Меню
Бесплатно
Главная  /  Audi  /  Изменения в зарплате медиков в году. Реальные зарплаты медработников в РФ: обнародована статистика

Изменения в зарплате медиков в году. Реальные зарплаты медработников в РФ: обнародована статистика

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.

Здравоохранение является крупнейшей отраслью бюджетной сферы. Для сохранения здоровой нации правительство просто обязано вкладывать денежные средства в развитие отечественной медицины и, конечно же, стимулировать медиков путем повышения их окладов.

Являясь сотрудниками бюджетной сферы, медики надеются на ежегодное повышение собственных заработных плат. Однако тяжелая экономическая ситуация заставила правительство пересмотреть процесс индексации бюджетных окладов, из-за чего в 2016 году медики могут остаться без повышения.

Повысится ли зарплата медиков в 2016 году?

В 2012 году Владимир Путин подписал указ о повышении окладов до уровня среднего заработка по стране. Согласно этому указу, доходы бюджетников, включая медицинских работников, должны были ежегодно увеличиваться. Однако сейчас правительство предупреждает, что в 2016 году рост доходов сотрудников бюджетных сфер может быть приостановлен.

Пересмотр плановых мероприятий, повышающих зарплату бюджетников, которые были приняты в 2012 году, объясняется нестабильным экономическим положением России. После введенных в 2012 году поправок заработные платы медицинских работников действительно увеличились, однако в настоящий момент правительство не может выполнить данное обещание по причине отсутствия денежных средств. Соответственно, в 2016 году оклад медиков увеличиваться не будет.

Финансирование системы здравоохранения в 2016 году

Планируя на 2016 год, правительство намеревается выделить на развитие системы здравоохранения 332,129 миллиардов рублей, что на 16% или 62 миллиарда меньше, чем в 2015 году. Изначально эта сумма была меньше еще на 21%, однако повышение произошло за счет передачи трансфертов из Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

Учитывая недостаточность финансирования, планируется, что затраты на программу развития службы скорой помощи будут снижены на 66%, затраты на управление развитием здравоохранения уменьшатся на 55%, а финансирование сферы профилактики заболеваний и развития первичной помощи снизится на 42%.

Таким образом, правительство планирует уменьшить бюджетные расходы, повысив тем самым благосостояние страны. И в целях дополнительной экономии зарплаты медиков в 2016 году повышаться не будут.

Когда-то осуществление медицинской деятельности предполагало весьма простое взаимодействие больного и врача. Затраты на различные виды ресурсов при этом предполагали не более 10%. Появление высокотехнологичной специализированной медпомощи во многом способствует изменению традиционных пропорций между ресурсами, необходимыми для реализации инновационных исследований.

Отрасль здравоохранения является трудоемкой, что подтверждается рядом данных относительно стоимости используемых ресурсов. На сегодняшний день около 65% всех расходов здравоохранения приходится на медицинского персонала со всеми начислениями. Рассмотрим тенденции изменения оплаты труда медработников в 2016 году.

Больше статей в журнале

Организационные основы

Фонд оплаты труда в медицинских организациях (государственных и муниципальных) сформирован в соответствии с проводимой тарификацией медицинского и иного персонала и напрямую зависит от занятых в медучреждении ставок, а также показателей, которые определяют особенности оплаты труда специалистов (вредность, надбавки за стаж, компенсационные выплаты за работы в сельской местности, надбавки молодым специалистами и так далее).

В свою очередь, количество ставок определяется исходя из мощности медучреждения, объема оказания медицинских услуг, количеством коек и других критериев.

В 2012 году государством принят курс, направленный на повышение оплаты труда врачей, среднего и иного медицинского персонала с конкретными сроками повышения данного показателя.

Учитывая специфику формирования фондов оплаты труда в нашем здравоохранении, необходимо не только последовательное увеличение этих показателей, но и сохранение должного качества оказания медицинских услуг. Кроме того, параметры заработной платы установлены на конкретное физлицо, а не на ставку врача, медсестры и др.

Зарплаты медработников в 2016 году

По данным Росстата за первое полугодие прошлого года средняя и медицинских работников составила 48 946 руб.

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра, автономных округах; Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия).

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия.

