Меню
Бесплатно
Главная  /  Mitsubishi  /  Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Первым делом самолеты: летательные аппараты ВВС США Современные американские военные самолеты

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Первым делом самолеты: летательные аппараты ВВС США Современные американские военные самолеты

Запрос «Мыс Канаверал (космодром)» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Космодром на мысе Канаверал База ВВС США на мысе Канаверал (Cape Canaveral Air Force Station) … Википедия

Incirlik Air Base … Википедия

Командование глобальных ударов ВВС США AFGSC … Википедия

- (англ. High Frequency Global Communications System) радиосеть, предназначенная для обеспечения непрерыного управления ракетно ядерными силами, боевой и вспомогательной авиацией ВВС США и обеспечивает: доведение до непосредственных… … Википедия

Стратегический бомбардировщик B 52H Инцидент с ядерными боезарядами произошёл в … Википедия

SAC Эмблема СК ВВС США Годы существования … Википедия

Air Force Intelligence, Surveillance and Reconnaissance Agency … Википедия

Знаки различия генерала ВВС (США) … Википедия

- (англ. United States Air Force Academy) военное учебное заведение, занимающееся подготовкой офицерских кадров для ВВС США. Академия официально аккредитована правительством США в качестве колледжa, выпускники, успешно закончившие… … Википедия

Книги

  • Психология человека в самолете , З. Гератеволь. В книге рассмотрены проблемы психологии летчика в свете развития авиации, процессы восприятия и реакции в полете, а также обусловленные полетом формы реакций и поведения человека. Книга…
  • На острие блицкрига. Взаимодействие люфтваффе с вермахтом во Второй мировой войне , Дейхман Пауль. Генерал-майор люфтваффе Пауль Дейхман составил эту книгу в рамках грандиозного проекта ВВС США, целью которого был полный отчет об итогах Второй мировой войны. Основываясь на своем опыте,…

С первой публикации данного поста прошло уже больше года. За это время я узнал много нового о себе и выслушал энное количество «лестных и остроумных» отзывов. К счастью, среди них было много конструктива, благодаря которому я скорректировал данные по количественному составу авиации. Нашей и невероятного союзника.

Но прежде чем переходить к самому посту, я хочу сказать следующее:


А) В современной войне нет одиночных «уберкрафтов», способных изничтожать всех и вся. Война - это мультимодальное взаимное уничтожение. В ней участвует и авиация, и ПВО, и мотопехота, и разведка, и артиллерия и т.д. Еще больше места в ней отводится воле случае, боевой слаженности, погодным условиям, моральному духу войск. Поэтому нет и не будет такой ситуации, когда Ф-35 будет воевать только с Су-35С или ФА, а все остальное его не будет интересовать. «И все остальное» не будет интересоваться Ф-35. Нет никаких автономных индивидуальных дуэлей в воздухе. Есть возможности кого-то сбить, разбомбить, от кого-то отбиться, от чего-то уйти.

Б) Меня не волнует количественный состав истребительной и ударной авиации США. Причины следующие: 1) у нас с США возможен лишь обмен МРЯУ с последующими атаками «стратегов», если, конечно, к тому моменту что-то останется; 2) США не смогут сконцентрировать такое кол-во авиации у нашей границы. Авианосцы несут только определенные типы самолетов. Еще и доплыть надо без происшествий. Подходящих аэродромов в Европе, находящихся в пределах боевого радиуса их самолетов, может банально не хватить для размещения такого кол-ва машин. Не стоит забывать и о «подарках с сюрпризами» от наших ОТРК (м.б, с ТЯО), армейской разведки и, возможно, МБР. Во что превратятся эти «филды», думаю, понятно. Плюс остро встает вопрос снабжения и обеспечения всей этой порнографии техники.

Ну, начнем. Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:

1) ВВС США превосходят ВВС РФ в общем количественном отношении примерно в 4 раза. И в 2 раза по количеству боевых самолетов в эксплуатации;

2) тренд на ближайшие 5-7 лет - капитальная модернизация парка российской авиации;

3) PR, реклама и психологические войны - излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего , руководства и т.д.) уже наполовину побежден.

Итак, начнем.

Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США - мощнейшая в мире.

Да, это, действительно так. Общая численность авиации США на 2013 год составила 2960 (1593 в эксплуатации) истребителей, 162 (95) бомбардировщиков, 424 (255) ударных самолетов, 1795 танкеров и транспортников и более 1100 УТС. Всего ~ 8 250 машин.

Для сравнения: общая численность ВВС РФ составляет на май 2013 года 897 (760) истребителей, 321 (88) бомбардировщик, 329 (153) ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС. Всего ~ 2 200 машина.


Однако есть нюансы, главный из которых - авиация США стареет, а замена её запаздывает.

Поясню, что я имею в виду под «устареванием». Если вы посмотрите на таблицу, то увидите, что на F-15/16 приходится чуть более 50% всего парка авиации США. Это были хорошие самолеты для своего времени, но уже тогда они по ряду показателей уступали нашим МиГ-29 и Су-27 (особенно с точки зрения эксплуатации в прифронтовых условиях), что сильно «озадачило» американских коллег.

Что мы видим сейчас? Наша страна 20 лет назад пошла по пути демократии и капитализма с Су-27 и МиГ-29. Благодаря грамотной экспортной политике машины смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. Т.е. инженерам и проектировщикам не пришлось создавать самолеты буквально с «нуля». Безусловно, любая буква в индексе может означать, что перед нами совершенно иная машина, превосходящая свою предшественницу в разы. Но планеры у МиГ-29СМТ и у Су-27СМ3 или Су-35С остались прежними. А это совершенно иные затраты.

А что у США? Они вошли в кризис с F-22 (полностью новая машина), снятым с производства, и с недоделанным F-35 (полностью новая машина), а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свой бред я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела , который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки. Через 5-7 лет им придется списать порядка 450-500 F-15/16, а у нас к этому времени будет около 250 новых Су-27СМ и СМ3, 64 МиГ-29СМТ, 96 Су-35С и 60 Су-30СМ.


То есть авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться . В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2020 года заключены контракты на производство/модернизацию:

МиГ-31БМ - 100 ед.;
Су-27СМ - 96 ед.;
Су-27СМ3 - 12 ед.;
Су-35С - 95 ед.;
Су-30СМ - 60 ед.;
Су-30М2 - 4 ед.;
МиГ-29СМТ - 50 ед.;
МиГ-29К - 24 ед.;
МиГ-35 - 37 ед. (?);
Су-34 - 124 (184) ед.;
ФА - 60 ед.;
Ил-476 - 100 ед.;
Ан-124-100М - 42 ед.;
А-50У - 20 ед.;
Ту-95МСМ - 20 ед.;
Як-130 - 65 ед.
Фактически к 2020 году в строй будут введены чуть более 850 новых машин.

Справедливости ради отмечу, что Карфаген должен быть разрушен США в 2001 году планировали до 2020 года закупить около 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а принятие на вооружение самолета отложено до середины 2015 года. Всего на данный момент у США 63 «Лайтнинга-2».

У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.

Да, все верно, у США на вооружении 141 F-22А. У нас Су-35С - 48 штук. ПАК-ФА проходит летные испытания. Но необходимо учитывать:
А) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35С); 2) косяков с хвостовым оперением (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем); 4) отсутствия для США угрозы со стороны чьей-либо авиации (мы с ними будем воевать СЯС), проблем с вентиляцией и невозможности его кому-либо продать.

Б) F-35 при всем его пиаре весьма далек от 5 поколения . Да и косяков хватает: то ЭДСУ откажет, то планер сломается, то СУО лагает.

В) К 2020 году в войска поступят: Су-35С - 150 ед, ФА - 60 ед.

