Меню
Бесплатно
Главная  /  Volkswagen  /  Анализ тормозных систем автомобилей. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России Стоит ли экономить

Анализ тормозных систем автомобилей. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России Стоит ли экономить

    В советскую эпоху большинство компаний, производящих автомобильные компоненты, входили в крупные производственные объединения. После преобразования в 1990-е гг. одни из них остались жестко связанными с производством комплектующих для сборочного конвейра, другие сконцентрировались на производстве запасных частей, а третьи так и не смогли приспособиться к новым реалиям рынка. В результате структура российского рынка пока что существенно отличается от мировой.

    Тенденции в мировой отрасли автомобильных компонентов, которым посвящена данная статья, будут показательны для определения направлений развития активно меняющегося российского рынка.

Мировой рынок автомобильных компонентов (800 млрд долл. в 2003 г.2) подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства автомобилей) и вторичный (запасные части). По данным НАПАК (Национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов), доля мирового первичного рынка автокомпонентов в 1998 г. составляла около 75%, а доля вторичного - около 25%.

Текущая структура российского рынка запасных частей существенно отличается от мировой - соответствующие значения первичного и вторичного рынка составляют 47% и 53% соответственно (см. рис. 1)3. Среди факторов, объясняющих отличие российской структуры рынка от общемировой, можно выделить следующие:

  • высокая доля дешевых российских моделей в автопарке;
  • низкое качество продукции отечественного автопрома, приводящее к преждевременным поломкам деталей и узлов отечественных автомобилей;
  • возрастная структура автомобильного парка страны, постоянно требующего ухода и ремонта;
  • невысокое качество автомобильных дорог по сравнению с развитыми странами;
  • высокая аварийность;
  • высокая наценка на запасные части как следствие высокого спроса и сравнительно низкой конкуренции (до последних лет);
  • неразвитый рынок запасных частей и, как следствие, наличие избыточных звеньев в каналах распределения.
И если вопрос о качестве дорог и аварийности не находится в пределах компетенции производителей автомобилей и запасных частей, то другие перечисленные факторы обусловлены сложившейся структурой отрасли.

Прежде чем рассматривать существующие тенденции отрасли, определимся с классификацией производителей автокомпонентов, которых условно можно распределить по четырем основным группам (по степени сложности производимого продукта и их участию в производственной цепочке - см. рис. 2):

  1. Собственно производители автомобилей. Практика производства деталей любого уровня сложности непосредственно производителем автомобиля все еще достаточно распространена.
  2. Поставщики первого уровня. От них автопроизводители получают готовые системы и модули для финальной сборки. Эти поставщики являются главнейшим каналом, по которому автопроизводители получают предсборочные компоненты и модули (двигатели, сиденья в сборе, комплекты кузовов, системы кондиционирования и т. д.).
  3. Поставщики второго уровня. Поставляют поставщикам первого уровня компоненты (например, поршневую группу для двигателя, раму сиденья или оконные комплекты).
  4. Поставщики третьего уровня. Производят простые детали и заготовки (литье, болты, проводку и т. д.).
Некоторые исследователи отмечают выделение в настоящее время из поставщиков первого уровня крупных мега-поставщиков (поставщиков-интеграторов).

Тенденции рынка автомобильных компонентов

Передача функций производства компонентов и модулей от автопроизводителей к специализированным компаниям

Начало вертикальной дезинтеграции в автомобильной индустрии традиционно объясняют действиями американских автопроизводителей в ответ на вызов японских автопроизводителей в 1980-е гг. с их передовыми принципами "бережливого производства" и "поставки точно в срок". В конце концов, General Motors и Ford выделили свои подразделения по производству компонентов (Delphi и Visteon соответственно) и начали внедрять гибкие производственные системы, основанные на бригадах, способных успешно разрешать возникающие проблемы. Одновременно к поставщикам перешла часть функций, а именно: НИОКР компонентов, дизайн и сборка систем и модулей (см. рис. 3).

Delphi и Visteon сегодня входят в число крупнейших поставщиков первого уровня. Прежние хозяева традиционно являются одними из основных их клиентов. Например, Delphi в 2001 г., при общем объеме производства более 26 млрд долл. поставила 67,6% своей продукции для GM и лишь 32,4% - другим компаниям.

Для повышения производительности, снижения себестоимости и повышения качества продукции автопроизводители и их поставщики были вынуждены внедрять зарекомендовавшие себя передовые производственные системы Страны восходящего солнца. Например, в настоящее время Delphi пожинает плоды внедрения принципов "бережливого производства" на практике4. Глобальная производственная система DMS (Delphi Manufacturing System) внесла вклад в повышение качества продукции, эффективности операций, повышения утилизации производственных площадей, сокращения производственного цикла и роста эффективности управления товарными запасами при одновременном сокращении потерь в цепочке ценности.

Консолидация отрасли поставщиков

Стремление сократить затраты продолжает стимулировать процесс консолидации мировой автомобильной промышленности. За последние десять лет в отрасли производителей автокомпонентов произошло 272 слияния. Объем сделок составил 19,5 млрд долл. (данные 2003 г.). Процесс слияний и поглощений поставщиков автомобильных компонентов будет продолжаться. Вызвано это тем, что потенциал сокращения издержек за счет консолидации владельцев брэндов исчерпан и прессинг экономии на масштабе переносится главным образом на поставщиков.

Из рис. 4 и 5 видно, что сокращение числа поставщиков автопроизводителей в последние 10-20 лет происходило одновременно с ростом объема мирового производства автомобильных компонентов. У глобальных автопроизводителей, таких как Ford и General Motors, число поставщиков компонентов сократилось за тот же период в четыре-пять раз.

Рост значимости готовых к сборке систем и модулей

Являясь связующим звеном между производителями отдельных компонентов и финальной сборкой автомобиля, поставщики первого уровня - наиболее значимые игроки в цепочке. Способность поставить на сборочный конвейер готовый модуль, требующий минимальных затрат на технологическую установку, обеспеченный гарантией и соответствующий требуемому уровню качества, крайне привлекательна для автопроизводителя. Дополнительно он экономит на издержках и сокращает весь производственный цикл.

При этом одни и те же модули и компоненты используются для различных моделей и платформ. Компании, наиболее подверженные модульным стратегиям, - PSA (Peugeot, Citroen), BMW и VW.

Рост расходов на НИОКР

Передача разработки деталей и модулей от производителей автомобилей поставщикам компонентов автоматически вызывает необходимость передачи исследований в этой области. Это приводит к перераспределению расходов. Около 3% от всех издержек автопроизводителя переходят к производителям компонентов.

Автопроизводители и их поставщики вынуждены удовлетворять растущие требования потребителей и законодателей по производству все более экономичных автомобилей с пониженным содержанием вредных выбросов в атмосферу. Данное обстоятельство становится исключительно важным. Строгие стандарты в США (Strict corporate average fuel и требования Управления по охране окружающей среды), а также европейские стандарты Евро-4 и Евро-5 вынуждают автопроизводителей фокусироваться на новых технологиях (включая доработку дизелей и проекты по гибридным двигателям), позволяющих производить автомобили, качество которых соответствует ужесточаемым правительственным требованиям.

Поставщики компонентов, соответствующих этим требованиям, обладают значительным конкурентным преимуществом, поскольку позволяют автопроизводителю сократить сроки разработки нового продукта.

