Меню
Бесплатно
Главная  /  Ford  /  Смогут ли канатные дороги победить автомобильные пробки. Опасное и прекрасное: для чего стоит покататься на фуникулере? Фуникулер где есть

Смогут ли канатные дороги победить автомобильные пробки. Опасное и прекрасное: для чего стоит покататься на фуникулере? Фуникулер где есть

Канатная дорога над Москвой-рекой, строившаяся к чемпионату мира по футболу-2018, будет запущена уже этим летом. Дорога длиной 737 метров свяжет смотровую площадку на Воробьевых горах со спорткомплексом «Лужники». Вместо 20 минут, за которые раньше можно было преодолеть это расстояние на автомобиле, дорога займет не более пяти минут.

На маршруте расположены три станции: «Косыгина», «Воробьевская» и «Лужники». Кабинки будут следовать по двум маршрутам: большой круг (все три станции) и малый («Косыгина» - «Воробьевская»). По малому кругу запустят открытые кабины, для большого круга предусмотрены кабины на восемь человек. Там также можно будет перевезти детские коляски или велосипеды.

Стоимость проезда пока не утверждена, но, по предварительным данным, билет в обе стороны обойдется в 400-500 рублей. Спортсмены смогут приобрести абонементы. В будущем проезд там предполагается оплачивать картой «Тройка».

Максим Григорьев/ТАСС

Еще одну канатную дорогу планируется запустить между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Она соединит два района, разделенные Химкинским водохранилищем и сократит время пассажиров в пути с 45 до семи минут. «Канатка» должна разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии, а также ряд маршрутов наземного транспорта.

Предполагается, что этим видом транспорта будут пользоваться около 19 тыс. человек в сутки. Дорогу интегрируют в систему общественного городского транспорта, так что оплатить проезд можно будет картой «Тройка».

Транспортный объект предполагается построить на принципах государственно-частного партнерства, примерный объем инвестиций оценивается в 4 млрд рублей. После окончания строительства канатная дорога будет принадлежать Москве, но инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 22 лет.

А вот в Нижнем Новгороде проблемы с транспортом подтолкнули власти к строительству пассажирской канатной дороги еще в 2010 году. Жителям города Бора, расположенного на левом берегу Волги, приходилось тратить на дорогу до Нижнего Новгорода несколько часов. Сделать это можно было по единственному мосту через Волгу, на котором каждый день выстраивались многокилометровые пробки.


Алексей Филиппов/РИА «Новости»

Запуск канатной дороги состоялся в 2012 году. Это самая длинная в Европе канатная переправа над водой: ее протяженность составляет 861 метр, что является официальным рекордом России. Вагончики пересекают Волгу за 12 минут, каждая кабинка рассчитана на восемь мест, в среднем за день «канаткой» пользуются около пяти тыс. человек.

Стоимость разового билета составляет 100 рублей, есть также абонементы, рассчитанные на 10-48 поездок, для студентов действуют льготы.

Важной частью города стала и канатная дорога в Светлогорске. С помощью нее можно подняться с песчаного пляжа на холмы с основной городской инфраструктурой - перепад высот в городе составляет 40 м. Путь длиной 175 м в одну сторону «канатка» преодолевает за пять минут.

Игорь Зарембо/РИА «Новости»

С 2010 года светлогорская канатная дорога была закрыта на ремонт и открылась только спустя пять лет. Сейчас обновленная дорога, состоящая из 20 двухместных закрытых кабинок, исправно работает каждый летний сезон — с апреля по октябрь. Стоимость проезда составляет 25 рублей в одну сторону.

Франция

Единственный в Париже фуникулер представляет собой наклонный лифт из двух кабин, которые вмещают до 60 человек одновременно. Он отправляется с улицы Кардинала Дюбуа и заканчивает движение между площадями Сан-Пьер и Сюзанны Валадон. С его помощью можно добраться до самой высокой точки Парижа — Монмартра. Протяженность маршрута всего 108 метров, время в пути — не более двух минут.