Полную таблиц зарплат врачей в России,

Направления по достижению высокого уровня средней заработной платы


  • Простое повышение финансовой составляющей средней заработной платы медицинского работника, согласно постоянной численности штатов медработников.
  • Уменьшение числа медицинских работников за счет закрытия неэффективных медучреждений без уменьшения фонда оплаты труда.
  • Поиск дополнительных финансовых источников для увеличения оплаты труда на одно физлицо. К таким мерам можно отнести: расширение объема оказания платных медицинских услуг, часть этих денег будет идти на оплату труда медработников.

На практике в субъектах России применяются успешно все три направления, с высокой степенью субъективности в оценке высокой или низкой эффективности лечебной региональной сети или отдельного медицинского учреждения, а также с применением средних нормативов программ государственных гарантий (базовой программы ОМС).

Проблема состоит в том, что ускоренное решение проблем повышения размера оплаты труда, при невысокой степени определённости возможных предложенных направлений может привести к нерациональной оптимизации системы здравоохранения и реально сократит объем медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно.

Вторым аспектом является ограничение финансирования программ государственных гарантий (ОМС), что уже приводит фактически к уменьшению расходов учебный процесс в ущерб растущей оплате труда медицинских работников.

Мнение эксперта

Зимой 2014 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция, в которой был представлен доклад доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики, С.В. Шишкина, который говорил о проблемах и перспективах финансирования здравоохранения в России. Приведем некоторые тезисы:

  • Стремление повышения оплаты труда медработников при фиксированных и запланированных размерах финансирования неизбежно ведет к дефициту на покрытие прочих важных расходов: приобретение и ремонт медицинского оборудования, медикаментозное обеспечение, питание и др.
  • Доля дефицита по данным прочим расходам к 2018 году составит 49%.
  • Рост дефицита по прочим расходам будет означать повышение цен на оказание медицинской помощи, снижение ее доступности для незащищенных групп населения.
  • В связи с этим увеличиться простой медицинского и лабораторного оборудования, необходимого для проведения анализов.
  • Снижение обновления медицинского оборудования, что через несколько лет приведет к отставанию нашей медицины в технологическом плане от других стран Запада.

Мнение министра

В.И. Скворцова в том же 2014 году отметила, что среднемесячная заработная плата врачей в среднем по стране составляет 46 тысяч рублей, среднего медперсонала (медсестер, фельдшеров) составляет 26 тысяч рублей.

Данные показатели, судя по многочисленных жалобам граждан, сильно преувеличены, в некоторых случаях до 9 раз. Это связано с низкой долей фиксированной части заработной платы (оклада работника) в структуре зарплаты, а также зачастую субъективным распределением доли стимулирующих и компенсационных выплат. В связи с этим, заработная плата медицинских работников по стране, а в некоторых случаях и в одном регионе крайне дифференцирована.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым проведение в субъектах Российской Федерации определенной работы, направленной на совершенствование системы оплаты труда медработников, внедрение новых подходов по формированию гарантированной части заработной платы так, чтобы доля оклада сотрудника составляла не менее 55-60% от общего заработка, и лишь 30% составляли стимулирующие выплаты , направленные на достижение определенных результатов работы, а также компенсационные оплаты.

Внедрение новых систем оплаты труда медработников в регионах

С 2008 г. субъектами РФ осуществляется перевод медработников с региональных ЕТС (единая тарифная сетка) на новые системы оплаты труда, который предполагает:

  • Повышение самостоятельности медучреждения при определении условий оплаты труда работников, формировании штатов в пределах фонда оплаты труда.
  • Установление примерных должностных окладов путем отнесения конкретных должностей к квалификационным группам медработников.
  • Принятие перечней видов оплат для установления выплат стимулирующего и компенсационного характера в учреждениях.
  • Введение зависимости заработной платы руководителя медучреждения от эффективности его работы (достижения определенных результатов деятельности),по критериям, которые должны быть регламентированы и прозрачны.

Новая система позитивно повлияла на динамику роста заработной платы работников здравоохранения, что позволило сохранить среднюю численность персонала. Но есть и существенные недостатки:

  • Сохранение межрегиональной дифференциации оплаты труда врачебного персонала и среднего медицинского персонала. Так, например, оклад по первому квалификационному уровню профессиональной группы Врачи и провизоры составляет от 3450 руб. (Карачаево-Черкесская Республика) до 12190 руб. (в Московской области), что приводит к существенным различиям в среднемесячной заработной плате врачей.
  • Увеличение дифференциации между заработной платой руководителей медучреждений и работников данных учреждений, в некоторых случаях оплата труда руководителей превышает среднюю заработную плату работников учреждений более, чем в 10 раз.
  • В структуре оплаты труда все так же высока доля стимулирующих «статусных» выплат, которые не нацелены на достижение эффективного результата работы (стаж работы, непрерывность, выслуга лет и т.д.).