Рост требований к поставщикам

Для поддержания объемов продаж и сохранения или увеличения доли на рынке многие автопроизводители продолжают снижать цены и выходить к потребителям с различными схемами финансирования. Эти действия приводят к уменьшению рентабельности автопроизводителей, готовых переложить решение проблемы на поставщиков. Для поддержания конкурентоспособности поставщики должны постоянно изыскивать направления для инноваций и сокращения издержек, чтобы ежегодно предлагать автопроизводителям более выгодные цены. Ценовое давление на поставщиков затрагивает все уровни вертикальной интеграции и различные рынки, включая и Россию. Например, ОАО "Автоагрегат" (г. Кинешма), являясь поставщиком первого уровня компании TRW, вынуждено соответствовать требованиям TRW по ежегодному снижению себестоимости/цены.

В числе традиционных требований автопроизводителей к поставщикам первого уровня (которые те, в свою очередь, предъявляют к поставщикам второго и третьего уровней), назовем следующие:

  • все поставки - "точно в срок";
  • ежегодное снижение себестоимости/цены (2-8% в год). К примеру, Toyota требует 25%-ного снижения цен каждые три года;
  • постоянное повышение качества;
  • способность самостоятельно производить исследовательские работы. В среднем компании тратят около 3% выручки на исследования.
Увеличение срока жизни автокомпонентов и повышение сроков гарантийных обязательств по новым автомобилям

Благодаря повышению качества продукции владельцам автомобилей реже приходится покупать запасные части. Вдобавок автопроизводители в среднем расширили объем гарантийных обязательств. Данное обстоятельство увеличило долю ремонтов автомобилей через дилерские авторизованные центры автопроизводителей по сравнению с неавторизованными. Согласно различным рейтингам надежности автомобилей (например, J. D. Power & Associates, ADAC-AutomarxX и др.) за последние годы для всех брэндов отмечалось постепенное сокращение среднего числа поломок на 100 автомобилей.

Увеличение доли неоригинальных запасных частей

Описанная в предыдущей статье тенденция по выносу производства компонентов из развитых в развивающиеся страны имеет продолжение. Зачастую компоненты, произведенные в развивающихся странах, перекладываются сегодня автопроизводителями в оригинальную упаковку и поставляются в дилерские сети как "оригинальные".

В апреле 2004 г. Еврокомиссия рассмотрела предложение о свободном обороте запчастей без сохранения авторского контроля.

В рамках нового положения понятие "оригинальные компоненты" будет расширено, вследствие чего автопроизводители смогут использовать компоненты любого поставщика, удовлетворяющие их спецификациям. Изменения в европейском законодательстве приведут к тому, что авторизованные СТО (станции технического обслуживания) получат возможность использовать автомобильные компоненты от любых производителей, если они соответствуют техническим требованиям. На сегодняшний день автопроизводители требуют, чтобы авторизованные СТО использовали лишь запасные части, поставляемые автопроизводителем.

В октябре 2003 г. консалтинговое агентство Roland Berger провело опрос 150 генеральных директоров автопроизводителей и производителей автокомпонентов. В результате опроса выяснилось, что активного прихода производителей автокомпонентов в Россию можно ожидать начиная с 2007 г. Этому также поспособствуют рост продаж новых иностранных автомобилей и развитие локальных сборочных производств: производители автомобилей будут заинтересованы в приходе "своих" поставщиков.

Главное следствие развития событий по такой схеме - многократное усиление конкурентной борьбы на рынке. На рост конкуренции повлияет и рост доли поставщиков неоригинальной продукции, например китайских производителей. При этом можно прогнозировать снижение наценки на запасные части, повышение требований к качеству продукции, изменение структуры рынка в целом и рост доли первичного рынка.

Очевидно, что существующий технологический разрыв в производстве и разработке автокомпонентов между российскими и зарубежными компаниями не может быть преодолен одним рывком, равно как нельзя произвести продукт высокого качества без смены всего производственного и управленческого процесса. Это особенно актуально для производителей сложных узлов и модулей. Одним из способов их успешного развития будет сотрудничество с мировыми лидерами в этой области, что потребует соответствия целому ряду критериев. Привлекательными партнерами будут являться независимые российские компании с прозрачной структурой издержек и управления, доказавшие конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Это возможно при обособлении или выделении поставщиков всех уровней из структуры автопроизводителей, их существовании и развитии в качестве независимых компаний с собственной стратегией и возможностью поставлять продукцию не одному, а многим автопроизводителям на рынке. Поставка на рынок также позволит использовать эффект экономии на масштабе и снизить издержки при росте выпуска. Компании-производители автокомпонентов, не сумевшие вписаться в эту модель, будут обречены на вымирание. Может пострадать и автопроизводитель, не обеспечивший необходимый рост качества, операционной эффективности и перспективной "начинки" для создания новых автомобилей и не успевший вовремя перейти к использованию современных комплектующих.

Позитивный аспект, немаловажный для преобразования отрасли, - понимание проблем российскими компаниями-производителями автомобилей, которые уже используют продукцию иностранных производителей комплектующих и совместных предприятий. Дело за малым: опередить масштабные отраслевые перемены.

Вопрос успешного развития производителей автокомпонентов на рынке в значительной мере зависит от дистрибуции, но это уже тема отдельной статьи.

Примечание

  1. Данная статья - третья в серии публикаций о глобальных тенденциях в мировом автомобилестроении (см. Управление компанией. - 2004. - № 6, 7).
  2. Источник - Economist Intelligence Unit.
  3. В 2003 г. в России произведено автомобилей (в том числе иномарок) на сумму 5,54 млрд долл. (Интерфакс). Без средней розничной наценки дилеров (7%), оптовой наценки (2%) и валовой прибыли автопроизводителей (на примере АВТОВАЗа - 16%) получаем 4,26 млрд долл.
    При наличии в Российской Федерации легкового парка объемом чуть более 23 млн автомобилей, при затратах автовладельцами на запасные части не менее 200 долл. в год на каждый автомобиль (в соответствии со среднемировыми показателями) можно оценить емкость вторичного рынка запасных частей в 4,7 млрд долл.
    Примечание к рис. 1: по версии агентства ПАКК, в 2002 г. на долю первичного рынка приходилось 35%, на долю вторичного - 65%.
  4. Подобные системы повышения производительности к настоящему времени в большей или меньшей степени присутствуют у многих производителей. Некоторые принципы "бережливого производства" просматриваются в планируемых технологических процессах по сборке "Renault-Logan" на создававшемся вместе с Nissan "Автофрамосе", где будет функционировать система SPR (система производства Renault). Она, в частности, обязывает рабочих остановить конвейер, если обнаружится брак.

Общая характеристика рынка, тенденции и перспективы

Производство легковых автомобилей в РФ
Импорт легковых автомобилей в РФ
Рынок легковых автомобилей в РФ
Возрастная структура парка легковых автомобилей в РФ
Марочная структура парка легковых автомобилей в РФ
Региональная структура парка легковых автомобилей в РФ
Этапы становления рынка автокомпонентов в РФ
Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов в РФ

Оценка ёмкости рынка автокомпонентов и запчастей

Характеристика и оценка ёмкости вторичного рынка
Региональная ёмкость вторичного рынка
Ёмкость вторичного рынка по брендам
Методика расчета и основные параметры
Автомобильные шины
Автомобильные аккумуляторы
Лицевые детали кузова. Детали экстерьера
Автомобильные масла и смазочные материалы
Автомобильные фильтры
Детали тормозной системы
Узлы и детали подвески
Узлы и детали рулевого управления
Узлы и детали сцепления
Узлы и детали трансмиссии
Узлы и детали топливной системы
Узлы и детали системы выпуска
Узлы и детали системы зажигания
Узлы и детали системы охлаждения
Узлы и детали ЭСУД
Узлы и детали электрооборудования
Детали для капремонта двигателя
Ремни приводные

Продавцы запасных частей

Характеристика компаний-продавцов запчастей

В июне нынешнего года специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подготовили отчет «Расчет емкости рынка автокомпонентов и запчастей для легковых автомобилей в России», который посвящен итогам 2014 года.

