Меню
Бесплатно
Главная  /  Mercedes  /  Достижение просветления. Факторы, влияющие на наше сознание

Достижение просветления. Факторы, влияющие на наше сознание

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое - восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества - опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что - зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.


Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии - грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё - объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств - эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка - энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Вставить таблицу 3 качества природы

БЛАГОСТЬ

НЕВЕЖЕСТВО

Основные характеристики

Духовное понимание жизни;

Чистота (внутренняя и внешняя);

Умиротворение;

Следование духовным законам;

Сохранение духовных традиций;

Честность;

Бережливость;

Способность контро­лировать себя;

Чувство долга и ответ­ственность;

Удовлетворенность;

Бескорыстие;

Способность жить на­стоящим.

Динамичность;

Созидательный

Недовольство насто­ящим;

Устремленность в бу­дущее;

Сильные контрастные эмоции;

Повышенная жажда внешних удоволь­ствий;

Хитрость;

Стремление уйти от ответственности;

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340. 114. 5

Осипов М.Ю.* ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правосознание и правомерное поведение. - Статья.

Одной из актуальных проблем в области общей теории права является проблема формирования правосознания и правомерного поведения.

В представленной статье рассмотрены основные факторы, влияющие на правосознание, и правомерное поведение а также механизм его формирования.

Ключевые слова: правосознание, механизм формирования, общая теория права.

Osipov M. The main factors influencing the legal consciousness and lawful behavior. -

One of the important problems in the general theory of law is the problem of legal consciousness and lawful behavior formation .

The main factors influencing the legal consciousness and lawful behavior are described in this article, as well as the mechanism of its formation .

Keywords: legal consciousness, the mechanism of formation, the general theory of law

Осіпов М.Ю. Основні фактори, що впливають на правосвідомість і правомірну поведінку. - Стаття.

Однією з актуальних проблем в області загальної теорії права є проблема формування правосвідомості та правомірної поведінки.

У представленій статті розглянуті основні фактори, що впливають на правосвідомість і правомірну поведінку, а також механізм її формування.

Ключові слова: правосвідомість, механізм формування, загальна теорія права.

* Осипов Михаил Юрьевич - старший научный сотрудник Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации», кандидат юридических наук.

Одной из важнейших и фундаментальных проблем в теории права является проблема формирования правосознания и правовой культуры. Актуальность этой проблемы связна с тем, что по сути дела, право есть продукт деятельности человека, и его содержание и исполнение во многом зависит от людей, от их сознания. В связи с этим Г. В.Ф. Гегель писал: «Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютны и имеют силу, так как они есть: они не допускают ограничения... Правовые же законы - это законы, идущие от людей. Внутренний голос может вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними. Человек не останавливается на налично-сущем, а утверждает, что внутри себя обладает масштабом правового: он может подчиниться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимость природы, ибо его внутренняя сущность говорит ему, как должно быть, и он в самом себе находит подтверждение или не-подтверждение того, что имеет силу закона» .

То, посредством чего индивид оценивает существующие законы, именуется в юридической науке правосознанием Правосознание - это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, представляющая собой совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности .

Какие же факторы влияют на правосознание и правовую культуру? Для ответа на данный вопрос необходимо обратится вначале к структуре правосознания, ибо существуют факторы, которые влияют, как на правосознание в целом, так и на его отдельные структурные элементы.

Как известно, в структуру правосознания входят два элемента: а) правовая идеология; б) правовая психология Следовательно, все факторы, влияющие на правовое сознание можно разделить на факторы, влияющие на формирование правовой идеологии, и факторы, влияющие на формирование правовой психологии

Поскольку правовая идеология -это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности, то к числу факторов, влияющих на формирование правовой идеологии, можно отнести: доступность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. Доступность выражается в частности в обнародовании закона или иного нормативно-правового акта или международного договора В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» . Таким образом, все нормативно-правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию

Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации Например, согласно абзацу 3 ст. 68 Трудового Кодекса «работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором» С точки зрения формирования правосознания данные положения способствуют доведению норм права до участников, регулируемых ими общественных отношений, способствуют формированию правовой идеологии

Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является способность индивида воспринимать правовую информацию В психологии восприятие толкуется как «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств» . Восприятие - непосредственночувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» Когда мы говорим о восприятии правовой информации, то мы говорим о комплексе психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируется определенные знания и представления о действующем праве

Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является активность самого индивида по поиску правовой информации В ре-

зультате всех этих факторов осуществляется формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии).

