Меню
Бесплатно
Главная  /  Mercedes  /  Какая из функций не относится к налоговой. Функции налога

Какая из функций не относится к налоговой. Функции налога

Производственно-технический отдел (ПТО) обеспечивает нормальное состояние и функционирование скважин.

Склад производственного обслуживания (СПО) осуществляет хранение всего оборудования и расходного технологического материала (трубы, долота, НКТ, глубинные насосы дизели, компрессорные установки, хлопушки).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным и долгосрочным. Налоги за пользование банковским кредитом уплачиваются из прибыли предприятия по установленным ставкам.

Финансовый контроль за деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей.

Финансовое положение промышленного предприятия в первую очередь предопределяет региональный финансовый потенциал.

Узловые вопросы

1. Налоговая система.

2. Функции налогов


3. Налоги с промышленных предприятий.

4. Действующая система льгот по налогам.

5. Недостатки действующей налоговой политики.

6. Меры по совершенствованию налоговой системы .

7. Финансирование на предприятии.

8. Финансовый план предприятия.

Задачи и методические указания

Задача 1.

Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбал =250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.

Методические указания

Базой для определения суммы взноса в бюджет от полученной прибыли является облагаемая прибыль. Облагаемая прибыль – это балансовая прибыль, уменьшенная на величину прибыли, которая в соответствии с действующей системой льгот не облагается.

Сумма отчисления прибыли в бюджет определяется как произведение облагаемой прибыли на ставку налога на прибыль.

Задача 2.

Определите величину налога на добавленную стоимость . (НДС), если стоимость реализованной продукции РП = 2500 тыс. руб., ее себестоимость Среал = 2100 тыс. руб., доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции α мз = 0,6, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %.

Методические указания

Налог на добавленную стоимость представляет в бюджете часть добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Ставка налога 20 %. Базой для налогообложения служит стоимость реализованной продукции, уменьшенная на стоимость материальных затрат, учтенных в себестоимости продукции.

Задача 3

Определите величину акциза для товара, реализуемого по рыночным отпускным ценам , если оптовая цена единицы продукции ЦОПТ = 26 руб., ставка акциза к отпускной цене Накц = 35 %

Методические указания

Отпускная цена подакцизных товаров определяется на основе оптовых цен предприятия, т. е. без учета суммы акциза: ЦОПТ = Спол + ПР , где Спол – полная себестоимость единицы продукции; ПР – прибыль.

Ставка акциза (Накц) устанавливается к отпускной цене. Тогда доля оптовой цены предприятия в отпускной цене выразится: αц = 1- Накц.. отпускная цена составит ЦОПТ = ЦОПТ / αц, Акцизный налог равен: Цакц = Цопт * Накц .

Задача 4

Определите величину акциза для товара, реализуемого по государственным ценам , если регулируемая цена за единицу изделия Цед = 30 руб., торговая скидка αскид = 0,07, НДС = 20%, ставка акциза Накц = 0,8

Методические указания

Для определения облагаемого оборота подакцизной продукции Ц обл, реализуемой по регулируемым государственным ценам (Црег ), из выручки от реализации исключается абсолютная величина торговой скидки и налога на добавленную стоимость.

Сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет по установленной ставке Накц , составит: Цакц = Цобл * Накц .

Задача 5

Определите абсолютную величину налога на прибыль и добавленную стоимость, если ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, НДС = 20 %, балансовая прибыль ПРбал = 400 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции Среал = 2000 тыс. руб.; доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции αмз = 0,65; льготы составляют 45 тыс. руб.

Методические указания

Абсолютная величина прибыли, выплачиваемая в бюджет, определяется на основе облагаемой прибыли (ПРобл ), которая представляет собой разницу между балансовой прибылью (ПРбал) и суммой льгот (Цлг ): ПРобл = ПРобл Цлг . Абсолютная величина отчислений в бюджет из прибыли предприятия: ПРбюд = ПРобл Нпр , где Нпр - ставка налога на прибыль.


Добавленная стоимость вносимая предприятием в бюджет, рассчитывается на основе стоимости реализованной продукции, уменьшенной на материальные затраты, включенные в себестоимость реализованной продукции: НДСабс = (РП – МЗ) НДС.

Тесты

1. Какой из налогов не взимается с предприятия:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

в) экологический налог;

г) налог на имущество;

д) специальный налог на формирование фонда для поддержания приоритетных отраслей?

2. Какая из функций не относится к налоговой:

а) регулирующая;

б) стимулирующая;

в) распределительная;

г) обеспечивающая;

4. Какая функция не свойственна подоходному налогу:

а) стимулирование спроса;

б) смягчение кризисной ситуации;

в)сдерживание роста цен;

г) способствование увеличению бюджета;

д) формирование налоговых льгот?