Этот отчет состоит из трех разделов. В первом из них дается общая характеристика российского рынка легковых автомобилей, где приводятся данные по их производству, импорту и продажам. Наряду с этим представлен и парк легковых машин в РФ, а именно его возрастная, марочная и региональная структура. В качестве отдельных страниц рассматриваются этапы становления российского рынка автокомпонентов, а также происходящие на нем тенденции и перспективы развития. Второй раздел, который является основным, содержит информацию по ёмкости вторичного рынка запасных частей, его региональной и марочной структуре. Особо отметим, что здесь весьма подробно представлена каждая группа компонентов в отдельности, с соответствующими параметрами и расчетами. В третьем разделе приводится информация о крупных компаниях, реализующих широкий ассортимент запасных частей для легковых автомобилей на территории России.

Обращаем ваше внимание, что расчеты велись только по вторичному рынку компонентов и запчастей, но исключительно для легковых автомобилей. При этом необходимо заметить, что в основе нашей методики лежит численность и структура парка легковых автомобилей. Цифры расчета отражают реальную потребность рынка в запасных частях для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в нормальных экономических условиях без учета временных и сезонных сдвигов спроса. В отчете не учтены, например, обстоятельства, когда в целях экономии автовладельцы отодвигают сроки замены масла или ремонта неисправной детали, в условиях теплой зимы эксплуатируют автомобиль на «полуживых» аккумуляторах или ездят на изношенных шинах.

Построив прогноз парка, который сложится в России на конец текущего года, мы оценили также емкость рынка в 2015 году. Расчет емкости был сделан по всем основным сегментам вторичного рынка после оценки ресурса запасных частей. Всего были просчитаны десятки позиций комплектующих, которые были разделены на 18 товарных групп. Итоговые расчеты представлены в отчете в натуральном выражении (в штуках или комплектах) и денежном (в долларах) по каждой позиции, по группам запчастей и в целом по рынку за несколько лет, включая прогноз на нынешний год.

Маркетинговый отчет «Расчет емкости рынка автокомпонентов и запчастей для легковых автомобилей в России» подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются собственные базы данных и информация, полученная непосредственно в компаниях-участниках рынка. Структура подачи информации и расчетные методики разработаны специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ». Тем не менее все они базируются на основополагающих принципах расчетов емкости рынка, принятых в общемировой практике. Данные, представленные в отчете, структурированы и собраны в таблицы, при необходимости проиллюстрированы графиками и диаграммами.

Основной задачей тормозной системы автомобиля является снижение до минимума тормозного пути и сохранение устойчивости и управляемости автомобиля.

Максимальная нагрузка на систему происходит в режиме экстренного торможения. Идеальное торможение возможно лишь тогда, когда полностью используются силы сцепления колес с дорогой, но без блокировки колес.

Первым помощником водителя при торможении стал регулятор, распределяющий давление в тормозных контурах передних и задних колес. Основным фактором, обуславливающим необходимость регулировать величину тормозных моментов, является широкое варьирование коэффициента сцепления шин с дорогой.

Идеальный регулятор должен обеспечивать выполнение двух функций:

1. всегда устанавливать оптимальное соотношение давлений в контурах привода передних и задних тормозов;

2. в случае экстренного торможения поддерживать давление в контурах привода передних и задних тормозов на уровне, обеспечивающем полную реализацию сил сцепления, в течение всей фазы установившегося замедления.

Реализация первой функции обеспечивает наибольший запас устойчивости и управляемости автомобиля и одновременность подвода колес к предельному по сцеплению состоянию. Реализация второй обеспечивает минимальный тормозной путь. К сожалению, создание идеального регулятора – задача чрезвычайно сложная и дорогостоящая. Поэтому в настоящее время на практике нашли применение регуляторы, которые лишь частично решают указанные задачи. Используемые регуляторы можно разделить на две группы: регуляторы без обратной связи и регуляторы с обратной связью.

Использование регуляторов тормозных сил существенно повышает эффективность экстренного торможение автомобиля. Однако, рабочие характеристики как статических, так и динамических регуляторов еще пока далеки от оптимальных. Основной недостаток существующих регуляторов заключается в том, что при экстренном торможении они не исключают как недотормаживания колес (как правило, задней оси), так и их перетормаживания (как правило, колес передней оси). Это связано с тем, что рассмотренные выше регуляторы не отслеживают фактический режим качения колеса и не обеспечивают оптимальный для данных конкретных условий подбор предельных давлений в приводе передних и задних колес.

В результате этого происходит неполное использование сил сцепления и блокировка колес. Особенно значим второй недостаток, т.к. блокировка переход колес в юз вызывают два негативных последствия:

1. снижение продольного сцепления шин с полотном дороги (особенно значительное на скользких дорогах);

2. падение способности воспринимать боковые силы.


При этом снижение коэффициента сцепления φ х вызывает увеличение длины тормозного пути, а потеря способности к восприятию поперечных реакций – потерю управляемости автомобиля (при юзе передних колес) или заносу (при юзе задних колес).

Снижение φ х при переходе колес в юз объясняется изменением характера взаимодействия шин с опорной поверхностью. На сухих асфальтобетонных дорогах снижение сил сцепления относительно мало, но на скользких дорогах падение φ х может достигать 50% по сравнению с тем, что реализуется при оптимальном режиме проскальзывания колес.

Если проскальзывания увеличиваются, то коэффициент поперечных реакций резко падает, т.е. колеса теряют способность воспринимать боковые усилия.

Таким образом, переход колес в блокируемое состояние крайне нежелателен, т.к. влечет снижение, как эффективности, так и безопасности экстренного торможения автомобиля. Это дало толчок к разработке и практическому применению таких регуляторов, которые предохраняют колеса от блокировки и поддерживают давление в приводе, обеспечивающие 15%…30% проскальзывание колес. Такие автоматические регуляторы получили название антиблокировочных систем (АБС), или антиблокировочных устройств (АБУ).

АБС по принципу регулирования могут быть разделены на три основных группы:

1. с индивидуальным регулированием каждого колеса (Individual Regulizung)-IR;

2. с “низкопороговым регулированием”, т.е. одновременным регулированием обоих колес оси по сигналам датчика колеса, находящегося в худших условиях по сцеплению (Select Low)-SL;

3. с “высокопороговым регулированием”, т.е. одновременным регулированием колес одной оси по сигналу датчика колеса, находящегося в лучших условиях по сцеплению(Select High)-SH.

АБС могут быть реализованы на различной элементной базе и выполнены по существенно отличающимися друг от друга принципиальным схемам. Вместе с тем, общность задач и объекта регулирования обуславливает наличие в рассматриваемой системе функциональных структур и узлов, служащих аналогичным целям. К таким структурам, прежде всего, относится исполнительный механизм с приводом, осуществляющий непосредственное регулирование тормозного момента; датчики состояния функциональных систем автомобиля, контролирующие изменение того или иного параметра, и блок управления на основе поступающей информации.

Для оптимального сочетания эффективности торможения и устойчивости автомобиля необходимы системы с обратной связью.

Игорь Плотников, директор по продажам BOSAL в России и странах СНГ:

«Основным трендом на рынке автокомпонентов в 2017 году стало общее снижение покупательной способности населения. Наиболее ярко это проявилось в продолжающемся спаде продаж новых автомобилей. При этом продажи запчастей имеют зачастую положительную динамику. В этих условиях нам пришлось перестраиваться «на ходу», т.к. тенденции по разным группам товаров зачастую имели разнонаправленные векторы.

