмена. При этом необходимо развивать
следующие способности:
* быстро воспринимать, адекватно
осознавать и анализировать
соревновательные ситуации;
* быстро и точно оценивать ситуацию и
принимать решение в соответствии с
создавшейся обстановкой и уровнем своей
25.
* предвидеть действиясоперника (партнера по
команде);
* рефлексивно отображать свои
действия в соответствии с
целями соревнований и
задачей конкретной
состязательной ситуации.
26.
Наглядно-образный характер мышленияпроявляется в том, что в процессе
соревновательной
и
тренировочной
деятельности
решение
двигательных
задач совершается на основе наглядночувственных образов и связано с
восприятием действий соперников и
партнеров, и всей ситуации спортивного
поединка. Большую роль здесь играют
память и творческое воображение.
Ситуативный
характер
мышления
проявляется
в
том,
что
оно
осуществляется на фоне быстротечности,
необратимости и изменчивости ситуаций
соревновательной борьбы.
27.
Изучение информации, необходимойдля
практической
реализации
тактической подготовленности. Задачами
данного направления тактической подготовки
спортсменов является сбор и обработка
информации о вероятных противниках и
партнерах по команде, о среде и условиях проведения предстоящих соревнований.
Наиболее
важной
информацией
о
соперниках и партнерах являются сведения о
физической подготовленности спортсменов,
технико-тактической манере ведения ими
соревновательной
борьбы,
особенностях
поведения в различных (благоприятных и
неблагоприятных)
условиях
соревнований,
личностных
характеристиках,
моральноволевых и психологических качествах.
28.
Практическаяреализация
тактической
подготовленности,
являясь синтезирующим направлением
процесса тактической подготовки, предполагает решение следующих задач:
* создание целостного представления о
поединке;
* формирование индивидуального стиля
ведения соревновательной борьбы;
* решительное и своевременное
воплощение принятых решений благодаря
рациональным приемам и действиям с
учетом особенностей соперника, среды,
судейства, соревновательной ситуации и
др.
29.
Практическаяреализация
тактической
подготовленности
предполагает формирование индиви-
дуального стиля ведения поединков.
Стиль (манера) ведения тактической
борьбы должен включать и общие
тенденции тактики в конкретном виде
спорта, учитывать наиболее сильные
индивидуальные
особенности
спортсмена, а также его характерные
недостатки.
Тактическая сторона спортивной тренировки связана со способностями вести спортивную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приёмами и способами их выполнения), её видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Спортивно-тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения соревнования с «противником». Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей для победы. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта; приёмов судейства и положений о соревнованиях; тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений сроить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировках и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.
Тактические умения – это форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний.
Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных или коллективных действий.
Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.
В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи:
1) создание целостного представления о поединке;
2) формирование индивидуального стиля спортивной борьбы;
3) решительное и своевременное воплощение принятых решений, благодаря рациональным приёмам и действиям с учётом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка – на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного противника.
Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовленных соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:
1) установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;
2) в упражнениях практически моделируются отдельные тактические ситуации и приёмы спортивной борьбы;
3) в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.
К числу относительно общих методических приёмов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:
а) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;
б) подходы, связанные с введением дополнительных тактических противодействий со стороны «противника»;
в) подходы, связанные с ограничением числа попыток, представленных для достижения соревновательной цели;
г) подходы, связанные с расширением используемых тактических вариантов.
Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов:
Правила соревнований;
Положение о соревнованиях;
Условия внешней среды, сопутствующие спортивным соревнованиям.
Психологическая подготовка спортсменов
Психологическая подготовка – это система психолого–педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надёжного выступления в них. Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенности в своих силах, скованность, перевозбуждение и т.д.).
Состояние психической готовности – это уравновешенная, относительно устойчивая система личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развёрстывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условии соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных задач, ведущих к достижению намеченной цели.
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.
Общая психическая подготовка решается двумя путями:
1) обучение спортсмена универсальным приёмам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способах саморегуляции эмоциональных состояний, уровня концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
2) обучение приёмам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определённого эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности её достижения. На этом этапе психическая подготовка включает психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированную оптимизацию «сильных» сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и т.д.
