Меню
Бесплатно
Главная  /  Nissan  /  Первые университеты в европе кратко. Как появились первые университеты в мире? Современный Дерптский университет

Первые университеты в европе кратко. Как появились первые университеты в мире? Современный Дерптский университет

  • Реферат - Основные направления математики. История математики (Реферат)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Век железа. Том 3 (Документ)
  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Всемирная история: Эпоха английской революции. Том 13 (Документ)
  • Иванушкина В.В., Трифонова Н.О., Бабаев Г.А. История России. Шпаргалки (Документ)
  • Реферат - История математики древнего Египта, Вавилона, Китая и Индии (Реферат)
  • Шпора по Истории градостроительства (Шпаргалка)
  • Реферат - Широкозахватная техника добычи угля. Этапы совершенствования (Реферат)
  • n1.doc

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Первые европейские университеты……………………………………5

    Глава 2. Первые университеты в России……………………………………….12

    Заключение……………………………………………………………………….16

    Приложение………………………………………………………………………17

    Список использованной литературы………………………………….………..19

    Введение

    Университеты (от лат. universitas – совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История университетов начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом средневековых городов, потребностями развивавшейся городской экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус университета, высшая медицинская в Салерно. В конце 12–13 вв. возникли университеты.: Парижский (1215) и в Моннелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанкский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, - Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.
    Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чертой являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете - 17.
    Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени - сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем - магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета-pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
    Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных наук.

    В данной работе ставится цель рассмотрения истории первых университетов.

    Глава 1. Первые европейские университеты

    Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании , в результате чего арабские университеты оказались на территории христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами» : грамматика , риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика , геометрия , музыка и астрономия (квадривиум).

    Первым православным высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Киево - Могилянская академия , датой основания которой считается 1615 год . В Китае учебным заведением, аналогичным университету, считается Академия Ханьлинь , открытая в VIII в.

    К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы . Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера ; университет поддерживает академические свободы , лаборатории и организует семинары . Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.

    Первые университеты, возникшие в XII веке - частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей - специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы - Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).

    Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

    Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары - студенты, от слова Schola - школа).

    В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

    Это были первые по времени университеты;

    На новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

    По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.

    По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. 2 Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

    Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:


    • брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права";

    • болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.
    Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

    Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

    В 13 веке возникает и Оксфордский университет. 3 Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

    Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. 4 В XIII веке возникает и масса других университетов:

    1220г. - университет в Монпелье(привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).

    1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).

    1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

    1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

    Много университетов появилось в 14-15 вв.:

    1347г. - Пражский.

    1364г. - Краковский.

    1365г. - Венский.

    1386г. - Гейдельбергский.

    1409г. - Лейпцигский.

    К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

    Глава 2. Первые университеты в России

    А.С.Пушкин называл первым русским университетом Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя если мы имеем дело с реальной жизнью, а не с метафорами, история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.

    Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию – последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17-го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась. 5

    Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 года, когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге. 6

    Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами. Поскольку своих кадров в России на тот момент не было, преподавателей приглашали из-за рубежа. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, семнадцать будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре – их набрали восемь человек.

    В России история университетского образования восходит к 1725, когда был учрежден Академический университет (при Академии наук); в 1766 он фактически закрылся «за отсутствием слушателей». 7

    Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной. Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.

    В апреле 1755 годапо плану М. В. Ломоносова состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением уже упомянутому Ломоносову и Шувалову. Для него было выбрано здание бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, на месте теперешнего Исторического музея. Лишь в конце 18-го века для Московского университета возведено здание на углу Большой Никитской и Моховой, перестроенные после пожара 1812 года. 8

    Декрет о создании университета был подписан императрицей Алексей Михайлович Аргамаков (1711-1757) - 1-м директором. 9

    Первоначально в этом учебном заведении было три факультета – юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии – для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты – и университетский суд.

    Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.

    Молодые преподаватели университета смело нарушили традицию, характерную для западноевропейских университетов, - вести преподавание на латинском языке. «Нет такой мысли, кою бы на российском языке изъяснить было не возможно», - говорил профессор Н.Н. Поповский, любимый ученик Ломоносова.

    Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.

    В 1802–1805 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский университет. Виленским университетом стала называться Главная школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высшее учебное заведение ещё с 16 в. Университеты удовлетворяли потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись учебными, научными и административными (в 1804–35) центрами учебных округов и осуществляли научно-методическое руководство всеми учебными заведениями округа. В 1816 возник Варшавский университет, в 1819 – Санкт-Петербургский на основе Главного педагогического института. В отличие от западно - европейских, в российских университетах, кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских факультетов. Большинство дворянских детей получало образование вне университета, в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогический деятельности. Правительство, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за счёт разночинцев .