Вследствие спада продаж автомобилей снизился спрос и на аксессуары. Мы отмечаем снижение спроса на тягово-сцепные устройства (фаркопы). Часть потребителей из-за недостатка средств приобретают более дешевую продукцию. С другой стороны, из-за высокого курса евро товары, произведенные в России (а к ним относятся и фаркопы BOSAL), становятся более конкурентными по сравнению с импортной продукцией. В области выхлопных систем премиум-класса BOSAL является лидером на российском рынке, и наличие склада в России только упрочило наши позиции на рынке.

В 2016 году мы старались максимально поддерживать своих дистрибьюторов, т.к. для многих этот год был непростым, особенно в регионах. Снижение потребительского спроса заставляет региональных игроков сокращать складские запасы, уменьшать ассортимент. В таких условиях возрастает роль оперативной отгрузки и быстрой доставки. Эти направления мы и старались развивать.

В 2016 году наиболее важным событием для нас стало открытие российского склада выхлопных систем BOSAL. Хотя формально он был открыт в конце прошлого года, в полную силу он начал работать именно в 2016 году. Это дало оперативный доступ российским клиентам к полному ассортименту продукции BOSAL, при этом с минимальными издержками.

Расширение ассортимента как выхлопных систем, так и тягово-сцепных устройств продолжится и в 2017 году. В следующему году мы уделим повышенное внимание быстросъемным фаркопам. И производственные мощности в России позволяют выпускать этот высокотехнологичный продукт, адаптировать его к российским условиям и устанавливать на него доступную цену.

В наступающем году мы рассчитываем на стабилизацию экономики и повышение покупательной способности населения. Но даже если этого не произойдет, у нас есть возможности и желание развивать и улучшать предложение нашей продукции, чтобы максимально обеспечить ею наших потребителей».

Ольга Каткова, менеджер отдела продаж компании Japanparts:

«Кризисное состояние российской экономики, и в частности падение автомобильного рынка в течение всего 2016 года, обусловило основные тенденции рынка автозапчастей. Несмотря на снижение покупательной способности населения, количественно независимый рынок автозапчастей не только не сократился, но и показал некоторый рост. Это можно объяснить тем, что потребители не покупают новые автомобили, а ремонтируют уже имеющиеся. Располагая ограниченным бюджетом для ремонта, автовладельцы отказываются от покупки оригинальных или дорогих деталей в пользу их дешевых аналогов. Это ставит перед поставщиками задачу обеспечить бесперебойные поставки недорогих и качественных запасных частей.

Важным фактором конкуренции на вторичном рынке автокомпонентов для Japanparts и ее дистрибьюторов стала способность компании переориентироваться на предложение продукции, не уступающей по своим эксплуатационным характеристикам лучшим образцам, с сохранением оптимального соотношения качества и цены. Ведь при усилении спроса на продукцию низкоценового диапазона основными факторами конкуренции остаются качество предлагаемого товара и его наличие у дистрибьюторов.

Компания Japanparts всегда внимательно и с пониманием относилась к потребностям своих дистрибьюторов. В 2016 году совместно с нашими партнерами мы сконцентрировались на поддержании оптимального уровня наличия нашей продукции, так как спрос на нее устойчиво рос весь год. В 2016 году в Japanparts продолжилась работа над ассортиментом. Речь идет как о традиционных для компании товарных группах, где мы стремимся к полному покрытию всех моделей японских и корейских автомобилей, так и о новых товарных линейках. В частности, в Japanparts разработали полный ассортимент амортизаторов для азиатских и европейских иномарок.

В 2017 году Japanparts продолжит развиваться по трем векторам: оптимальная, отвечающая запросам рынка цена, традиционно высокое качество и постоянное наличие товара на складах дистрибьюторов. Мы надеемся, что такая сложная и кропотливая работа позволит Japanparts упрочить лидерские позиции в России, увеличив долю рынка в сложных для всех его участников условиях».

Том Хайнер , директор alca mobil logistics + services gmbh:

«В 2016 году общий спад в экономике отразился и на рынке автокомпонентов. Но бизнес всегда встречается с вызовами внешней среды, будь то кризис, конкуренция или подделки. Главное, чтобы компании удавалось справляться с поставленными задачами. В нынешнем году ассортимент марки alca ® , под которой продаются товары немецкого качества по доступным ценам, мы расширили за счет еще более бюджетных продуктов, сохранив при этом высокие стандарты качества. Оптимизировав расходы на упаковку и премиальные детали, мы создали товар, отвечающий вызовам кризиса. Несколько лет мы наблюдали рост спроса на бескаркасные щетки стеклоочистителя alca ® SUPER FLAT. В этом году их обогнали более экономичные бескаркасные щетки alca ® SPECIAL. В этом проявляется тенденция роста спроса на недорогие и практичные товары. Есть другая тенденция - спрос на аксессуары премиального качества, которые будут служить заведомо долго. Поэтому хорошо зарекомендовавшие себя на рынке гибридные щетки HEYNER ® HYBRID с универсальными характеристиками для разных сезонов пользуются высоким спросом даже в кризис.

В период нестабильности на рынке автолюбители ориентируются на известные бренды, доверяя качеству их товаров. И в ситуации ограниченных доходов населения такое доверие имеет приоритетное значение. Бренд alca ® - долгожитель российского рынка автоаксессуаров, поэтому спрос на продукцию сохраняется и сейчас.

Компания alca mobil logistics + services gmbh осуществляет дистрибуцию через партнерскую сеть. Такая схема подходит компаниям, которые одновременно являются и производителями, и поставщиками. И одними из важных пунктов для успешного сотрудничества становятся отлаженное взаимодействие и взаимная нацеленность на успешную работу. Мы создаем удобную рабочую среду: нет сбоев в поставке продукции, любые проблемы мы оперативно устраняем, а за успешную работу дилеры получают бонусные поощрения. Мы также участвуем в регулировании работы между нашими партнерами и всегда готовы поддержать всесторонние соглашения между коллегами.

Мы имеем многолетний опыт сотрудничества с дистрибьюторами в более чем 70 странах мира, но Россия - наш самый большой рынок. Здесь мы работаем с рядом крупных дистрибьюторов. Благодаря им наша продукция уже присутствует во всех регионах страны.

В 2016 году бренды alca ® и HEYNER ® представили новинки на всех ведущих выставочных пространствах в России и Германии - MIMS Automechanika, ИНТЕРАВТО, Automechanika во Франкфурте-на-Майне, «Мир детства». Бренд alca ® был впервые удостоен награды за компрессоры в категории «Доступная цена и высокое качество» в ведущей премии отрасли «Мировые автомобильные компоненты - 2016».

В этом году мы выпустили ряд уникальных и высокотехнологичных новинок - мощный alca ® Aeropressor Stahl-Zylinder (35 л/мин) и необычный круглый компрессор alca ® Aeropressor O-Form. Также появился усиленный ножной насос alca ® AeroPump Kompakt (7 бар), стальные цилиндр и рама которого гарантируют его прочность и долговечность. Также бренд alca ® представил зарядное устройство для мобильного телефона - портативный alca ® PowerBank (4000 мАч для iPhone, Ipod, Ipad, Samsung, HTC и камеры), а также разветвители прикуривателя с USB-входами, провода уникального цвета и дизайна для подзарядки техники.

Отдельное внимание в этом году было уделено противоугонным системам. Блокиратор руля alca ® AutoSafe представил надежный и бюджетный вариант защиты от угона, а HEYNER ® предложил несколько способов защиты четвертого уровня (по шкале из четырех): за счет сцепления руля и педали - HEYNER ® PedalBlock и за счет блокировки руля - HEYNER ® WheelBlock.