По цели применения средства и методы психологической подготовки делятся на: 1) мобилизующие; 2) корригирующие (поправляющие); 3) релаксирующие (расслабляющие).
1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);
2) преимущественно психологические (внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые и комбинированные);
3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).
По сфере воздействия средства и методы психологической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;
3) средства воздействия на эмоциональную сферу;
4) средства воздействия на волевую сферу;
5) средства воздействия на нравственную сферу.
По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на психическую подготовку тренера;
2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.
По времени применения эти средства делятся на: 1) предупреждающие; 2)предсоревновательные; 3) соревновательные; 4) постсоревновательные.
По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса – тренера, психолога, врача, массажиста и т.п.).
В системе психологической подготовки следует выделять следующие направления:
Формирование мотивации занятий спортом;
Волевая подготовка;
Идеомоторная тренировка;
Совершенствование реагирования;
Совершенствование специальных умений;
Регулирование психической напряжённости;
Совершенствование толерантности к стрессу;
Управление стартовым состоянием.
Психическая подготовка осуществляется на всём протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
Физическая подготовка
Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные возможности для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития физических качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения – бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. С их помощью развивают, укрепляют, совершенствуют отдельные звенья организма, чем в итоге достигается суммарный эффект ОФП. Особенно важно через общую физическую подготовку укрепить слабые места в организме, повысить функциональные возможности систем и органов.
Упражнения ОФП по их направленности и эффекту можно несколько условно разделить на две группы – косвенного и прямого влияния.
Упражнения косвенного влияния призваны повысить работоспособность органов и систем организма, обеспечить слаженность их функций. Обычно такие упражнения косвенно способствуют повышению тренированности (например, кроссы для непрофильных специализаций, силовые упражнения для шахматистов и т.д.).
Общеразвивающие упражнения прямого действия непосредственно направлены на повышение физической подготовленности в избранном виде спорта. С их помощью укрепляют органы и системы, повышают функциональные возможности, развивают двигательные качества применительно к требованиям построения общего фундамента для избранного вида спорта. Физические упражнения прямого действия должны быть схожи по координации и характеру с движениями и действиями (или частями их), имеющимися в избранном виде спорта.
Общая физическая подготовка должна проводиться в течении всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Основными средствами СФП являются все специально-подготовительные упражнения. Чем ближе эти упражнения по характеристике к соревновательным, тем синхроннее они действуют на спортивный результат
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в-третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в-четвёртых – равномерным развитием различных физических качеств.
Спортивный календарь и индивидуальная соревновательная практика.
Единый спортивный календарь – систематизированный перечень соревнований, планируемых и официально утверждаемых спортивными организациями в хронологической последовательности с указанием дат, места проведения и типа соревнований.
Требования к календарю:
1) регулярность (которая позволяла бы спортсменам стартовать многократно на протяжении крупных циклов тренировочно-соревновательного процесса);
2) последовательность в распределении соревнований разного ранга (соревнования менее высокого ранга предшествуют соревнованиям более высокого ранга);
3) соразмерность интервалов между престижными соревнованиями и временем достижения спортивной формы;
4) стабильность календаря (выражающуюся в твёрдой гарантированности того, что его утвержденные основные пункты не будут подвергаться пересмотру без крайней необходимости, а также в традиционной воспроизводимости из года в год того в нём, что оправдывается делом и не противоречит тенденциям развития спорта).
Индивидуальная система состязаний. В отличие от общего спортивного календаря в индивидуальном плане соревновательных выступлений спортсмена надо отобразить не только определенные пункты унифицированного календаря, но и особенности адекватной спортсмену системы состязаний. А её всегда необходимо строить индивидуализировано. А именно – применительно к уровню подготовленности спортсмена, его целевым установкам, возможностям реализации их, избирательному варианту системы построения тренировки, индивидуальным особенностям реагирования но тренировочные и соревновательные нагрузки, особенностям режима жизнедеятельности, другим индивидуально различающимся обстоятельствам.
При построении индивидуализированной системы спортивных состязаний, как и при оптимизации всего тренировочно-соревновательного процесса в рамках годичных или иных больших его циклов, необходимо основываться в конечном счёте на закономерностях управления развитием спортивной формы (как состояния оптимальной готовности спортсмена к достижениям) в их индивидуально обусловленных вариантах проявления с учётом конкретных условий спортивной деятельности.