Depositphotos

Фуникулер находится в подчинении у парижского метрополитена, поэтому стоимость проезда на нем равняется стоимости одного билета на метро - 1,7 евро. Каждый год им пользуются почти 2 млн человек.

Грузия

В Тбилиси работают две канатные дороги: парк Рике — крепость Нарикала и парк Ваке — Черепашье озеро. Протяженность первой, запущенной в 2012 году, составляет 600 метров. До смотровой площадки на самой вершине канатной дороги туристы могут добраться всего за две минуты.

Вся система состоит из семи стеклянных кабинок с форточками, вместительностью по восемь человек каждая. Стоимость проезда составляет 2,5 лари (63 рубля) в одну сторону. Для студентов и пенсионеров действуют скидки.

Деньги за проезд на канатной дороге списываются только с карточки Metromoney — универсального проездного, действующего практически во всем общественном транспорте города. Карточку можно купить на любой из станций метро за два лари (50 рублей).

Кристина Богачева/«Газета.Ru»

Канатная дорога «Черепашье озеро» была недавно отремонтирована и открылась в конце прошлого года. Это самая длинная канатная дорога в Тбилиси - время в пути занимает шесть-семь минут. Проезд стоит один лари (25 рублей) с человека в одну сторону по карте Metromoney.

Отдельной достопримечательностью считается тбилисский фуникулер. Он имеет три станции: нижнюю, среднюю (Пантеон) и верхнюю (Мтацминда). Все расстояние с учетом остановки на промежуточной станции фуникулер преодолевает за пять минут. Стоимость билета составляет два лари (50 рублей) в одну сторону с человека до 00:00, после полуночи цена повышается до трех лари (75 рублей).

Для проезда на фуникулере в кассе на нижней станции необходимо приобрести специальную пластиковую карту за дополнительные два лари и уже на нее класть наличные. В отличие от Metromoney, эту карту нельзя сдать обратно.

Португалия

Конечно, без городских подъемников нельзя обойтись и в Португалии, славящейся городами с холмистыми рельефами. Так, в столице страны эта особенность ландшафта постоянно вызывала трудности при перемещении местных жителей и туристов по районам, например, от нижнего округа Байша до верхнего Карму. Даже рядом расположенные улицы в Лиссабоне могут быть соединены крутыми лестницами, пройти по которым способны только горожане с хорошей физической подготовкой. Для удобства жителей и облегчения передвижения по Лиссабону там действует целых четыре фуникулера и канатная дорога.


Depositphotos

Канатная дорога Лиссабона расположена в Парке Наций, вдоль реки Тежу. Первая ее остановка расположена около океанариума, вторая — возле башни . Протяженность канатной дороги - 1,23 км, продолжительность поездки в одну сторону - восемь минут. Стоимость поездки в одну сторону обойдется в 3,95 евро, в обе — 5,90. Причем по всей Португалии билеты на канатные дороги и фуникулеры приобретаются отдельно, воспользоваться единым проездным не получится.

Цены на фуникулеры также составляют в среднем 4 евро. Два из них — Бика и Лавра — являются национальными памятниками, а фуникулер Санта-Жушта представляет собой единственный во всем городе вертикальный лифт.

Из-за холмистой местности Порту как будто расположен на двух ярусах, поэтому канатная дорога Teleferico de Gaia служит средством для перемещения людей с одного яруса на другой. Кабина в течение пяти минут следует над исторической частью города Вила-Нова-ди-Гайя. Конечная остановка — набережная Каиш-ди-Гайя. Билет для взрослого в обе стороны — 8 евро, для ребенка — 4 евро.


Depositphotos

Горная местность португальского острова Мадейра делает наличие канатной дороги скорее необходимостью, чем развлечением. Там фуникулер был открыт в 2005 году, он состоит из 40 закрытых кабин по восемь мест в каждой. Время в пути — 15 минут. Билет в одну сторону стоит 10 евро, в обе — 15 евро. Для детей есть льготные билеты, которые можно приобрести за полцены.

Италия

Канатная дорога в Неаполе позволяет всем желающим за восемь минут подняться с берега моря на вершину горы Фаито. Высота подъема — один километр. Нижняя станция канатной дороги находится в коммуне Castellammare di Stabia на высоте девяти метров над уровнем моря, конечная — на вершине горы Монте Фаито на высоте почти 1,1 км.


