Меню
Бесплатно
Главная  /  Mercedes  /  Что значит быть счастливой. Что значит быть счастливой Какое бывает благополучие

Что значит быть счастливой. Что значит быть счастливой Какое бывает благополучие

Про него говорят и пишут со времен Античности. Но мыслители и ученые не могут прийти к согласию, что такое счастье и как его достичь. Его объявляли и главной целью, и смыслом существования, и вредной иллюзией, мешающей человеку приблизиться к истине. Психологи начали всерьез заниматься изучением счастья лишь четверть века назад.

С тех пор разрозненные исследования слились в движение позитивной психологии. Так возникла наука о хорошей жизни, или, как ее часто называют, наука о счастье. И теперь про благополучие, удовлетворенность, радость жизни можно говорить, опираясь на данные экспериментов и проверенные факты. Многие из них заставляют пересмотреть общепринятые представления…

Оценка жизни в целом

Нет ничего более трудного, чем определить, что такое счастье. Одни из нас называют счастьем краткосрочное, но очень интенсивное состояние блаженства, другие - стабильное ощущение благополучия. Другие видят счастье как обладание чем-то важным или как особое ощущение, которое не зависит от объективных оснований.

Мы часто счастливы несмотря на то, что для этого нет причин

Но если считать, что счастье - жизнь, приносящая удовлетворение, то факты неоспоримы: наиболее счастливы не те, кто испытывает переживания блаженства, а те, у кого положительное мироощущение наиболее стабильно. Объективные «причины» для счастья можно обнаружить не всегда. Профессор Бременского университета (Германия) Урсула Штаудингер называет это парадоксом субъективного благополучия: мы часто счастливы несмотря на то, что для этого нет причин.

Даже самые счастливые люди иногда унывают, а самые несчастные переживают восхитительные моменты. Счастье возникает не благодаря нам или обстоятельствам, оно подчиняется собственной логике, и возможно, поэтому мы склонны его недооценивать. Американские психологи попросили участников исследования оценить уровень счастья у тех, кто обделен судьбой (инвалидов, безработных, психически больных людей, бедных афроамериканцев), и затем сравнили результаты с реальной картиной.

Большинство опрошенных считали, что такие люди просто не могут быть счастливы, а на самом деле среди них оказалось значительно больше счастливых, чем несчастливых людей. Практически во всех странах и социальных группах средний показатель счастья намного выше нулевой отметки. Даже в наиболее неблагоприятных и трудных для выживания местах - в африканских джунглях, в снегах Гренландии и в трущобах Калькутты - население скорее счастливо, чем нет.

Какое бывает благополучие?

Говоря о счастье, психологи используют несколько его разновидностей, объясняет нам Эд Динер, ведущий специалист по позитивной психологии, профессор Иллинойсcкого университета (США). Обычно мы используем слова «счастье» и «благополучие» как самые общие термины. На самом деле у счастья множество разновидностей: мы различаем качество жизни, уровень благосостояния и позитивные эмоции, субъективное и психологическое благополучие.

Субъективное благополучие - это то, насколько человек счастлив с его субъективной точки зрения, то, как он оценивает свою жизнь. Это означает, что мы можем сказать о себе: «Мне нравится моя жизнь», «Я чувствую, что живу хорошо». Субъективное благополучие предполагает сочетание удовлетворенности жизнью и положительных эмоций. Этот вид счастья изучен наиболее подробно.

Психологическое благополучие - термин, введенный американским психологом Кэрол Рифф. Эта модель предполагает, что помимо удовлетворения базовых потребностей человеку необходимо принятие себя, автономия, контроль над окружающей его средой, позитивные отношения, цель в жизни и личностный рост. Психологическое благополучие предполагает, что человек «полноценно функционирует» психологически, даже если в данный момент он не чувствует себя счастливым.

Счастье зависит от нас, а не от обстоятельств

От чего зависит то, насколько мы счастливы? Американские психологи Соня Любомирски и Кен Шелдон обобщили все, что известно науке на этот счет, и представили в виде круга, разделенного на три части разных размеров. Самая большая часть круга - его половина - это влияние темперамента, склада личности, наследственности. Некоторые с детства чувствуют себя счастливыми, что бы с ними ни происходило, другим же трудно почувствовать, что у них все хорошо.