Следует принимать лишь такие решения, которые способствовали бы:
В первом периоде цикла (подготовительном) – становлению спортивной формы,
Во втором периоде (периоде основных соревнований) – её сохранению и реализации в спортивных достижениях,
В третьем периоде (переходном) – созданию благоприятных предпосылок к началу нового цикла развития спортивной формы.
В подготовительном периоде большого тренировочно-соревновательного цикла, особенно когда здесь обеспечивается фундаментальная всесторонняя подготовка спортсмена, состязаниям придаётся в основном подготовительный характер. Содержание, формы, число и частоту состязаний здесь необходимо регламентировать так, чтобы содействовать становлению спортивной формы. В начале подготовительного периода часто стремятся соревноваться не в самих соревнованиях, а в видоизмененных соревновательных упражнениях (бегуны – в беге на укороченных дистанциях), в иных специально-подготовительных и обще-подготовительных упражнениях. В сложносоставных видах соревновательной деятельности вводят измененные (против стандартных) условия состязания. Ближе к концу периода во многих видах спорта у достаточно тренированных спортсменов бывает целесообразным серийное использование подготовительно-тренирующих состязаний, чередуемых в уплотненном режиме с восстановительными интервалами. Такой режим способен чрезвычайно мощно стимулировать повышение уровня тренированности, развитие соревновательной работоспособности и реализацию достиженческих возможностей спортсмена.
В период основных соревнований система всей деятельности спортсмена ориентируется на обеспечение результативного выступления в официальных соревнованиях, совершенствование и сохранение спортивной формы, необходимой для этого. В принципе, этот период должен быть наиболее насыщен соревнованиями. Когда он весьма длительный (продолжается несколько месяцев – 4-5, иногда и более), включает основные соревнования в обеих своих половинах, причем наиболее ответственное из них предстоит в конце.
В переходном периоде официальные соревнования в большинстве случаев отсутствуют. Неофициальные, преимущественно рекреативные или показательные тут нередко бывают.
Спортивная тактика. Тактическая подготовка спортсмена и её особенности в различных видах спорта.
Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.
Каждый вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так, например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.
В целом, смысл тактики состоит в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.
Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка, старт и др.) и ситуационным целям.
Различные варианты тактики соревновательной деятельности могут решаться при разном составе участников:
Отдельными спортсменами в индивидуальных видах спорта, имеющими свои индивидуальные задачи и не связанными с другими членами команды (единоборства, циклические виды, сложно-координационные и скоростно-силовые дисциплины). Такая тактика относится к индивидуальной;
Группой спортсменов, имеющих общие задачи и выполняющих одинаковые функции и одинаковую работу в ходе соревновательной деятельности (групповые упражнения в художественной гимнастике, синхронном плавании, гребле в экипажах, эстафетном беге, командной гонке в велоспорте) - такая тактика относится к групповой;
Командой спортсменов, имеющих общие задачи, но выполняющих различные функции в соревновательной деятельности (игре) -вратарь, линия защиты, средняя линия и нападение. Такая тактика относится к командной.
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации, возникшей в соревнованиях, можно выделить: алгоритмический, вероятностный и эвристический характер тактики.
Алгоритмистическая тактика предусматривает выполнение действий в строго запланированной последовательности по заранее составленному плану. Это характерно для видов спорта с минимальной вариативностью тактических решений (метания, тяжелая атлетика, гребля, конькобежный спорт и др.).
Вероятностная тактика ведения соревновательной борьбы предполагает "преднамеренно-экспромтные" действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.
Эвристическая тактика строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка.
Успешность соревновательной деятельности связана со многими факторами, в том числе и с уровнем подготовленности партнеров и соперников и их морфометрическими данными.
В целом ряде видов спорта, особенно в спортивных играх, боксе на профессиональном уровне существует даже специально организованная "разведка", заключающаяся в регулярном наблюдении и видеозаписи выступлений предполагаемых соперников, оценке уровня их подготовленности и выработке рекомендаций по построению тактики соревновательной деятельности.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение oбщих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного Уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам; и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на xoрошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Тактическая подготовленность - это умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от степени владения им средствами, формами и видами тактики вида спорта.