5. Какой показатель используется для начисления налога на прибыль:

б) прибыль от реализации;

в) чистая прибыль;

г) льготы;

д) прибыль от реализации имущества?

6. Какие льготы не используются промышленным предприятием:

а) льготы по финансированию развития собственного производства;

в) льготы на стоимость списанного имущества;

г) взносы на благотворительные цели;

в) доходы по акцизам;

г) поступление средств из внешних источников?

10. Какие расходы и отчисления средств не включаются в финансовый план:

а) затраты на расширение производства;

б) затраты на совершенствование технологии;

в) расходы на культурно-бытовое обслуживание;

д) амортизационные отчисления?

11. Какой из источников не используется при формировании прироста собственных оборотных средств:

а) внутрипроизводственные источники;

б) прибыль;

в) устойчивые пассивы;

д) кредит?

12. Какой из источников не используется для финансирования капитальных вложений на формирование основных производственных фондов:

а) кредит;

г) амортизационный фонд?

13. Какой из источников не используется при выплате кредита:

в) амортизационные отчисления;

г) выручка от реализации;

д) выручка от реализации сверхнормативных запасов?

Ответы на узловые вопросы

ü 1. Налоговая система

Налоговая система Российской федерации в условиях становления рыночной экономики предусматривает прямые, косвенные и специальные налоги.

Прямые налоги подразделяются на две группы: налог на доходы, т. е. подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятия; налог на собственность, т. е. налог на имущество, землю, лесной налог.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, к специальным – платежи на государственное и социальное страхование физических и юридических лиц, государственная пошлина и местные сборы, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

Налоги также бывают: федеральными (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на операции с ценными бумагами , таможенные сборы, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог); республиканскими (акцизы, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог, транспортный налог); местными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, гербовый сбор, государственная пошлина).

К налогам, выплачиваемым промышленными предприятиями, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

ü 2. Функции налогов

В хозяйственном механизме налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товаров за границу, ввоз капитала и т. д. данная функция оказывает непосредственное влияние на деловую активность товаропроизводителей.

Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета финансовых ресурсов государства и создает условия для функционирования государства и регулирования экономики.

ü 3. Налоги с промышленных предприятий

В соответствии с действующим законодательством к первоочередным отчислениям в бюджет относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, акцизы, специальный налог.

Налог на прибыль устанавливается в процентах (ставка налога) от балансовой прибыли и служит источником перераспределения национального дохода . Базой для определения суммы отчислений от прибыли является облагаемая налогом прибыль, которая отражает балансовую или валовую прибыль, уменьшенную на льготы, установленные законодательно для промышленных предприятий. Льготы не могут превышать 50 % расчетной суммы налоговых отчислений в бюджет.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налог на прибыль промышленного предприятия устанавливается, исходя из облагаемой налогом прибыли и ставки налога на прибыль, которая установлена в размере 24 % и распределяется между федеральным бюджетом и субъектами Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) более приемлем для условий рыночных отношений и рассчитывается на основе чистого дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Иными словами, НДС, подлежащий взносу в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы и услуги), и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене изделия (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Установленная ставка налога (НДС) в соответствии с действующим законодательством применяется к облагаемому обороту. Следовательно, для определения абсолютной величины НДС, полученного от реализации, исключить налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам, т. е. добавленная стоимость предприятия определяется на основе стоимости реализованной продукции (РП), уменьшенной на стоимость материальных затрат, входящих в себестоимость реализованной продукции, которые были использованы в процессе производства и реализации продукции, и ставки НДС (0,20): НДСабс = (РП – МЗ) НДС .

Акцизные налоги – это косвенные налоги, которые применяются в основном для товаров массового потребления и услуг частных предпринимателей и организаций. Они включаются в цену товара (услуг) и оплачиваются покупателем (заказчиком). Абсолютная величина акцизного налога устанавливается в процентах к свободной отпускной цене товара:Набс. акц = (Цопт/αотп)Накц, где Цопт – оптовая цена изделия; αотп – доля оптовой цены в отпускной цене; Накц – ставка или тариф акциза.

По способу взимания акцизные налоги подразделяются на индивидуальные и универсальные (индивидуальные налоги взимаются со стоимости валовой1 продукции предприятия, а универсальные – со стоимости единицы товара), по времени оплаты – на одноразовые и многоразовые (одноразовые выплачиваются единожды в каком-либо звене производства, многоразовые – на каждой стадии производственного цикла).