Самая маленькая часть круга - примерно 10% - это влияние внешних обстоятельств, включая место, где мы живем, уровень доходов, качество образования, принадлежность к определенному социальному кругу. Поэтому с точки зрения психологов, уезжать куда-то в погоне за счастьем бессмысленно.

Оставшиеся 40% - то, как мы сами строим жизнь: к каким целям стремимся, с какими людьми общаемся, какие занятия выбираем, какой образ жизни ведем. Счастье зависит от нас самих гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Как измерить счастье?

Один из самых простых способов оценить свою удовлетворенность жизнью предлагает психолог Эд Динер. Используя шкалу от 1 до 7, выразите степень вашего согласия с каждым из пяти утверждений, приведенных ниже. Поставьте 1, если полностью несогласны, 3 - если скорее не согласны, 5 - скорее согласны, 7 - полностью согласны. Постарайтесь отвечать честно и откровенно.

  1. Во многих отношениях моя жизнь близка к моему идеалу.
  2. Обстоятельства моей жизни прекрасны.
  3. Я удовлетворен(а) своей жизнью.
  4. У меня в жизни есть то, что мне по-настоящему нужно.
  5. Если бы можно было прожить жизнь заново, я бы почти ничего не изменил(а).

Теперь сложите все пять цифр, и вы получите общий результат: он должен оказаться между 5 и 35 баллами. Этот тест показывает, насколько вы удовлетворены своей жизнью. Сумма баллов от 15 до 25 считается средней, показатель меньше 14 означает, что ваша удовлетворенность жизнью ниже среднего, а если результат оказался между 26 и 35, вы, скорее всего, вполне довольны тем, как живете.

В деньгах мало счастья

Многочисленные исследования доказывают: не деньги делают нас счастливыми. Но почему этот миф так популярен? На самом деле деньги приносят счастье, но немного и ненадолго. Как показывает сравнение разных стран и людей разного достатка в одних и тех же странах, у бедных счастье прямо связано с материальным благополучием, а с ростом доходов это ощущение у них увеличивается.

Но когда основные жизненные потребности удовлетворены - есть дом, медицинское обслуживание, человек не голодает, может позволить себе отдых и обеспечить хорошее образование детям, - дальнейший рост доходов не делает людей счастливее. В общем, как мудро заметил Шолом-Алейхем, не так с деньгами хорошо, как без денег плохо.

Люди, для которых деньги особенно важны, чувствуют себя несчастнее тех, кто относится к материальной стороне жизни философски.

Счастье - это когда тебя понимают

Это расхожее представление, сформулированное в фильме «Доживем до понедельника» подтверждают исследования психологов. Одно из самых надежных оснований для счастья - близкие, теплые и глубокие отношения: семейные, романтические, дружеские. Женатые и замужние, в том числе партнеры, находящиеся в гражданском браке, счастливее холостых, разведенных и вдовых. Но несчастнее всех разъехавшиеся, хотя и состоящие в браке формально.

Сам факт регистрации брака не приводит к стойкому повышению чувства удовлетворенности жизнью по сравнению с предыдущим периодом - дело в самих отношениях, а не в штампе. Ценность общения с другими - один из главных тезисов науки о счастье. Лидеры позитивной психологии Эд Динер и Мартин Селигман выяснили, что студентов с высоким по данным тестов уровнем счастья объединяет лишь одно - наличие в их жизни близких отношений.

Гены определяют все?

Наследственность - важный фактор, но он не может серьезно помешать радоваться жизни. Похоже, одни из нас с рождения больше предрасположены к счастью, чем другие. В 1996 году американский исследователь Дэвид Ликкен опубликовал статью, посвященную роли наследственности в определении степени удовлетворенности жизнью. Изучая однояйцевых близнецов, он пришел к выводу, что уровень удовлетворенности жизнью примерно на 50% зависит от наших генов.

Действительно, заложенные в нас от рождения «настройки» в некоторой мере ограничивают, но многие ли из нас пробовали выйти за рамки, установленные «по умолчанию»? Как писал знаменитый английский писатель Гилберт Честертон, судьба - это не то, что происходит с нами, что бы мы ни делали, а то, что происходит с нами, если мы не делаем ничего. Унаследованные гены не смогут помешать чувствовать себя счастливыми, если мы решимся что-то изменить.

Счастье зависит от культуры?

Немалую роль играет и то, насколько мы считаем счастье обязательным, необходимым, и не считаем ли его отсутствие чуть ли не личным позором. Это связано с особенностями культуры, общества и идеологии, в которых мы живем, с влиянием моды. Западную цивилизацию нередко критикуют за внедрение моды на счастье, из-за которой люди, переживающие неудачи и невзгоды, просто боятся в них признаться.