Г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения - некорректно. Боевые действия - это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк разорвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.

Их 5 поколение в разы превосходит наши ФА и Су-35С.

Это весьма смелое заявление.

А) Начать следует с того, что Ф-22 создавался для борьбы с нашими Су-27 и МиГ-31. И было это довольно давно. ФА создается для противостояния с 4-ым поколением, которое он встретит в Европе, и с Ф-35, который по своим параметрам далеко не самый грозный «уфолет».

Б) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?

В) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности - это не так уж и критично по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км. Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько-низэнько» , прячась в складках местности?

В) В военном деле нет ничего универсального. Есть многоцелевые самолеты, способные как работать по воздушным целям, так и по земле в зависимости от вооружения. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому если штурмовик, то - Су-25СМ, если фронтовой бомбер - Су-34, если перехватчик - МиГ-31БМ, если истребитель - Су-35С.

И уж тем более Ф-22 - не универсальный самолет. Он создавался для завоевания господства в воздухе. Для уничтожения Су-27 и МиГ-31, которые представляли немалую опасность для американской стратегической и ударно-штурмовой авиации. Его основная задача - контроль воздушного пространства. А в этой категории разработка самолетов подчинена единому лозунгу - "ни грамма (ни фунта) по земле". Так что ни о каких «сверхвозможностях» Ф-22 говорить не приходится.

Г) Война - это не сравнение, у кого копье длиннее. Важнее, у кого эти копья будут лучше по отношению цена/качество/количество. У нашего потенциального друга самолеты стоят бешеных денег, а сколько они потратили на НИОКР, даже вспоминать не хочется: 400 млрд. $ на Ф-35 (и программа еще не завершена) и 50 млрд. $ на Ф-22. Для сравнения, на ФА у нас планируется «извести» 10 млрд. $ бюджетных денег.

У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.

Это не так.

В боевом составе ВВС США находится уже 95 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 35 В-1В и 16 В-2А. Б-2 - исключительно дозвуковой - из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н - дозвуковой и старый, . Б-1Б - больше не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1 Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ПАК-ДА), который пойдет на замену Ту-95 и Ту-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года, а разработку нового «стратега» и новой КРВБ отложили на 2030-2035 годы.

Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 2400 км. Наши же Х-55 - 400-4500 км, а Х-101 - 7000-8500 км. Т.е. Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс. время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 - 10 минут, у 160-ого - 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война - это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания, подавления и т.д. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ФА) как гордого небесного джигита - не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.

Полковник В. Шилов

С целью оптимизации процессов управления компонентами стратегических наступательных сил (СНС) было принято решение о создании в рамках военно-воздушных сил США командования глобальных ударов (КГУ* ), основными задачами которого (штаб АвБ Барксдейл, штат Луизиана), стали административное управление подчиненными частями, планирование боевого применения воздушного компонента СНС, организация боевой подготовки подразделений и их всестороннего обеспечения. К настоящему моменту в основном завершена передача в административное подчинение КГУ 8 ВА (АвБ Барксдейл, штат Луизиана) БАК ВВС США. При этом из состава 8 ВА предполагалось вывести ряд обеспечивающих авиакрыльев, которые должны быть переподчинены 12 и 9 ВА (АвБ Девис-Монтан штат Аризона, и АвБ Шоу, Южная Каролина соответственно).

Проведение реорганизационных мероприятий позволит командованию 8 ВА сконцентрировать усилия на повышении оперативной и боевой готовности подчиненных частей стратегической бомбардировочной авиации (СБА) прежде всего в ядерном варианте боевого применения.

В последние годы взгляды американского руководства на роль и значение СБА в современной войне и способы ее применения существенно изменились. В соответствии с этими взглядами стратегические бомбардировщики, оставаясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, являются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением обычного оружия.

Air Force Global Strike Command
Eighth Air Force
Twentieth Air Force
Организация тяжелого бомбардировочного авиационного крыли

В качестве основных задач для стратегической бомбардировочной авиации определены: нанесение в короткие сроки ударов по объектам в любой точке земного шара, в том числе по критичным по времени и мобильным целям противника, воспрепятствование захвату им (в случае агрессии против другого государства) ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов и т. п.) и создание тем самым благоприятных условий для переброски и развертывания в регионе контингентов сил общего назначения, обеспечение их поддержки с воздуха и ведение систематических боевых действий в составе экспедиционных формирований.

Организационно стратегические бомбардировщики, являющиеся компонентом регулярных ВВС, сведены в пять авиакрыльев в составе 8-й (2, 5 и 509 тбакр) и 12-й (7 и 28 тбакр) воздушных армий. В резервных компонентах ВВС имеется одна эскадрилья стратегических бомбардировщиков (СБ). В угрожаемый период или в кризисных ситуациях СБ передаются в оперативное подчинение командующему объединенным стратегическим командованием ВС США или командующим ВВС США в передовых зонах. В боевой состав авиакрыльев входят одна-три эскадрильи по восемь машин В-2А, восемь или 12 В-1В, восемь или 11 В-52Н.

Для обеспечения действий стратегической бомбардировочной авиации из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться до 300 транспортно-заправочных самолетов.

Самолетный парк стратегической бомбардировочной авиации ВВС США насчитывает 160 самолетов (76 В-52Н, 64 В-1В и 20 В-2А) в боевом составе и резерве. Дополнительно шесть бомбардировщиков привлекаются для проведения испытаний и НИОКР (четыре В-52Н и два В-1В). На складском хранении на авиабазе (АвБ) Девис-Монтан находятся также около 80 самолетов СБА, из которых в боеготовое состояние могут быть приведены только 17 машин (13 В-52Н и четыре В-1В).

Организация тяжелобомбардировочного авиационного крыла. Тяжелобомбардировочное авиационное крыло является основной организационной единицей СБА ВВС США. Оно состоит из штаба, административной и финансовой эскадрилий, оперативной группы, группы технического обслуживания и ремонта, группы аэродромно-технического обеспечения и медицинской группы (см. схему).

Штаб крыла отвечает за всю деятельность крыла, поддержание установленной степени его боеготовности и подготовку к выполнению боевых задач.

Административная эскадрилья отвечает за решение юридических и кадровых вопросов, осуществление контроля уровня профессиональной подготовки личного состава, соблюдение правил эксплуатации оборудования и техники безопасности, а также за проведение различных протокольных мероприятий (церемоний, приемов и т.п.).

Финансовая эскадрилья предназначена для решения вопросов бюджетного планирования и распределения финансовых средств, контроля и анализа денежных расходов, составления финансовых отчетов.

Оперативная группа включает в себя авиационные эскадрильи бомбардировщиков (от одной до трех), учебно-тренировочную авиаэскадрилью и эскадрилью обеспечения полетов. На нее возлагается решение следующих основных задач: планирование боевого применения авиационных эскадрилий, подготовка личного состава к ведению боевых действий в любом районе земного шара, обучение и тренировка экипажей по применению вооружения, отработка вопросов тактической и мобилизационной подготовки. Кроме того, личный состав группы несет ответственность за метеообеспечение, организацию управления воздушным движением, получение и передачу боевым подразделениям разведданных о целях и обстановке в районе выполнения боевой задачи, эксплуатацию тренажеров, компьютерных систем и другого наземного оборудования, использующегося для подготовки личного состава.

Группа технического обслуживания и ремонта предназначена для планирования и организации обеспечения крыла необходимыми средствами и оборудованием, поддержания самолетного парка на требуемом уровне технической готовности, подготовки и обучения технических специалистов крыла, комплектования и обучения команд технического обслуживания и оснащения самолетов боеприпасами. Основными вопросами, решаемыми ее личным составом, являются: техническое обслуживание самолетов, их бортового оборудования, систем вооружения и боеприпасов, учет срока службы техники, определение потребностей в средствах МТО.