Depositphotos

Историческая канатная дорога Монте Фаито впервые открылась в 1952 году и с перебоями работала вплоть до 1990 года. В 2012 году канатная дорога была закрыта из-за недостатка в финансирования, однако в мае 2016 года все-таки возобновила работу.

Чехия

Самый старый фуникулер в мире находится в Праге. Он стартует неподалеку от остановки трамвая «Уезд», является частью городского транспортного сообщения по маршруту Уезд — Небозизек — Петршин, на самом верху которого находится так называемая Голодная стена.

Две кабинки фуникулера на трассе длиной в 510 м преодолевают высоту 130 метров за четыре минуты. Открывшись в 1891 году, транспортная линия сначала работала на силе перевеса груза (воды), в 1932 году она была электрифицирована.


Depositphotos

Фуникулер относится к категории городского общественного транспорта, соответственно, там действуют стандартные проездные билеты, которые стоят — в переводе на российские деньги — 90 рублей за долгосрочный тариф и 67 рублей за кратковременный.

Два больших жилых района отрезаны Химкинским водохранилищем друг от друга, и удобных способов перебраться через него просто нет. А канатная дорога позволит людям даже просто ездить за покупками на другой берег, чего они раньше себе позволить не могли».

«В такой модификации, в которой будут сделаны канатные дороги в Москве, это все-таки больше аттракцион, — считает ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов . — На Воробьевых горах «канатка» даже не подходит к зданию и кончается на смотровой площадке. С другой стороны, ее можно было бы технически продлить до станции МЦК, но этого не сделали. Сейчас эта дорога будет связывать между собой чисто прогулочные объекты. Кроме людей, которые гуляют там в выходные дни, это никому не интересно».

Во всем мире канатные дороги все-таки представляют собой больше вспомогательный транспорт — либо там, где большой перепад высот, либо там, где необходимо преодолевать какие-то водные преграды. Провозная возможность у них все равно небольшая, уверен эксперт центра Probok.net : «она сравнима разве что с одним рейсом маршрутного такси».

При этом Трофименко считает, что у государства нет цели окупить канатные дороги при помощи продажи билетов — они делаются скорее как объект туристической инфраструктуры. «Вообще канатные дороги должны быть дешевле в эксплуатации, чем традиционный общественный транспорт», — считает он.

«Насколько я себе представляю концепцию канатных дорог, это совсем не массовый вид транспорта. Как правило, это больше туристические маршруты. Те канатные дороги, что откроются в Москве, возможно, перетянут на себя часть пассажиропотока, но никакой глобальной смысловой нагрузки не понесут. По крайне мере в масштабах мегаполиса», — отмечает старший научный сотрудник Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова.

Тбилисский фуникулер за свое существование успел довольно ярко «засветиться в мире» как одна из самых необычных столицы Грузии. Туристы, посещающие город впервые, обязательно включают в свою программу это необычное место, успевшее завоевать любовь многих. Особенно фуникулер нравится детям, ведь он относительно быстро поднимает их к великолепному и разнообразному парку аттракционов Мтацминда, расположенному на одноименной горе. Но главной изюминкой такого рода развлечений является, конечно же, удивительный вид на , открывающийся с обзорной площадки перед ресторанным комплексом «Фуникулер».

Краткая история тбилисского фуникулера

На заднем плане фото отчетливо видно телебашню и колесо обозрения, расположенные на горе Мтацминда (верхняя станция фуникулера). Кстати, с последнего открываются наилучшие виды на Тбилиси.

Фуникулер был построен в конце 1905 года бельгийской компанией на заказ тбилисских властей. Последние, в свою очередь, обещали в течении последующих 45 лет официально отдать бразды правления фуникулером в руки бельгийцев. По факту обещание сдержать не получилось: во время советского периода фуникулер у бельгийцев «отобрали», а станции со временем капитально перестроили.