Важно учитывать, что принятые нормативы не оценивают этот труд, и не ставят перед собой вопросы нормирования именно медицинской деятельности. Единственными нормативными ведомственными документами, позволяющими измерить объем медицинской деятельности врачебного и иного персонала, а также оценить стоимость данной деятельности, исходя из состояния пациента, а также использования той или иной медицинской технологии, являются стандарты медицинской помощи.

С точки зрения наличия информации для нормативной оценки стоимости медицинской деятельности (а именно нормативный метод расчета тарифа ОМС стоит первым в перечне предлагаемых методов экономических расчетов, в рамках Правил ОМС, утвержденных Минздравом России) стандарт медицинской помощи содержит исходные данные, характеризующие только клинические аспекты.

Подобные клинические данные могут содержаться не только в стандартах, но и в любом одобренном медицинским сообществом (группой клиницистов) среднем наборе услуг для лечения и диагностики заболевания или группы заболеваний, с учетом корректного формирования среднего числа и средней частоты применения медицинских услуг.

Рассматривая совокупность медицинских услуг в рамках статистически достоверного (или прогнозируемого) количества пациентов, для диагностики и лечения которых необходимы конкретные медицинские технологии, можно достаточно точно определить суммарное время медицинской и немедицинской деятельности по следующей формуле:

  • Тв/с = ∑(Уix Чi) x ti(в/с), (1)
  • где: Tв/с - время медицинской деятельности врачебного ((в) и (или) среднего медицинского персонала (с));
  • Уi - количество i-х услуг с соответствующей частотой применения Ч;
  • Чi - частота применения для i-х услуг;
  • ti(в/с) - трудоемкость (время выполнения) медицинских услуг врачебным и (или) средним медицинским персоналом.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Минздравом России в 2013 г., не содержит данных по времени выполнения медицинских услуг (ti), данный параметр может быть определен на основании технических характеристик диагностического и лечебного оборудования, с помощью которого эти услуги выполняются, и времени, необходимого для подготовки оборудования для следующего использования.

  • ti = tп tо tз, (2)
  • где: tп - время подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги;
  • tо - время непосредственного использования медицинского оборудования при оказании услуги;
  • tз - время, необходимое для начала следующего этапа подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги (может быть равным «нулю»).

Значение параметров tз и tп необходимо учитывать не только для корректного расчета трудозатрат, но и при оценке медицинской деятельности по услугам, допускающим одновременное выполнение одним и тем же специалистом (например, физиотерапия), и расчета коэффициента одновременного выполнения медицинских услуг - Кτ.

Из представленной схемы очевидно, что один специалист не сможет одновременно обслуживать больше 4 пациентов, т. к. подготовительное время для пятой услуги (tп5) совпадает с окончанием времени непосредственного использования медицинского оборудования для первой медицинской услуги (to1).

Коэффициент одновременного выполнения медицинских услуг определяется по следующей формуле:

  • Кτ = (ti - tн - tз) / tн. (3)
  • Данная формула может быть преобразована к более простому виду, если tз равно нулю:
  • Кτ = tо / tн. (3.1)
  • При одновременном выполнении нескольких услуг одним специалистом формула 1 примет следующий вид:
  • Тв/с = ∑(Уi x Чi) x ti/ Кτ. (4)

Для медицинских услуг, выполняемых непосредственно врачебным и средним медицинским персоналом, без применения медицинского оборудования время выполнения определяется хронометражем.

Кроме того, номенклатура медицинских услуг не содержит данных по составу сложных медицинских услуг, что усложняет оценку времени их выполнения, по совокупности входящих в нее простых медицинских услуг, и делает некорректным применение коэффициента маржинальности. По этой причине оптимальным способом оценки времени сложных услуг является проведение хронометража.

