Меню
Бесплатно
Главная  /  Volkswagen  /  Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему Дифференциация ц ть речевой материал

Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему Дифференциация ц ть речевой материал

Алифанова Е.А., Егорова Н.E. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с. (В помощь логопеду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Автоматизация звуков С, С"

А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

2 Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3"

Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.

Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.

ПЕВЦЫ

Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

5* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

6 Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.

Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

8 Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш

Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

9У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!

10Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

11 Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

* Может быть использован при автоматизации звука Л.

Дифференциация звуков С-Ш

Снова он шутками всех насмешит.

Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа даёт им кашу.
Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!
- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
- Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!

Дифференциация звуков З-Ж

С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

ЗАВОДНОЙ ЗАЙКА

У Жени живёт.
Женя не знает
С зайкой забот.
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустынь знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живутони в песках. Эти животные иногдадаже забывают, что такое дождик.Тяжко им там жить.

ЖАБА ЗАБОЛЕЛА

Зелёная жаба никогда ни о ком незаботилась. Всю жизнь жила онаодна: нежилась в лужах, скакала полужайкам и вот однажды - о, ужас! Жаба заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук.

Я жаба, мне никто не нужен.
- Как же ты всю жизнь жила? -ужаснулся жук и побежал за соседями.
Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжёлую минуту она не осталась совсем одна.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Автоматизация звука Ч

Моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок.
- Как бы вымыть язычок?

Отбивает чечётку.
Ни у кого чечётка
Не звучит так чётко.

Почта, ночь, водичка, чётки,
Чемодан, овечка, печь,
Девочка, печенье, меч,
Кабачок, начинка, почка,
Чайка, чайник, мячик... Точка.

Пухлые, как кабачки?
Отвечают хомячки,
Пухлые, как кабачки:
- Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

14Часто бывает.
Пачку печенья она покупает,
Булочку к чаю,
Сайку и пончик,
Сладкий кулик
И хлеба батончик.*

ПОЧЕМУЧКА

Почему ночью не летают бабочки?
- Почему есть солнечные зайчики, а лунных нет?
- Почему в темноте не видно чудесных цветов, а на солнышке никто
не замечает, какая необычная у меня спинка?
Мама светлячка очень довольна тем, что у неё такой любознательный сын. Она мечтает о том, что Почемучка станет учёным.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация звуков Ч-Т

Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Птичка-синица
Совсем невеличка.
Тенькает она весь день:
- Тень-тень-тень, да
Тень-тень-тень.
О чём тенькает синичка?
О мечте заветной птички.

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

У Кати бычок
Глупый чудачок:
Вздумал обучать
Катю мычать.*

Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т

Но не ходят, а стоят.
День и ночь они скучают
О починке всё мечтают.

Чайник, печку, мяч, бачок,
Баночку, часы, посуду,
Чистота будет повсюду.
Мечтаю я стать силачом,
Ведь силачу все нипочём.
Смельчаку и силачу
Любое дело по-плечу.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Гусь гогочет и гогочет,
Не пойму чего он хочет?
- Я хочу чистой водички,
Семечек и чечевички.

Ездить на мопеде.
Учатся олени
Танцевать на сцене.
Дети учатся читать,
Чтобы обо всём узнать.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

16Очень плохо спится.
Мечтает лисица
Навестить куницу.
Сплетница лисица
В неведенье томится:
Зачем куница
Ездила в столицу?*

Спела Таня Свете.
Танины частушки
Обо всём на свете:
О чистой водице,
О смелой кунице,
О чуткой медведице,
О чудесах и волшебнице.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЧИП - ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночьткал паучок. Днём ему помогали гусеницы, а ночью - светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилосьчудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает.Очень он хочет помочь кому-нибудь:часики починить, песенку сочинить,блинчиков испечь. Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» -и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? - сказали они.
Оказывается мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок поимени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он когда-нибудь сможет полетать. «Птички летают, пчёлки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.
И вот однажды сплёл Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понёс паучка. Чип от радости дажезапел:
- Чудесный полёт,
Прекрасный полёт,
Вот только бы мне
Не сбить самолёт.
Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! А может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил.

ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят пауч ки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.*

Автоматизация звука Щ

Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.

Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.

19Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.

Щенок тащит щепку.
Ведь для щенка
Пока и щепка велика.