Группа аэродрамно-технического обеспечения предназначена для поддержания надежного и бесперебойного функционирования систем связи, распределения и отображения информации, обслуживания и ремонта объектов оборудования авиабазы и военного городка, обеспечения охраны и безопасности самолетов и личного состава, проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий, учета и распределения средств МТО, разработки программ закупок требуемых материалов и включения контрактов на их поставку. контроля эффективности распределения материальных средств, создания резервных запасов материалов и имущества, транспортного обеспечения авиакрыла. Кроме того, в сферу ответственности группы входит решение вопросов, связанных с соблюдением требований по экологии в процессе деятельности авиакрыла.

Медицинская группа отвечает за все виды лечебно-профилактического обслуживания военнослужащих и гражданских специалистов крыла и членов их семей. На данную группу возлагается решение следующих основных задач: планирование медицинского обеспечения, медицинское страхование, стационарное и амбулаторное лечение военнослужащих и членов их семей, профилактика заболеваний, медицинская пропаганда, анализ воздействия оружия массового поражения на организм человека, проведение лабораторных исследований, эпидемиологии военной службы, предупреждение профессиональных заболеваний.

Боевой состав стратегической бомбардировочной авиации.

Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" , разработанный фирмой "Боинг", принят на вооружение в 1961 году, поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего было произведено 102 самолета В настоящее время на вооружении находятся 76 машин, четыре привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, а 13 находятся на складском хранении на АвБ Девис-Монтан

Средний срок эксплуатации более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34 800 ч, средний налет на самолет - 18 000-19 000 ч. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов. Бомбардировщик имеет статус "двойного предназначения" и способен действовать как с ядерным, так и с обычным оружием. Перевод в ядерный или неядерный статус носит условный характер и не требует каких-либо доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52Н являются носителями крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении) и при максимальной загрузке могут нести по 20 ракет (восемь на универсальной роторной пусковой установке в бомбоотсеке и 12 на внешней подвеске).

Бомбардировщики В-52Н в настоящее время наиболее приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей этих самолетов по применению обычных средств поражения предусматривается их оснащение перспективными системами высокоточного оружия.

Несмотря на большую продолжительность эксплуатации, самолет сохраняет высокие летные качества, имеет значительную дальность полета, способен нести большую бомбовую нагрузку и разнообразное вооружение. Основным его недостатком остаются сравнительно низкие возможности по преодолению ПВО вероятного противника. Бомбардировщик требует значительного наряда сил тактической авиации для подавления наземных средств ПВО, расчистки воздушного пространства и сопровождения. В связи с этим командование ВВС США отводит ему приоритетную роль носителя КРВБ, действующего вне зоны активных средств ПВО. Кроме того, В-52Н планируется использовать для проведения массированных бомбардировок в зонах со слабым противодействием средств ПВО.

Стратегический бомбардировщик В-1В "Лансер", разработанный фирмой "Рокуэлл", принят на вооружение в июле 1985 года, поставки в войска завершены в августе 1988-го. Всего было произведено 100 самолетов. На вооружении имеется 82 машины (52 в боевом составе, 12 в активном резерве, две привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, на складском хранении на АвБ Девис-Монтан находятся четыре В-1В. которые могут быть приведены в боеготовое состояние).

Средняя продолжительность эксплуатации этого бомбардировщика составляет около 20 лет, средний налет - около 6 000 ч, ресурс 15 000 ч. Расчетный срок эксплуатации до 2030-х годов. В-1В предназначен для поражения стратегических целей противника с применением как ядерного, так и обычного оружия. Он имеет высокие летные характеристики (сверхзвуковая скорость полета, высокая маневренность, большая масса полезной нагрузки, возможность полета на малой высоте в режиме автоматического огибания рельефа местности) и мощное вооружение, что позволят ему самостоятельно или в составе группы действовать на наиболее важных и защищенных сильной ПВО направлениях.

В-1В рассчитан на подвеску авиационных боеприпасов разного типа (главным образом ядерных). Это обеспечивается наличием на нем трех бомбоотсеков и возможностью подвески подфюзеляжных пилонов (шесть спаренных для КРВБ AGM-129A, шесть спаренных и два одинарных для КРВБ AGM-86B и авиационных бомб). При максимальной комплектации на самолет может быть подвешено: в ядерном варианте - до 24 авиабомб, в обычном - до 84 авиабомб калибра 500 фунтов.

Самолеты В-1В рассматриваются командованием ВВС США в качестве основных бомбардировщиков для действий с обычными средствами поражения, в связи с чем проводятся мероприятия по их переводу в неядерный статус. Однако процедуры переоборудования этих самолетов в неядерный вариант не соответствуют требованиям о приведении узлов подвески пилонов и отсеков для вооружений в состояние, непригодное для несения ядерного оружия (ЯО), что не позволяет удостовериться в невозможности применения самолетами ЯО.

Для повышения эффективности боевого применения В-1В реализуется программа дальнейшей модернизации самолетов с целью расширения комплекта применяемого управляемого авиационного вооружения, а также усовершенствования бортовых систем (ЭВМ, станций РЭБ, прицельно-навигационного оборудования и дооборудование под перспективную оптоэлектронную прицельную систему). После модернизации бомбардировщики В-1В планируется использовать самостоятельно или в составе смешанных авиационных формирований для нанесения ударов как с больших дальностей, так и в зонах действия объектовой системы ПВО противника.

Стратегический бомбардировщик B-2A "Спирит" , разработанный фирмой "Нортроп-Грумман", принят на вооружение в декабре 1993 года. Самолет, выполненный по технологии "стелт", предназначен для скрытного преодоления современных систем ПВО и последующего поражения как ядерным, так и обычным оружием стратегических объектов в глубине территории противника, в первую очередь подвижных комплексов МБР. В настоящее время на вооружении СБА имеется 20 таких машин, из них 16 в боевом составе и четыре в активном резерве. При существующей интенсивности эксплуатации, а также с учетом расчетного ресурса самолетов (около 40 000 ч) стратегические бомбардировщики В-2А могут находиться на вооружении ВВС США до 2030-2040 годов.

В варианте использования бомбардировщика В-2А с обычными средствами поражения на самолет может подвешиваться до 80 управляемых авиабомб калибра 500 фунтов, до 16-2 000 фунтов или восемь - 5 000 фунтов. Планами министерства обороны США пока не предусматривается оснащение бомбардировщиков В-2А КРВБ в ядерном снаряжении, однако в конструкции самолета заложены технические возможности подвески 16 КР на двух роторных пусковых установках в бомбоотсеках.

В ходе модернизации машин В-2А предусматривается замена штатной фазированной антенной решетки (ФАР) с синтезированием апертуры и электронным сканированием по азимуту и механическим по углу места, размещенной вдоль передних кромок консолей крыла, новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) 2-см диапазона длин волн с электронным сканированием луча разработки фирмы "Рейтеон".

Установка такой антенной решетки с перестройкой рабочего диапазона частот на более высокие обусловлена в первую очередь требованиями по повышению помехозащищенности станции от сигналов коммерческих систем спутниковой связи, работающих в близком диапазоне частот. Кроме того, считается, что применение АФАР позволит обеспечить одновременные поиск и сопровождение наземных целей, сканирование воздушного пространства и постановку радиоэлектронных помех, а также увеличить дальность обнаружения наземных целей и повысить разрешающую способность станции. Переоборудование всего парка бомбардировщиков намечено провести в период с 2010 по 2013 год.