До утверждения приказом Минздрава России времени выполнения медицинских услуг в рамках номенклатуры медицинских услуг определение трудоемкости услуг можно отнести к компетенции структуры, отвечающей за нормирование медицинской деятельности и оценку стоимости труда в здравоохранении на уровне субъекта РФ.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

Средняя заработная плата, рублей

в том числе по формам собственности организаций

федеральная

субъектов Российской Федерации

муниципальная

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ

Республика Крым

г. Севастополь

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

В России здравоохранение, по мнению многих, находится в плачевном состоянии: бесплатная медицина пребывает в состоянии, близком, если пользоваться медицинскими терминами, к коматозному. Платная в основном представлена стоматологией и диагностикой. Сегмент частной медицины не может появиться сразу. Первоначального капитала, достаточного для строительства зданий, пригодных для современных комфортабельных клиник и покупки соответствующего оборудования в большинстве случаев, нет.

А приспособить любое здание для медицинских целей не всегда представляется возможным. По данным статистики, однозначное предпочтение платным медицинским услугам отдают только 8% больных, а 60% заболевших обращаются для начала в обычные поликлиники. В последних сталкиваются с такой ситуацией: чтобы получить бесплатную медицинскую услугу, необходимо сделать некоторое количество платных анализов.

Жалобы пациентов на некачественное обслуживание в учреждениях бесплатной медицины во многих случаях имеют под собой основание. Но что можно требовать от врача, детского хирурга в поликлинике Карелии, который получил на руки за вычетом налогов 9553,47 рубля, отработав 145 часов или врача-терапевта из Крыма с зарплатой после вычета налогов 10418,35 рубля за 156 отработанных часов?

«Дорожная карта»

В декабре 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти регионов рекомендовано разработать план мероприятий изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения – «Дорожную карту». Меры, предусматриваемые «Дорожной картой», направлены на выработку механизма уровня оплаты медработников от количества и качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг. Правительство считает, что достойная оплата труда сотрудников медучреждений является эффективным инструментом управления персоналом в целях для повышения качества оказываемых населению услуг.

«Дорожная карта» – палка о двух концах. Положения, изложенные в этом документе, направлены на улучшение финансового положения медперсонала. С другой стороны – прибавка зарплаты должна увеличить эффективность системы здравоохранения в целом. «Дорожной картой» предполагается изменение порядка оказания медицинской помощи и разработка новых профессиональных стандартов.

К 2019 году планируется изменения в оплате врачей до 200%, среднего и младшего медперсонала – до 100% относительно состояния зарплат в 2012 году. Кроме пункта о финансировании объектов здравоохранения, включая и фонд зарплаты, «Дорожная карта» имеет пункты, планирующие регуляцию смертности, заболеваемости туберкулезом и другие показатели качества системы здравоохранения.

Двойная бухгалтерия

  • доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
  • младшего – 19 000 рублей.

Эти данные учитывают совокупный доход, и получается, что номинально требования «Дорожной карты» выполняются. Но в реальности, зачастую врачи и медсестры работают на нескольких ставках – только таким образом они могут получить достаточное количество средств для жизни.

Для тех, кого интересует действительный уровень зарплат, на проекте «Реальная зарплата медработника» можно не только посмотреть, сколько получает в месяц, например, врач-офтальмолог из Пензы или санитар-водитель из Якутии, но и оставить данные о собственной зарплате. Проект создан для демонстрации истинной картины, складывающейся в рамках исполнения «Дорожной карты» и борьбы с недостоверными отчетами руководителей больниц.

Скованные одной цепью

Врачи и пациенты находятся в одной лодке. Для покрытия возрастающих расходов на заработную плату медицинская бухгалтерия вынуждена списывать одну и ту же оплату медицинской услуги из фондов ОМС дважды. Официальные данные Росстата очень сильно отличаются от данных реальных опросов медиков. Нигде в стране не наблюдается реального роста заработной платы в соответствии с данными, описанными в плане мероприятий, составленном после «майских указов».

Кроме использования для отчетности совокупных данных, прирост зарплаты медиков получатся за счет снижения количества койко-мест в стационарах и сокращения штатов больниц и поликлиник. Эти мероприятия чаще всего производятся стихийно, без подготовки, к примеру, без усиления амбулаторной системы лечения пациентов. Это незамедлительно сказывается ростом числа врачебных ошибок, обусловленных возникшей дополнительной нагрузкой на врачей и медсестер.

В поликлиниках увеличиваются очереди, некоторые больные вынуждены обращаться к платным медицинским услугам, чтобы не терять время в очередях. Но, к сожалению, не все имеют возможность лечиться за деньги: больные отказываются от лечения или пытаются спасаться «народными средствами». Вместо снижения смертности, закономерного, по замыслу чиновников, результата действия плана по реформированию системы здравоохранения, статистика отмечает, что за первую половину 2019 года умерло на 27 тысяч человек больше, чем за то же время в 2018 году.