Что же касается факторов, влияющих на формирование правовой психологии (то есть совокупности убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности), то к числу факторов, влияющих на ее формирование, можно отнести осознание ценности права В философии под ценностью понимается «объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека» .

Ценность права - способность права содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути Ценность права проявляется, в частности, через создание условий, при которых «произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» . Данное понимание ценности права характерно, прежде всего, для «западного» понимания ценности права, тогда как для «восточного» понимания ценность права (закона), заключается в том, что право содействует установлению определенного порядка Для «русского» же понимания, ценность права, заключается в том, что право способствует торжеству Правды (справедливости) .

Когда мы говорим о «западном», «восточном», «русском» понимании ценности права, мы не имеем в виду, что указанные представители обязательно живут на западе, на востоке или в России. Носители того или иного понимания ценности права могут рас-

полагаться географически где угодно Речь идет о исторически сложившемся понимании ценности права в том или ином культурно историческом типе, о которых писал Н. Я. Данилевский Как отмечает А. В. Петровская, «Идея Правды является доминантной в русском правовом сознании; ее можно считать близкой к смыслу и духу правового закона Правда - есть высшее благо, полнота удовлетворения, а, следовательно, ее нужно искать Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлением о лучшем устройстве общества, месте человека в нём. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются закон и благодать» .

Таким образом, на наш взгляд, ценность права состоит в том, что право, содействуя удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права; установления определенного порядка и обеспечения справедливости Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости Нет такого осознания - и ценностномотивационный механизм не работает Так, например, если индивидуум не осознает ценность свободы, то он и не может осознать ценность субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения . Но если индивидуум не осознает ценность субъективного

права, то он не может осознать и ценность объективного права, поскольку основным содержанием объективного права являются субъективные права и обязанности

Вторым фактором, влияющим на формирование правовой психологии, является осознание не только своей, но и чужой свободы, т е признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого» . Без этого осознания субъект права будет предъявлять к другим постоянно претензии и одновременно нарушать чужие права. Такое постоянное игнорирование чужих прав может сформировать негативную установку по отношению к действующему праву Третьим является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости К числу факторов, влияющих на правовую психологию, можно отнести: умение индивида анализировать полученную правовую информацию; умение оценивать значимость той или иной правовой нормы для индивида; умение индивида формировать соответствующее отношение к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права Под влиянием этих факторов индивид либо осознает необходимость соблюдать нормы права, либо стремиться игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, что и воплощается в поведении и деятельности субъекта права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на правосознание влияют множество факторов, которые в

своей совокупности образуют механизм формирования правосознания, состоящий из следующих элементов:

а) идеологические элементы: обнародование нормативно-правового акта или международного договора; восприятие правовой информации, формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве и правовой реальности; б) психологические элементы: осознание ценности права, анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость; оценка значимости данных положений для индивидуума; формирование соответствующего отношения к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, и воплощение этого элемента в поведении субъекта права

Помимо общих факторов, влияющих на правосознание можно выделить специфические факторы: факторы, которые влияют на правосознание того или иного субъекта правового процесса

Так, например, для субъекта правотворчества специфическими факторами, влияющими на правосознание субъекта правотворчества, будут:

а) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового статуса субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

б) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового режима объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

в) осознание субъектом правотворчества степени определенности субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

г) осознание субъектом правотворчества степени определенности оснований возникновения, изменения или прекращения правовых отношений;

д) осознание субъектом правотворчества степени определенности способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

е) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия мер защиты и мер ответственности за несоблюдение юридических обязанностей или нарушение субъективных прав и их эффективности;

