Меню
Бесплатно
Главная  /  Hyundai  /  Истории и байки от дальнобойщиков. История дальнобойщика: один день из жизни водителя Реальные истории дальнобойщиков

Истории и байки от дальнобойщиков. История дальнобойщика: один день из жизни водителя Реальные истории дальнобойщиков

Что самое принципиальное в работе водителя-дальнобойщика? Познание правил движения и умение днями не выпускать из рук баранку? Ничего подобного! Главное – быть готовым к хоть каким неожиданностям и уметь использовать их с выгодой себе. Внесла нас как-то посреди 90-х годов судьба в Омск. Нас – это меня, моего напарника Кольку и наш «Камаз Иваныч», как мы его время от времени называли. В Омске нас околпачили: привезли груз, сбросили на некий склад в промзоне, владелец сел в машину,кликнул: «Поехали за мной на фирму – расчет получать!». Только мы километра три отъехали, он по газам – и как через землю провалился! Потыркались, помыкались – не смогли отыскать.

Написали табличку «Пустой», как положено, встали около какого-то рынка, сидим,семена грызем,животиками друг на друга урчим. Колька газет набрал бесплатных, забрал мелочь последнюю, по телефону диспетчерам звонит.

Катимся для себя стремительно, но аккуратненько – все-же живой груз в кузове везем, ну и владелец срок обмолвил – за двое суток, не больше, доставить. Малость от Омска отъехали – гаишник на дороге! Вышел Колян с целой кучей бумаг к нему: затратная на груз, как положено (это мы сами для себя выписали), путной лист (тоже сами сделали), документы на машину (это нам в ГАИ выдали), и справку от ветеринарного врача – это нам цыган отдал на всякий случай. Ну, к документам на машину у гаишника вопросов не появилось, к затратной и путному листу – тоже, а вот к ветеринарной справке он вдруг чего-то докопался: и печать не такая круглая, и почерк не разборчивый, и фамилия у ветеринарного врача лошадиная, прям как у Чехова – Овсов. Мы его и так, и этак ломаем – нет,уперся, как баран: «Я вашу машину ареста вываю, и будем инспектировать все конкретно – что за жеребцы и куда вы их везете!».

Здесь Колян как-то так хитро извернулся и гласит таким приличным баском: Товарищ инспектор! Давайте к кузову пройдем.

И здесь в один момент мужчина некий возникает. Цыган. И гласит, дескать, ребята, так и так – нужно 2-ух жеребцов перевезти в Москву. Кое-где под Омском конезавод есть, и вот он для себя прикупил. Ну,ясное дело: цыган без лошадки – как без крыльев птица! А нам – хоть черта лысого уже грузи, так как два денька на одних семечках сидим. Сел он к нам в кабину,поехали куда-то за город, в какую-то деревню. На последней соляре фактически. Днем пробудились, пошли глядеть – что нам там за груз приготовили.

А там,правда -две лошадки, темная и белоснежная! Прекрасные! Хотя, может, это и жеребцы были… И цыган здесь с ними. Колька ушел по стоимости торговаться, а я пока этих жеребцов посодействовал в кузов завести. Дали нам с собой сена,корыто вам покажу все как есть! Полюбуйтесь! То, что вы на данный момент видите – до вас никто никогда не лицезрел!

Да чем здесь любоваться-то, – стоит на собственном гаишник. – Конокрады вас наняли, а вы и рады! Статья вам за это уголовная положена!

Это,меж иным,не обыкновенные лошадки! – вдруг взъерепенился Николай Петрович. – Вы,товарищ инспектор,кинофильм про парад Победы в кино хоть раз лицезрели? Там маршал Буденный у маршала Жукова парад на чем воспринимает? На жеребце! У Буденного – белоснежный жеребец, а у Жукова – темный! Помните?

– Ну, что-то такое напоминаю,- видно, как у инспектора в голове шарики за роликами шевелиться начали.

Так вот! Хоть и нельзя го-ворить, но вы человек муниципальный. Вам скажу! Вот это белоснежная – лошадка Буденного! А темная – Жукова. Тогда как вышло: после парада Победы эти лошадки в специальной конной части жили, под Москвой. А позже, когда на Жукова и Буденного гонения начались, культ личности Сталина, их сюда, в Сибирь, надежные люди выслали! Чтоб под жаркую руку никто с ними не расправился! Но данные на этих жеребцов в музее Вооруженных Сил,который на Красноватой площади стоит, все эти годы хранились. И сейчас решили, нужно привезти этих лошадок назад,в Москву! Ну, понятно, что сами-то лошадки не дожили, но это – их прямые потомки! И сейчас, когда у нас последующий Денек Победы будут 9 мая праздновать – парад будут на этих жеребцах принимать! Чтоб все по традиции вышло! Только товарищ капитан, – Николай Петрович глас снизил. – Нельзя про это никому гласить! Вы же видите, на данный момент время какое! За этих жеребцов хоть какой собиратель миллион баксов, не смотря, выложит! Поэтому и везем их инкогнито! Сами задумайтесь – ну чего ради 2-ух каких-либо обыденных кобыл тащить из Сибири аж в Москву? Стали бы мы свою машину из-за этого марать?

Не знаю, что там гаишник поразмыслил,только дал все документы и рукою махнул – дескать, двигайте. Наверняка, решил – чего с слабоумными связываться?

Апельсинный рай

Едем мы далее, и только к последующему посту ГАИ подъезжаем – другой гаишник нам жезлом машет. Притормаживаем, а он – с места в карьер: «Это вы тем самые ребята, которые лошадка Буденного на парад в Москву везут?». Пока я задумывался,что ему ответить, Колька – ну, Николай Петрович другими словами – так наездом у него спрашивает: «А вы по какому праву закрытой информацией пользуетесь?». Сержант, видимо, такового не ждал, так как зачастил как-то невпопад: «Не, ну мы с ребятами решили – может, вам сено нужно? У нас рядом поле, так мы из стога набрали малость – для лошадок ваших! Возьмете сено?» Выбегают из кустов еще два гаишника,тащат благопристойную такую охапку в руках – видимо, сколько из стога смогли, столько и вынули.

Только мы до последующего поста доезжаем – снова гаишник жезлом машет! «Водители, – орет. – Мы здесь вашим жеребцам яблочек запасли!» – и тащит целый ящик яблок! Помахали мы гаишнику ручкой – и далее, на Москву! Солнце греет, музыка играет, мы с жеребцами яблоки грызем – краса!

А у ГАИ связь-то своя работает! К следующему посту ГИБДД подъезжаем – там нам снова яблоки предлагают! А Николай Петрович уже глядеть на их не может – пол- ящика-то мы с ним умяли! «Не, гласит, уже хватит! По другому у жеребцов диатез разовьется!». Здесь 2-ой гаишник подходит и глядит на настакжалобно: «А бананы можно?» В общем, затарились мы к тому же бананами. На последующем посту та же история, только там нарушитель апельсины вез. И, видимо, очень нарушил – нам аж два ящика в кабину поставили: по ящику на жеребца!

«Лекарство» против рахита

Вообщем краса – едем,как в раю: бананы,яблоки,апельсины…Но вот змея-натура: после всего этого радостного сада мне мяса захотелось! Произнес об этом Коляну – он ржет: «Сейчас все устроим!».