Повышение эффективности боевого применения самолетов СБА расценивается американским командованием в качестве одной из приоритетных задач. С учетом перспективных требований и с целью устранения недостатков, выявленных в ходе ведения боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке, в ВВС США выполняется ряд соответствующих программ по модернизации стратегических бомбардировщиков всех типов, находящихся на вооружении. После их завершения состав применяемого оружия должен быть значительно расширен по номенклатуре и количеству.

В рамках реализации концепции "Ведение боевых действий в едином информационном пространстве" планируется существенно повысить скорость получения, обработки и передачи массивов данных целеуказания благодаря увеличению пропускной способности бортовых средств связи. Мероприятия в данной области включают, в частности, оснащение до 2010 года всех самолетов СБА новой аппаратурой высокоскоростной передачи данных "Линк-16", что позволит обрабатывать данные с задержкой не более 3 мин.

Наряду с активной модернизацией находящихся на вооружении бомбардировщиков, которые планируется сохранить в боевом составе до 2030-2040 годов, разрабатываются самолеты нового поколения. Так, ВВС США ведут концептуальные исследования по определению облика ударного самолета переходного типа. Данной машиной предполагается пополнить парк имеющихся бомбардировщиков до развертывания в войсках перспективных ударных систем. Это позволит поддерживать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1В.

Перспективный стратегический бомбардировщик должен иметь: боевой радиус действия, позволяющий наносить авиационные удары с континентальной части США и передовых авиабаз по районам наиболее вероятных военных конфликтов; закупочную стоимость не более 300 млн долларов; сниженные в 2-3 раза по сравнению с В-2А массогабаритные показатели; возможность применять наряду с ядерным оружием наиболее современные образцы высокоточных средств поражения класса "воздух - земля" в неядерном оснащении, в том числе широкую номенклатуру малогабаритных боеприпасов, а также управляемые ракеты класса "воздух - воздух".

Кроме того, с целью наиболее эффективного использования самолетов СБА повышенное внимание уделяется организации учебно-боевой подготовки, основным содержанием которой становится обеспечение постоянной готовности стратегических бомбардировщиков к немедленному применению и повышение эффективности их использования с обычным оружием, в том числе с передовых аэродромов базирования. Подготовка летных экипажей осуществляется комплексно и характеризуется большой насыщенностью различными но характеру, масштабам и задачам оперативными мероприятиями. Средний налег на экипаж около 210 ч в год. Укомплектованность летным составом находится на уровне до 1,5 экипажа на каждый боеготовый В-1В и В-52Н. а для бомбардировщиков В-2А с целью обеспечения возможности ведения полетов большой продолжительности с высокой интенсивностью планируется иметь до двух экипажей на самолет.

Дислокация стратегической бомбардировочной авиации. В обычных условиях мирного времени СБА дислоцируется на пяти основных авиабазах континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) - 22 В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В, Уайтмен (Миссури) - 16 В-2А Дайс (Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 41 В-52Н.

В ходе отработки задач в зонах Тихого и Индийского океанов и европейской зоне для временного базирования может использоваться до 16 аэродромов.

Рассредоточение дежурных сил при их наращивании в условиях обострения международной обстановки может осуществляться на 35 аэродромах. При необходимости в качестве запасных предусматривается дополнительно задействовать до 50 таких объектов на континентальной части США и на территории Канады. После выполнения стратегическими бомбардировщиками боевого задания не исключается возможность их посадки на аэродромах, расположенных в Азии и Африке.

Боевая готовность, боевое дежурство СБА. В соответствии с действующими в американских ВВС нормативами в боеготовом состоянии поддерживается около 75 % боевого состава бомбардировщиков. Это обеспечивается их относительно высокой технической надежностью, развитой ремонтно-восстановительной базой, высокой укомплектованностью авиационных крыльев летным составом и наличием при авиачастях самолетов активного резерва (по нормативам около 20 % боевого состава). Последние поддерживаются в исправном состоянии и предназначены для замены штатных самолетов в случае их утраты (катастрофы, аварии, потери начального периода боевых действий) или на время проведения длительных ремонтных либо регламентных работ. Для подготовки одного самолета активного резерва к боевому вылету требуется 14-16 ч.

Круглосуточное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков на аэродромах в обычных условиях мирного времени с октября 1991 года отменено, но в угрожаемый период может быть возобновлено в течение суток. Состав дежурных сил СНА определяется военно-политическим руководством страны и с введением в ВС США повышенных степеней готовности может быть доведен до 100 %

Боевое дежурство может осуществляться по шести-семи маршрутам. При этом бомбардировщики в составе пар следуют до районов патрулирования, где расходятся и выполняют полет в течение 2-5 ч по индивидуальным маршрутам. Затем они парами возвращаются на авиабазу вылета. Продолжительность полета 12- 24 ч с одной-тремя дозаправками в воздухе, которые обеспечиваются транспортно-заправочными самолетами, действующими с авиабаз в Канаде, на Аляске, в Исландии и Гренландии.

В 2009 году принято решение о выделении одной эскадрильи В-52Н на ротационной основе для выполнения исключительно ядерных задач. В соответствии с планами в продолжение одного года ядерные задачи выполняют 23 и 69 тбаэ 5 тбакр (поочередно в течение шести месяцев каждая), в продолжение следующего года - 20 и 96 тбаэ 2 тбакр (также в течение шести месяцев каждая).

Организация дозаправки топливом в воздухе. Успешное выполнение боевых задач самолетами СБА во многом зависит от организации дозаправки топливом бомбардировщиков на маршрутах их полетов. В условиях мирного времени в интересах обеспечения деятельности стратегической бомбардировочной авиации выделяется свыше 40 % общего налета самолетов-заправщиков. Для обеспечения действий самолетов СБА из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться свыше 300 самолетов-заправщиков.

Организация дозаправки стратегических бомбардировщиков в ходе массированного вылета осуществляется штабом ОСК совместно со штабами БАК. КВП и командований резервных компонентов. В остальных случаях порядок проведения дозаправки определяется штабом авиакрыла исходя из характера выполняемой задачи, требований безопасности и указаний вышестоящих штабов.

Первая дозаправка бомбардировщиков в воздухе осуществляется, как правило, через 3 ч после взлета, вторая - через 4 -6 ч после первой. При длительных полетах бомбардировщики могут дозаправляться на маршруте 5-6 раз. В зависимости от количества передаваемого топлива определяется наряд транспортно-заправочных самолетов на один бомбардировщик (один-два КС-135 на один СБ или один КС-10 на один-четыре СБ).

Дозаправка топливом в воздухе производится, как правило, на высотах от 7 000 м и выше при скоростях полета 600-700 км/ч. Средняя продолжительность дозаправки В-52Н составляет 25-30 мин, протяженность маршрута - 300-400 км. Ответственность за проведение дозаправки возлагается на командира ТЗС. Транспортно-заправочные самолеты могут следовать в боевых порядках бомбардировщиков (дозаправка методом сопровождения) или ожидать их в специально обусловленных зонах (дозаправка методом встречи на маршруте).

Боевое управление стратегической авиацией организуется с использованием спутниковых и коротковолновых систем связи. Основой системы боевого управления стратегической авиацией являются система спутниковой связи (ССС) ВВС США "Афсатком", глобальная коротковолновая система связи (ГКСС) ВВС США и система связи ОСК.

ССС "Афсатком" предназначена для обеспечения деятельности высших органов управления ВС США, стратегических наступательных сил, в первую очередь стратегической авиации, КП авиационных и ракетных частей Она обеспечивает сбор данных о состоянии стратегических сил в интересах штаба ОСК, а также автоматическую передачу боевых приказов и распоряжений. Система "Афсатком" не имеет собственных спутников связи. В ней используются УВЧ-ретрансляторы, установленные на борту ИСЗ передачи данных типа "Сдс", а также спутников связи с различными орбитальными характеристиками, что повышает живучесть системы и обеспечивает глобальный охват, в том числе при использовании сил и средств ОСК в полярных районах. Наземные стационарные комплексы ССС "Афсатком" развернуты на командных пунктах всех штабов частей ОСК и при органах управления ВВС.