Сокращения штатов и прочие мероприятия по оптимизации расходов – мера, к которой вынуждены прибегать главврачи больниц и поликлиник: больше источников для соответствия планам «Дорожной карты» у них нет. А без отчетов о выполнении «Дорожной карты» область не получит трансфер федерального бюджета.

Прогнозы

Зарплата медработников в 2019 году по последним новостям должна быть повышена на:

  • 159,6% – относительно уровня 2012 года для врачей;
  • 86,3% – для среднего медицинского персонала;
  • 70,5% – для младшего медицинского персонала.

Произойдет ли это в действительности, пока сказать невозможно. В октябре на заседании Кабинета министров планируется обсуждение программы, согласно которой обговорят перенос основной части расходов по увеличению зарплатного фонда бюджетников на 2019-2020 годы. Хотя на сильное увеличение рассчитывать не приходится: Правительство подтвердило свои планы повышения зарплат работникам бюджетной сферы, но оговорило эту вероятность финансовыми возможностями государства.

Нестабильная экономическая ситуация в стране не способствует запланированному увеличению зарплаты на 8%. Скорее всего, состоится не прямое повышение зарплат согласно «Дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что, ожидать повышения более чем на 2,7% без учета индексации, по сравнению с прошлым годом, не стоит.

Еще один тонкий момент в вопросе повышения финансирования зарплатного фонда в бюджетных организациях – проведение индексации планируется не с начала 2019 года, а только со второй его половины – с 1 октября. Это еще более сильно ударит по кошелькам работников: изначально повышение планировалось на январь 2019 года, затем, как полагают, в связи с событиями по присоединению Крыма, было перенесено на октябрь 2019. Теперь заветная для многих дата смещается еще на год.

Ситуация в некоторых регионах настолько сложна, что врачам впору объявлять забастовку. Так, медики Забайкалья пытаются получить у министра труда Края информацию даже не о соответствии заработной платы «Дорожной карте», а получат ли они в сентябре деньги, заработанные в еще в августе. Перебои с выплатой заработной платы бюджетникам в регионе тянутся с ноября 2019 года.

Официально в бюджете страны предусмотрены резервы для ежегодных дотаций на индексацию зарплат бюджетников и госслужащих в размере 100 миллиардов рублей. Предложенная министром труда новая система оплаты труда предполагает напрямую зависимость от квалификации и работоспособности сотрудников.


48 комментария

    На основании «в бюджете нет денег» у нас уволили всех уборщиц. Заменили фирмой (неужели так бюджетнее) — однако у них самих текучесть. Сами уволились 2 педиатра, и думаю это еще не конец. В следующем году нам обещают, что разрешат работать только на одну ставку. А работы меньше не станет!

    1. Так уже в 2014 году выдали статистику средней зарплаты у мед сестер по мо 40000р.Хоть бы кто разом дал подержать такую сумму в руках…У меня 30 лет стажа+высшая категория+безвылазно на работе 25000 выходит,больше не получается….

    Проживаю в ЯНАО гор Ноябрьск зар плата на ставку в 2015 году со всеми накрутками и 30 процентным медецинским стажем 13 тысяч рублей А с января 2016 года в 2 раза повысили объём работы

    Везде работает черная бухгалтерия для проверки одни цифры в действительности совсем другие а департамент здравоохранения г Кемерово делает вид что ничего не знает, все они одним миром мазаны. Моя зарплата в офтальмологической больнице на 1.75 ставки 21000 рублей при высшей категории, здесь и стимулирующая и КТУ, все включено, а переработку в двойном размере гл. вр. Янец оплачивать не желает выкручиваются как ужи, заставляя нас заявления писать то на о.5, то на 0.75, хотя в договоре четко оговорено переработка в двойном размере должна оплачиваться!!!

    я получила 18т за декабрь, за другие месяцы и того меньше. все врут начиная главврача и заканчивая МАКСом и ФОМСОм потому что разворовывают бюджет. врач высшей категории стаж 28лет. Марина 1горбольницаГБУ города Махачкалы

    Согласно статистическим данным:

    средняя зарплата медработника в нашей стране на сегодняшний день составляет около 45 000 рублей;
    доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
    младшего – 19 000 рублей.
    ага при ставке 5599.не выходит как то 28 000 в Твери мед сестра.не надо мерятся на Москву

  1. Челябинская обл.участковая медсестра высшей категории,имею зарплату 14000 руб.,участковый врач 22000,а у санитарок потолок 6000.Зато у начальника по официальным данным ежегодный доход 2.000.000 ,официальный оклад начмеда,подчеркиваю всего лишь оклад 60 000,когда как у врача оклад 6300.