Мы уже кое-где за Челябинском едем, горы Уральские проезжаем.Там пост ГАИ, а за ним – прилавки торговые тянутся. И пахнет разной вкуснотищей! Гаишникам видимо, передали про нас, машину узрели, сходу к нам: «Покажите, нам, пожалуйста, лошадка Жукова и жеребца Буденного!». А Колян к ним навстречу: «Здравствуйте, товарищи! Скажите – а у вас жир есть?» – «Какой жир?» – «Да рыбьего жира нам с собой должны были дать: жеребцам нужно в денек по литру, чтоб у их рахит не развился». – «Нету нас рыбьего жира – извините, не подготовились! Может, поменять чем можно?». Ну, Колян здесь позу задумчивую принял, и рассуждать принялся: «Рыбий жир – он тяжело подмене поддается.

Только если сало какое-нибудь низкохолестериновое! Другими словами сало должно быть нежирным! Как в шашлыке, к примеру. Думаю, что в порядке исключения можно жеребцам сейчас дать по два шашлыка совместно 1-го литра рыбьего жира!» Старший здесь же цыкнул: «Сидоров! Четыре шашлыка двум жеребцам нужно! И еще по два – провождающим! Давай,дуй к шашлычнику Абаю, скажешь ему – шашлыки на пост, для почетаемых людей! Пусть отличные изберет – и сала чтоб было малость!» В общем, уехали мы с мясом!

На последующий денек мы опять как повелители ехали! Яблоками нас завал либо,сена – желали целый стог в кузов запихать, еле отбились.Опилки нам свежайшие привезли. Ну,а нарушители чего только не возят: и киви у нас появились, и ананасы, и сахаром завалили,а на каком- то посту со словами: «Это вам чтоб за жеребцами ухаживать!» пару джинсов нам в кабину закинули и футболки с надписью «I hate cops!» – рожа там небритая нарисована.

«От братвы!»

Последнее приключение уже км за 100 до Москвы случилось: догоняет на трассе внедорожник, и начинает моргать фонарями, как гирлянда на новогодней елке, придавил нас к обочине. Тормознули. Из внедорожника выходят три жлоба здоровых: «Это вы жеребцов для Буденного и маршала Жукова на Парад Победы везете?». Ну, Колян так несмело из кабины гласит: «Мы!»-«Показывай!». Мужчины поглядели, языками поцокали, рафинадом угостили. «Держи,- молвят,- от братвы! – и суют Коляну картонный пакет. – Скажете в музее – чтоб все на жеребцов истратили, до последней копейки! Поэтому как красоту такую нужно сберегать!» Не помню уже, сколько там средств было, но Колян гласит – мы все свои утраты в Омске сразу окупили.
А здесь и Подмосковье уже началось. Нас цыган предупредил, что он через двое суток перед заездом на МКАД встречать будет. Подъезжаем – он стоит. В кузов заглянул, в кабину – вроде бы невзначай. Не знаю, что поразмыслил, у нас там пищи – на два эскадрона хватит: сахар,киви,бананы с апельсинами,даже бутылка виски – это вроде Николай Петрович на каком-то посту ДПС разъяснял, что сено без виски – не в жеребца корм… Жеребцов вывели, цыган с нами рассчитался…

Длительно еще эту поездку вспоминали – пока сахар не кончился. И это уже позже я прочел, что не было на том Параде Победы Буденного – там Рокоссовский и Жуков командовали. Но мы об этом никому говорить не станем пусть все задумываются, что живет кое-где в музее Вооруженных Сил в Москве лошадка Михал Семеныча Буденного! И если ее нужно будет назад в Сибирь перевезти – мы всегда готовы!

Миша Щеглов, журнальчик “Грузовоз”

Среди водителей ходит немало историй, повествующих об опасностях российских дорог. Дальнобойщикам посвящается дальнейший рассказ об их непростой профессии.

Жизнь водителей сопровождается множеством трудностей. Разбитое дорожное полотно, огромные пробки, взятки полицейским и «отчисления» бандитским группировкам встречаются на каждом шагу. Тем не менее, дальнобойщиками стремятся стать все больше водителей. Кризис 2008 года вынудил сесть за руль людей, далеких от «дорожной романтики». Сегодня большегрузными автомобилями все чаще управляют приезжие из Ближнего Зарубежья.

«Блог диспетчера грузоперевозок» взял интервью у дальнобойщика с многолетним стажем Андрея Иванова. Водитель рассказал о опасностях которые таят в себе российские дороги .

«Дилетант» за рулем

Когда в школе требовалось написать сочинение о будущей профессии, - делится воспоминаниями Андрей. – Я всегда писал, что хочу работать водителем-дальнобойщиком . Мой отец много лет отдал этой героической профессии, проехав за это время практически всю Россию. Он успел побывать в Мурманской области, когда там и дорог-то почти не было.

Водительский стаж нашего собеседника составляет больше 35 лет. Сначала он крутил баранку старенького «ЗИЛа 164», а затем пересел на «ГАЗ 52», который ему передал отец.

Андрей говорит об отцовском автомобиле с особой теплотой. Именно на нем, он совершил свою первую длительную (600 км) поездку из Ленинграда в Ригу. А сейчас водитель управляет «Сканией».

Сегодня на дороге осталось совсем немного таких опытных водителей, как Иванов. После того, как в 2001 году на экраны вышел сериал «Дальнобойщики», множество новых людей стремилось в эту профессию. Причем, большинство из них слабо представляло, с чем им придется столкнуться.

По словам Андрея, люди, посмотревшие сериал, решили, что . Главные герои картины постоянно отдыхают в гостиницах или небольших мотелях. На самом же деле, реальность далека от кино. Настоящим дальнобойщикам приходится ночевать прямо в своих автомобилях. Водителю повезло, если он управляет американским грузовиком, считающимся наиболее удобным и вместительным. А что делать тем, кто крутит руль «МАЗа» или другого мало комфортного автомобиля? Дальнобойщикам приходится мыться в речках или озерах, так как душ на трассе – это большая редкость . Андрей считает, что создателям сериала не мешало сначала поговорить с настоящими дальнобойщиками, а только потом приниматься за съемки сериала.

Кризис 2008 года привел к тому, что дальнобойщиками стало множество новых людей. Сотрудники офисов, преподаватели, врачи и бизнесмены были вынуждены покинуть свою профессию и сесть за баранку грузовика. А немного погодя дорога «заполнилась» и приезжими из Средней Азии.

Андрей считает, что сегодня гастарбайтеры уже почти не водят маршрутки. Теперь они уже участвуют в международных перевозках. В российской столице существует автотранспортная компания, сотрудниками которой одно время могли стать только мигранты. Приехавшие в Россию на заработки, они готовы работать за очень малые деньги. По мнению нашего собеседника, качество их вождения оставляет желать лучшего. Сегодня ходят разговоры, что в скором времени каждый выходец из Средней Азии должен будет обязательно иметь российское водительское удостоверение. Вот только, выйдет ли из этого толк, или все опять закончится взятками сотрудникам ГИБДД, неизвестно.

«Финская» трасса – самая лучшая в России

Помимо выходцев из Ближнего Зарубежья дальнобойщиками в России стали и женщины. По словам Андрея, дамы на Западе часто водят огромные фуры. Не так давно ему удалось увидеть на трассе хрупкую блондинку, крутящую баранку нового «Вольво». Автомобиль был окрашен в красный цвет и имел польские или финские номера. Девушка так лихо обгоняла впереди идущую машину, что наш собеседник не мог на нее насмотреться. Конечно, европейские дороги более приспособлены для женского вождения. Они оборудованы комфортными парковками, туалетами и душем. А в случае поломки автомобиля один звонок в сервисную службу способен решить все проблемы. А вот российские дороги вряд ли приспособлены для женского вождения. Не каждая женщина способна поменять на трассе пробитое колесо. Разбитое дорожное полотно не приспособлено для женского труда.