После трагических событий 1990 года, когда на канатной дороге, проложенной недалеко от фуникулера оборвался трос, развлечения на горе Мтацминда практически прекратили свое существование (канатку закрыли, ресторан опустел).

Сам фуникулер продолжал работать до лета 2000 года. Именно тогда оборвался трос уже на фуникулере.

Трагедии удалось избежать, но развлечение надолго закрыли. Лишь через 13 лет, в начале 2013, фуникулер полностью отремонтировали и официально запустили. Работает он и по сей день, радуя местных и гостей города.

Суть фуникулера или чем он так знаменит?

Фуникулер в Тбилиси считают одним из самых красивых в мире и это действительно так. Но чтобы по-настоящему проникнуться его великолепием, необходимо правильно подгадать время, иначе увидите только спины туристов (подробнее ). Фуникулер имеет три станции: нижнюю, среднюю (Пантеон) и верхнюю (Мтацминда).

Ходит примерно каждые 10 минут (в зависимости от наполняемости). Все расстояние с учетом остановки на промежуточной станции фуникулер преодолевает буквально за 5 минут.

Наиболее интересная средняя станция, где расположены церковь Святого Давида и кладбище, на котором покоятся значимые персоны страны. Одним из них стал русский писатель Александр Грибоедов, женившийся на грузинке и ставший в свое время послом в Персии.

На верхней станции расположился огромный парк Мтацминда с множеством аттракционов, ресторанным комплексом, кафе и сувенирными лавками. Есть на горе и телебашня, вход в которую, однако, для туристов закрыт.

Ресторан «Фуникулер» в Тбилиси

На самом деле это даже целая сеть ресторанов на любой вкус и компанию. В комплекс входит пять разноплановых заведений: мясной ресторан, лаунж-бар, ресторан «Фуникулер», зал для приемов и кафе-пекарня. Не смотря на немного завышенные цены, посетителей здесь всегда хватает. Если Вы хотите насладиться одним из лучших видов на Тбилиси и при этом готовы потратиться — комплекс «Фуникулер» — довольно неплохой вариант.

Расписание и цены фуникулера в Тбилиси


Касса фуникулера, где нужно приобрести карточку, находится справа от входа на нижнюю станцию. На фото — в районе парней.

Открыт фуникулер каждый день, с 9:00 до 4:00 утра (но в 9 не всегда открывают на Пантеоне, как нам сообщили на кассе). Стоимость билета составляет 3 лари КУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ:
3 лари = 0.99 евро;
3 лари = 1.14 долларов;
3 лари = 75.66 рублей;
3 лари = 31.92 гривен;

в одну сторону с человека. Проезд с промежуточной станции (Пантеона) обойдется тоже в 3 лари КУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ:
3 лари = 0.99 евро;
3 лари = 1.14 долларов;
3 лари = 75.66 рублей;
3 лари = 31.92 гривен;
3 лари = 2.55 белорусских рублей.
Курс и цены могут быть не точными. . Стоит учесть, что высадка и посадка пассажиров у Пантеона возможна только до 19:00.

Важно: Для проезда на фуникулере сначала в кассе на нижней станции необходимо приобрести специальную пластиковую карту за 2 лари КУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ:
2 лари = 0.66 евро;
2 лари = 0.76 долларов;
2 лари = 50.44 рублей;
2 лари = 21.28 гривен;
2 лари = 1.7 белорусских рублей.
Курс и цены могут быть не точными. и уже на нее класть наличные. В отличии от Metromoney (универсальная карточка, с помощью которой проще всего расплачиваться в метро, и в автобусах города), что, кстати говоря, сюда не подходит, эту карту сдать обратно нельзя, как и нельзя вернуть с нее остаток денег на счету. Она останется Вам на память, либо пригодится при следующей поездке в .

Как добраться к фуникулеру?

Расположен тбилисский фуникулер (нижняя его станция) в не очень удобном месте, на улице Чонкадзе. Проще всего добираться к фуникулеру пешком: от остановки метро Площадь Свободы или автобусной остановки под названием Театр Грибоедова. Подобный маршрут займет у Вас примерно 25 минут. Дорога сложная и крутая, ведь не всем будет под силу постоянно карабкаться вверх.