    Заключение

    Итак, возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление и прочее. В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей.

    Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

    История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения.

    Развитие России в первой половине XVIII века, необходимость освоения достижений европейской науки вызвали потребность в большом количестве образованных людей

    Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому, что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.

    Приложение №1

    Здание Академии наук
    Приложение №2

    Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади.Гравюра нач. XIX века.

    Приложение №3

    Университет в Саламанке , основанный в 1218 г.
    Приложение №4

    Московский университет в 1820 году
    Приложение №5

    Оксфордский университет. Основан во вт. пол. XII века

    Список использованной литературы


    1. А. А. Васькин, М.Г. Гольдштадт Московский университет на Моховой. - Москва: Спутник +, 2004. - 69 с.

    2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. - 104с

    3. Копелевич Ю. Х. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-критические очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб: Дмитрий Буланин, 2003.- 156 с.

    4. Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: Обзор арх. док. СПб., 2001. Е. М. Балашов.

    3 См. приложение №5

    5 А. А. Васькин, М.Г. Гольдштадт Московский университет на Моховой. - Москва: Спутник +, 2004. - 39 с.

    6 См. приложение 1

    7 Копелевич Ю. Х. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-критические очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб: Дмитрий Буланин, 2003, с. 122

    Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200 г.), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224 г.), Оксфорде (1206 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.). Университеты учреждались и светской властью.

    Рождение и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени.

    Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся и соглашалась оплачивать труд профессора лишь при наличии такого минимума.

    Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей - канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.

    Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели мужчины разных возрастов и сословий из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильными. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или в другой город.

    Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, в Болонском и того больше - 17.

    Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. К концу XV в. Положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

    Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание мастера, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев.

    Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

    Большинство первых университетов имело несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Усиливалась специализация. Университеты славились преподаванием отдельных предметов: Парижский - теологии и философии, Оксфордский - канонического права. Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, Италии - римского права.

    От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Один-два раза в год устраивались диспуты о чем угодно (без жестко оговоренной темы). В этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы.

    Университеты постепенно отторгали схоластику, вырождавшуюся в науку пустых слов. В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную, бессодержательную философию. Научными штудиями схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: «Сколько чертей помещается на кончике иглы»; «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр.

    Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.


    Высокоученые средневековые мудрецы, такие, как Альберт Великий или Фома Аквинский, читали свои лекции студентам университетов. Но сами университеты тогда были еще внове - они стали возникать в Западной Европе только в XII-XIII вв.

    «Семь свободных искусств»

    В монастырских и церковных школах раннего средневековья изучали прежде всего «семь свободных искусств». Это набор учебных дисциплин, сложившийся еще на закате Римской империи. «Семь свободных искусств» делились на две группы предметов: тривиум (можно перевести с латыни приблизительно как «троепутье» и квадривиум - «четверопутье»).

    Ученик должен был сначала освоить тривиум, т. е. грамматику, диалектику и риторику. Грамматика прежде всего давала познания в чтении латыни: ученики зубрили алфавит, затем учили части речи и знакомились с некоторыми (не слишком многочисленными) сочинениями латинских авторов. Диалектикой называли дисциплину, подобную современной логике. Здесь ученики (школяры) учились строить доказательства и вести ученый спор - диспут. Риторика учила искусству стихосложения, составлению сочинений, знакомила с основами ораторского мастерства, начатками права.

    Тривиум был подготовкой к более сложному квадривиуму. Он начинался с арифметики и геометрии, а продолжался музыкой и астрономией. Эти предметы не похожи на современные учебные дисциплины с теми же названиями. Так, астрономия включала в себя немало сведений из астрологии, очень популярной в средние века (астрология пыталась проследить влияние планет и звезд на судьбы людей). Музыка была сложным теоретическим предметом о соотношениях различных интервалов и длительностей и напоминала скорее область математики, чем обычное музицирование.

    На квадривиуме обучение, как правило, заканчивалось, и лишь немногие, жаждавшие больших знаний, отправлялись учиться дальше в школы Парижа, Салерно или Болоньи, о которых уже говорилось.

    Первые университеты

    Именно в Болонье и Париже в XII в. возникли первые университеты, дававшие по тем временам блестящее образование. В XIII-XV вв. университетами «обзавелись» почти все страны Европы. Их основывали епископы и папы, короли и императоры, князья и города. Старейшими университетами в Англии были Оксфорд и Кембридж. (Известно, что Кембриджский университет начинался с обыкновенного сарая, в котором четыре учителя из Франции открыли свою школу.) В Италии помимо Болоньи славился Неаполитанский университет, основанный императором Фридрихом II. В христианской Испании самым большим почетом пользовался университет в Саламанке. В Священной Римской империи первые университеты появились в Чехии - в Праге (1348), затем в Австрии - в Вене (1365) и уж после этого собственно в Германии - в Гейдельберге, Кёльне и Эрфурте. Первый польский университет возник в Кракове в 1364 г.