Бортовыми приемопередающими станциями спутниковой связи оборудованы самолеты стратегической авиации (бомбардировщики, ТЗС и разведывательные самолеты RC-135). воздушные командные пункты, самолеты-ретрансляторы системы "Такамо", а также самолеты ДРЛО и управления системы AWACS.

Наряду со стационарными и самолетными могут развертываться мобильные станции и узлы связи для обеспечения оперативных мероприятий и учений ВС (ВВС) и ОСК ВС США.

На базе ССС "Афсатком" создана и используется буквопечатающая радиосеть ОСК ВС США. Радиосеть включает в себя несколько подсетей, для формирования которых используются различные каналы ИСЗ. Сообщения в подсетях авиационных крыльев передаются, как правило, в формализованном виде. В ходе повседневной учебно-боевой деятельности в каналах радиосети транслируются распоряжения КНШ и основного центра глобальных операций ОСК, доклады экипажей бомбардировочной и заправочной авиации, формализованные кодированные сигналы управления, различные проверки связи, а также другая информация служебного характера. При проведении частных учений и специальных операций привлекающимся к ним силам и средствам выделяются отдельные (резервные) каналы "Афсатком". Для некоторых учебно-боевых мероприятий разработаны особые формы доклада, которые используются стратегической авиацией со специальными адресными группами.

ГКСС ВВС США, модернизированная по программе, введена в полномасштабное оперативное использование в 2003 году. В ходе модернизации осуществлены: объединение в единую сеть средств наземных узлов систем КВ-связи, замена на них устаревшего оборудования унифицированными приемопередающими комплектами фирмы "Рокуэлл", обеспечивающими автоматизацию процессов установления и поддержания каналов связи, а также установку дополнительных комплектов. Основой новой системы являются 12 наземных узлов связи (УС) ГКСС ВВС США, а также по одному узлу из состава системы "Мистик стар" и КВ-связи ВМС. Пять из этих УС находятся на континентальной части США и девять за ее пределами.

Функционирование системы базируется на принципе организации связи и управления с единого главного УС (АвБ Андрюс, штат Мэриленд) с использованием других наземных станций в качестве дистанционно или локально управляемых ретрансляторов. В то же время соединение всех УС между собой линиями различного рода связи и использование единых программно-аппаратных средств обеспечивают достаточную гибкость при децентрализованном управлении сетью, при этом любой УС может выполнять функции главной станции сети. ГКСС сопряжена с коротковолновыми коммутационными узлами объединенной системы связи министерства обороны США.

Терминалы этой системы установлены на всех самолетах стратегической авиации ВВС США. Глобальная КВ-система связи ВВС используется для доведения до частей и подразделений американских ВС в глобальном масштабе сообщений по действиям в чрезвычайной обстановке.

В целом порядок и содержание передаваемой информации аналогичны принятым в ССС "Афсатком". В ходе межбазовых перелетов в передовые зоны, а также при полетах стратегической авиации с выходом за пределы Североамериканского континента по системе передаются данные полетного задания (авиабаза, время вылета и посадки, ход выполнения задания, метеообстановка на маршруте). Кроме того, для связи экипажей с пунктами управления используются телефонные каналы системы связи ДСН.

Таким образом, американское военное руководство по-прежнему рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию в качестве одного из важнейших инструментов стратегического сдерживания, а также эффективного средства решения задач в ходе вооруженных конфликтов. Об этом свидетельствует активное задействование для базирования стратегических бомбардировщиков ряда крупных передовых авиабаз на территориях других стран, а также продолжающаяся программа по оснащению стратегических бомбардировщиков перспективными системами вооружения, связи и БРЭО.

Военно-воздушные силы США – общий анализ

ВВС США наряду с ВМС составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы способны успешно вести жесткую контактную борьбу на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе – таковы оценки российского генштаба.

Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение. Именно этот вид вооруженных сил становится центром притяжения основных инноваций. Как результат – у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не задействуя флот и сухопутные войска.

В отличие от РФ и КНР, где каждый из компонентов ядерной триады относится к виду ВС, в США в состав ВВС входят и стратегические бомбардировщики, и МБР. Военно-воздушные силы включают 10 командований (8 целевых и 2 территориальных) и ВВС национальной гвардии.

Основными структурными единицами являются воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (акр, эквивалентны полкам), которые в свою очередь делятся на эскадрильи.

ВА, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но термины все равно используются.

Командование глобальных ударов (штаб – ВВБ «Барксдейл», штат Луизиана)

Включает оба компонента СЯС США, входящих в ВВС. 8-я ВА (штаб – ВВБ «Барксдейл») – это 2, 5, 7, 28, 509-е бомбардировочные акр и 576-я летно-испытательная эскадрилья. 20-я ВА имеет в составе все МБР «Минитмен-3» (ими оснащены три крыла: 90, 91, 341-е) и 625-ю эскадрилью стратегических операций.

Космическое командование (штаб в Петерсоне, Колорадо)

Включает аэрокосмический центр, центр развития космических инноваций и две воздушные армии.14-я ВА имеет в составе 614-й центр аэрокосмических операций, 21, 30, 45, 50, 460-е космические крылья. 24-я ВА отвечает за ведение кибернетической и информационной войны, располагая крыльями: 67-м боевого применения информационных систем, 688-м информационных операций, 689-м связи.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния)

Имеет в подчинении всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе четыре ВА, ВВС Сенткома и центр разработки способов боевого применения авиации ВВС.

1-я ВА (Тиндалл, Флорида)

Не имеет боевых самолетов. Она включает восточный (Роум, Нью-Йорк) и западный (Мак-Корд, Вашингтон) секторы ПВО, 601-й центр аэрокосмических операций, координационный центр спасательных операций, 722-ю эскадрилью воздушного контроля (дислоцированную в Канаде).

9-я ВА (Шоу, Южная Каролина)

1, 4, 20, 325-е истребительные акр, 23-е смешанное акр, 93-е операций против наземных целей, 461-е воздушного контроля и 633-е авиабазовое крылья.

12-я ВА (Дэвис-Монтан, Аризона)

49, 355, 366, 388, 432-е акр, 552-е акр воздушного контроля, 557-е акр разведки погоды. 25-я ВА (Сан-Антонио, Техас): 55-е акр, 9, 70, 363 и 480-е разведывательные акр.

Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС (Неллис, Невада)

53 и 57-е акр, 53-я группа оценки систем вооружения, 98-е полигонное и 99-е авиабазовое, 505-е управления крылья. ВВС Сенткома – это несколько экспедиционных акр, временно дислоцированных на Ближнем Востоке и в Афганистане.

Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс)

Включает центр перебросок и одну ВА, в составе которой почти вся военно-транспортная и заправочная авиация. 18-я ВА (Скотт): 15 и 21-е транспортные экспедиционные формирования (штабные структуры для организации действий ВТА за пределами страны), 385-я авиагруппа (Инджирлик, Турция), 618-й центр аэрокосмических операций, 12 транспортных и заправочных акр (6, 19, 22, 43, 60, 62, 89, 92, 317, 319, 375, 436, 437-е). В том числе 89-е – «президентский авиаотряд», отвечающий за перевозку высших должностных лиц США.