Средствами тактики являются все тактические приемы и способы их выполнения.
По форме тактика бывает:
Индивидуальной (выполнение тактических приемов одним спортсменом);
Тактика отдельных групп спортсменов (групповая тактика);
Командная тактика (выполняемая всеми спортсменами одной команды).
Виды тактики:
Наступательная (захват инициативы у соперника);
Оборонительная (отдав инициативу сопернику решаются частные тактические задачи);
Контраатакующая (используются ошибки соперника для захвата инициативы в наиболее важный момент спортивной борьбы).
В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, ситуации возникающей в соревнованиях, тактика по своему содержанию может быть:
Алгоритмическая тактика (строиться на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации);
Вероятностная тактика (предполагает преднамеренно-экспромтное действие в котором планируется лишь определенное начало);
Эвристическая тактика (строиться на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации, заранее не готовиться).
Выбор тактики зависит от следующих факторов:
1. От специфики вида спорта.
2. Индивидуальных особенностей спортсмена.
3. От уровня и значимости соревнования.
4. Возможностей соперников.
5. Воздействия внешних условий.
6. Непредвиденных ситуаций.
Большое значение имеет качество тактической подготовки. Для ее совершенствования необходимо:
а) обладать достаточным уровнем знаний о тактике соревновательной борьбы и объемом освоенных спортсменом умений и навыков;
б) наличие способности предвидения (прогнозирования) возможных вариантов тактической борьбы на соревнованиях.
в) психологическая устойчивость спортсмена при решении тактических задач.
г) оперативная коррекция тактики в ходе соревнований;
д) достаточная мотивация (заинтересованность) спортсмена и его волевые возможности при достижении цели;
е) правильный анализ результатов соревнования для дальнейшего совершенствования тактической подготовленности.
Совершенствование тактической подготовленности предполагает решение следующих задач:
1. Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта.
2. Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы.
3. Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач.
4. Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования.
5. Улучшить уровень мотивации (заинтерисованности) спортсмена в достижении спортивного результата.
6. Формирование способности проводить анадиз результатов соревнования.
Для решения 1 задачи “Расширить знания о тактике соревновательной борьбы в избранном виде спорта, необходимы следующие действия:
Анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов;
Изучение научной литературы и информационных материалов о соревновательной деятельности;
Расширение знаний о правилах соревнований, тактических действиях соперников и условий проведения главных соревнований.
При решениий 2 задачи “Увеличить объем освоенных спортсменом умений и навыков ведения соревновательной борьбы, необходимо использовать 4 группы средств тактической подготовки:
Тренировка без противника, применяется для овладения основными технико-тактическими действиями;
Тренировка с условным противником, предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений (манекенов, моделей противника с заранее разработанной программой действий, тренажерные устройства);
Тренировка с партнером по команде, создает более приблеженные к соревнованию условия;
Тренировка с неизвестным противником, позволяет совершенствовать тактику в условиях информационного и временного дефицита.
Решение 3 и 4 задач, “Сформировать психологическую устойчивость спортсмена при решении тактических задач”, и “Развить способность к оперативной коррекции тактики в ходе соревнования”, применяются следующие методические приемы:
Создание облегченных условий выполнения технико-тактических действий (лидирование и информация о качестве выполняемых действий (данные о скорости, темпе, развиваемых усилиях и т.д.);
Создание усложненных условий выполнения технико-тактических действий;
Создание контрастных условий с резким изменением ситуации при выполнении технико-тактических действий;
Реализация изучаемых технико-тактических действий в соревновательной обстановке.
Решение 5 задачи “Улучшить уровень мотивации (заинтересованности) спортсмена в достижении спортивного результата”, предполагает:
Выявление индивидуальных особенностей психики спортсмена;
Определение важных для спортсмена мотивов занятия спортом;
Создание точной “установки” на результат;
Добиться сохранения высокого уровня мотивации на соревновании.
Решение 6 задачи “Формирование способности проводить анализ результатов соревнования”, требует следующих подходов:
Собрать необходимый объем информации о прошедших соревнованиях.
Оценить действия спортсмена и его соперников;
Разработать новые технико-тактические действия с учетом проведенного анализа полученной информации.