    Московская область. уч. м/с стаж 3 года. за 1,5 года выплаты по зарплате снизились: от 19 000, потом 17 000, за янв 16года — 15000. за февраль — 12 200!!! в квитке зарплатном — 17000?!! оплата квартиры, детсада, кружков ребёнку в месяц — 14 500. кормят и одевают и лечат — престарелые родители…..

    Показатель средней заработной платы не является объективным. Те кто знаком со статистикой знают об этом. Рассчитывать надо модовое значение заработной платы, т.к. оно рассчитывает на основе наиболее часто встречающихся зарплат. Чиновники пользуются неграмотностью населения и втирают всем жителям РФ необъективный показатель средней заработной платы. Показатель средней заработной платы организации, состоящей из 5 человек, если четверо получают 100 тыс., а один 600 тыс., составит 200 тыс. Как видно, у работников оклад в два раза меньше средней заработной платы. Этим и польззуются чиновники в своих махинациях, подгоняя зарплаты всеми мыслимыми и немыслимыми путями под средний показатель, при этом себя не обделяя. Настоятельно рекомендую вам, граждане, знать хотябы элементарные методы математической статистики, чтобы господа чиновники не втюхивали вам с экранов телевизоров с серьёзным видом их жирных морд необъективный средний показатель заработной платы. Помните о том, что зарплату в организации объективно рассчитать можно только по модовому значению. Тогда только можно будет увидеть, насколько наиболее часто встречающаяся зарплата отличается от средней и требовать справедливости (или понять насколько вас обманывают).

    Я работаю в госпитале город железнодорожный Московская область оклад медицинской сестры высшей категории составляет 9.380 руб,с ночными,премией,за выслугу лет,а мой стаж 33 года на одном месте,на руки я получаю в месяц 18тыс.рублей.За ЖКХ 6.000,а на остальные 12.тыс приходиться только выживать со слезами.А медицина диагностическая вся платная!Чтобы прилично обследоваться приходится обращаться в платную клинику.Поход к врачу флебологу обошёлся мне 5.тыс,как на остальные крохи выжить? Жаль,что таких окладов нет у наших чиновников и у депутатов,А о министре здравоохранения вообще можно забыть!У меня такое предложение:установить достойные оклады медсестрам 30.тыс.руб и убрать все премии в виде дорожной карты и приказа 10/10,которая по квартально не выплачивается,а выплачивается,как правило в конце года.Так легче для командования украсть и распределять по своему усмотрению,эта лишняя лазейка для воровства администрации.Мы никогда не знаем какая сумма перечесляется для сотрудников.Всё покрыто мраком!А когда всё будет расчитано и включено в должностной оклад-не будет воровства.

    с 2016г чувствуется система оплаты стала другой.Получаю за месяц 38000 со всеми стимул и надбавками. В поликлинике сделали нормативы за месяц на обращение, неотложку, профосмотр. Если из них один пункт не выполнен, то урезают стимулирующую надбавку и итого невыполнение плана. каждый раз надо подгонять в электронном виде. У нас в якутии интернет плохо работает, постоянно зависает, приходится делать внеурочно. постоянно приходят с террит фонда недифференцированные. где неправильно заполнено ФИО или дата,номер полиса итд и все это снимается,итого от 600обращений минус 100человек. печальная работа

    Оказывается медицина везде кошмар!Ау Вы на верху! Министры о чем вы думаете? Из-за такого положения мед. работников народ перестал нас уважать.Они смотрят на медиков как на рабов.Могут нас оскорблять приходить на прием без записи за 5 минут конца рабочего времени и попробуй не принять хотя пришли за справкой…Медик тоже ведь -человек.У него обеденный перерыв.Этому медику надо поесть и идти на вызова