Американский транспортный самолет С-5

Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас)

Как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2 и 19-я ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо)

Занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В его составе исследовательская лаборатория ВВС и 8 центров: аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Командование ССО (Мак-Дилл, Флорида)

Отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США. Большая часть подразделений дислоцирована на ВВБ «Херлберт» (Флорида): центр специальных операций ВВС, 361-я разведывательная группа, 1 и 24-е акр. Кроме того, в составе командования ССО имеются 27-е акр, 193-е акр ВВС национальной гвардии, 919-е акр ВВС резерва, а также две авиагруппы ССО за рубежом: 352-я (Милденхолл, Великобритания) и 353-я (Кадена, Япония).

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия)

Представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной территории США. Части резерва постоянно действующие и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные. Многие авиакрылья и авиагруппы (агр) резерва «аффилированы» с акр боевого авиационного командования и командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ.

В «запасных ВВС» три армии: 4-я ВА (Марч, Калифорния, включает 16 акр) – резерв для командования воздушных перебросок. 10-я ВА (Форт-Уорт, Техас,19 акр и агр) – резерв для боевого авиационного командования. 22-я ВА (Доббинс, Джорджия, 9 акр) – резерв для командований воздушных перебросок и ССО.

Командование ВВС США в Европе и Африке (Рамштайн, Германия)

Имеет в составе 3-ю ВА (Рамштайн): 31-е иакр (Авиано, Италия), 48-е иакр (Лейкенхит, Великобритания), 52-е иакр (Шпангдалем, Германия), 86-е акр (Рамштайн), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания), 435-е акр операций против наземных целей (Рамштайн), 501-е акр боевой поддержки (Олконбери, Великобритания), 404-ю (Рамштайн) и 449-ю (Джибути) африканские экспедиционные группы, 39-е (Инджирлик, Турция) и 65-е (Лажиш, Азорские о-ва, Португалия) авиабазовые крылья, являющиеся обслуживающими единицами, без боевой техники.

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи)

Имеет в составе три ВА. 5 и 8-я дислоцированы за пределами США, 11-я – на Аляске.

Кроме того, штабу командования напрямую подчинены части бывшей 13-й ВА на Гавайях. Это 15-е акр (Перл-Харбор), 13-я экспедиционная группа (Перл-Харбор; штабная структура без штатной техники), 36-е акр (Андерсен, Гуам; также чисто штабная структура), 613-й центр аэрокосмических операций и 613-я группа поддержки (Перл-Харбор). 5-я ВА (Йокота, Япония): 18-е акр (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е иакр (Мисава, F-16), 374-е акр (Йокота, С-130Е, С-12J, UH-1N), 605-й центр аэрокосмических операций (Йокота). 7-я ВА (Осан, Республика Корея): 8-е иакр (Кунсан, F-16), 51-е акр (Осан, А-10), 607-й центр аэрокосмических операций и 607-я группа поддержки (Осан). 11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска): 3-е акр (Элмендорф, F-22A, Е-3В, С-130Н, С-12, С-17), 354-е иакр (Эйлсон, F-16), 611-й центр аэрокосмических операций и 611-я группа поддержки (Элмендорф-Ричардсон).

ВВС национальной гвардии

Формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время части подчиняются губернаторам штатов. Тем не менее в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные ВВС. ВВС НГ каждого штата имеют в составе от одного до пяти акр и агр. Всего в них 81 акр, 3 группы связи, 1 разведывательная группа, 2 группы кибернетических операций, 1 группа спецопераций.

“ Количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за послевоенный период, а их средний возраст сам ый большой за всю историю американской авиации ”

Локхид SR-71 3.2М стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван «Blackbird». Самолет прославился своей ненадежностью, за 34 года потеряно 12 самолетов из 32 существующих

Парк поколений

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов. Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе «Дэвис-Монтан» (AMARG – Aerospace Maintenance and Regeneration Group, группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй. В дальнейшем для краткости про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА командования глобальных ударов в количестве 447 единиц. Кроме того, на хранении имеется до 243 ракет того же типа, которые расходуются по мере испытаний.

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется 56 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных ИСЗ.

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 КРВБ.

В строю находится 76 бомбардировщиков этого типа, на AMARG – еще 12, а также 95 самолетов предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 году, они останутся в составе ВВС США до 2040-х. Для использования с В-52Н имеется более 1400 КРВБ AGM-86B/C/D и более 400 AGM-129A.

Второй стратегический бомбардировщик ВВС США – В-2А, построенный по технологии «Стелс».

Способен нести ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС 20 самолетов этого типа, из которых один используется как экспериментальный.

Стратегические бомбардировщики В-1В

переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG – еще 18.

Самолет-невидимка F-117

имеет истребительное обозначение, однако неспособен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. По сути он является тактическим бомбардировщиком.

52 F-117A

выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на ВВБ «Тонопа» (Невада) полностью в боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

На вооружении остаются 293 штурмовика А-10, на AMARG – еще 103.

Местонахождение 57 самолетов этого типа неизвестно. Возможно, они переоборудуются в боевые БЛА. В будущем именно ими предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию.

В командовании ССО имеется 30 вооруженных транспортных самолетов («Ганшипов») АС-130 (16 U, 12 W, 2 J; на AMARG – еще 1 U, 6 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

C-141 Starlifter – военно-транспортный самолет.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор»

На данный момент единственный в мире стоящий на вооружении в регулярных частях истребитель 5-го поколения. Всего в ВВС США 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл». В настоящее время на вооружении остается до 242 истребителей F-15 (215 С, 26–27 D), на AMARG – еще 166 (54 A, 6 B, 97 C, 9 D) и на хранении ВВС – 7 (3 А, 2 В, 2 С). Местонахождение 14 F-15 (11 А, 3 В) неизвестно.

Кроме того, имеется ударный вариант F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю 219 таких машин.

Истребитель 5-го поколения, предназначенный для замены F-16 и штурмовиков А-10, – F-35А.

Для собственных нужд предполагается наштамповать 1763 образца, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступило лишь 92 F-35А. Тем не менее это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для ВВС США.

Самым массовым американским истребителем остается F-16.

Сейчас их в строю 958 (2 А, 1 В, 797 С, 158 D), на AMARG – еще 517 (248 A, 51 B, 204 C, 14 D). Кроме того, 20 F-16 (3 А, 17 С) переоборудованы в мишени QF-16. Не исключено, что они могут использоваться и как боевые БЛА. Всего предполагается переделать в мишени 126 F-16А и С ранних серий. Местонахождение 24 F-16 (23 А, 1 С) неизвестно. Видимо, какие-то переделываются в мишени, боевые БЛА, а часть утилизирована.

На AMARG остается 169 истребителей-бомбардировщиков F-4 и разведчиков RF-4 «Фантом» различных модификаций.

Как было сказано, боевые БЛА должны в будущем заменить как минимум пилотируемую штурмовую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС США до 150 боевых БЛА MQ-1 «Предейтор» и 154 MQ-9 «Рипер», производство последних продолжается. Однако эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут.

В-2 Spirit – очень дорогой стелс-бомбардировщик предназначается для тактических ядерных ударов по отдаленным силам противника

В строю ВВС США 4 ВКП Е-4В на базе «Боинга-747». На AMARG находится 14–15 EC-135 (ВКП на базе «Боинга-707», который в ВВС обозначается С-135). Имеется 47 самолетов ДРЛО Е-3 (16 А, 20 В, 4 С, 7 G; на базе «Боинга-707»), на AMARG – еще 1 Е-3G и 1 Е-3А. Все Е-3А формально переданы в распоряжение НАТО и условно числятся за Люксембургом. Юридически эти 16 самолетов – единственные общенатовские машины, остальная авиационная техника принадлежит конкретным странам, входящим в альянс.