К 2017 году у бренда alca ® появится новая линейка каркасных щеток alca ® SPECIAL KONTAKT. Такие щетки отличаются новым дизайном и дополнительным защитным чехлом. Мы прислушались к потребностям автолюбителей и требованиям торговых сетей и предусмотрели для новых щеток блистерную пластиковую упаковку с прозрачной серединой для защиты от подделок.

Мы надеемся, что в 2017 году в России экономическая ситуация начнет меняться в лучшую сторону, что приведет к повышению потребительской активности. В свою очередь мы планируем и в 2017 году предлагать рынку инновационные и технологичные автоаксессуары по доступным ценам».

Илья Соколов, региональный менеджер DENSO по России, Беларуси и Казахстану:

«Рынок автокомпонентов в этом году переживал не лучшие времена. Потребители экономили, стремясь минимизировать расходы, не чувствуя стабильности в экономике. По оценкам экспертов, рынок в евровом эквиваленте если не упал, то стагнировал. В этих условиях продолжилось увеличение объемов поставок недорогих запчастей. Премиальные бренды по-прежнему оставались в зоне риска, ведь их продукции сложно выдерживать конкурентоспособность в таких условиях. Эти явления не сказались на показателях компании «Денсо Рус». Нам лишь пришлось сконцентрироваться на проектах, которые повышают узнаваемость и доступность нашего бренда.

Мы продолжили развитие ассортимента: вывели в продажу новые артикулы, расширяли применяемость на уже существующий ассортимент, запустили маркетинговые программы, которые дали заметные результаты. Принимая их во внимание, можно уже сейчас подвести предварительный итог: 2016 год для нас был очень успешным.

Главным критерием успеха мы считаем правильное позиционирование бренда. Мы делаем акцент на соотношении «цена - качество» продукта и на сроке службы компонентов DENSO. Отмечу, что 2016-й - это первый полный год, когда у нас появилась новая свеча Iridium ТТ. Ресурс этих свеч достигает 120 000 км, это беспрецедентный показатель на рынке.

Нашему успеху мы обязаны и нашим клиентам. Мы запустили ряд логистических проектов по доставке заказов до филиалов. Уменьшили для этого минимальные суммы, взяв на себя затраты на эти маршруты. Проект оказался успешным - заказы в регионах, где мы запустили более доступную доставку, увеличились в несколько раз. Теперь наши запчасти быстрее прибывают на склады филиалов дистрибьютора, и это повышает шансы выиграть борьбу с конкурентом. Мы значительно усилили позиции в таких регионах, как Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Краснодар, Минск. В будущем видим тенденцию выхода ведущих игроков автокомпонентного рынка из Москвы в самые дальние регионы с относительно невысокой конкуренцией.

В 2016 году компания «Денсо Рус» отметила 10-летний юбилей. Мы позитивно смотрим в следующий год, продолжим проекты, которые начали в 2016 году. Среди новых продуктов стоит отметить новые артикулы по датчикам давления воздуха во впускном трубопроводе, компрессорам, радиаторам, конденсорам, щеткам стеклоочистителей, стартерам. В 2017 году мы выводим на рынок совершенно новый продукт - датчики распределительного и коленчатого валов».

Сергей Васильков, выездной территориальный менеджер стран СНГ, ООО «Брембо Руссия»:

«Уходящий год я бы назвал годом стабильности. И дело здесь не в том, что стало легче жить или проблемы ушли. Исчезли панические настроения, и люди начали привыкать к новой реальности. А реальность такова, что усилилась борьба за каждого клиента из-за падения покупательского спроса. Точнее, спрос есть, но денег на этот спрос население стало выделять меньше, чем ранее. А потому все участники рынка стали более ответственно подходить к решению оперативных вопросов и планированию. Многие дистрибьюторы пересмотрели продуктовые портфели с выделением ключевых товаров и направлений деятельности, что способствовало стабилизации положения на рынке запасных частей. В течение года мы отмечали повышенный спрос на обновление информации о наших продуктах, а это говорит о фокусировке дистрибьюторов на определенных товарах и брендах.

Как мы и предполагали, произошло четкое разделение рынка на премиум- и экономсегмент. Потребители делают выбор либо в пользу дешевого товара, либо в пользу дорогой продукции с отменным качеством и характеристиками. Как и прежде, основными факторами конкуренции являются цена товара, его качество и, безусловно, доступность «здесь и сейчас». Спасибо покупателям, которые ценят качество и надежность. Благодаря им в 2016 году мы продолжили рост, который продолжается уже не первый год, несмотря на трудные времена.

Мы не стали менять подход к дистрибуции товара, так как считаем, что наши партнеры должны быть уверены в последовательности наших обещаний и шагов. Мы продолжаем вести политику ограниченного количества дистрибьюторов, это позволяет сфокусироваться на каждом из них и совместными усилиями делать продукцию Brembo доступной для автовладельцев. Присутствие нашего товара в регионах обусловлено расширением филиальной сети наших дистрибьюторов. А так как столичный рынок автозапчастей «перегрет», практически все дистрибьюторы начали активно развивать продажи в регионах. В помощь нашим дистрибьюторам, помимо различных программ поддержки, мы на регулярной основе проводим семинары во всех регионах страны. И именно в регионах наблюдается повышенный интерес к нашим семинарам. Региональные продавцы хотят больше знать о Brembo, чтобы иметь возможность профессионально продавать наш товар.

Brembo сфокусирована на разработке и производстве элементов тормозной системы. Наша цель - это качество, надежность и инновации в этой сфере. Мы не стремимся увеличить количество продуктовых линеек в угоду тенденции расширения бизнеса. У нас узкая специализация, в которой мы являемся «законодателем моды». Тем не менее компания ежегодно обновляет свой ассортимент. Например, в середине прошлого года мы вывели на рынок линейку перфорированных дисков - Xtra. Год назад мы предлагали 50 артикулов, сейчас же в нашем каталоге есть 167 артикулов. И 2017 год не будет исключением, каждый месяц мы планируем увеличивать ассортимент.

В 2017 год мы смотрим с оптимизмом. Надеемся на то, что стабилизация рынка продолжится и страну, а также рынок автозапчастей минуют потрясения. Мы рассчитываем на рост рынка автозапчастей, который будет связан со спадом продаж новых автомобилей и с увеличением доли автомобилей с пробегом, на которые, естественно, нужны запасные части. Не сомневаюсь, что компания Brembo так же продолжит радовать своих поклонников и предлагать уверенность в безопасности торможения».

Игорь Коричнев, глава российского представительства Dayco:

«Главный фактор, влияющий на российский рынок автокомпонентов в 2016 году, - общая экономическая ситуация в России. Нестабильный курс рубля к евро определял ценовую политику участников рынка. Падение продаж новых автомобилей привело к увеличению спроса на качественные автокомплектующие для ремонта подержанного транспорта.

В нынешних условиях цена представляется основным критерием, по которому автовладелец выбирает запчасть. Однако ее качество и надежность по-прежнему играют важнейшую роль. Особенно это актуально в сфере систем ременного привода. По большому счету факторы конкуренции сейчас мало отличаются от существовавших ранее. К ним относятся качество продукта, конкурентная цена, ассортимент бренда и его покрытие рынка. Ну и, разумеется, очень важен сервис со стороны бренда: постоянное наличие нужного клиенту товара на складе, скорость доставки продукции до клиента, маркетинговая и информационная поддержка дистрибьюторов и прочие стандартные пункты.

В уходящем году при работе с российскими партнерами мы старались прислушиваться к их запросам и, по возможности, идти им навстречу. Что касается динамики нашего развития на рынке России, то мне сложно выделить какие-то определенные регионы. Имеют место плавный рост и укрепление позиций во всех субъектах.