ё) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия иных источников права, регулирующих данный вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

ж) осознание субъектом правотворчества степени определенности пределов действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц;

з) осознание субъектом правотворчества степени конкретности и определенности правовых предписаний;

и) осознание субъектом правотворчества степени соответствия состояния правового регулирования обществен-

ных отношений принципам правового регулирования и требованиям, предъявляемым к нему;

к) осознание субъектом правотворчества степени реализации основных функций правового регулирования;

л) осознание субъектом правотворчества наличия ошибок в правовом регулировании и необходимости их устранения

Что касается специфических факторов, влияющих на правосознание субъектов правоприменения, то к их числу можно отнести следующие факторы:

а) осознание лицом, наличия повода и основания для возбуждения процесса правоприменения. Данный фактор является очень важным, поскольку, если правоприменитель не осознает наличия повода и основания для возбуждения процесса правоприменения, а еще хуже, если правоприменитель считает, что повод и основание для возбуждения процесса правоприменения имеются, тогда, как в действительности они отсутствуют, это приводит к ошибкам в правоприменении;

б) осознание субъектом правоприменения наличия либо отсутствия оснований, исключающих процесс правоприменения по данному делу;

в) осознание субъектом правоприменения степени установленно-сти обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного дела;

г) осознание субъектом правоприменения необходимости соблюдения законных процедур сбора, проверки и оценки доказательств по данному делу;

д) осознание субъектом правоприменения смысла и содержания нормы, которая подлежит применению в данном конкретном деле;

е) осознание лицами, участвующими в процессе правоприменения, незаконности и необоснованности вынесенного решения по делу, если оно действительно незаконно и необоснованно;

ё) осознание органом, уполномоченным принимать решение о пересмотре решения, вынесенного по делу, незаконности и необоснованности вынесенного решения

Таковы основные факторы, влияющие на правосознание

Помимо факторов, влияющих на правосознание, в юридической науке выделяют основные факторы, влияющие на правомерное поведение

В теории права под правомерным поведением понимают вид правового поведения, которое соответствует нормам права

Какие же факторы, влияют на формирование правомерного поведения? Можно выделить несколько видов факторов, влияющих на правомерное поведение: психологические факторы (особенности правосознания индивидуума); нормативные факторы (содержание правовых норм), социальные факторы (состояние окружающей социальной среды)

Знание факторов, влияющих на формирование правомерного поведения, позволяет дать прогноз относительно его формирования Особенности формирования различных типов правомерного поведения представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Особенности формирования правомерного поведения

№ Наименование фактора Социально активное Конформное Маргинальное

2 Значимость норм права Высокая Зависит от значимости норм права в социальном окружении Высокая, но только норм, устанавливающих ответственность

3 Влияние различных факторов Доминируют психологические Доминируют социокультурные Доминируют юридические (нормативные)

4 Формирование поведения Под влиянием внутренних установок, убеждений и т. д. Под влиянием социальной среды, окружающей индивида, уровня правовой культуры Под влиянием страха наказания

Таким образом, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социально активное поведение характерно для индивидуума, у которого в качестве авторитета выступают нормы права, справедливости и добра, для которого нормы права являются высоко значимыми Оно формируется под влиянием внутренних установок, убеждений и т д Основными факторами, влияющими на формирование социально-активного поведения, являются психологические факторы

Формирование же конформного поведения происходит по другому механизму

Авторитетом для индивидуума с конформным типом правомерного поведения является социальная среда, значимость норм права для индивида с подобным типом правомерного поведения во многом зависит от значимости норм права в той социальной среде, которая его окружает Доминирующими факто-

рами, влияющими на тот или иной тип правомерного поведения, являются социокультурные факторы. Оно формируется под влиянием среды, окружающей индивида, уровня правовой культуры Авторитетом или ценностью для лиц с маргинальным типом правомерного поведения является угроза наказания. Значимость для индивида норм права высокая, но только норм, устанавливающих ответственность. Оно формируется под влиянием юридических факторов: под влиянием страха наказания