    Сообщество магистров и школяров

    Слово «университет» происходит от латинского «университас» - общность. Университет - это сообщество учителей и учащихся. Оно во многом напоминало ремесленный цех. Подобно тому как во главе цеха стояли мастера, университет возглавляли учителя - магистры. Университет получал от своих основателей разные привилегии и потом свято берег и отстаивал их. Пользуясь большой самостоятельностью, университет часто был неподвластен местным властям. И если с ними вдруг возникали серьезные разногласия, то и магистры и школяры в знак протеста уходили в другое место. Обычно спустя некоторое время их с извинениями просили вернуться назад: ведь свой университет - честь для любого города.

    На лекции известных преподавателей собирались школяры со всех концов Европы. В Париже иногда было до 30 тыс. студентов одновременно. Вся жизнь студентов определялась землячествами - сообществами школяров одного происхождения. Везучим студентам удавалось устроиться в коллегии - подобие современных общежитий. Название одной из древнейших парижских коллегий - Сорбонны перешло со временем на весь парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям - колледжам (в Англии) и коллежам (во Франции).

    Преподавание велось по факультетам, во главе каждого из которых стоял декан, а во главе всего «сообщества» - выборный ректор или назначенный властями канцлер. В Парижском университете было четыре факультета: один низший - подготовительный и три высших. На низшем изучались «семь свободных искусств». Искусства по-латыни - «артес», поэтому факультет часто называли артистическим, а его студентов - артистами. Конечно, эти артисты не имели никакого отношения к театру. Проучившись несколько лет на факультете искусств, школяр мог рискнуть сдать экзамен на первую ученую степень - бакалавра. Бакалавр чем-то напоминал подмастерье в ремесленном цехе: он продолжал учиться, но понемногу уже начинал и сам преподавать. Бакалавр, полностью закончивший обучение на артистическом факультете, мог сдавать более сложный экзамен - на звание магистра свободных искусств. Только магистрам свободных искусств разрешалось стать студентами на одном из трех высших факультетов: богословском (самом знаменитом в Париже), юридическом или медицинском. На каждом из них также можно было сначала стать бакалавром, а в случае успешного завершения образования получить высшую степень доктора. Доктор богословия, доктор обоих прав (канонического, т. е. церковного, и гражданского) и доктор медицины были самыми авторитетными людьми в ученом мире средневековой Европы.

    Школяры. Ваганты

    Жизнь университета была богата пышными церемониями, торжественными диспутами между учеными мужами, красочными процессиями по праздничным дням.

    Шумные пирушки буйных ватаг школяров тоже были характерной чертой средневековых университетов. Среди студентов, особенно на старших факультетах, хватало солидных самостоятельных людей. Но большинство «артистов» - это молодежь, к тому же далеко не всегда хорошо обеспеченная. Многие из них, как могли, подрабатывали, но чаще всего выпрашивали милостыню, а то и грабили по ночам мирных обывателей. Случались кровавые стычки между студентами и горожанами. Поводом одной из самых серьезных послужило то, что школяры «нашли вино в трактире превосходным, но счет, предъявленный им за выпитое вино, слишком высоким».

    Как правило, все школяры - и драчуны, и тихони - очень любили свой университет, который называли «ласковой матерью» (по-латыни - «альма матер»). До сих пор студенты всего мира поют свой гимн, сложенный средневековыми школярами. Он начинается со слов: «Так давайте радоваться!» (по-латыни - «Гаудеамус игитур!»).

    Многие школяры переходили из города в город, чтобы слушать лекции разных знаменитостей. Жажда знаний гнала их из Сала-манки в Париж, из Парижа в Неаполь, из Неаполя в Оксфорд... С парой книг и краюхой хлеба в котомке они брели по дорогам Европы. Таких студентов-странников называли ваганты (по-латыни - «бродящие»). Кто-то из вагантов добивался в конце концов высших ученых званий, но сколько было среди них неудачников, так никогда и не ставших даже бакалаврами!

    Многие из полузнаек-вагантов оказались прекрасными поэтами. До нас дошло немало студенческих песенок и стишков тех времен, когда на парижской кафедре читая лекции Фома Аквинский. Среди этих произведений есть и лирика, и злая сатира, и даже не вполне приличные вирши. Но в остроумии и одаренности их авторам, часто безымянным, отказать нельзя.

    Из постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ (1215)

    Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал по крайней мере в течение шести лет всех основных книг.

    Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее в течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменатором. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком.

    Когда кто-нибудь подготовился к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа...

    Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике... Никто не должен читать по книгам Аристотеля «Метафизика» и по философии природы или читать «Суммы...» по этим книгам...