И действительно, в России мало хороших дорог. Одной из них считается трасса М4 «Дон», которую отремонтировали к началу сочинской Олимпиады. В этот же список можно включить дорогу на российско-белорусской границе и часть трассы, соединяющей Петербург и Выборг. Андрей говорит, что дорогу от Петербурга до Выборга строили как российские, так и финские строители. К сожалению, результат работы местных «специалистов» не идет ни в какое сравнение с финским результатом. Часть трассы, сделанная руками финских строителей, считается самой лучшей российской дорогой.

Магнитогорск и Челябинск – самые опасные участки пути

Истории дальнобойщиков пестрят множеством ужасных подробностей о бандитских нападениях на водителей. В 90-е годы практически каждый дальнобойщик должен был платить определенный оброк криминальным группировкам. Водители, заплатившие дань, получали что-то наподобие пропуска или чека. Они должны были показать эту бумагу другим бандитам, «крышующим» следующий участок пути. Только после этого, они могли продолжить свой путь.

Иванов с сожалением отмечает, что некоторые признаки свидетельствуют о возвращении тех «смутных» времен. Бандиты, получившие в 90-е тюремные сроки, вышли на свободу и снова принялись за свое «черное» дело. Правда, теперь обходится без бумажек. Зато, эти ребята начали регулярно вскрывать кабины, сливать топливо и воровать груз. Однажды Андрей оставил свой автомобиль на петербургской парковке. Он рассказывает, что проснулся от холода и обнаружил, что из машины пропали деньги и ноутбук. Наш собеседник не смог проснуться из-за того, что в кабину кто-то брызнул эфирным газом.

Случаются и простые поборы. Чаще всего, они происходят в темноте. К автомобилю подходят несколько человек и «вежливо просят» водителя, что ему придется заплатить. Они сообщают, что собирают деньги с каждого проезжающего для того, чтобы помогать «сидельцам» в тюрьме. Обычно, дальнобойщики не рискуют спорить и отдают бандитам требуемую 1000 рублей. Водители понимают, что лишний спор может привести к еще большим проблемам : их машину могут разбить, и на ремонт придется потратить еще больше денег. К сожалению, подобные случаи могут произойти даже на платных парковках, которые считаются наиболее безопасными. Но больше всего бандитских нападений случается в пригородах Магнитогорска и Челябинска. Большинство водителей не рискуют ездить туда в одиночку.

Бандитские поборы привели к тому, что в этих городах расцвел новый прибыльный бизнес – организация сопровождения водителей . В специальной фирме за определенную плату дальнобойщик может получить клубную наклейку и визитку, подтверждающую защиту ее обладателя. Надо сказать, что эта услуга обходится водителям не намного дешевле, чем бандитские поборы.

Честная полиция Карелии

Страдают дальнобойщики и от наркоманов. Конечно, с ними легче справиться, чем с бандитами, но и они могут принести немало вреда. Андрей объясняет, что каждый европейский грузовик оснащен дизельным двигателем с интеркулером (охлаждающей воздушной системой). Такое оборудование стоит очень больших денег. Интеркулер расположен возле радиатора и находится в зоне доступа. Обиженный наркоман может проткнуть его простым металлическим прутом.

Российские полицейские вызывают мало доверия у большинства дальнобойщиков . Во-первых, на оформление всех заявлений может уйти практически сутки. Затем, дальнобойщик должен будет явиться в суд. А если водитель живет в Петербурге, а обокрали его, например, в Челябинске… Ему придется потерять немало рабочего времени, а значит, и прибыли.

Кроме того, как утверждает Андрей, полицейские часто «отмахиваются» от заявлений дальнобойщиков. Они начинают жаловаться водителям на множество серьезных нераскрытых дел, которые, по их мнению, намного важнее обычной кражи. Однажды, нашего собеседника даже обвинили в том, что он потратил деньги на свои нужды, а в полицию обратился, чтобы оправдать себя в глазах руководства. Андрей рассказывает, что из всех полицейских, которых он встречал на своем пути, самыми честными и не берущими взятками оказались сотрудники карельской полиции . Может быть, на них влияет близость к законопослушной Финляндии. Именно поэтому, большинству водителей приходится самим решать проблемы с бандитами и наркоманами.

Андрей с сожалением отмечает, что дальнобойщики никому не нужны. Это видно даже в отношении простых водителей. Они стараются поставить себя выше дальнобойщиков: подрезают и не пропускают их на дорогах. Видимо они забывают, что большегрузные машины везут технику и запчасти, необходимые для них же самих. Иванов сравнивает эту ситуацию с отношением к дальнобойщикам в Европе. Там человек на грузовике считается значимой персоной . Европейские водители понимают, что железная дорога находится не в каждом населенном пункте, поэтому большинство грузоперевозок происходит на автомобилях.

Свои разногласия есть и среди коллег-дальнобойщиков. Наш собеседник говорит, что сегодня шоферское «братство» встречается все реже. Раньше, при любой поломке автомобиля дальнобойщик сразу же получал помощь от проезжающих мимо коллег. Сегодня даже просьба о запасном домкрате может вызвать отказ. Как бы это горько не звучало, но современных дальнобойщиков объединяет только стремление к большим заработкам.

Соревнования со смертью

Желание финансового благополучия толкает некоторых дальнобойщиков на 15-16 часовое вождение. Андрей говорит, что состояние человека, который провел за рулем 12 часов, равноценно тому, что он выпил 100 грамм водки. Поэтому, на российских дорогах можно встретить немало водителей, которые крутят баранку «на автопилоте». Это происходит еще и с попустительства владельцев автотранспортных фирм. Конечно, они лучше возьмут на работу человека, способного доехать до Екатеринбурга за двое, а не за четверо суток. Но чем это может закончиться, их мало интересует. Автомобиль застрахован, поэтому, в случае аварии его владелец получит свои деньги. А человек… Вряд ли кого из автовладельцев заботит жизнь водителя. Иванов вспоминает, что по молодости тоже старался проехать как можно больше часов, пока однажды не уснул за рулем и не выехал на встречную полосу. В тот раз все обошлось благополучно, но полученный опыт Андрей запомнил на всю жизнь.

Однажды с дальнобойщиком произошел случай, который он не любит вспоминать. Практически год он встречал на обочине одной из дорог Тюменской области странную женщину в черном капюшоне и с косой в руках. А потом она пропала. Андрей до сих пор считает, что это была сама смерть.

Видео: опасности работы дальнобойщиком

Существует определенная категория людей, для которых дорога является главным смыслом их жизни. Отец Данила Зазыбина был дальнобойщиком. С детских лет мальчик мечтал походить на него, и также колесить по дорогам России и всего мира. Его завораживали четкие разделительные линии, блестящее покрытие асфальта, череда городов и сел, мелькающих за стеклом автомобиля. Мечта Данила сбылась, и в 1999 году он стал водителем международных перевозок.

У Данила Зазыбина ненормированный рабочий день: он может начаться и в 5, и в 14 часов дня. Начало смены зависит от того, как поздно закончился предыдущий рейс. Нередко случается и такое, что работать приходится ночью, а отдыхать – днем.

Кабина грузовика оснащена тахографом – специальным прибором, при помощи которого транспортная инспекция следит за соблюдением трудового режима и отдыха водителей. Дальнобойщики имеют право работать не более 9 часов в сутки. После этого они должны обязательно отдыхать.

По словам Данила, европейские инспекторы очень строго следят за соблюдением трудовых норм. При выявлении нарушений они могут оштрафовать на несколько тысяч евро. На территории России еще нет столь строгого контроля. Система начала развиваться только с этого года, но еще не все автомобили оснащены необходимым оборудованием.