Есть еще один, более комфортный вариант — заказать такси. Поездка по городу Тбилиси обойдется от 3 лари КУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ:
3 лари = 0.99 евро;
3 лари = 1.14 долларов;
3 лари = 75.66 рублей;
3 лари = 31.92 гривен;
3 лари = 2.55 белорусских рублей.
Курс и цены могут быть не точными. до 6 лари КУРС ГРУЗИНСКОГО ЛАРИ:
6 лари = 1.99 евро;
6 лари = 2.28 долларов;
6 лари = 151.32 рублей;
6 лари = 63.84 гривен;
6 лари = 5.1 белорусских рублей.
Курс и цены могут быть не точными. , но от нее Вы вряд ли устанете.

Карта с точным месторасположением фуникулера

Фуникулер и самые интересные ключевые места рядом с ним мы нанесли для удобства на карту. Обратите внимание: на ней также значится ближайшая к фуникулеру остановка метро. Карта увеличивается кликом по верхнему правому прямоугольнику. Все иконки подписаны. Рекомендуем рассмотреть еще одну не менее интересную Тбилиси — (канатку). На карте обозначена крайней правой иконкой.

Фуникулёр - это транспортное средство, передвигающееся по рельсам. Только оно приводится в движение не локомотивом, как поезд, а при помощи канатов. Фуникулеры используются чаще всего для перевозки пассажиров на крутых подъёмах на короткие расстояния - в горах, на курортах. Но есть фуникулеры и в некоторых городах.


Вагоны фуникулёра двигаются при помощи стального кабеля, жестко связанного с этими вагонами. В конечных пунктах этот кабель перекинут через лебедку и непрерывно наматывается на барабаны, приводимые в действие электродвигателем. Электродвигатель обычно располагается на верхней станции.

Почему же по этим рельсам нельзя пустить обычные поезда? Во-первых, потому что фуникулер, как было сказано выше, используется на коротких расстояниях. Во-вторых, железнодорожные поезда не могут преодолевать крутые подъемы без дополнительной механической тяги или даже специальных механических средств - зацепок, препятствующих скатыванию поезда вниз.

Фуникулер же способен двигаться по очень крутым склонам (с уклоном до 35 градусов), используя гораздо меньше энергии, поэтому является более экономичным и экологичным видом транспорта в таких условиях. Для удобства пассажиров вагоны фуникулёров устроены так, что при любом наклоне рельсового пути положение их пола остаётся близким к горизонтальному.

Существуют разные схемы устройства фуникулёров, но самой распространенной является двухвагонная схема. Такой фуникулер работает по принципу сдвоенного лифта: когда один вагон поднимается, другой спускается навстречу ему.



Схема движения двухвагонного фуникулёра

По устройству фуникулер близок к канатной дороге. Отличие заключается в том, что трамваи на канатной тяге едут по кабелю, не касаясь земли:

Фуникулер требует много времени на вход и выход пассажиров и двигается довольно медленно - 3 метра в секунду, или 180 метров в минуту. Пропускная способность пассажирского фуникулера не превышает 600 человек в 1 ч (для сравнения: канатной дороги - до 2000 человек в час). Поэтому фуникулёры имеют ограниченное применение, но зато, благодаря этим особенностям, используются не только как средство для перевозки пассажиров. но и как своебразный аттракцион.

Фуникулёр - это рельсовое транспортное средство с канатной тягой, предназначенное для перевозки грузов или людей на короткие расстояния по крутой трассе. Перед вами список десяти самых известных фуникулёров в мире.

Загребский фуникулёр находится на улице Томича в городе Загребе, столице Хорватии. Был построен в 1890 г. и открыт 23 апреля 1893 года. Фуникулёр включён в список памятников культуры хорватской столицы, так как сохранил свой первоначальный вид, конструкцию и большинство технических характеристик.

Длина линии составляет всего 66 метров с разницей в высоте в 30,5 м. и углом наклона в 52%, что делает его не только самым коротким, но и одним из самых крутых пассажирских фуникулёров в мире. Имеет два вагончика движущихся со скоростью 1,5 м/с и рассчитанных на 28 пассажиров каждый. Вся поездка занимает 55 секунд.