    Никто не должен устраивать пирушек... на собраниях магистров и диспутах мальчиков и юношей. Но каждый может приглашать к себе друзей и сотоварищей, так чтобы их не было очень много. Подношения одежды или других вещей, как это повелось, или даже больше, мы всячески поощряем, особенно в отношении бедных.

    Никто из магистров, обучающих свободным искусствам, не должен иметь больше одной мантии черного цвета и спускающейся до пят... Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками...

    Если умрет магистр искусств или богословия, все магистры должны бодрствовать всю ночь. Каждый из них сам лично читает Псалтирь или обеспечивает другим способом ее чтение. Каждый должен присутствовать в церкви, где до полуночи или большую часть ночи идет служба, если только этому не помешает серьезная причина. В день погребения не должно быть лекций и диспутов...

    Каждый магистр должен иметь право суда в отношении своих учеников...

    Никто не получает разрешения учить от канцлера или другого лица за деньги, или путем обещания, или путем какого-либо другого соглашения...

    В отношении богословов мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать богословию, если он не достиг тридцати пяти лет, не обучался в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг...

    Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

    Из стихов вагантов Нищий студент Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Не для суетной тщеты, не для развлеченья - из-за горькой нищеты бросил я ученье. На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса. К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает. Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану. А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб Господь тебе в раю подыскал местечко. * * * Я с тобой, ты со мной, жизнью станем жить одной. Заперта в моем ты сердце, потерял я ключ от дверцы, так что помни: хошь не хошь, а на волю не уйдешь! * * * Без возлюбленной бутылки тяжесть чувствую в затылке. Без любезного винца я тоскливей мертвеца. Но когда я пьян мертвецки, веселюсь по-молодецки и, горланя во хмелю, Бога истово хвалю! Доброе старое время Вершина знаний, мысли цвет - Таким был университет. А нынче, волею судеб, он превращается в вертеп. Гуляют, бражничают, жрут, книг сроду в руки не берут, для шалопая-школяра ученье - вроде бы игра. В былые дни такой пострел всю жизнь над книжками потел, И обучался он - учти - до девяноста лет почти. Ну, а теперь, за десять лет кончают университет и в жизнь выходят потому, не научившись ничему! При этом наглости у них хватает поучать других. Нет! Прочь гоните от дверей таких слепых поводырей. Неоперившихся птенцов пускают наставлять юнцов! Барашек, мантию надев, решил, что он ученый лев!... Ужель блаженный Августин погряз в гнуснейшей из трясин? Неужто мудрость всех веков свелась к распутству кабаков?! То гордый дух былых времен распят, осмеян, искажен. Здесь бредни мудростью слывут, а мудрость глупостью зовут! С каких же, объясните, пор, ученье - блажь, прилежность - вздор Но если названное - тлен, что вы предложите взамен? Эх, молодые господа, побойтесь Страшного суда! Прощенья станете просить - да кто захочет вас простить?! 

    В каком году был открыт первый университет, Вы узнаете из этой статьи.

    Где был открыт первый университет?

    Образование играет очень важную роль в жизни каждого человека. Первые университеты были открыты именно с этой целью. Учебные заведения имеют долгую историю.

    Старейшие университеты Европи:

    1. итальянский Болонский университет, открытый в 1088 году,
    2. английский Оксфордский университет, открытый в 1100 году (на фото),
    3. английский Кембриджский университет, открытый в 1200 году,
    4. французский Монпельеский университет, открытый в 1220 году.
    5. германский Хайдельбергский университет, открытый в 1386 году,
    6. американский Гарвардский университет, открытый в 1636 году,
    7. японский Рюгеский университет, открытый в 1639 году
    8. Токийский университет, открытый в 1877 году.

    Но первый университет в мире был основан в 372 году в государстве Когуре . Он носил название «Тхэхак» или «Кендан». В 992 году был открыт государственный вуз «Кугчжагам», в котором обучали ученых и феодальных чиновников. Сегодня он известен как университет легкой промышленности.

    Когда открыли первый университет в Европе?

    В Константинополе в 425 году открыли первое высшее учебное заведение. Но статус первого университета он получил в 848 году.

    Также интересный факт, что в 859 году в Марокко основали университет Аль-Караун, который непрерывно действует с этого года и до сегодня.

    Когда открыли первый университет в России?

    Первый университет в России был открыт 12 января 1755 года по Указу императрицы Елизаветы . Он назывался Московский университет. Интересно, что его открыли в день святой Татьяны, поэтому современные студенты считают ее своей покровительницей и отмечают этот день как день студента. Для университета выделили здание Аптекарского дома, которое расположилось около Красной площади рядом с Воскресенскими воротами. Основателем Московского университета является известный ученый