Данил ездит на белом грузовом тягаче ДАФ немецкого производства. Вес машины превышает 17 тонн, а ее длина равна 17 метрам. Не смотря на огромные габариты фуры, водитель говорит, что она довольна проста в управлении. К ней просто нужно привыкнуть.

У Данила Зазыбина нет времени на долгие разговоры. Дальнобойщику нужно отправляться в путь, ведь за сегодняшнюю ночь он планирует пересечь Белоруссию. В дневное время, когда воздух прогревается больше, чем на 25 градусов, движение большегрузных машин запрещено по дорогам этой страны. Тем более, мало кому доставит удовольствие долгая стоянка на раскаленном асфальте.

Дальнобойщики из России - мастера на все руки

Не торопясь крутя руль, Данил Зазыбин рассказывает, что в прежние времена дальнобойщикам часто приходилось самим устранять различные неполадки своего автомобиля. Европейцы считали российских водителей дальнобойщиков мастерами на все руки. Они могли заменить не только колеса или тормозные накладки, но и выполнить серьезный ремонт двигателя. Но сегодняшнее оснащение современных автомобилей не «располагает» к самостоятельному устранению неполадок: при любой серьезной поломке приходится обращаться в сервис.

В автомобиле Данила установлена рация, из которой слышны мужские голоса. Другие водители с азартом «перемываю косточки» чьей-то теще.

Данил поясняет, что все фуры оснащены рациями, настроенными на одну волну. Они помогают водителям при возникновении непредвиденных ситуаций. С помощью рации дальнобойщики могут обсудить дорожную ситуацию или просто поговорить на любую интересующую их тему. Стоит задать в рацию какой-либо вопрос, и разговор завязывается сам собой.

Комфорт и удобство современных большегрузов

Современные грузовые автомобили во многом отличаются от своих предшественников. Сегодня их, по праву, можно назвать домами на колесах. Кабина настолько высокая, что позволяет водителю стоять в полный рост. Здесь же, за водительским сиденьем, расположено удобное спальное место с одеялом, матрасом и подушкой. А если его убрать, то можно увидеть походную кухню с холодильником и плитой.

Стоит сказать, что кабина автомобиля, на котором ездит Данил Зазыбин, не украшена различными мелкими предметами, столь часто встречающимися в торпедах большегрузов. Водитель считает, что они мешают нормальному обзору, поэтому в его машине установлена только иконка.

Подходит время обеденного перерыва, который, обычно, длится 45 минут. Если выбирать между походом в кафе и принятием пищи в машине, то большинство дальнобойщиков остановится на втором варианте. Время вполне позволяет приготовить что-либо стоящее. Некоторые водители перекусывают бутербродами, а кто-то предпочитает полноценный обед.
Улыбаясь, Данил рассказывает, что однажды он, даже, жарил себе блины. А некоторые водители, вообще, могут варенье сварить. Во время длительных стоянок дальнобойщики всегда сами готовят себе пищу, причем, получается это у них совсем неплохо. А если надоели каждодневные блюда, то другие водители никогда не откажут в новом, полезном рецепте.

Если ходить в кафе каждый день, то на это никаких денег не хватит. Дальнобойщики, занимающиеся международными перевозками, стараются питаться в общественных заведениях не дальше Польши. К примеру, очень скромный завтрак в Германии стоит не меньше 500 рублей. Именно поэтому, водителям гораздо выгоднее самостоятельно готовить себе обеды.

Будни дальнобойщиков - трудности стоянок

Белый грузовик с российскими номерами останавливается, чтобы пополнить запасы топлива. Чтобы залить полный бак, необходимо немало времени, ведь он вмещает в себя 1,5 тонны. Не смотря на не слишком высокое качество российской солярки, дальнобойщики стараются заправляться на родине, ведь цены на топливо в России в 2 раза ниже. Пока наполняется бак, Данил рассказывает о предназначении небольшой площадки, на которой стоит несколько большегрузов. Оказывается, основная масса таких стоянок далеко не бесплатна, но нормально отдохнуть на них вряд ли получится.

По словам дальнобойщика, качественных стоянок достаточно мало в любой стране мира. Это вынуждает водителей заезжать в несколько мест. Тем не менее, если сравнивать Россию и другие государства, то, к примеру, в Германии можно принять душ и постирать выпачканную одежду. На российской территории вы вряд ли найдете такую стоянку. Остановившись в выбранном месте, некоторые водители предпочитают проводить время в одиночестве, а другие – обсуждают новости в компании с коллегами.

Вежливые Дальнобойщики

Заправившись топливом, Данил продолжает свой путь. При благоприятных дорожных условиях грузовик может ехать со скоростью 90 км/ч. Это максимальный ограничитель, установленный для большегрузов. Если дальнобойщика не задержат пробки или ремонт на дорогах, то за день он может проехать почти 700 км.

Мой собеседник с удивлением отмечает, что в последнее время на дорожных обочинах перестали стоять автостопщики. В прежние годы их не останавливала ни летняя жара, ни зимняя стужа.

У Данила нет напарника, но это не значит, что он скучает в пути. Мужчина может любоваться окружающими пейзажами и общаться по рации с другими водителями дальнобойщиками. В автомобиле не утихают музыкальные ритмы: в основном, из радио звучит дискотека 80-х или испанская музыка. Следом за фурой движутся две «легковушки». Данил видит, что впереди дорога пустая и мигает поворотником, сообщая водителям, что путь для обгона свободен. Водители-дальнобойщики славятся своей вежливостью.

Как известно, дальнобойщиками, в основном, становятся профессиональные водители. Но, несмотря на это, на дороге нередки автомобильные аварии. Большегрузы не отличаются хорошей маневренностью, поэтому на них довольно трудно выйти из заноса. При попадании на влажную обочину 20-тонная «громадина» может перевернуться или вылететь на встречную полосу. В зимнее время дальнобойщики испытывают другие трудности: их машинам трудно въезжать на обледенелую горку или вырываться из снежного «месива». Чтобы облегчить решение подобных проблем Данил Зазыбин остановил свой выбор на механической коробке передач.

Дальнобойщикам посвящается: Любовь к дороге

Какое же главное качество отличает водителей-дальнобойщиков? Наш собеседник считает, что это терпение. День на день не приходится: иногда смена проходит очень спокойно, а иногда водителю приходится тратить немало своих нервов. Наверное, каждого дальнобойщика посещали мысли о том, чтобы бросить свою работу. Но посидев дома и немного успокоившись, его опять начинает тянуть в путь. Дорога становится стилем жизни. Настоящие дальнобойщики не представляют своего существования без движения. Любовь к дороге, практически, перерастает в зависимость.

Водительская жизнь не легка. За месяц дальнобойщик совершает около двух рейсов, каждый из которых длится минимум 12 дней. Естественно, что семья видит водителя не больше недели.

Данил смотрит на фотографии жены и ребенка и рассказывает, что его семья привыкла к его образу жизни. Мужчина говорит, что всегда был дальнобойщиком. Чтобы как-то компенсировать свое постоянное отсутствие дома, он старается как можно больше времени уделять своей семье. Вместе они совершают немало прогулок, жена Данила даже пару раз ездила с ним в рейс. Говорит, что осталась довольна.

Нюансы международного дальнобоя: пограничный контроль

Подходит к концу рабочий день. Можно готовиться к ужину и отдыху. Завтра Данила ждет пересечение границы с Германией. Существует немало историй о длительных стоянках фур на границах. К примеру, въезд из Польши в Белоруссию может длиться не меньше недели.