    Доброго всем времени суток. Работаю в роддоме акушеркой. Хочу сказать про оплату консультаций нашим врачам. Пациентка платит за консультацию в кассу 2000 рублей.Это осмотр, сбор анамнеза и назначение лечения. В конце месяца руководство присылает общую сумму на всех. Делим на количество консультаций за месяц и умножаем для каждого индивидуально. В 2015 году получалось по 46 рублей каждому акушеру. Траты за время осмотра: перчатки, масло грамм 10, свет, лист бумаги,мыло 5 мл и вода из крана. Ну сколько это? Рублей 200? А где оставшиеся 1754? Про дорожную карту так и не понятно. Платят, не платят. Ощущение, что перед проверками кидают кусок, чтобы рты закрыли. В 2014 заплатили один раз, в 2015 — 2, в 2016 — ещё ждем, обещали в мае. Сейчас август. А г-же Скворцовой отдельное спасибо за десятки закрытых роддомов в Москве. Рожать будут на дому. Повысится смертность. А мы опять будем виноваты. Ещё очень интересно, сейчас ребенком считается рождённый от 500 гр. И наша Вероничка с гордостью сообщает Президенту, что рождаемость повысилась. Радость-то какая! А кто-нибудь считает на сколько в России повысилось количество детей-инвалидов? Которые рождаются на сроках 25-28 недель.

    Кругом обман!Я работаю в Санкт-Петербурге в нос.организации.Я фельдшер-лаборант!Посмейтесь над моим окладом:5520.Столько платит мне Москва!Остальное~до 20тыс вместе с вредностью приходится зарабатывать потом и кровью,работая на троих!Где эти 40тыс про которые все пишут????

    Я работаю в Кирове стоматологической медсестрой.Работаю одна с тремя врачами.Санитарок нам не дают,мы должны и инструменты мыть за 260 р в месяц,зарплата с каждым месяцем все меньше и меньше.Куда смотрит наше правительство,сколько можно воевать и людей своих не во что не ставить.Терпеливые мы русские люди!

Сфера здравоохранения в Российской Федерации, как полагают многие, стала на колени: бесплатные медицинские услуги вошли в состояние, если назвать медицинской терминологией, коматозное. Платные услуги в большинстве случаев ограничены диагностикой и стоматологией. Частное направление в сфере медицины появляется довольно медленными темпами. Стартового капитала, которого может хватить на постройку помещений для размещения комфортабельных клиник, совершенно не хватает. О покупке современного медицинского оборудования вообще говорить не приходится.

Не всегда возможно приспособить какое-либо здание для медицинских потребностей. По статистическим данным, лишь 8 процентов клиентов пользуются услугам платной медицины, а 60 процентов людей изначально предпочитают отправиться в стандартные поликлиники. Однако люди в поликлинике в попытках получения бесплатной медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с необходимостью прохождения множества дорогостоящих обследований, за которые приходится платить из собственного кармана.

Пациенты в государственных медицинских учреждениях довольно часто жалуются на качество предоставления услуг. Такие претензии, как правило, имеют под собой основания. Но стоит задуматься, что должен делать врач, к примеру, детский хирург, в лечебном учреждении в Карелии, получивший на руки после вычета налогов 9553,47 российского рубля и проработавший 145 рабочих часов, либо терапевт с Крымского полуострова, заработная плата которого с уплаченными налогами составляет 10 тысяч 418 рублей и 35 копеек за 156 часов упорного труда?

Приказом Правительства Российской Федерации за декабрь 2012 года рекомендовалось органам исполнительной власти разработать план изменений и мероприятий в направлении социальной сферы. Данные действия, так называемая дорожная карта, должны были направляться на повышение эффективности в здравоохранительной отрасли.

Мероприятия, которые предусматриваются «дорожной картой», нацелены на разработку механизмов оплаты труда медицинских специалистов в зависимости от качества и количества бесплатных услуг, оказываемых населению. Власти полагают, что приличная заработная плата работников медучреждений считается хорошим рычагом управления персоналом с целью улучшения качественных показателей обслуживания пациентов.

Бухгалтерия с двойным дном

Согласно данным статистики:

  • средняя заработная плата медицинского работника в Российской Федерации на текущий момент составляет приблизительно 45 тысяч рублей;
  • заработок среднего персонала здравоохранительной отрасли – 28 тысяч рублей за месяц;
  • зарплата младшего персонала медицинской сферы составляет 19 тысяч рублей.

Такие показатели учитывают общий заработок, и получается, что требования «дорожной карты» выполняются номинально. Но в действительности довольно часто медицинские работники трудятся на нескольких ставках одновременно – только так они способны получать более-менее приемлемое количество финансовых средств.