В составе ВВС 22 самолета РЭР (RC-135 и RС-26В), 4 – связи и ретрансляции (Е-11А), 22 – РЭБ (ЕС-130), часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

К самолетам разведки и наблюдения относятся 36–37 «Бич-350» (МС-12W), 16 Е-8С (еще 1 на AMARG), 2 Е-9А, 28 высотных U-2S и 4 учебных TU-2S, а также 2 борта программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG). Для ледовой разведки предназначены 10 LС-130Н, для метеорологической – 2 WC-135 и 18 WC-130.

Основной заправщик ВВС США –

созданный на базе «Боинга-707» КС-135: 399 машин в строю (54 Т, 345 R), 10 NKC-135 и 174–176 KC-135 (51–52 А, 4 D, 105 E, 14–15 R) – на AMARG. Имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10).

Основу военно-транспортной авиации США

составляют сверхтяжелый С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю 57 С-5 (5 А, 15 В, 1 С, 36 М), 222 С-17А и 338 С-130 (231 Н, 107 J). На AMARG – 53 С-5A и 157 С-130 (21 H, 136 Е).

Также на вооружении имеется 21 легкий транспортный самолет С-21А («Лирджет-35А», еще 23 на AMARG) и 16 С-12С, на AMARG – еще 2.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС

используются 2 VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе «Боинга-747»), 11 С-40 («Боинг-737»), 11 С-32 («Боинг-757»), а также 12 С-37 и 6 С-20 (две модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»).

Командование ССО имеет легкие транспортные самолеты иностранного производства:

36 U-28 (швейцарские РС-12), 18 C-146 (немецкие Do-328) и 7 С-145А (польские М-28, еще 9 на AMARG). 60 самолетов МС-130 (на AMARG – еще 29 плюс три на хранении ВВС) предназначены для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника. В спасательных целях используются 33 самолета НС-130 (на AMARG – еще 16), 102 вертолета НН-60 и 43 конвертопланa CV-22В.

Учебная авиация

Включает 178 Т-1А, 504 Т-38 различных модификаций (на AMARG – еще 149), 444 Т-6А. Последние поступают на замену Т-38. Кроме того, на AMARG остается 80 устаревших T-37B.

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеется около 76 UH-1 (до 11 H, до 65 N, на AMARG – еще 5–6), на вооружении командования ССО – до 6 российских Ми-8.

При всем этом количество боевых самолетов в ВВС США в данный момент минимально за период после Второй мировой, а их средний возраст самый большой за всю историю американской авиации.

Выпускается в настоящий момент лишь F-35А, программа производства которого сильно отстает от первоначального графика, зато цена многократно превысила первоначально заявленную.

Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 70–80-е годы. Старые выбывают значительно быстрее, чем поступают новые. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае крупномасштабной войны. США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смысле) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы нет. Конечно, будут создаваться боевые БЛА, причем не только специализированные.

В любом случае в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая. Нет у США решающего .

В строю ВВС Америки - 2157 боевых самолетов, но их число минимально за всю историю авиации, а средний возраст - самый большой за последние сто лет

ВВС США наряду с флотом составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы вполне способны успешно вести жесткую контактную войну на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе. Кроме того, авиация обеспечивает американским ВС (вооруженным силам) высочайшую стратегическую мобильность, ни одна страна даже близко не подходит к США по данному показателю. Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение, именно этот вид вооруженных сил становится «центром притяжения» основных инноваций в американском военном строительстве. Благодаря этому у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не задействуя сухопутные войска и флот.

Как устроена структура американских ВВС

ВВС США имеют в своем составе десять командований (восемь целевых и два территориальных) и ВВС Национальной гвардии. Последняя формально предназначена для защиты территории страны, но поскольку такая задача не стоит уже 200 лет, Национальная гвардия постоянно задействуется в интервенционистских операциях.

В отличие от России и Китая, у которых каждый из компонентов «ядерной триады» входят в отдельные виды ВС, у США два компонента (МБР и стратегические бомбардировщики) входят в состав ВВС.

Основные структурные единицы ВВС - воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (эквивалентны полкам), которые, в свою очередь, делятся на эскадрильи. Причем воздушные армии, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в своем составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но названия все равно используются.

Командование глобальных ударов (штаб Барксдейл, штат Луизиана) включает оба компонента стратегических ядерных сил (СЯС) США, входящих в ВВС. В составе Командования - две воздушные армии. 8-я ВА имеет на вооружении все стратегические бомбардировщики В-52Н и В-2А. 20-я ВА (Шайен, Вайоминг) имеет в своем составе все МБР «Минитмен-3».

Космическое командование (Петерсон, Колорадо) включает Аэрокосмический центр, Центр развития космических инноваций и две воздушные армии. 14-я ВА (Ванденберг, Калифорния) является «собственно космической», отвечая за реализацию военных космических программ. 24-я ВА (Лэкленд, Техас) отвечает за ведение кибернетической и, шире, информационной войны.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния) включает всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе три воздушные армии (1-я, 9-я, 12-я) и Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС. Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс) включает Центр перебросок и 18-ю воздушную армию, в составе которой находится почти вся американская военно-транспортная и заправочная авиация. Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас), как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2-я и 19-я ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо) занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В ее составе имеется Исследовательская лаборатория и восемь Центров - аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Истребитель F-15Е на базе Лейкенхит. Фото: Lee A. Osberry Jr. / Getty Images / Fotobank.ru

Командование сил специальных операций (ССО) ВВС (Мак-Дилл, Флорида) отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США.

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия) представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной части США. Части резерва являются постоянно действующими и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные ВВС. Многие авиакрылья и авиагруппы резерва непосредственно «аффилированы» с авиакрыльями Боевого авиационного командования и Командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ. В составе Командования резерва имеется три воздушные армии. 4-я ВА (Марч, Калифорния) является резервом для Командования воздушных перебросок. 10-я ВА (Форт-Уорт, Техас) является резервом для Боевого авиационного командования. 22-я ВА (Доббинс, Джорджия) является резервом для Командований воздушных перебросок и ССО.

Командование ВВС США в Европе (Рамштейн, Германия) имеет в своем составе 3-ю воздушную армию. Она включает 31-е истребительное авиакрыло (Авиано, Италия; на вооружении - истребители F-16), 48-е истребительное авиакрыло (Лейкенхит, Великобритания, истребители F-15С/D/Е, вертолеты НН-60), 52-е истребительное авиакрыло (Шпангдалем, Германия, F-16), 86-е авиакрыло (Рамштейн, транспортные самолеты), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания, заправщики КС-135R).

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи) имеет в своем составе четыре воздушные армии. Две из них дислоцированы за пределами США (в Японии и Республике Корея), а две - в анклавных штатах (Аляска и Гавайи). 5-я ВА (Йокота, Япония) включает 18-е авиакрыло (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е авиакрыло (Мисава, F-16), 374-е авиакрыло (Йокота, транспортные самолеты и вертолеты). 7-я ВА (Осан, Республика Корея) включает 8-е авиакрыло (Кунсан, F-16), 51-е авиакрыло (Осан, штурмовики А-10). 11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска) включает 3-е авиакрыло (Элмендорф, истребители F-22A, самолеты ДРЛО Е-3В, транспортные самолеты), 354-е иакр (Эйлсон, F-16). 13-я ВА (Перл-Харбор) включает 15-е авиакрыло (Перл-Харбор, F-22, транспортные самолеты).

ВВС Национальной гвардии, как было сказано выше, формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время их части подчиняются губернаторам штатов. Тем не менее, в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные военно-воздушные силы. ВВС НГ каждого штата имеют в своем составе от одного до пяти авиакрыльев и авиагрупп. Всего в них 81 авиакрыло, три группы связи, одна разведывательная группа, две группы кибернетических операций, одна группа спецопераций.