Данил вспоминает о собственном негативном опыте при пересечении границы с Финляндией. Он попал на детальный осмотр всего груза, который длился больше недели. На улице стоял 30-градусный мороз, машины выстроились в огромную очередь и двигались не переставая. Поэтому, день за днем Данил находился в постоянном напряжении и практически не спал.

Несмотря на трудности профессии водителя-дальнобойщика, Данил считает ее своей «дорожной» любовью. Она позволяет увидеть много нового и познакомится с интересными людьми. Жизнь дальнобойщика проходит по кругу: находясь в рейсе, он стремится поскорее очутиться дома, а дождавшись отдыха, снова хочет почувствовать «вкус» дорожной романтики.

Видео: дальнобой по Европе, что нужно взять с собой в первую очередь

Усталость и хмель ударили в голову, и я решил «снять» дамочку. (Без всяких намерений на «интим» ибо та неделя, что провел за баранкой без женского общества, ужасно тяготила меня, вот и хотелось «потрепаться языком»).

Слово за словом…Моей усталости, как и не бывало: комплименты, шуточки, анекдоты. Мой напарник уже косится: мол, пора и честь знать, а то нарвешься на неприятности. И как будто в воду глядел…

К «Дальнобойщику» подкатила красная «девятка». Из нее вывалился грузный мужик, лет 50-ти, и угрожающе двинулся прямиком к нашему столику…

Минут пять бранной перепалки, которую потом мы не могли не вспоминать без смеха, и здоровяк подсел к нам. Грозный незнакомец оказался хозяином «Дальнобойщика», а девушка, которую я принял за «плечевую» - его…женой?!

Сергей несмотря на свой грозный вид был большой шутник и балагур, травил анекдот за анекдотом. После третей бутылки пива он вдруг помрачнел и замолчал. Причину внезапной перемены настроения я вскоре услышал из его же уст…

…Серега, как говориться, родился за рулем. Еще его отец водил большие грузовики по Союзу и роды у жены он тоже принимал в машине. Так, что судьба мальчика была заранее предрешена. Открутив баранку в армии, парень перешел в местное АТП и вскоре, как и отец, стал колесить по стране.

…Женился на белокурой соседке Аленке, которая подарила ему дочек- двойняшек: Олюшку и Оксаночку. Сергей мотался по командировкам, а дома его ждали три любящих сердечка. Навеки врезались в память те дни, мгновения, когда он усталый возвращался после рейса с кучей «гостинцев» и дочурки буквально осыпали его тысячами поцелуев, а женушка скромно ожидала в сторонке своей «очереди», чтобы прижаться к могучей, насквозь пропахшей бензином и мазутом груди мужа.

У Сергея как-то раз выпало пару свободных деньков и решил он свозить своих к морю.

…Утро выдалось на славу. Ярко светило солнышко. С лугов несло приятной прохладой. Девчонки в предвкушении поездки полночи не спали, все вещи собирали да наряды примеряли, и не разгони их по кроватям, они бы весь дом на уши поставили.

Несмотря на всеобщее приподнятое настроение у Сергея было неспокойно на душе: то ли предчувствие беды, то ли врожденный у дальнобойщиков инстинкт самосохранения, то ли сказывалась многолетняя усталость. Он уже и старенький «Москвич» до болтика проверил и масло сменил, а тревога не проходит.

…Дочурки весело щебечут. Женушка с восхищением смотрит как искусно Сергей управляет машиной…

…Откуда и как появился на встречной полосе «Урал» до сих пор никто не знает. Что кричал тогда водитель грузовика, почему размахивал руками – тоже остается загадкой…

…Безжалостно завизжали тормоза. «Москвич» закрутило завертело на месте…Удар…Еще удар…Удар за ударом…

…Последним…Последним Сергей видел недоумевающие глазенки Олюшки и Оксаночки…И еще видел…Видел окровавленное лицо жены…

…Неделю врачи боролись за жизнь Сергея…Семь дней и ночей он выкарабкивался с того света… Когда выжил, понял: жизнь, которую он в бреду вымаливал у Бога, превратилась теперь в адскую муку, что продолжается и по сей день. До сих пор в кошмарных снах его преследуют испуганные глаза дочурок и окровавленная жена…

…Виновных аварии не нашли. Да и с среди кого искать-то?! Водитель «Урала» скончался в больнице, а Сергею доктора давали один шанс из ста…

После выздоровления в родном городишке Сергею житья не стало. От мала до велика его обвиняли в смерти семьи: кто в спину, кто прямо в глаза. Единственным успокоением была дорога. Как это и не странно трасса, отнявшая у Сергея самых дорогих людей, теперь давала новый глоток жизни, берегла ото всех бед и напастей, стала ангелом хранителем, но не могла вернуть ему то, что судьба несправедливо отобрала: жену и дочурок…

На сим позвольте мне оставить Сергея на попечении судьбы и рассказать об Ирине (Ириной зовут ту девушку, что я принял за «плечевую», хотя как выяснилось позже я был не далек от истины) ибо в этой истории ей уготовано особое место.

Ирина-москвичка, единственная дочь в семье то ли доцентов, то ли профессоров каких-то там наук, точно уж и не припомню. С малых лет девочка ни в чем отказа не знала: поздний ребенок, родители баловали ее, насколько позволял кошелек, а он был, похоже, бездонным.

Ирина посещала престижные школы Москвы, отдыхала на самых дорогих курортах страны. Одним словом, купалась как сыр в масле в славе и власти родителей. И, казалось, такое положение вещей ее устраивало…

…Кто знает, когда и какой наступил перелом в душе девушки: быть может, когда отец «впихнул» в свой институт и всемя силами пытался сделать из нее ученого, или же, когда мать «подлаживала» ей нудных очкариков-доцентов на «соискание права владеть сердцем дочери», или же, когда осознала никчемность свою без родительской опеки…Кто знает…

Извечный конфликт «отцов и детей» и каждый решает его по своему, доказывая родителям самостоятельность и независимость. Но Ирина выбрала иной путь…

Поругавшись с отцом и презрительно бросив в лицо те «жалкие гроши», что выделял он на карманные расходы, девушка ушла из дома.

…Жизнь – сложная штука и не всегда на пути встречаются честные, благородные и бескорыстные люди…

Ирина, никогда не задумывавшаяся об истинной цене денег и способе их зарабатывания, и не собиралась губить жизнь в погоне за мелкими «бумажками»…Но давно и всем известно: всегда и за все приходиться платить. Полет в пропасть греха – миг, а на взлет уходят недели, месяца, года, а порою и целая жизнь...

…Поначалу Ирина обслуживала клиентов элитных столичных саун и бань, благо «образование» позволяло. Потом опустилась до кабаков и ресторанов и, в конце концов, превратившись в обыкновенную уличную «шлюху», не очутилась на трассе…

… Холодным осенним днем гнал Сергей свой КАМАЗ в Москву…На дороге голосовала девушка: тушь растеклась по лицу, легонькое пальтишко развевалось на ветру.

Как правило, Сергей не брал попутчиков, а «плечевых» он, вообще, за людей не считал…Но ее глаза…Ее глаза на какой-то миг показались ему знакомыми, до боли близкими и родными. Сергей, не в силах совладать с нахлынувшими воспоминаниями, остановился…

…Полгода они проколесили вместе…Потом Сергей продал КАМАЗ и, купив заброшенную придорожную забегаловку, предложил Ирине руку и сердце…

Вот уже два года они официально муж и жена и несмотря на двойную разницу в возрасте полны жизненных сил и энергии: отстроить из «Дальнобойщика» двухэтажный отель для приезжих:

С бассейном и рыбками, - добавляет Ирина.