Что касается перспектив нашего развития в России, то мы продолжим расширение ассортимента компонентов передачи крутящего момента (Power Transmission). Это наше основное направление. Стараемся удовлетворить спрос совершенно разных категорий пользователей. В частности, мы предлагаем ремкомплекты, включающие как максимально полный набор комплектующих категории KTBWP (ремни, ролики, натяжители, водяной насос, крепеж), так и сокращенные комплекты - без водяных насосов (KTB или KPV) или состоящие из одних ремней (TB Set). Есть у нас и отдельные компоненты - всевозможные ремни, а также ролики и натяжители.

Среди новинок ассортимента для российского рынка комплектующих для послепродажного обслуживания можно назвать, в частности, ремни в масле BIO (Belt-in-Oil) и ремкомплекты с ним - до сих пор они поставлялись только для оригинальной комплектации. Нельзя не упомянуть и расширение ассортимента ремкомплектов с водяным насосом, цепей и комплектов с ними. В этой сфере Dayco продолжает политику расширения ассортимента компонентов передачи крутящего момента.

Говоря о перспективах 2017 года, хочу отметить, что на фоне относительной стабилизации курса национальной валюты и некоторого укрепления экономического состояния рынка потребители привыкли к новым жизненным реалиям. Поэтому мы ожидаем в 2017 году укрепления наших позиций. Dayco не только продолжит расширять свой ассортимент на российском рынке, но и будет активней продвигать свою продукцию в регионах страны».

Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга российского представительства MANN+HUMMEL:

«Показатели нашей компании на российском рынке демонстрируют положительную динамику, несмотря на продолжающийся общий спад в экономике страны. Продажи новых машин сокращаются, увеличивается срок владения подержанными автомобилями. Такая ситуация способствует увеличению спроса на нашу продукцию у розничных покупателей.

MANN+HUMMEL специализируется на выпуске высококачественных автокомпонентов. Рачительные автовладельцы выбирают наши комплектующие, понимая, что именно в них кроется залог беспроблемной эксплуатации автомобиля. Замечу, что такие соображения приводят к нам значительное количество автовладельцев, ранее предпочитавших продукцию брендов среднего и низшего ценового диапазона. Тем более что стоимость фильтра ничтожна по сравнению с общими расходами на содержание автомобиля.

В этом году мы фокусировали внимание на работе с дилерами, поскольку именно их поддержка является ключевым фактором дальнейшего развития бизнеса в любых экономических условиях. Мы сосредотачиваемся на создании для дистрибьюторов максимально удобных условий для работы с продукцией, выпускаемой MANN+HUMMEL. Для этого мы постоянно «шлифуем» и оттачиваем все аспекты взаимоотношений с партнерами: склад, доставка, информационная и маркетинговая поддержка и так далее.

В течение 2016 года все наши региональные сети показывали схожие темпы роста. При этом мы сами делали упор на развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. Это одно из перспективных направлений. В последние годы московский офис MANN+HUMMEL получает под свою ответственность новые страны ближнего зарубежья. Так, в этом году мы приступили к работе с рынком Киргизии. На будущий год планируется начать деятельность в Армении и Азербайджане.

В 2016 году компании MANN+HUMMEL исполнилось 75 лет. В этом году мы приобрели крупнейшего на рынке Северной Америки производителя комплектующих для систем фильтрации - Affinia Group. Эта сделка добавила два новых имени в список брендов, принадлежащих MANN+HUMMEL, теперь их стало девять. В наступающем году мы планируем вывести на российский рынок новое поколение салонных фильтров линейки FreciousPlus.

Говоря об ожиданиях, которые мы связываем с 2017 годом, отмечу, что так называемый кризис в российской экономике не закончится. Собственно, это даже не кризис, он стал своего рода «нормальным состоянием» нашего рынка. Поэтому никаких кардинальных изменений в нашей стратегии и тактике в России мы не планируем. В 2017 году российское представительство MANN+HUMMEL будет двигаться тем же курсом, что и в 2016 году».

Андрей Беляев, заместитель директора по развитию ООО «СЛОН-АВТО»:

«В 2016 году основное влияние на автомобильный рынок оказывал финансовый кризис. На рынке продолжается падение продаж, наблюдается смещение спроса от первичного авторынка в сторону «вторички». Средний возраст автопарка растет, детали и узлы со временем вырабатывают свой ресурс, растут частота ремонтов и спрос на запасные части.

Покупательная способность населения снижается, из-за чего увеличивается межсервисный интервал, наблюдается рост спроса на дешевую продукцию. На этом фоне позиции нашей компании укрепились. И это объяснимо, так как производство SLON ® локализовано в России. Это сокращает издержки на производство, снижает затраты на логистику и позволяет предложить покупателю выгодные стабильные цены, в минимальной степени привязанные к колебаниям курсов валют.

Ценовой фактор для покупателя становится все более значимым при выборе продукции. Отмечу, что существенно снизилась волатильность рынка и валют. Курс доллара с февраля 2016 года постепенно снижается, и с апреля месяца по настоящее время колебания происходят в сравнительно небольшом диапазоне (67-64 рубля). Конечно, это не «докризисные» 33 рубля за доллар - но появилась стабильность. Кроме цены, теперь важную роль играют стабильность и надежность (как продукта, так и поставщика), наличие ассортимента, скорость поставки. «СЛОН-АВТО» способна удовлетворить эти ожидания.

Кстати, и региональные тенденции также можно охарактеризовать словом «стабилизация». Кто не смог удержаться на плаву - свернули деятельность преимущественно в 2015 году. Их доли перераспределились между существующими игроками. Наши позиции на рынке РФ ничуть не ослабели. Мы стараемся развиваться и выходим на новые рынки: Украины и Белоруссии, укрепляем позиции в Казахстане. Пока нельзя сказать, что мы доминируем на этих рынках, но прикладываем для развития здесь максимум усилий.

Значимым для нас событием в 2016 году стало признание экспертами и покупателями нашей продукции. Высоковольтные провода марки SLON ® в третий раз подряд стали обладателями авторитетной премии «Мировые автомобильные компоненты - 2016». Для нас это доказательство того, что мы делаем правильно свое дело. Для компании «СЛОН-АВТО» расширение позиций для иномарок стало основной задачей при разработке новых продуктов в 2016 году. Также, учитывая основные тенденции в системах зажигания современных двигателей внутреннего сгорания, мы вывели на рынок индивидуальные катушки зажигания ТМ SLON ® .

Рынок автокомпонентов за последние три года демонстрирует снижение финансовой емкости, несмотря на увеличение продаж в количественном выражении. Для кардинального изменения данной тенденции требуется в первую очередь увеличение покупательной способности, а также курса российской валюты. Налицо смещение предпочтений покупателей к демократичным ценовым сегментам и отказ от премиальных марок. В таких условиях наиболее перспективны производители, способные предложить потребителю товар с наилучшим соотношением цены и качества. Компания «СЛОН-АВТО» имеет все возможности для соответствия запросам и ожиданиям покупателей».

Андрей Мельников, глава представительства TMD Friction в России:

«Основной тренд, который сейчас доминирует на рынке автокомплектующих, - дальнейшее сжатие сегмента премиум и рост среднеценовых и бюджетных сегментов. Нас, как производителя продукции премиального уровня, это затронуло самым непосредственным образом: прирост продаж оказался ниже планируемого. Сейчас мы работаем над укреплением наших позиций в более бюджетных сегментах и в следующем году предложим рынку соответствующие продуктовые линейки.

На данный момент наибольшее преимущество у тех компаний, которые располагают собственным складом на территории России и имеют возможность осуществлять взаиморасчеты с дистрибьюторами в рублях, а не в валюте. В условиях нестабильного курса это становится одним из важнейших конкурентных преимуществ. Наша компания в стороне от этого процесса не осталась. В 2017 году мы, скорее всего, тоже перейдем к рублевым расчетам с российскими партнерами.