Знание особенностей формирования правомерного поведения субъектов права, а также особенностей основных факторов, влияющих на правосознание и правомерное поведение, позволяет дать прогноз поведения индивидуума в той или иной ситуации Так, попадание индивидуума с конформным поведением, чаще всего подростка, в криминальную среду делает из него наиболее опасного преступника,

готового исполнять приказы главарей банды, которые впоследствии чаще всего его и подставляют, чтобы уйти от ответственности. Для лиц с маргинальным типов правомерного поведения риск совершения правонарушений есть, но он гораздо ниже, чем для лиц с конформным поведением, происходит это, как правило, тогда, когда лицо ошибочно полагает, что ничего ему за это (совершенное правонарушение) не будет. Самый низкий риск совершения правонарушения характерен для лиц с социальноактивным поведением Они совершают правонарушения лишь в исключительных случаях, чаще всего в состоянии аффекта, или когда ситуация складывается так, что у них просто не видят иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как совершить правонарушение.

Таковы, на наш взгляд, факторы и механизм формирования правосознания и правомерного поведения.

Список использованных источников

1. Гегель Г В.Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В С Нерсесянц; Авт вступ ст и примеч В. С. Нерсесянц. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

2. Гранат Н. Л. Правовое воспитание: понятие, методы и формы ее осуществления / Н. Л. Гранат // Общая теория права. Академический курс в 3-х т. Т 3. - М. , 2007,- С. 460-464.

4 Трудовой Кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч 1) - Ст 3 7

5 Столяренко Л Д Основы психологии: Практикум для студентов вузов /

Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 566 с.

6. Еникеев М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА-ИНФРА, 2000. - 624 с.

7 . Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Под ред. В. П. Коханов-ского - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 -511 с

8 . Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность / П М Рабинович - Львов: Вища шк Изд-во при Львов. ун-те, 1985. - 167 с.

9 Кант И Метафизика нравов // В кн: Кант И Основы метафизики нравствен-ности - М: Изд-во «Мысль», 1999,- С. 563-909.

10 Данилевский Н Я Россия и Европа / Н Я Данилевский - М: «Книга», 1991,- 576 с.

11 Исаев И А Сферы власти и круги закона: рождение иерархий / И А Исаев // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 10. - С. 4-20.

12. Петровская А. В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур / А. В. Петровская // История государства и права. - 2007. - № 4 . - С. 38-40.

13 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1996.- 472 с.

14. Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы / Н. И. Матузов // В кн.: Политология для юристов: Курс лекций / Под ред проф Н. И. Матузова и проф. А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - 774 с.

15. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербаков. - М. : Юридическая лит., 1986. - 192 с.

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества – опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что – зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.

Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии – грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё – объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств – эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка – энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Качества природы

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.


Изменение судьбы

«Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему».

Альберт Эйнштейн

Духовный мир – мир возвышенных отношений. Духовный прогресс – это прогресс отношений. Материальный мир – это пространство, в котором мы учимся возвышенным взаимоотношениям друг с другом. И именно возвышенным отношениям друг с другом, возвышенному бескорыстному отношению к миру нас учат здесь все законы Природы.

Поэтому восточная психология утверждает, что источником успеха во всех сферах жизни являются правильно выстроенные взаимоотношения.

Причиной хороших отношений является ваша культура.

Культура – это внешнее проявление вашего характера.

Характер формируется из привычек.

Ваши привычки - это следствие ваших поступков.

Поступки рождаются из мысли.

Мысли рождаются из желаний.

Желания тесно связаны с качествами.

Желания человека произрастают из системы его внутренних ценностей.

Очевидно, что завистливый, жадный, эгоистичный человек желает одного, а добрый - совсем другого. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми мы живем. Наши ценности и качества во многом зависят от круга нашего общения и от качества тех энергий, которые воздействуют на наше сознание. Контакт с качеством благости и общение со святыми людьми возвращают нам чистые и высокие ценности. Поместив себя в восходящие потоки качества благости и избегая нисходящих потоков страсти и невежества, человек будет постепенно мыслить, говорить и действовать на все более высоком духовном уровне, и вся его жизнь будет переходить на все новый, более качественный уровень.