А потом уж и о сынишке можно подумать…- хитро косится в сторону жены Сергей…

Та заговорчески улыбается в ответ…

На этой мажорной ноте позвольте и мне поставить точку…

Дальнобойщик

Ох,и велика же Матушка-Россия!Необъятны её просторы,и везде живут,работают и отдыхают люди,в природу которых заложено одно неистребимое свойство - передвигаться.И человек передвигается:зимой и летом,в дождь и в вёдро,ночью и днём - всегда!И чего только он не использует для этого:собственные ноги,собачьи и оленьи упряжки,арбу и велосипед;передвигаются по воздуху,по воде,по стальным путям и,разумеется,по автодорогам. Разные бывают дороги:и грунтовые,и уложенные плитами,булыжником и асфальтом,широкие и узкие... Не будем обсуждать качество российских дорог,там паче лучше Гоголя их навряд ли уже кто сможет описать.Даже всемогущий Госкомстат не знает точно ни протяженности всех

наших дорог,ни их состояния.

Впрочем,наш рассказ не о дорогах вовсе,а о тех,кто измеряет километры диаметром своих колёс.Едут все:мотоциклы и легковушки,самосвалы и автобусы,пожарники и гаишники,а ещё дальнобойщики на своих фурах.Об одном таком "дальнобойщике"(именно в кавычках) и пойдёт наше дальнейшее повествование.

"Дальнобойщиком" его прозвали добродушные ребята с поста ГАИ,что расположился по-соседству с общепитовской столовой на трассе Москва-Ленинград(тогда ещё).Коля работал водителем гужевой повозки,доставляя всё необходимое в столовую:продукты,воду,дрова,ездил по деревням на заготовку мяса,овощей и прочей снеди.Хотя,пожалуй,ездил - это громкая фраза: ездила лошадь,прекрасно зная все маршруты,а Коля в это время добросовестно храпел(предварительно "приняв на грудь")на дне телеги,укрывшись затертым до дыр брезентовым плащом.

Назвать Колю отпетым алкашом было бы большой несправедливостью:всё таки работу свою он знал,выполнял пусть и нехотя,но добросовестно.Лошадь всегда была ухожена,вычищена и накормлена. Но самой главной гордостью Коли(а для других - объектом беззлобных насмешек)было само транспортное средство:совершенно не скрипучая телега на резиновом ходу,оборудованная по всем правилам.Видимо ещё с молодых лет заветной мечтой нашего героя были "баранка",прокуренная кабина какой-нибудь "Колхиды" и бесконечные километры дорог.Однако судьба-злодейка распорядилась по -своему,не оставив Коле ни единого шанса стать водителем,а посему всю свою любовь к технике он полностью отдавал телеге: оборудовал её шинным ходом,по всем правилам обвешал по габаритам катафотами, укомплектовал (скорее всего "упёр" в совхозном гараже)знаком аварийной остановки,домкратом и ключом-баллонником. Шедевром народного умельца был гос.номер(подобранный где-то на трассе),торжественно

водруженный на самое почётное место и старательно продублированный белой краской на заднем борту телеги.

А случись что в дороге,-сокрушался Коля,не обращая внимания на ироничные шутки балагуров,-мне что же,ночевать под небушком?Да и девки ждать не будут,закроют столовку и плакали мои "командировочные".

Командировочными у Кольки были ежедневные грамм 50,или кружечка пивка для "предрейсового медосмотра",которыми сердобольные столовские девчата приводили бедолагу в рабочее состояние.

Самыми тяжелыми днями у Коли считались вторник и пятница,потому что в эти дни привозили в столовский буфет свежее бочковое пиво,а с утра голова "не хочет дружить с талом" и нужно ехать в дальнюю дорогу на базу(аж в двух километрах от столовой!). И как только не приходилось изворачиваться ради того, чтобы не пропустить распечатывания первой бочки...

В один из таких дней Люська(ух и стервозная бабёнка!),как всегда,с утра пораньше загрузила горемыку массой поручений.Понуро свесив плечи Колян поплёлся "заводить"свою технику.Но ведь Русь всегда славилась народной смекалкой,с лихвой восполнявшей недостатки в образовании.

Сергеич,-докапывался "дальнобойщик" до только что заступившего на смену гаишника,-

ведь пьяному за руль садиться нельзя?

Точно,нельзя,-отмахивался тот от Кольки,словно от надоедливой мухи,наперёд зная,что сделать это будет не так-то просто.

А что за это может быть?

Прав точно лишиться можно.

Сергеич,давай я тебе в трубочку дыхну,ты заберёшь у меня права и я никуда не поеду.

Что,пивко подъехать должно?

Ага,страх как "котелок" трещит,а Люська опять в контору посылает.

У тебя что,и права завелись?

Обижаешь,вот любуйся!

И с этими словами он достал из кармана пропахшей лошадью куртки клеёнчатые корочки водительского удостоверения. Сергеич изумлённо округлил глаза, но уже через секунду ворвался громким весёлым смехом,как будто он был не на посту,а где-нибудь в театре Эстрады на концерте А.Райкина.И было отчего веселиться!Открыв корочки он увидел настоящий шедевр Колиного полиграфического творчества:на развороте вырезанной по размеру картонки от обувной коробки было написано полупечатными-полупрописными буквами(что удивительно - без ошибок!),что такой-то - такой-то является водителем первого класса,имеет право ездить по всем дорогам Советского Союза в любое время суток и года,без ограничения тоннажа,а все службы,имеющие хоть какое-то отношение к дорогам,должны оказывать ему всяческое содействие.Венцом творения была фотография три на четыре с приложенным к уголку(вместо печати) чернильным пальцем.

Вдоволь насмеявшись,Сергеич предложил Коляну компромиссный вариант:

Давай,Колёк,я у тебя права отбирать не стану,ты сгоняешь в контору,а по возвращении я лично куплю тебе аж две кружки свеженького "Жигулёвского" в подарок от всех работников ГАИ.Мы "профессионалов" уважаем!

На том "ударили по рукам" и довольный своей находчивостью Колян поудобнее устроился на дне телеги,а лошадёнка тихой сапой потащила "фуру" давно уже знакомой дорогой.

Добрые восьмидесятые годы!Всегда вспоминаешь их с лёгкой грустинкой:ещё нет на дорогах беспредела,не мчатся машины всех калибров по трассе денно и нощно,да и сама трасса была тогда лишь "двухполоской".Машины были не такими скоростными,водители были грамотными и права свои не покупали,а посему и работы у гаишников было не особенно много.

В один из таких спокойных будничных дней,когда на дороге было не так уж много машин(водители предавались послеобеденной сиесте),Сергеич -известный нам уже старлей-гаишник -неспешно объезжал свой "подопечный" участок трассы.Мысли его были далеко не праздными:вот-вот жена должна родить,а тёща(неплохая в общем женщина) всё никак не купит обещанную коляску;начальство,сидя в своих кожаных креслах,и в "ус не дует" чтобы заменить уже местами подъеденную ржавчиной патрульную машину на что-то "более-менее".Да ещё у напарника с утра зуб разболелся,сидит на посту,а ты катайся в гордом одиночестве...

Внезапно он весь подобрался,отбросив все неслужебные мысли прочь:впереди образовался небольшой заторчик из четырёх-пяти машин.

Никак авария,-соображал Сергеич,прибавляя газку,-опять одному с рулеткой бегать,заниматься писаниной.Да и вообще денёк сегодня что-то "не катит".