Для того, кому интересна настоящая заработная плата медика, существует специальный проект «Реальная зарплата медработника», где люди не только интересуются месячной заработной платой, к примеру, офтальмолога из Пензы либо водителя-санитара из Калужской области, но и оставляют данные о размере собственных зарплат. Этот ресурс создан с целью показать правдивую картину, которая сложилась в процессе действия «дорожной карты», и бороться с подставными данными в отчетах больничного руководства.

Приказ властей, именуемый «дорожной картой», имеет два направления. Положения, излагаемые данным документом, говорят об улучшении уровня заработка медицинского сотрудника. С другой стороны, надбавка к заработной плате медика должна приводить к повышению эффективности здравоохранительной системы в совокупности. Данные положения предлагают изменить правила предоставления медицинских услуг и разработать новые профессиональные стандарты.

До 2018 года запланировано увеличение заработных плат врачам до 200 процентов, младшему и среднему медицинскому персоналу – до 100 процентов, и это в отношении уровня заработных плат на 2012 год. Помимо пункта о финансировании здравоохранительных объектов с учетом фонда заработной платы, «дорожная карта» имеет в своем составе разделы, планирующие контроль заболеваемости туберкулезом, смертности и множества других показателей качества оказания медицинских услуг.

Все в одной упряжке

Пациенты и медицинские профильные специалисты находятся в одинаковом положении. Для погашения набирающих обороты расходов бухгалтерские отделы прибегают к таким действиям, как списывание одной и той же платы за медицинскую услугу из фонда ОМС два раза. Официальные статистические данные, предоставляемые Росстатом, существенно разнятся с данными социального опроса представителей медицины. Настоящего повышения заработной платы врачей, как это описано в плане мероприятий, поданном после «майских приказов», не отмечено ни в одном уголке Российской Федерации

Помимо применения совокупных данных в качестве отчетности, повышение оплаты труда медицинского работника получается благодаря понижению численности койко-мест в отделениях стационара, сокращению сотрудников и специалистов в поликлиниках и больницах. Подобные меры зачастую принимаются стихийно, без предупреждения и подготовки, например, повышения уровня амбулаторной системы лечения пациентов. Это быстрыми темпами отражается в виде увеличения количества ошибок медицинских сотрудников, что обуславливается дополнительной нагрузкой на профильных врачей и медперсонал.

В помещениях поликлиник собираются толпы народа, многим больным приходится прибегать к платным медицинским услугам, чтобы не терять драгоценное время, ожидая в неиссякаемой очереди. Однако не каждый способен раскошелится на медицинскую помощь, отказываясь обращаться к врачам и пытаясь излечиться средствами «народной медицины». По статистическим данным, вместо понижения уровня смертности, как планировали чиновники, результат реформирования здравоохранительной системы продемонстрировал, что за первое полугодие прошедшего года уровень смертности поднялся на 27 тысяч человек в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года.

Радужны ли перспективы

Оплата труда медицинского сотрудника в нынешнем году, по последним данным новостей, должна быть увеличена на:

  • 159,6 процента в отношении показателей 2012 года профильным врачам;
  • 86,3 процента среднему медицинскому персоналу;
  • 70,5 процента младшему медицинскому персоналу.

Случится ли это в действительности, сегодня сказать тяжело. В октябре на заседании Кабмина запланировано провести обсуждение программы, согласно которой могут обговорить перенос ключевой части затрат по увеличению фонда заработной платы бюджетников на 2016-2018 годы. Однако на значительное улучшение рассчитывать не следует: правительство подтвердило свои планы повышения уровня оплаты труда представителям бюджетной сферы, но оговорило их зависимость от денежных возможностей страны.

Нестабильность ситуации в экономической сфере Российской Федерации не способствует запланированному росту заработной платы на 8 процентов. Вероятнее всего, произойдет не прямое увеличение суммы оплаты труда согласно «дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что рассчитывать на повышение более 2,7 процента без учета индексации, в сравнении с прошедшим годом, не приходится.

Стоит отметить тонкий момент в вопросах увеличения финансирования фонда заработных плат в бюджетных компаниях: проведение индексации запланировано не с первых чисел нынешнего года, а только со второго его полугодия – с 1 октября. Это еще более значительно нанесет удар по карману работников: с самого начала повышение запланировано на январь прошлого года, после этого, как считают, по причине присоединения Крымского полуострова, было сдвинуто на октябрь 2015 года. В настоящее время заветная для большинства дата переносится еще на один год.