По методу установления налогообложение может быть прямым и косвенным. Прямые налоги подразделяются на реальные (налог на землю, на промысел и т. п.) и личные (подоходный налог, налог на прибыль предприятия, налог на денежный капитал, налог на имущество). К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы (пошлины), налоги на операции с ценными бумагами.

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.

По мере увеличения дохода прогрессивный налог возрастает, а регрессивный уменьшается. Прямые налоги используются на содержание государственного аппарата, социально-культурные мероприятия, на обороноспособность страны. В промышленно развитых странах доля прямых налогов достаточно высока (в США – 91,1%, в Японии – 71,2, в Англии – 54,3, в ФРГ – 44,1% (Налоги. М.: Финансы и статистика, 1994. С.45)).

ü 4. Действующая система льгот по НДС

Действующее законодательство предусматривает определенный перечень товаров, работ и услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость:

· Продукция, полуфабрикаты, работы и услуги, реализуемые по внутризаводскому обороту;

· Продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с учетом НДС основных производственных фондов и оборотных средств и товаров для непроизводственных целей, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену приобретения;

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета или различных фондов.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы Российской Федерации (кроме экспорта в страны СНГ). Не облагаются налогом на имущество:

· Вновь созданные промышленные предприятия в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных предприятий ;

· Основные производственные фонды, полученные в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

ü 5. Недостатки действующей налоговой политики .

Анализ действующих систем налогообложения в Российской Федерации и промышленно развитых странах показал, что используемая Правительством Российской Федерации система налогов и льгот не отвечает полностью требованиям рыночной экономики.

Во-первых, экономически не обоснованы ставки: они не стимулируют притока инвестиций в развитие промышленного производства и способствуют оттоку за границу капитала, материальных и трудовых ресурсов, усиливают проблему двойного налогообложения.

Во-вторых, система льгот охватывает очень узкий круг вопросов и не позволяет эффективно использовать капитальные вложения на ускоренное обновление активной части основных производственных фондов, проведение мероприятий по развитию и внедрению ресурсосбережений и безотходных технологии.

В-третьих, существенные недостатки налоговой политики серьезно влияют на сокращение поступления налогов в бюджет. К ним следует отнести:

· Различные условия налогообложения для субъектов и видов хозяйственной деятельности, например существующие льготы по НДС;

· Снижение налога на прибыль путем подмены вида деятельности , которая оформляется определенным соглашением;

· Неоправданное увеличение налоговых ставок сверх экономически обоснованного уровня, что способствует сокращению поступлений в бюджет, так как товаропроизводители стремятся уменьшить свою налоговую базу. Исследования Центрального экономико-математического института РАН показали, что в результате роста налоговых ставок увеличиваются как поступления в бюджет, так и темпы роста инфляции. Уровень налогов в Российской Федерации почти на 20 % превышает оптимальную величину (Финансовые известия. 1996. № 19)

· Использование «кольцевых» сделок, которые позволяют вывести из-под налогообложения значительные суммы перераспределения их среди участников, пользующихся льготами по налогообложению.

ü 6. Меры по совершенствованию налоговой системы

Необходимость совершенствования налоговой системы Российской Федерации вызвана тем, что постоянно сокращается стоимость внутреннего валового продукта, резко падает доля заработной платы в структуре себестоимости промышленной продукции, растет дефицит капитальных вложений, остается низкой собираемость налогов и т. п. все это является причиной нарушения в балансе федерального бюджета, т. е. превышения расходной части над бюджетными поступлениями.

Для улучшения условий проведения действующей налоговой политики и обеспечения реального пополнения бюджета следует:

· Изменить налоговую политику с целью снижения налоговых ставок и обеспечения более объективного подхода к формированию льгот;

· Сократить количество косвенных налогов и пересмотреть методы налогового регулирования;

· Для стимулирования инвестиций с помощью налоговой системы ввести инвестиционный налоговый кредит , суть которого заключается в снижении налоговых выплат при осуществлении капитальных вложений. Примером может служить ускоренный метод амортизации (Бюджет в условиях углубления экономической реформы // Финансы. 1992. № 10);

· Разработать и внедрить новый метод формирования налоговых ставок и льгот, что позволит обеспечить устойчивость и гибкость нормативных параметров налогообложения;

· Провести эффективную оценку платежеспособности спроса и предложения, включая уровень рыночных цен;

· Установить экономически оправданные темпы роста объемов производства и изменения структуры выпускаемой продукции для расширения конкурентоспособности продукции и производства;

· Отказаться от экономического воздействия на налогоплательщиков в зависимости от формы собственности;

ü 7. Финансирование на предприятии

Финансы промышленного предприятия представляют собой систему финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе кругооборота основных производственных фондов и оборотных средств в сфере производства и обращения, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных ресурсов.