ЩЕНОК-НЕПОСЕДА

Катя обещала маме помыть овощи для щей. Её отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но несиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился иупал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь.Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещанья надо выполнять; а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация Ч-Щ

Щуку он поймать мечтает,
Но поплавок, как часовой,
Не качнётся над водой.
Почему не хочет щука
Пообедать? Вкусно ведь!
Может видит плохо щука?
Может ей очки надеть?*

Нам не надо помощи.
Тащит воду Ванечка,
Таня чистит овощи.

ДОБЫЧА

Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в ящик. Севв кустах, лисёнок не сводил глаз сящика и, улучив момент, стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своегожилища, не отщипнув ни кусочка.Очень хочет лисёнок удивить свою маму.*

ЩЕНОК И ПЛАЩ

С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел таких чудных вещей.Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи.

Автоматизация звуков Л, Л

Дупло у белок - это дом.

Он за хвост слона водил.

21Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.

Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлёбку, бульон
И блина половину.

20Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, когда молоко закипит.

Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки.
Плохо, голодно ему.

Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала.
Не только меня она напугала.

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

22Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

ЛУНА И ВОЛКИ

Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли.

Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Лось поел котлету.
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю».

БЕЛКА

Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки иуселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Автоматизация звуков Р, Р


Рае и Егорке.
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.
Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Тигры храбры,
Кобры мудры,
А бобры добры.

Играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони,
А Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке
Под кедрами у арки.

Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его работа.)

Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метёт двор.

В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.



Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Там морковка и горох,
Справа огород Федоры.
В основном там помидоры.
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
Фёдор встаёт с петухами с утра.
Много забот у него и Петра.
Надо двум братьям дров нарубить,
Чтоб спозаранку печь протопить.

Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

Едет крот.
У крота под горкою огород.
Радует крота природа:
В реке рыба, бобр у брода,
Радует крота дорога
От огорода до порога
Дома радует крота
И уют, и темнота.

Ведёт к норе водопровод.
Протянет трубы от пруда.
Кран поверни - и есть вода.

Дай, повар, крупы воронятам,
Дай, повар, раков енотам,
Баранок дай бегемотам.
Дай, повар, Роману тортик в обед,
Творог Егору, а Рае - конфет.

Спорит Рая со всем домом;
И поэтому народ
Её спорщицей зовёт.

Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

О том, как красива
Природа вокруг.
Говори красиво:
Фёдор, ветер, грива,
Барабан, мундир, топор,

Карта, марка, мухомор.

Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

25 И гостей зовёт с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.


МЕЧТА ТАРАКАНА

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи - мечта каждого таракана.

ИГРА

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Друг друга Юра и Рая понимают.

Дифференциация звуков Ц-Ть

Дифференциация звуков Ц-Ть в слогах

Ца – тя цо – тё цу – тю цы – ти це – те
тя – ца тё – цо тю – цу ти – цы те – це
ац – ать оц – оть уц – уть яц – ять ец – еть
ать – ац оть – оц уть – уц ять – яц еть – ец

Дифференциация звуков Ц-Ть в словах

Произносить (читать) парочки слов.
Цирк – тир, цыкать – тикать, цыплята – тигрята, медицина – Валентина, цепкий – терпкий, ценный – тесный, сцены – стены, целлофан – телефон, борец – гореть, боец – болеть, жилец – жалеть, глупец – глупеть, кузнец – тускнеть, молодец – молодеть, заяц – лаять, месяц – десять, паяц – паять.

Дифференциация звуков Ц-Ть в предложениях

Произносить (читать) предложения.
Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поливает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы сушатся на улице. Нету месяца – темно, звёзды светятся в окно. Малиновым цветом цветут лепестки. Сестрица испортила в книге страницу. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, курицы-наседки, добрые соседки.

Дифференциация звуков Ц-Ть в чистоговорках

Ца-тя-ца - тётя Дуся телятница.
Ти-цы-ти - зайцу от лисицы не уйти.

Дифференциация звуков Ц-Ть в стихах

Выучить стихотворение. Читать стихотворение выразительно и чётко.
Буква Ц.
Букв не мало мы узнали, Цепь, цветок и цифра – тут
Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,
Есть слова, где ц – в начале, А в словах отец, боец
Есть слова, где ц в конце. Ц мы пишем под конец. (Л. Дьяконов)

Дифференциация звуков Ц-Ть в текстах

Произносить (читать) и пересказывать текст.
Цыплята и утята.
У курицы было десять цыплят, а у утки пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать – курица показала, как можно купаться в пыли.