Монтесанто


Фуникулёр Монтесанто находится в городе Неаполе, Италия. Является частью неапольского метро соединяющего три станции, Morghen, Corso Vittorio Emanuele и Montesanto. Был открыт в 1891 году. Длина его линии 825 метров, поднимается на высоту в 168 метров, и имеет угол наклона в 23%. Вагоны движутся со средней скоростью семь метров в секунду, а весь маршрут занимает четыре минуты и двадцать пять секунд. Фуникулёр перевозит более 4 млн пассажиров в год.

Guindais


Фуникулёр Guindais - расположен в городе Порту, Португалия. Первоначально был открыт 4 июня 1891 года, но спустя два года вследствие крупной аварии был закрыт. Функционировать снова реконструированный фуникулёр Guindais начал лишь 19 февраля 2004 года. Линия общей длиной в 281 м возвышается на 61 метр и имеет два вагончика, которые движутся со скоростью 5 м/с, вместимостью 25 человек каждый.

Летучий голландец (Flying Dutchman)


Фуникулёр Flying Dutchman - находится недалеко от мыса Доброй Надежды в Западно-Капской провинции, ЮАР. Был открыт в 1996 году. Линия длиной в 585 метров и углом наклона в 16% поднимается на высоту в 87 метров. Вместимость вагончиков 40 пассажиров каждый. Поездка длится около 3 минут. Общая мощность линии составляет около 450 пассажиров в час. Название фуникулёра происходит от легенды о корабле-призраке «Летучем Голландце».

Глория


Шестое место в списке самых известных фуникулёров мира занимает фуникулёр “Глория”, который находится в центре города Лиссабон, Португалия. Был открыт в 1885 году.


Флейбанен - фуникулёр в Бергене, Норвегия. Был официально открыт 15 января 1918 года. Длина его линии 850 м, а перепад высот 300 м. Два вагончика вместимостью 80 пассажиров каждый, движутся со средней (в зависимости от загруженности) скоростью 6 м/с, проделывая весь путь примерно за семь минут. Фуникулёр является одной из самых основных и популярных достопримечательностей в Бергене и Норвегии. Ежегодно Флейбанен перевозит около 1 млн пассажиров.


Фуникулёр Веллингтона расположен в столице Новой Зеландии в городе Веллингтоне. Соединяет сердце делового района - набережную Ламбтон и пригород Kelburn. Был открыт в 1902 году. Линия 628 метров в длину возвышается на 120 метров. Фуникулёр признан символом Веллингтона.

Фуникулёр пика Виктория (Peak Tramway)


На третьем месте в рейтинге самых известных фуникулёров мира расположился “Фуникулёр пика Виктория” находящийся в Гонконге, КНР. Предназначен для перевозки туристов и жителей на вершину пика Виктория - одной из главных туристических достопримечательностей Гонконга, которая предлагает вид на город и близлежащие острова. Фуникулёр был открыт в 1888 году. Длина его линии 1365 метров.


Фуникулёр находится на самом высоком парижском холме, на севере города. Он соединяет подножье Монмартра с самой высокой точкой Парижа - базиликой Сакре-Кёр. Фуникулёр открыт в 1900 году. А затем был полностью перестроен в 1935 году и снова в 1991 году. Сегодня он перевозит два миллиона пассажиров в год. Длина его линии 108 метров, по которой вагончики поднимаются и спускаются с 36-ти метровой высоты.

Будапешт Касл-Хилл (Budapest Castle Hill Funicular)


Будапешт Касл-Хилл - фуникулёр в городе Будапеште, Венгрия. Он связывает Площадь Адама Кларка и Цепной мост Сеченьи. Был открыт 2 марта 1870 года, однако во время Второй мировой войны полностью разрушен. Вновь фуникулёр открылся лишь в июне 1986 года. Длина его линии – 95 метров, возвышается на высоту в 51 м. Вагончики вместительностью 24 пассажира каждый, двигаются со скоростью 1,5 м в секунду, тратя на весь путь приблизительно 90 секунд. Интересной особенностью Будапешт Касл-Хилл являются два пешеходных моста, которые пересекают его.