Финансовые операции в совокупности отражают прибыль или убытки промышленного предприятия, возникающие в результате реализации производственной продукции (работ, услуг), основных фондов, сверхнормативных запасов оборотных средств и прочего имущества предприятия; доходы от внереализационной деятельности (операций), уменьшенные на сумму затрат по данным операциям. Финансы как экономическая категория широко используется при товарном производстве и обеспечивают условия для нормального функционирования рыночной экономики.

С помощью финансового механизма осуществляется управление промышленным предприятием в двух направлениях. Первое направление – управление финансами – отражает взаимосвязь с другими промышленными предприятиями и подразделениями по выполнению определенных функций; поставка средств производства, реализация готовой продукции , т. е. обеспечение производственными запасами, осуществление купли-продажи продукции собственного производства.

Второе направление – управление денежными средствами (фондами) – предусматривает управление основными производственными фондами и оборотными средствами, а также различными фондами, которыми располагает промышленное предприятие (амортизационный, валютный, инвестиционный и резервный фонды и т. п.). экономическое обоснование финансового механизма проводится на основе таких экономических показателей, как выручка, различные виды прибыли, амортизации, а также финансовых источников (оборотные фонды и фонды обращения, кредит и т. п.).

Финансы промышленного предприятия выполняют следующие функции: обеспечение денежными ресурсами, распределение денежных доходов, контроль и стимулирование и т. п.

ü 8. Финансовый план предприятия

Этот документ является основой финансовой деятельности предприятия, в котором отражаются в денежной форме баланс доходов и расходов, а также финансовые результаты его хозяйственной деятельности. Он включает следующие разделы:

· Доходы и поступления средств. В этом разделе отражены доходы, составляющие денежные накопления предприятия; доходы, являющиеся результатом внутреннего перераспределения средств; поступления средств от внешних источников;

· Расходы и отчисления средств. В этот раздел включены затраты на расширение производства и совершенствование его технологии, расходы на культурно-бытовое обслуживание работников предприятия, амортизационные отчисления и т. п.;

В процессе выполнения финансового плана он может корректироваться на основании изменений качественных и количественных показателей производственного плана. При его составлении величина собственных оборотных фондов ежегодно уточняется. Прирост собственных оборотных средств обеспечивается в основном за счет внутрипроизводственных источников, прибыли, устойчивых пассивов (суммы периодически образующейся задолженности). Кроме того, используются кредит и целевое финансирование.

Для финансирования основных производственных фондов может быть использован кредит, а также собственные средства. Собственным источником финансирования капитальных вложений на создание и обновление основных производственных фондов является фонд развития производства. За счет собственных средств, в частности прибыли и амортизационных отчислений, финансируются техническое перевооружение, реконструкция и расширение промышленного предприятия (создание новых рабочих мест).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (от 2 до 5 лет). Краткосрочный кредит предоставляется для обеспечения сверхнормативных запасов сырья и материалов, на своевременную выплату заработной платы и временное восполнение недостатка собственных оборотных средств. Долгосрочный кредит может быть получен на внедрение новой техники, технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, на выпуск продукции повышенного качества и т. п.

Уплата налогов за пользование банковским кредитом осуществляется из прибыли предприятия по установленным дифференцированным процентным ставкам за краткосрочный кредит .

Долгосрочный кредит также выдается на реконструкции и расширение действующих предприятий, строительство новых предприятий при условии возмещения затрат в течение пяти лет. Кредит погашается за счет прибыли и амортизационных отчислений в сроки, установленные обязательствами, с одновременной уплатой соответствующих процентов.

Выпуск ценных бумаг мобилизует личные средства работающих на предприятии, которые также могут быть использованы на расширение производственных задач.

Финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей и охватывает производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.

Варианты

ПРбал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

РП, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Ставка налога, %

Цопт, руб.

ПРбал, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восста­новление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы на­численной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная под­функция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления обществен­ных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископае­мых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Сущность и внутреннее содержание налогов пробудут в их функциях, в той «работе», кᴏᴛᴏᴩую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит заметить, что она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.
Стоит отметить, что основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, будет понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рисунок № 3.2. Функции налогов

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — ϶ᴛᴏ более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего ϶ᴛᴏ обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов) Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт ϶ᴛᴏ ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — ϶ᴛᴏ налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум) Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — ϶ᴛᴏ льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное оϲʙᴏбождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеюттрадиционно четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов пробудет не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при ϶ᴛᴏм значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по кᴏᴛᴏᴩым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной) Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Отметим, что теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.