Но тревоги его не оправдались:аварии никакой не было,а машины просто ждали своей очереди,чтобы объехать непредвиденное препятствие.Увидев причину "пробки",Сергеич совсем поник головой:на проезжей части,даже не соизволив съехать на обочину,стояла Колина "фура".Одно колесо у телеги было спущено,а под остальные были подсунуты камни,исполняющие роль противооткатников.Позади телеги на расстоянии шагов эдак пяти был выставлен аварийный знак,а сам "виновник торжества" мирно посапывал на дне телеги,успев с утречка отведать живой воды,градусами превышающую температуру тела здорового человека.

Колян,ты чего тут "расхристался"?Хоть бы на обочину съехал,-сокрушался старлей,расталкивая "дальнобойщика".

На спущенном колесе езда запрещена,-парировал тот.

У тебя же домкрат есть,запаска,инструменты.Меняй в темпе колесо,движению мешаешь.

Дело водителя-управлять транспортным средством.Вот приедет техпомощь и починит,-заключил Колька,вновь погружаясь в нирвану.

"Дело табак,-пришел к выводу старлей,-придётся самому разгребать.Тем более если учесть,что техпомощь - это кто-нибудь из совхозных трактористов,верных собутыльников Коляна."

С помощью одного из водителей он быстренько заменил колесо на телеге и лёгким шлепком ладони по крупу придал ускорение "тягачу".Лошадка,радуясь своим умишком окончанию рабочего дня,бойко потрусила к своему узаконенному месту парковки,а старлей Сергеич поехал дальше по своему участку трассы,беззлобно думая о новых заморочках,уготованных ему судьбой в лице "дальнобойщика" Коляна.

Канули в лета восьмидесятые,пронеслись лихие девяностые,когда Союз "приказал долго жить",а все граждане вдруг стали миллионерами,к римским цифрам,обозначающим порядковый номер века,прибавилась единичка.Жизнь не стоит на месте:трасса М-10 разраслась,раздалась вширь,гудя нескончаемым потоком машин.Теперь разве что самоубийца рискнёт проехать по ней на гужевой повозке.

А сколько он названивал Ритуле - диспетчеру, сколько уговаривал, чего только не наобещал! Не зря, видно, петухом пел. Вот тебе и рейс, и груз. А Ваня Лыжин поедет хоть на край света – только «бабки», платите.

Едет Ваня, улыбается, музыку слушает, и ничего–то нет для него лучше дороги, машины,а главное - свободы.

Да, вот так. Кому что, а ему свобода нужна как глоток воздуха, как капля воды в пустыне. Ну не может он на одном месте сидеть, хоть режь его на части, хоть гвоздями приколачивай. Умоляй - не умоляй, все равно уедет. А сколько женщин просило его остаться, бросить разъездную работу, осесть

на одном месте. Ведь совсем не молоденький…

Женщины в жизни Вани Лыжина занимали третье, по его разумению, место, Первое – это, понятно, руль.

Второе – спиртное. Ну а, значит, женщины - третье.

И не то, чтобы Ваня к женскому полу был равнодушен.Скорее наоборот. Но как-то не везло ему с ними.

И расставался он с женщинами спокойно, без истерик, ревности и всяких там мелодрам. Просто уходил.

Забирал свои немудреные пожитки - а они помещались все в спортивную сумку - и был таков. Россия большая, одиноких женщин в каждом селе, деревне тьма-тьмущая. Все работящие, здоровые, хлебосольные. Да и Ваня не с пустым карманом к ним заглядывал. И все они хотели дальнобойщика к

себе привязать, к дому, огороду, скотинке - животинке.

Не понимали бабочки деревенские, что не удержишь сокола в четырех стенах. Упорхнет, выскользнет и… поминай, как звали.

Вот и порхал Ваня из одного дома в другой, меняя подружек и адрес проживания.

Один раз только зацепило его за живое, за самое – самое. Не хочет Ваня об этом вспоминать, а оно возьмет и всплывет; как назло, перед глазами стоит, не уходит.

А было это так. Появилась в их селе женщина.Маленькая, глазастая, с двумя ребятишками. Ваня как увидел эти глаза – так и влюбился по уши. И она ответила на его чувство. Из рейса на крыльях летел к ней.Знал, что ждет, любит. Ничего не жалел для нее и ребят. Выполнял все просьбы, баловал одеждой импортной, духами. Знал, что любит цветы, - в любое время года привозил охапками, лишь бы она засмеялась своим ласковым смехом, погладила по лицу. До сих пор рука ее перед глазами стоит.

Второе место в жизни Вани Лыжина занимало спиртное. Какой мужик в Сибири не пьет? Сам Бог велел после трудного рейса дома расслабиться. И в этом любимая женщина была с ним согласна, только посмеется незлобно над ним, когда переберет малость.

Держаться бы Ване за такую женщину руками и ногами; да нет, черт попутал с самогоном. Принял лишнего. Пошел в местное кафе, которое односельчане «отрыжкой» назвали «за вкусную и здоровую» пищу. Встретил бывшую подружку. Выпили. Любимая ушла куда–то на второй план, и понеслась душа куда попало.

Друг потом рассказал, когда любимая зашла за Ваней в кафе и увидела его целующегося с подружкой – побледнела вся, слова не сказав, ушла.

Ушла и из Ваниной Лыжина жизни. Навсегда. Не простила.

Вот ведь как бывает в жизни.

Эх, дороги, пыль да туман…

Едет Ваня, музыку слушает, улыбается, И нет ему дороже баранки, дороги и свободы. Будь счастлив, дальнобойщик!

Это кафе, стоявшее у развилки дорог в десяти километрах от города, всегда было излюбленным местом отдыха водителей фур. Здесь можно было вкусно поесть и отдохнуть, прежде чем продолжить свой путь. На большой площадке позади кафе всегда стояло несколько машин. Одни уезжали, другие приезжали- извечный круговорот жизни. Сегодня на площадке стояло четыре блестящих красавца, крытых новенькими тэнами, а сами водители расположились за столиком в небольшом зале кафе и вели разговор после сытной трапезы. Пути-дороги не раз сводили их вместе, поэтому разговор был по душам, как у старых приятелей, несмотря на разный возраст и место жительства.

Сергей Григорьевич, вы сегодня молчаливы, не ели почти ничего. У вас что-то случилось? – спросил молодой кудрявый водитель, обращаясь к седовласому соседу.

Знаете, мужики, больше двадцати лет за рулём, а вчера какая-то чертовщина со мной произошла, что и думать не знаю, - хриплым голосом ответил собеседник.

Еду вчера утром по трассе, погода хорошая, красота вокруг. Смотрю – женщина стоит, руку подняла, голосует. Сама средних лет, на голове платочек синенький, в руках сумка большая. Откуда, думаю,такая, вроде рядом нет населённых пунктов. Принцип у меня – пассажиров не брать, а тут жалко её стало, женщина все-таки. Притормозил я, остановился. Дверь открыл, жду, когда сядет. Подождал немного – никого, выглянул – никого. Вылез из кабины, обошёл сзади – нет женщины. Меня аж пот пробил, нагнулся, под колёса посмотрел - нет ни женщины, ни сумки, никого! Залез я в кабину, дальше поехал, а на душе неспокойно, мир вокруг померк. Так ещё проехал десять километров, смотрю и глазам своим не верю – стоит та же женщина в синем платочке впереди, опять рукой машет. Вот тут-то меня страх и пробрал. Останавливаться не стал, так втопил… Будет после такой чертовщины аппетит!

Сидящие за столиком помолчали, думая о своём.

В работе нашей, Григорьевич, всё бывает, может, устал ты, а может и предупреждение какое, историй таких немало, рассказывают не все, - нарушил молчание один из водителей. – Самому видеть не приходилось, а от отца своего слыхал, хотите, расскажу?

История первая.