Наши мысли рождаются из наших желаний, желания же зависят от нашего мировоззрения и устремлений. На самом глубинном уровне наше мировоззрение и устремления на 90% зависят от нашего соприкосновения с теми или иными качествами материальной природы: от того, когда мы ложимся спать и когда мы встаем; от того, какую пищу мы едим; от того, с кем и как мы общаемся; от того, с какой информацией мы соприкасаемся и т.д.

В действительности, наш духовный прогресс на 90% зависит не от нас самих, а от качества нашего общения, от того, с какими энергиями мы соприкасаемся. И только на 10% наш духовный прогресс зависит от наших собственных усилий или от нашего выбора.

У нас есть выбор – с кем нам общаться, в какое течение нырнуть, и сила течения сама принесет нас в определенное место. Не стоит недооценивать силу течений или качеств природы и переоценивать собственные силы. Например, если свежий хрустящий огурец поместить в банку с рассолом, то, как бы он ни пыжился, через несколько дней он станет соленым огурцом. Или если металлический прут поместить в огонь, то через некоторое время он сам приобретет свойства огня: будет светиться, обжигать и воспламенять предметы. Вопрос не в пруте и не в огурце, а в том, в какой среде они находились. Находясь в том или ином окружении, мы приобретаем соответствующие свойства и качества характера, в соответствии с которыми выстраивается последующая наша образовательная программа – судьба. Через дурное общение человек развивает в себе низкие типы стремлений, которые дают ему очень тяжелый характер. Тяжёлый характер – тяжелая судьба.

Подводя итог, можно сказать, что от нашего общения зависит наше мировоззрение, которое направляет в то или иное русло всю нашу судьбу. Три качества природы равномерно влияют на все живое в окружающем нас мире, но человеку дано право выбора: прогрессировать или деградировать, то есть, он может выбирать, под влиянием каких качеств ему находиться. Если вы не сделаете этот выбор сами, то его сделают за вас другие.


Три типа психики

Всегда интересно наблюдать подтверждение древних эзотерических знаний современной наукой. Это только лишний раз подтверждает их истинность и убеждает нас в том, что истинная религия и истинная наука не противоречат друг другу: Истину можно познать как с помощью нисходящего (откровение), так и с помощью восходящего (исследование) методов познания.

Давайте же посмотрим, как ученые обнаружили проявление трех качеств природы и к каким выводам они пришли в результате этого. В середине 80-х годов XX в. сотрудниками Института теплофизики СО АН был проделан «шуточный» эксперимент с муравьями, проторившими путь к чайному столику, где хранились печенье и сахар. На муравьиной тропе поставили «мины замедленного действия» – капли сладкого чая с добавлением этилового спирта. Эффект был потрясающим: муравьи «напивались» до такой степени, что уже не держались на своих шести ногах и теряли всякую ориентацию в пространстве. Но не это зрелище поразило экспериментаторов (такое они видели среди своих сограждан неоднократно). Их поразило то, что примерно 1/4 или 1/3 муравьев никакими усилиями нельзя было заставить попробовать хмельное пойло: они всячески упирались, когда их подталкивали к хмельной и сладкой капле, и тут же удирали, когда препятствие убиралось. Более того, они пытались спасать своих обезумевших собратьев, раздувшихся от «злоупотребления» коварным угощением. Обхватив передними лапами пьяного сородича, они пытались оттащить несчастного. «Ну, совсем как у людей!» – удивлялись экспериментаторы. Действительно, совсем как у людей!

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию: «…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25–30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…».

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики - когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерны страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики – тип воинствующего эгоиста, «супермэна», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики - «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью природы, готовый жертвовать своими временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист – антипод воинствующего эгоиста.

Три качества материальной природы – благость, страсть и невежество являются тонкими всепроникающими энергиями и всегда в том или ином соотношении присутствуют в сознании человека, но при определенном воздействии это соотношение может измениться, трансформируя поведение и психику человека.