Поделится в соц. сетях

aslan wrote in June 28th, 2014

Уже более 100 лет киевляне и гости столицы активно пользуются фуникулером, который соединяет Подол с Верхним городом. Необычная и по-своему уникальная транспортная система позволяет быстро подняться или спуститься по крутой Владимирской горке. Казалось бы, что можно нового написать про такой известный и столько раз обсуждавшийся объект, как киевский фуникулер? Оказалось, что писать есть о чем.

Во-первых, как выяснилось, в разных источниках приводятся противоречивые данные о конструкции фуникулера, датах реконструкции и пр. Во-вторых, ни где не затрагивается его внутренее устройство. И, наконец, в-третьих, существует целый ряд малоизвестных, но очень интересных исторических фотографий. Поэтому, с вашего позволения, давайте еще раз поговорим про киевский фуникулер. Вопреки сложившейся традиции сначала будет пост о современном фуникулере, а затем о его истории.

1. Киевский фуникулер был открыт в 1905 г. (второй в Украине после одесского). В этом году этой необычной транспортной системе исполнилось уже 109 лет. Пожалуй, самый классический ракурс на трассу фуникулера:

2. Протяженность трассы - 222 м, уклон - 18-20°.

3. Время в пути в одну сторону занимает около 3 мин.

4. Разница высот между верхней и нижней станцией составляет 75 м.

5. Верхняя часть трассы фуникулера расположена на железобетонной эстакаде:

6. Кстати, рекордсменом по крутизне трассы является расположенная неподалеку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 м (Katoomba Scenic Railway). Уклон ее трассы достигает 52°.

7. Киевский фуникулер использует маятниковую (наиболее распространенную) схему работы: два немоторных вагона жестко соединены канатом, перекинутым через шкив, который расположен на верхней станции. Перемещение одного из вагонов вниз приводит к симметричному перемещению другого вагона вверх, а вагоны разъезжаются в центральной точке трассы. В такой системе двигатель, приводящий в движение шкив, тратит энергию лишь на перемещение разницы веса двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения.

8. Канат, связывающий вагоны, уложен между опорными рельсами в специальную систему прямых и косых блоков, которые обеспечивают отклонение каната вдоль трассы:

9. Канат меняется каждые несколько лет. Его состояние периодически контролируется, проводится замер толщины и ряда других параметров.

10. Для разъезда вагонов используется стрелка Абта. Суть ее в том, что внешние рельсы трассы сплошные, а внутренние имеют разрывы для пропуска каната.

11. Каждый сплошной рельс с обеих сторон охвачен ребордами колес вагонов, причем каждый вагон обхватывает свой рельс и от этого зависит сторона движения на разъезде. Вторая половина колес вагонов без реборд, имеет широкую поверхность и просто катается по головкам рельс (см. картинку для пущей наглядности).

12. На каждом вагончике фуникулера имеется аварийный тормоз клиновидного типа, который обхватывает рельс словно плоскогубцами. Он автоматически срабатывает при развитии вагоном скорости более 9 км/ч или при нажатии волшебной педальки, которая находится под ногами у оператора в вагоне. С определенной периодичностью работу этого тормоза проверяют.

13. Для эффективной работы тормоза рельсы фуникулера имеют специальный профиль с широкой клиновидной боковой поверхностью головки. К этой поверхности и прижимается аварийный тормоз.

14. Ширина колеи фуникулера - 1200 мм (для сравнения: ширина железнодорожной колеи - 1520 мм).

15. Вагоны каждого фуникулера всегда проектируются индивидуально, т.к. крутизна трассы, ее протяженность, ширина рельс и габариты вагонов везде разные.

16. Вагоны киевского фуникулера подписаны буквами "Л" (левый) и "П" (правый) относительно верхней станции.

17. Через контактную сеть 600 В вагончики получают питание для освещения салона, отопления и компрессоров, которые нужны для работы дверей и аварийного тормоза. На уровне рельс можно заметить еще два провода: через них на вагоны подается ток напряжением 24 В, который обеспечивает работу управления и освещения кабины. Обратный ток как высоковольтной цепи, так и низковольтной уходит через рельсы.