В 2016 году мы, по мере возможностей, старались обеспечить партнерам более-менее стабильные правила работы, без резких изменений условий. Скорректировали прайс-листы с учетом падения покупательной способности автовладельцев. Кроме того, мы создали мощный задел на следующий год: подготовили к выводу на рынок новый бренд, создали базу для технического обучения наших дистрибьюторов.

Наиболее значимым для нашей компании в уходящем году стало пусть и небольшое, но все же увеличение доли рынка и объемов продаж. Для премиум-бренда в текущей ситуации это было совсем не просто, но у нас получилось. Мы постоянно расширяли ассортимент продукции, за прошедший год появилось немало новинок и по тормозным колодкам, и по дискам для легковых автомобилей, выпускаемым TMD Friction под маркой Textar. В 2017 году мы планируем значительное расширение ассортимента в связи с выводом на российский рынок обновленного бренда тормозных колодок Nisshinbo. Начиная с будущего года наш офис будет отвечать за его продвижение на отечественном рынке. В данный момент мы заканчиваем работу над новым каталогом Nisshinbo, в котором, в отличие от текущей редакции, будет гораздо более широко представлен ассортимент для леворульных моделей машин, а также тормозные диски.

Мы рассчитываем, что в 2017 году рынок покажет небольшой рост. Дело в том, что уже в этом году наблюдается заметное оживление в сегменте автозапчастей для коммерческого транспорта. Надеемся, что и рынок комплектующих для легковых автомобилей наконец нащупал дно, глубже «копать» не станет и двинется в небольшой рост».

Сергей Бескоровайный, руководитель отдела маркетинга компании KYB:

«Основные тренды уходящего года - рецессия экономики, ухудшение покупательной способности населения, падение продаж новых автомобилей, общее старение парка и сокращение среднегодового пробега автомобилей. Из положительных тенденций хотелось бы отметить уменьшение волатильности рубля, хотя она и остается на достаточно высоком уровне.

Компания KYB не ставила перед собой заоблачные цели на этот год, мы идем в хороших показателях по выполнению наших планов и задач. Наша доля по рынку не уменьшается в процентном соотношении, мы находимся в плановых показателях по прибыли и объемам продаж.

Естественно, что общие тренды рынка влияют на методику работы с нашими покупателями. Мы оказываем большую поддержку нашим дистрибьюторам и более гибко выстраиваем наши взаимоотношения. В условиях непростой рыночной ситуации мы постарались сохранить потребительские качества нашей продукции в оптимальном соотношении «цена - качество».

Основной спрос прогнозируемым образом смещается из премиум в low-cost-сегмент. При такой модели, конечно, важными факторами становятся угроза появления новых конкурентов с более низкой ценой и зависимость от потребителей с массовым снижением спроса. Наша компания делает все необходимое для снижения себестоимости продукции, но ни в коем случае не в ущерб качеству. Как я и говорил ранее, у компании KYB достаточно большой запас прочности в плане конкурентоспособности. Накопленный опыт и методики позволяют нам с уверенностью противостоять этим факторам. Мы замечаем, как меняются стратегии наших конкурентов по рынку, но более плотная борьба позволяет нам держать себя в тонусе и работать с большей отдачей в угоду нашим потребителям.

Ключевой состав нашей дистрибуционной сети сложился давно, и основные положения нашей торговой политики не претерпевают существенных изменений. Происходят более точная настройка взаимоотношений и адаптация под тренды развивающихся технологий. Совместно с нашими партнерами мы усилили свои позиции на Урале и в Южном федеральном округе. Качественная логистика занимает важную часть в нашем бизнесе. Магазины и станции технического обслуживания стараются оптимизировать свои запасы на полках и работать под непосредственный спрос. В условиях высокой конкуренции на первый план выходят дополнительные программы поставщика и маркетинговая поддержка.

Самое значимое и важное событие для нашей компании, да и для всех наших клиентов, прошло без особого освещения в информационных каналах. Если вы помните, весной 2015 года мы выводили наш московский склад за пределы России. И многие говорили о том, что KYB уходит из России. Так вот, мы занимались и продолжаем заниматься оптимизацией ассортимента и сейчас вернули склад в Москву. На данный момент мы настроили оптимальную схему поставок до наших клиентов с группы складов, которые содержат необходимые логистические запасы. Компания KYB продолжает считать российский рынок стратегическим направлением своей деятельности.

В 2016 году мы активно занимались расширением ассортимента амортизаторов и пружин. Уже сейчас наши клиенты могут заказать с наших складов продукты для таких моделей, как Toyota RAV4 (IV поколение), Mitsubishi Outlander (III поколение), Mazda5 (II поколение), Opel Astra J, Chevrolet Cruze, Chevrolet Cobalt. Мы продолжаем активно разрабатывать новые продукты для локально производимых моделей автомобилей. Часть этих новинок находится на финальной стадии подготовки производства и будет доступна для наших клиентов уже в 2017 году: Hyundai Solaris/Kia Rio, Chevrolet Aveo (II поколение), Ford Focus (III поколение). Всем поклонникам нашего бренда рекомендуем следить за разделом «Новости» на нашем официальном сайте www.kyb.ru, где мы делимся актуальной информацией по всем новинкам ассортимента. На нашем сайте читатели могут найти новые полезные сервисы для себя: «3D-фото», «Экспертный клуб» и другие.

Мы не ожидаем каких-то сильных изменений в 2017 году. Но, по нашим оценкам, в следующем году могут наметиться некоторые положительные тренды. Как говорится, поживем - увидим. У нас есть планы на следующий год, но пока говорить о них преждевременно. Хочу воспользоваться моментом и поздравить всех с наступающим Новым годом! Пожелать всем только позитивных эмоций, веры, надежды и удачи! А удача любит тех, кто прилагает усилия. И все будет замечательно!»

Анализ тормозных систем автомобилей

К тормозному управлению автомобиля, служащему для замедления движения, вплоть до полной остановки и удержания его на месте на стоянке, предъявляются повышенные требования, так как тормозное управление является важнейшим средством обеспечение активной безопасности автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы ГОСТ 22895-95 и международными правилами дорожного движения.

Требования к тормозным системам следующие:

    Максимальный тормозной путь максимальное установившееся замедление в соответствии с требованиями ГОСТ 22895-95 г., для пассажирских автомобилей и грузовых автомобилей в зависимости от типа испытаний.

    Сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат: линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда.)

    Стабильность тормозных свойств при неоднократном торможении.

    Минимальное время срабатывания тормозного привода.

    Силовое следящее действие тормозного привода, то есть пропорциональность между усилием на педаль и приводным моментом.

    Малая работа управления тормозными системами - усилие на тормозные педали в зависимости от назначения автотранспортного средства должно быть в пределах 500….7ОО Н, ход тормозной педали 80…180мм.

    Отсутствие органомптических явлений (слуховых).

    Надежность всех элементов тормозных систем, основные элементы (тормозная педаль, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса, должна быть также предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы.

В соответствии с ГОСТ 22895-95 тормозное управление должно включать следующие тормозные системы:

Рабочую

    запасную

    стояночную

Вспомогательную (тормоз-замедлитель), обязательную для автобусов полной массой свыше 5 т. и грузовых автомобилей массой свыше 12 т., предназначенную для торможения на длительных спусках и поддерживающих скорость 30км/ч на спуске с уклоном 7% протяженностью 6км.

Принудительное замедление может осуществляться различными способами: механическим, гидравлическим, электрическим, внеколесным.