Эта метафизическая наука хорошо известна руководителям тайного мирового правительства («получившим посвящение в ложах деструктивной направленности»), и они успешно используют это знание в своих целях, накачивая СМИ информационными потоками страсти и невежества с целью трансформации психики человека до управляемого животного уровня. Все это приводит и к пониманию природы наркозависимости: продажа и распространение алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению. Все, что я хочу сказать, это то, что человечество «опускают» на строго научной основе. Другое дело, что эта наука пока далеко не всем известна, поэтому моя цель – дать читателям правильное понимание происходящих процессов, а также необходимое знание, с помощью которого вы можете противостоять негативному информационному воздействию.

В современном мире именно СМИ направляют развитие нашей цивилизации в то или иное русло. Качество окружающего нас информационного поля незаметно, но верно изменяет и наше сознание, и всю нашу психику в целом. И за примерами ходить далеко не нужно: народы России ценила и поддерживали советскую власть потому, что она всячески пропагандировала альтруистический, человеческий тип психики, вдохновляя людей на бескорыстную помощь друг другу.

Яркими воспоминаниями моего детства являются наши пионерские мероприятия, уроки общественно-полезного труда в школе, шефство над детским садом и забота о природе. Когда мы жили на Урале, во время морозов мама часто просила меня посыпать песком обледеневшие дороги и вырубать топориком ступеньки в спуске к магазину, чтобы люди не падали. Больше всего я благодарен своим родителям именно за то, что они, как искренние советские граждане, привили мне вкус к бескорыстной помощи окружающим, а также за то, что они практически не употребляли спиртного.


Сила внутренней чистоты

«Меч всегда будет побежден духом».

Наполеон

Если посмотреть на ход развития Второй мировой войны, Франция капитулировала уже через неделю, Дания - через полтора дня после начала военных действий на их территории и т.д. И дело не в том, что немцев было больше, чем французов. Фактически, Гитлер с ходу захватил всю Европу только потому, что она была уже развращена потребительским отношением к жизни.

Когда человека интересуют только собственные удовольствия, то его не особо волнует, кто там захватил власть, лишь бы у него не отнимали его пиво, секс и телевизор (а тираны совсем и не собираются отнимать у людей их животные удовольствия – наоборот: они культивируют их). Под влиянием потребительского отношения к жизни человек предсказуем и воюет только тогда, когда ему выгодно, то есть за деньги. Саму суть наемных армий хорошо продемонстрировал один интересный репортаж во время недавних военных событий в Ираке: в один из дней американские солдаты отказались идти в атаку, потому что утром на завтрак не получили положенный по контракту апельсиновый сок и, к тому же, уже две недели им не выдавали туалетной бумаги! Если наемникам не создать хороших удобств и не заплатить, то они просто не будут сражаться. Гитлер хорошо стимулировал свою армию, поэтому он рассчитывал, что и Россию пройдет с танками до самого Урала максимум за два месяца. Но он просчитался.

В отличие от слабой и развращенной Европы, практически вся наша огромная страна встала на войну с фашизмом. Гитлер был в шоке, когда в донесениях с линии фронта слышал, что в России даже дети и старики бросаются под танки с гранатами с криком: «За Родину!». В других странах он с этим не сталкивался: там больше боялись не за Родину, а за свою шкуру. Русские же стояли не на жизнь, а на смерть. Защитники Брестской крепости, находясь уже в глубоком тылу противника, в полной изоляции и без каких-либо шансов на победу почти два месяца держали круговую оборону, пока не был убит последний солдат.

В Новороссийске не было ни одного квадратного сантиметра, не нашпигованного свинцом, и все же его защитники в нечеловеческих условиях сдерживали натиск противника.

Фашизм был остановлен именно высокой силой духа советского народа. Наши деды и прадеды, не задумываясь, отдавали жизнь ради блага будущих поколений. Ими двигала ВЫСОКАЯ ИДЕЯ.