Между городом Алматы и Жаркентом перевал есть горный – Алтынемель. Сплошные спуски и подъёмы, дорога трудная, опасная. Есть там спуск один, резко уходящий влево. Машин там разбилось! Так вот, ночью, если спускаешься, огонёк внизу видать, будто костёр кто зажёг. Ни дождь, ни туман ему нипочём – видно костёр. Многие останавливались, искали, а не нашли ничего. Старики рассказывали, что много лет назад разбилась здесь машина грузовая. Водитель жив остался, израненный весь всю ночь костёр жёг, чтобы не замёрзнуть, в горах ночи холодные. С тех пор люди огонь и видеть стали, как предупреждение. Огонь этот многим жизнь спас. А спуск тот называть стали с тех пор Водительским костром.

Сидящие за столиком оживились, каждый что-то вспомнил, когда-то от кого-то услышанное, а потом отложенное в дальний уголок памяти.

Я от водил знакомых слыхал, что предупреждения всякие бывают, - сказал Василий Яковлевич, мужчина средних лет в потёртой кожанке. - У нас работает в базе водитель, так он после одного случая в церковь ходить стал.

История вторая.

Ехала фура, гружёная фруктами, из Узбекистана. За рулём – шофёр опытный, много лет баранку крутивший, ни одной аварии за плечами. Трасса новая, гладкая, как зеркало. Ни впереди, ни позади – никого. Шофёр волну любимую нашёл, музыку включил, всё веселей дорога. И в один момент, как током его ударило, поглядел в зеркало, а там - морда звериная скалится, глаза кровью налиты, да близко так! Седьмое чувство будто прошептало: «Перекрестись!». Он и давай читать «Отче наш» и креститься. Остановился, дух перевёл, с опаской опять в зеркало посмотрел – дорога лентой вьётся, спокойно всё вокруг. Поехал дальше медленно, музыку выключил. А в километрах пятнадцати дальше по трассе, как раз на пересечении дорог, авария большая была – машина с газом взорвалась. Грудыискарёженного обгоревшего металла по дороге разбросаны были, люди погибли. Ехал бы он быстрее – в самую гущу бы попал, а так – бог отвёл.

А ты, что молчишь, Михаил,- обратился один из сидящих к молодому кудрявому пареньку.

Да я слушаю вас и думаю, может, правда тогда всё было, да мы не верили. Я о той истории забыл давно, а сейчас вертится она на языке, распирает меня от воспоминаний и эмоций.

А ты расскажи нам, глядишь, легче станет.

История третья.

Я четыре года назад нигде не работал, зато часто с братом своим, таким же водителем мотался. Он в рейс, и я с ним. В тот рейс с нами ещё и Пашка, друг мой напросился. Выехали мы ещё затемно, всю дорогу болтали, а как солнце поднялось, разморило нас с Пашкой, стало ко сну клонить. Слышу, Валерка, брат мой, в бок меня толкает: «Смотри, красавица какая!» Поднимаю я голову и вижу – стоит на обочине девчонка, руками машет. Сама тоненькая, как тростинка, высокая, сарафан на ней длинный. Остановил Валерка, говорит: « Ну-ка, Пашка, двигайся, подвезём девушку».

Пашка дверь открывает, руку ей подаёт, а потом вдруг оттолкнул её с силой, дверь захлопнул и как заорёт: « Валерка, топи!»

Брат мой на газ, и вперёд! Неслись мы так минут двадцать. Валерка потом машину остановил, спрашивает: «Что случи лось, Паша?» А на том лица нет.

« Я девушке руку подаю, она сарафан приподнимает, чтобы на подножку ногу поставить, а нога у неё огромная, мохнатая, а вместо туфельки – копыто лошадиное».

Мы сначала посмеяться над ним хотели, думали, спросонья ему почудилось. Только видим, ему не до смеха: вид испуганный, сам белее снега, сжался весь.

Да ничего. Назад приехали, я на работу устроился, брат вскоре женился, а Пашку я после этого редко видел. Знаю, пить он стал много, по пьянке и влип в нехорошую историю.

«Вот страсти -то! Аж мурашки по коже!» - загалдели все.

Вишь, как его напугало! Человеческая душа – потёмки. Кто-то, может и забыл бы скоро, а жизнь друга твоего вот как повернулась, - оживился Сергей Григорьевич. – Я ведь тоже одну историю ещё в детстве слышал, будто у любой машины душа есть.

История четвёртая.

Было это, в аккурат после войны. Работал в одном колхозе дядя Ваня – все его так называли. В годах уже, всю войну прошёл на своей полуторке, муку по замёрзшему озеру в Ленинград возил, ни полыньи, ни снарядов не боялся. Всё шутил, будто машина сама его от беды вывозит. А после войны стал зерно с полей возить. Что удивительно, слышал я, что машина его никогда долго на ремонте не стояла. Сколько военных дорог прошла, сколько зерна с полей вывезла, а силы своей не потеряла. Дядя Ваня с ней разговаривал, бывало, как с человеком. Капот откроет, сам ключом орудует и слова ей ласковые наговаривает. И работает, ведь машина! А весной умер дядя Ваня – сердце схватило, да и старые раны в последнее время давали о себе знать. Передали машину молодому пареньку. А как звали его я и не знаю. Так вот, возвращался он как-то вечером с элеватора. А машина возьми, да и заглохни прямо недалеко от деревенского кладбища. Что только паренёк не делал, не заводится, зараза! Пока возился, темнеть стало, а тут: «Браток, покурить не найдётся?» Смотрит, пожилой мужчина стоит, в сапогах военных, пиджачке сером, стоит и улыбается. Ну, парень, естественно махорку достал, закрутили, поговорили, а потом пожилой мужчина и говорит: «Ты, браток, не спеши, поговори с ней, она, как человек – всё слышит, всё понимает». А сам поглаживает машину по капоту и шепчет: «Ну что ты, родная, человек устал, а ты артачишься…» Паренёк за руль сел, завелась! Оглянулся он, нет никого, как будто и не было. Он о том случае забыл почти, если бы не попалась ему старая фотография, на которой передовики колхоза были. В одном из мужчин он узнал того, кого встретил вечером недалеко от кладбища. Ну, конечно, стал расспрашивать, что да как. Вот тогда-то ему и сказали, что дядя Ваня это, только умер он весной. Парень этот молодец, много болтать не стал, понял сам, что машина его не зря около кладбища заглохла, видно, дань уважения хотела отдать своему бывшему хозяину. Вишь, как оно в жизни бывает! Вот вам и душа, железка, а душа и неё есть.

Посидели водители ещё немного, помолчали, размышляя о трудностях и радостях своей работы, потом вышли на улицу, покурили и разъехались, каждый в свою сторону, дела ведь сами не делаются. Свела их судьба вместе в том же самом кафе только месяца через три. Все собрались, кроме пожилого водителя – Сергея Григорьевича. Рассказали друг другу новости, о семье, о работе, к ним другие водилы присоединились. Весёлая компания собралась, шумная.

Слышали, Сергей Григорьевич умер – инфаркт, - сказал кто-то из водителей. – Жалко, хороший мужик был!

Вот тогда-то и вспомнился разговор их о необычном и мистическом, что случается на дорогах. Вспомнили и том, что случилось с Сергеем Григорьевичем. Может и правда знак, может сама Костлявая приходила, а может, закончился путь жизненный у человека, как и положено по божьим законам.

Примолкли все, головные уборы сняли в знак скорби и уважения к своему товарищу. У каждого свой жизненный путь, свои километры вдаль по трассе. Пусть лёгкими и ровными будут эти километры. Счастливого пути вам, мужики!