Дифференциация звуков Ц-Ть в загадках

Выучить загадки.
Красная девицы сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком.
Сколько их? (Трое)
В ярком платьице модница – погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц


[Ц] - [С]

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Пальчик – мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


« Методы исправления нарушений различения звуков Ть-Ц».

В письменных работах учащихся нередко встречаются ошибки типа: «пцыцы» -птицы, «цяпнуть» -тяпнуть, «цепло» - тепло, «лецят» - летят, что объясняется неумением учеников различать звуки [ть] и [ц]. Данная консультация направлена на предотвращение и преодоление таких ошибок.

I. Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию (по В.А. Ковшикову).

Взрослый демонстрирует артикуляцию смешиваемых звуков на себе, обращая внимание на сходство и различие положений артикуляционных органов.
«Ц»: При произнесении «ц» кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с альвеолами. Зубы сближены. Воздушная струя холодная, идёт посередине языка, выходит плавно. Голосовые складки не работают, звук глухой.
«Ть»: » кончик упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Воздушная струя тёплая, выходит толчком. Голосовые складки не работают, звук глухой.

II. Различение звуков на слух.

Приготовить две карточки с буквами Т и Ц.

Задание 1. Покажи карточку (букву) того звука, который ты услышишь.

Ть, ц, ц,ть, ц, ть, ть, ц, ть,ц,ть, ц, ть.
Тя, ти, ца, цо, тю, цу, цы, те, тё, цо.
Ать, ац, оть, уц, оц, ыть, уть, эц, ыц, ать, оц, оть, атя, аца, оцо, отё, ицы, ити.
Мять, огурец, цапля, тепло, мять, цыплёнок, цветок, тёмный, целый, телефон, хотел, зацепил, котёнок, поцелуй, месяц, месить, пуговица, катер.

Задание 2. Повтори как я.

Ать-ац, оть-оц, уть-уц, ить-иц, эть-эц, ыть-ыц, ац-ать, оц-оть, уц-уть, иц-ить, ыц-ыть, эц-эть.
Тя-ца, тё-цо, тю-цу, ти-цы, те-це, ца-тя, цу-тю, цы-ти, це-те, цо-тё.
Ац-ать-ать, ац-ац-ать, оц-оть-оть, оц-оц-оть, уц-уц-уть, уть-уть-уц, цо-цо-тё, тё-тё-цо, тя-тя-ца, ца-ца-тя, ти-ти-цы, цы-цы-ти, те-те-це.

Задание 3. Хлопни, если услышишь слово непохожее на все остальные.

Цып, цып, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып, цып, тип, цып, цып, цып.
Ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, ценить, тенить, ценить, ценить, ценить.

Задание 4. Разложи картинки со звуками [ть] [ц] на 2 группы.

Тя, ца, ти, тё, цу, цы, тю, оц, уц, те, ить, цо.
Мять, буц, цок, цап, тень, заяц, тип, цепь, тёпло, цена, целый, тёмно, катер, улица, овца.

Задание 2. Вставь пропущенные буквы.

Лепи…ь, …веток, коне.., носи…ь, емно, молоде…, лиси..а, зая…, ко..ёнок, ..ирк.

Задание 3. Подчеркните слова с буквой Т.

Целина, прислать, затем, ценить, пальцы, пылить, пыльца, картина, колодец.

Задание 4. Подчеркните слова с буквой Ц.

Пятница, колесить, кольцо, настенный, цыплёнок, мотоцикл, тесто, мыльница.

Задание 5. Выпишите из текста слова с буквами Ти Ц в 2 столбика.

Буква «Ц»! Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой целой цепи золотой!
Снизу с правого конца прикрепила два кольца!

Задание 6. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы: Т и Ц. Спишите.

Поло..ен..е, ..елова..ь, мас..ери..а, ..емен..ировать, за..вес..и, …еф…ели, …епли..а.

Задание 7. Запишите под диктовку.

Стояла тёплая осень. Целыми днями Артём гулял в парке. Там он собирал разноцветные листья. По небу летели перелётные птицы. Когда стемнело, Артём вернулся домой. Дома его ждали котёнок Тима и щенок Цыбик.