Чем выше устремления человека, тем большей внутренней силой он обладает. Поэтому и говорится, что «чистота – это сила!». Или: «Наше дело – правое, (поэтому) мы победим!» Именно чистота помыслов и высокие нравственные устремления (человеческий психотип личности) являются главной отличительной чертой и источником силы российского народа, на уничтожение которых и направлен весь «План Даллеса» и массированная информационная пропаганда потребительского образа жизни.

Формирование нашего сознания происходит постоянно на протяжении всей нашей жизни. Физически сознание определяется структурой нейросети, которая реализуется на базе нейронов в совокупности составляющих наш мозг. Эта структура меняется под воздействием информационных потоков от органов чувств и в результате внутренней работы самого мозга.
Наша нейросеть постоянно учится: весовые коэффициенты синапсов постоянно изменяются. Это и есть процесс формирования сознания.
Так какие же факторы влияют на процесс обучения мозга?
Представляется следующее:
1. Информационные потоки от органов чувств
2. Мыслительные процессы
3. Эмоциональный фон
4. Биохимия мозга
Под фактором "биохимии мозга" (возможно термин не корректен) я понимаю то, что в зависимости от химического состава внутримозговой жидкости может меняться проводимость нервных волокон и соответсвенно меняются взаимосвязи между нейронами. При этом возможно изменение как скорости реакции нейронов, так и порогов их возбуждения, что в целом влияет на функционирование нейросети и соответственно на процесс ее обучения. Факт такого влияния не вызывает сомнения, что подтверждается результатами воздействия на человека психотропных препаратов и тем, что допустим при диагностике шизофринии соответствующий анализ является одним из основных.
Эмоциональный фон, на мой взгляд, представляет из себя повышение или понижение общего электропотенциала некоторых областей мозга. При этом даже слабые воздействия на эти области могут привести к превышению порога возбуждения и соответсвенно сокращению времени реакции нейронов и пр.
Мыслительные процессы - в представленном перечне, самая труднообъяснимая позиция. Себе я его представляю, как определенную зону возбуждения дрейфующую по сети и соответсвенно влияющую на состояние последней.
Информационные потоки от органов чувств напрямую создают потенциалы на входах нейросети. (Интересно - требуют ли наши "сенсоры" питания или работают на подобии фотодиодов являясь непосредственно испочниками электического тока)
Попробуем подвести итог: каким образом мы можем искусственно повлиять на формирование сознания человека:
1. Психотропными препаратами
2. Создание определенного "эмоционального фона". На днях мелькнула информация об эксперименте, когда искуственно повышали потенциал некоторых зон мозга. Это существенно влияло на способности человека. Испытуемые могли вспомнить на 20% больше слов, удовлетворяющих определенным критериям (на одну из букв алфавита)
3. Внутренний аутотренинг. Внутренний - определяет не применение внешних рецепторов. Решение задач про себя, обмумывание и пр.
4. Создание специфических информационных потоков. На самом деле под этим можно понимать как традиционное обучение, проходящее на сугубо сознательном уровне, так и различные подсознательные виды влияния. Очень показательным примером является использование 25 кадра в рекламных целях. При этом фактически проводилось обучение нейросетей (мозгов) зрителей в не зависимости от их желания.
Реклама, СМИ, процессы воспитания и образования - все это в чистом виде инструменты "программирования" людей.
Гипноз - это самый явный процесс программирования. В последнее время появилась модная аббривиатура - НЛП - нейролингвистическое программирование. Фактически - это вариант гипноза.
В гипнозе нет ничего сверхестественного. Гипнотизер формирует определенный информационный поток, который преобразуется в электрический потенциал, вызывающий возбуждение определенных зон мозга и закрепляет цепочки прохождения сигналов.
На Компуленте 05.12.2001г. был опубликован материал об эксперименте с живыми нейронами в ходе которого был зафиксирован процесс образования синапса под рядом последовательных стимулирующих нейрон импульсов. Соответсвенно, реально подав на сенсоры (глаза, уши) человека определенные информационных последовательности создать определенные связи между нейронами его мозга и таким образом повлиять на его сознание, что реально и происходило в случае с уже упомянутым эффектом 25 кадра.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.