18. Каждый вагон вмещает до 100 человек, из которых 30 - сидячие места. Вес одного вагона без пассажиров - около 10 тонн.

19. В вагончиках по старинке сидит оператор, который открывает и закрывает двери, подтверждает по радиосвязи готовность к отправлению, контролирует движение и в случае необходимости может привести в действие аварийный тормоз и эвакуировать пассажиров.

20.

21. Павильоны станций фуникулера давно уже прочно вписались в городской пейзаж.

22. Нынешний вид фуникулер обрел после реконструкции 1984 г. (архитектор Янош Виг, Валентин Ежов и др.).

23. Внутреннее оформление нижней станции. Декоративные арки из металлопрофиля чередуются с арками из витражного стекла:

24. На уровне платформ высадки-посадки свод павильона нижней станции поднимается вверх своеобразной лесенкой:

25. Если внешний вид и даже местоположение нижней станции за прошедшие сто лет неоднократно менялись, то формы верхней станции с момента открытия фуникулера принципиально не изменились.

26. На входе верхней станции имеется небольшая диорама, показывающая историю развития фуникулера и окружающей местности.

27. Павильон верхней станции:

28.

29. Витражи:

30. На верхней станции через круглое окошко за работой фуникулера присматривает машинист:

31. Рабочее место машиниста. Очень напоминает рабочее место машиниста подъема шахтной клети:)

32. В штатном режиме перемещением вагончиков фуникулера управляет автоматика. Нужно лишь запустить систему после получения подтверждения готовности обоих вагонов.

33. Номинальная скорость движения вагонов - 7,2 км/ч (2 м/с). Без сердечек вагоны не хотят двигаться:)

34. Прямо под рабочим местом машиниста находится помещение с тяговым приводом с основным тормозом. Спускаемся вниз и внезапно попадаем в комнату с двумя мотор-компрессорами. Ответ на мой вопрос "А зачем оно здесь?" нашелся в соседнем машзале.

35. Машзал. Наиболее заметная деталь этого помещения - шкив, через который переброшен канат, удерживающий вагончики. С обеих сторон шкив обхватывают огромные тормозные колодки. На переднем плане видно два тяговых двигателя мощностью 82 кВт, которые питаются от сети напряжением 440 В.

36. С противоположной стороны комнатки на шкив приходят обе части каната:

37. Тормозные колодки приводятся в действие с помощью пневматики (вот здесь и пригодились компрессоры). В обычном положении колодки с помощью грузов, которые вы видите на фото, прижимаются к шкиву и вагоны фуникулера находятся в заторможенном состоянии. При перемещении вагончиков в цилиндры поступает сжатый воздух и колодки разжимаются, отпуская шкив.

Видео, наглядно показывающее работу шкива. В конце срабатывают колодки, но их перемещение очень небольшое (буквально пару миллиметров) и на видео практически незаметное.

38. Фуникулер активно используется, как в качестве городского транспорта, так и в качестве туристического аттракциона. Ежесуточный пассажиропоток - 10-15 тыс. пассажиров. В выходные и праздничные дни на фуникулер часто выстраиваются длинные очереди.

39. Во время прошлогоднего рекордного снегопада фуникулер использовался в качестве горнолыжного подъемника для катания по Андреевскому спуску:)

40. В 2008 г. объявлялись тендеры на проведение капитальной реконструкции фуникулера и изготовление новых вагонов. Планировалось построить новую несущую эстакаду, заменить систему освещения, ограждение и вагоны, а также отремонтировать верхнюю и нижнюю станцию. Однако дальше объявления победителя тендера дело не пошло, т.к. помешал экономический кризис. Новая реконструкция должна стать четвертой в истории киевского фуникулера, но когда она случится, пока неизвестно.

P.S. Спасибо команде Стратегии развития Киева при КГГА за содействие в организации съемки и сотрудникам киевского фуникулера за экскурсию по служебным помещениям.

Взят у tov_tob в Киевский фуникулер

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!