Какие самолеты в строю

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов.

Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и Национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе Дэвис-Монтан (AMARG - Aerospace Maintenance and Regeneration Group, Группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй (хотя база Дэвис-Монтан имеет неофициальное название «Кладбище»). В дальнейшем для сокращения про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА Командования глобальных ударов в количестве 450 единиц. Кроме того, имеется от 57 до 98 неразвернутых ракет того же типа, которые постепенно расходуются в ходе испытаний.

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется от 51 до 63 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных спутников.

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 крылатых ракет. В строю находится 78 бомбардировщиков этого типа, на AMARG - еще 13, а также 97 самолетов предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 году, они останутся в составе ВВС США до 2040-х годов. На вооружении В-52Н имеется более 1,4 тысячи крылатых ракет AGM-86B/C/D и более 400 AGM-129A.

Вторым стратегическим бомбардировщиком ВВС США является В-2А, построенный по технологии «стелс». Способен нести лишь ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС находится 20 самолетов этого типа, из которых один используется как экспериментальный.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор». Фото: Getty Images / Fotobank.ru

Стратегические бомбардировщики В-1В переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG - еще 18.

Хорошо известный самолет-«невидимка» F-117 имеет «истребительное» обозначение (F - fighter), однако не способен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. Поэтому, по сути, он является тактическим бомбардировщиком. 52 машины F-117A выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на своей военной базе Тонопа (Невада) в полностью боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

В строю ВВС США остаются 300 штурмовиков А-10, на AMARG - еще 207. Местонахождение еще 23 самолетов этого типа неизвестно, возможно, они переоборудуются в боевые БПЛА. В будущем именно боевыми БПЛА предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию. При этом все строевые А-10 в ближайшее время предполагается вывести на AMARG.

На вооружении Командования сил специальных операций (ССО) имеется 25 вооруженных транспортных самолетов АС-130 (7 Н, 18 U; на AMARG - еще 1 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор» на данный момент является единственным в мире состоящим на вооружении в регулярных частях истребителем 5-го поколения. Всего в ВВС США имеется 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл», который, в свою очередь, был первым в мире принятым на вооружение истребителем четвертого поколения. В настоящее время на вооружении остается 253 истребителя F-15 (217 С, 36 D), на AMARG - еще 187 (72 A, 9 B, 97 C, 9 D). Кроме того, имеется ударный вариант этого самолета F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю имеется 218 машин этого типа.

Легким истребителем пятого поколения, предназначенным для замены истребителей F-16 и штурмовиков А-10, является F-35А. Предполагается произвести для ВВС США 1763 самолета этого типа, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступило лишь 33 F-35А. Тем не менее, это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для американских ВВС.

Самым массовым американским истребителем остается F-16. Сейчас в строю находится 981 самолет этого типа (2 А, 2 В, 817 С, 160 D), на AMARG - еще 605 (323 A, 52 B, 216 C, 14 D). Кроме того, девять самолетов (2 А, 7 С) переоборудованы в воздушные беспилотные мишени QF-16. Не исключено, что они могут быть использованы и как боевые БПЛА.

На AMARG остается 297 истребителей F-4 «Фантом» различных модификаций, включая самолеты-мишени QF-4.

Как было сказано выше, боевые беспилотники должны в будущем заменить, как минимум, пилотируемую штурмовую авиацию. В настоящее время на вооружении ВВС США состоит 207 БПЛА MQ-1 «Предатор» и 104 MQ-9 «Рипер». Однако эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут.

В строю ВВС США находятся четыре воздушных командных пункта Е-4В на базе самолета Боинг-747. На AMARG хранится 11 EC-135 (ВКП на базе Боинга-707, который в ВВС имеет обозначение С-135).

Имеется 31 самолет дальнего радиолокационного обслуживания (ДРЛО) Е-3В/С (также на базе Боинга-707) (на AMARG - 1 Е-3G), из которых 18 формально переданы в распоряжение НАТО. Эти 17 самолетов юридически являются единственными «общенатовскими» машинами, вся остальная техника принадлежит конкретным странам.

Бомбардировщик В-52Н. Фото: Bobbi Zapka / AP

В составе ВВС имеются 22 самолета радиоэлектронной разведки RC-135 и 11 RС-26В, четыре самолета связи и ретрансляции Е-11А и значительное число самолетов разведки и наблюдения - 40 Бич-350 (МС-12W), 17 Е-8С, 2 Е-9А, высотные разведчики 29 U-2S и четыре учебных TU-2S, а также два самолета программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG), десять самолетов ледовой разведки LС-130Н (на AMARG - 1 LC-130R, 3 LC-130F), 22 самолета метеорологической разведки - 2 WC-135 (1 C, 1 W; еще 1 В на AMARG) и 20 WC-130 (10 Н, 10 J).

Большинство боевых самолетов ВВС США имеют собственные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Специально в целях РЭБ используются 22 ЕС-130Н/J, часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

Основным заправщиком ВВС США является созданный на базе «Боинга-707» КС-135: 402 машины в строю (54 Т, 348 R), на AMARG - 190 KC-135. Кроме того, имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10).

Основу военно-транспортной авиации США составляют сверхтяжелый самолет С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю находятся 74 С-5 (22 А, 34 В, 2 С, 16 М), 222 С-17А и 377 С-130 (1 Е, 260 Н, 116 J). На AMARG - 34 С-5A и 136 С-130Е.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС используются два самолета VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе «Боинга-747»), 11 С-40 («Боинг-737»), 11 С-32 («Боинг-757»), а также 24 С-37А, восемь С-20 и два С-38А (три модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»).

Командование ССО использует легкие транспортные самолеты иностранного производства: 39 U-28 (швейцарские РС-12), 17 C-146 (немецкие Do-328) и 16 С-145А (польские М-28).

В спасательных целях в ВВС США используются 40 самолетов НС-130, 102 вертолета НН-60G и 30 конвертопланов CV-22В.

Командование ССО использует 58 самолетов МС-130, предназначенных для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника.

На вооружении ВВС США (в основном - учебно-тренировочного командования) состоят 178 учебных самолетов Т-1А, 496 Т-38 различных модификаций (на AMARG - еще 150), 446 Т-6А. Т-6А поступают на замену Т-38.

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеются 90 UH-1 и 15 UH-60. На вооружении Командования ССО имеется 6 российских вертолетов Ми-8.

Модернизация любой ценой

Таким образом, всего на вооружении ВВС США имеется 450 МБР, 2157 боевых самолета и 311 боевых БПЛА, на AMARG - еще 1486 боевых самолетов. Они представляют собой гигантскую боевую мощь. Тем не менее, количество боевых самолетов в строю ВВС США в данный момент является минимальным за весь период после окончания Второй Мировой войны, а их средний возраст - самым большим за всю историю американской авиации (т.е. более чем за 100 лет). Из находящихся сейчас в строю 2157 боевых самолетов с 2000 года в ВВС поступило всего 285 (181 F-22A, 33 F-35A, 61 F-16C/D, 10 F-15Е). При этом в настоящий момент выпускается лишь F-35А, программа производства которого очень сильно отстает от первоначального графика, а цена самолета многократно превзошла первоначально запланированную. Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 1970-1980-е годы. Темп выбывания самолетов значительно превышает темп поступления новых. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае необходимости вести крупномасштабную войну.

По-видимому, США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смыслах) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы она не имеет. Кроме того, будут создаваться боевые БПЛА, причем не только специализированные, но и, весьма вероятно, в таковые будет переоборудована значительная часть F-16 и А-10. В любом случае, в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая, не смогут США достичь решающего превосходства и над ВВС РФ.