Наиболее широко используется фрикционные тормозные механизмы. На легковых автомобилях большого класса часто используются дисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные колодочные на задних колесах.

На грузовых автомобилях независимо от их грузоподъемности устанавливаются барабанные колодочные тормозные механизмы. Лишь в последние годы наметилась тенденция использования дисковых механизмов для грузовых автомобилей.

Барабанные ленточные тормозные механизмы в качестве колесных в настоящее время не применяются совсем. В редких случаях их применяют как трансмиссионные для стояночной тормозной системы (МАЗ, БелАЗ-540).

Гидравлические и электрические тормозные механизмы используют как тормозо-замедлители. На ряде автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, впускной коллектор перекрывается стальной заслонкой.

Механический привод, состоящий из тяг и рычагов, применяют в основном в тормозных системах с ручным управлением (вспомогательная тормозная система – “стояночный - тормоз’’).

В данном приводе для включения тормозного механизма используется мускульная энергия водителя. Простота конструкции и неизменная во времени жесткость механического привода делают его наиболее применяемым для стояночной тормозной системы.

Гидравлический привод применяется в рабочей тормозной системе легковых автомобилей и грузовых малой и средней грузоподъемности. В данном приводе усилие оси педали к тормозным механизмам передается жидкостью. Для включения тормозов используется мускульная энергия водителя. Для обеспечения водителю работы по включению тормозов нередко применяют гидравлический привод с вакуумным (ГАЗ-66) или пневматическим усилителем (Урал-4320).

В настоящее время начинают получать распространение гидравлический привод с насосом. В этом случае для включения тормозных механизмов и создания, необходимых для быстрого торможения автомобиля тормозных моментов на колесах используется энергия двигателя приводящего в действие гидравлический насос непосредственно, или через какой-либо агрегат силовой передачи автомобиля.

Пневматический привод широко используется в тормозной системе тягачей, грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусов. В тормозной системе с пневматическим приводом тормозные механизмы включаются за счет использования энергии сжатого воздуха.

На длиннобазных автомобилях и тягачах большегрузных автопоездов часто используются комбинированный привод гидропневматический. В данном приводе для увеличения тормозных усилий используется энергия сжатого воздуха, а передача их к тормозному механизму осуществляется жидкостью.

Электрический привод необходим на автопоездах, так как при этом достигается наиболее простой способ передачи энергии на большие расстояния при весьма малом времени на срабатывания тормозной системы.

Для оценки конструктивных схем тормозных механизмов служат следующие критерии:

1)Эффективность

Для оценки эффективности тормозного механизма служит коэффициент его эффективности, который представляет собой отношение тормозного момента М тор, создаваемого механизмом, к моменту от первичной силы:

К э = М тор/(Р п.сr п),

где М тор –тормозной момент; P п.с – суммарная приводная сила тормозных колодок; r п – радиус приложения результирующей силы трения (r п = r б – радиус тормозной тормозного барабана в барабанном механизме; r п = r cр – средний радиус накладки в дисковом механизме).

Эффективность тормозных механизмов необходимо оценивать при движении автомобиля как вперед, так и назад.

В барабанном тормозном механизме коэффициент эффективности рассчитывается не только для механизма в целом, но и отдельно для каждой тормозной колодки:

где М тор1 и М тор2 – тормозные моменты, создаваемые колодками; P 1 и Р 2 – приводные силы колодок.

2) Стабильность

Стабильностью называется сохранение эффективности работы тормозного механизма при уменьшении коэффициента трения. Стабильность представляет собой зависимость коэффициента эффективности от коэффициента трения и может быть выражена графиком статической характеристики тормозного механизма. Лучшую стабильность имеют тормозные механизмы с линейной статической характеристикой.

От стабильности зависит достижение равных тормозных сил не только на колесах одного моста, но также и на правых и левых колесах автомобиля, что определяет безопасность при торможении.

3)Уравновешенность

Уравновешенным является тормозной механизм, в котором при торможении силы трения не создают дополнительную нагрузку на подшипники колес и другие детали. Неуравновешенным считается тормозной механизм, работа которого приводит к нагружению подшипников колес автомобиля.

4)Реверсивность

Реверсивностью называется равная эффективность тормозного механизма при движении автомобиля вперед и назад. Реверсивность тормозного механизма определяет независимость величины создаваемого им тормозного момента от направления движения автомобиля.

До настоящего времени считалось, что барабанные тормозные механизмы наиболее удовлетворяют требованиям безопасности движения, но в связи с возросшими скоростями движения автомобиля, повышаются и требования безопасности движения, во многом зависящих от тормозных качеств автомобиля.

Сравнительные стендовые испытания различных вариантов конструкций закрытых дисковых и барабанных тормозных механизмов для автомобилей выявили, что наилучшими показателями по стабильности выходных параметров, теплонапряженности и массе обладает дисковый тормоз с двумя поверхностями трения, пневматическим приводом и усилителем.

По конструктивному исполнению дисковые тормозные механизмы делят на открытые и закрытые, однодисковые и многодисковые.

В зависимости от конструкции диска различают тормозные механизмы со сплошным и вентилируемым, металлическим и биметаллическим дисками.

Сплошной диск – самый простой – применяется в случаях, если возможно активное охлаждение дискового тормоза. Вентилируемый диск выполнен в виде крыльчатки-турбины. В автомобилях применяются в основном однодисковые тормозные механизмы с вентилируемым диском и креплением по внутреннему диаметру.

В зависимости от способа крепления скобы различают дисковые тормозные механизмы с фиксированной и плавающей скобой. Тормозной механизм с плавающей скобой имеет лишь один колесный цилиндр. Его колодка нагревается меньше, чем в механизме с фиксированной скобой, но имеет существенный недостаток – при деформации, коррозии направляющих возникает одностороннее изнашивание накладок и диска. Эффективность торможения снижается, появляется вибрация скобы и тормозной колодки. А дисковым тормозом с фиксированной скобой обеспечивается большое приводное усилие и повышенная жесткость механизма.

Тормозные диски изготовляются из чугуна. В однодисковых механизмах сплошные диски имеют толщину 8…13 мм, вентилируемые 16…25 мм. Биметаллический тормозной диск может выполняться с алюминиевым или медным основанием. Фрикционный слой выполняется из серого чугуна.

Дисковые тормозные механизмы имеют следующие преимущества по сравнению с барабанными тормозами:

Меньшие зазоры между дисками и колодками в незаторможенном состоянии (0,005…0,1 мм) и ход колодки, что позволяет повысить быстродействие и передаточное число тормозного привода;

Меньшую массу и габариты:

Более равномерное изнашивание фрикционных материалов, так как распределяется равномерно давление по поверхности пары трения диск – колодка:

Больший тормозной момент, развиваемый за счет уравновешивания сил, действующих со стороны колодок на диск;

Возможность обеспечения эффективного теплоотвода от трущихся элементов;

Большую стабильность развиваемого тормозного момента;

Больший коэффициент тормозной эффективности;

К недостаткам дисковых тормозных механизмов относятся:

Трудность обеспечения герметизации (незащищенный диск может подвергаться абразивным воздействиям, окислению и коррозии, способствующим быстрому изнашиванию тормозных накладок);

Повышенная интенсивность изнашивания фрикционных накладок;

Недостаточная защищенность от грязи;

Проведенные дорожно-лабораторные испытания барабанных и дисковых тормозов Харьковским АДИ показали, что в случае нагрева тормозных деталей до 300С и V = 40 км/ч тормозной путь увеличивается при торможении дисковыми тормозами на 7%, а барабанными на 25%. Если нормальная скорость та же, но объемная температура достигнет 500С, тормозной путь увеличится на 21% и 55% соответственно.