В некоторых странах люди ощущают себя более счастливыми, чем должны были быть, исходя из объективных параметров, а в других, наоборот, большинство населения чувствует себя несчастливыми людьми. К первым относятся, например, Китай с высоким уровнем взаимоподдержки, привычкой к трудной жизни и невысокими ожиданиями, и страны Латинской Америки, где традиционно культивируются положительные эмоции.

Ко вторым - богатая Япония, где трудно сохранить позитивное восприятие жизни из-за сильного давления общественных норм и требований. Сюда относят также практически все страны Восточной Европы и бывшего СССР, где на самоощущение людей влияют нестабильность и разрушение привычного жизненного уклада.

Россия в 1990-е и начале 2000-х годов была в числе аутсайдеров по счастью, уступая по данным опросов даже таким более экономически неблагополучным странам, как Узбекистан и Бангладеш. Отчасти это связано с тем, что в нашей культуре не принято демонстрировать счастье и благополучие. Однако положительная динамика заметна: сегодня 77% россиян говорят о том, что ощущают себя счастливыми.

Могут ли медицинские препараты сделать счастливее?

Способна ли современная фармакология помочь нам стать счастливее? Мнение невролога Зинаиды Колесниковой.

«Стоит уточнить, о каких препаратах идет речь. Так, реланиум, валиум и другие транквилизаторы действительно можно назвать «таблетками счастья». Эти лекарства активно действуют на нервную систему, успокаивают, снимают напряжение, беспокойство. Человек расслабляется, теряет чувство реальности и начинает воспринимать все в розовом цвете. Те, кто принимает эти таблетки, рискуют довольно быстро привыкнуть к ним и окончательно потерять вкус к жизни.

Иное действие у антидепрессантов нового поколения, таких, как прозак, золофт, паксил, феварин. Они помогают людям, которые живут активно, много работают и не справляются с перегрузками - следствием их чрезмерной занятости. Антидепрессанты позволяют им быть спокойнее, более трезво смотреть на жизнь, адекватно реагировать на происходящее, не расплескивать эмоции. Но делают ли они человека счастливее? Вряд ли: ведь никакая таблетка не может решить проблему пустоты существования человека, наполнить его жизнь смыслом».

Быть довольным полезно для здоровья

Переживание счастья само по себе прекрасно. Но счастливые люди оказываются и более успешными в профессиональном плане, их выше ценят руководители и клиенты, они реже оказываются без работы, реже меняют ее. В целом они более здоровы, пропускают меньше рабочих дней по болезни.

Согласно исследованиям психологов Любомирски, Кинга и Динера, счастье, а также позитивные эмоции, чувство удовлетворенности, ощущение благополучия и надежды уменьшают риск сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, простуды. В одинаковых жизненных условиях счастливые люди живут дольше, обладают лучшим иммунитетом и скорее восстанавливаются после тяжелой операции. Они более альтруистичны, социально активны, доброжелательнее воспринимают других, лучше решают творческие задачи.

Счастье, как теперь известно науке, не делает нас эгоистами. Напротив, зацикленность на себе и невнимание к окружающим гораздо более характерны для тех, кто несчастлив.

Счастливые живут дольше

Об этом и других открытиях последних лет психолог Илона Бонивелл рассказывает в книге «Ключи к счастью. Что может позитивная психология», которая вышла в издательстве «Время» при поддержке журнала Psychologies.

Вывод о связи между счастьем и долголетием сделали в результате анализа заявлений 18-летних девушек, поступавших в монастырь. Впоследствии они вели одинаково скромную жизнь и все работали в школе. Оказалось, что уровень счастья предопределяет продолжительность жизни.

На основании заявлений исследователи выделили четверть самых счастливых и четверть самых несчастливых девушек. 90% монахинь из самых счастливых в 85 лет были еще живы, а среди несчастливых - всего лишь 34%. А 54% самых счастливых монахинь были живы и в 94 года (среди несчастливых - 11%).

Счастье может расти

У каждого индивидуальный диапазон счастья: хотя жизненные события и влияют на ощущение счастья, через определенное время его уровень вновь возвращается к исходной точке. Но не у всех: бывают стойкие сдвиги индивидуального уровня счастья, обычно в сторону увеличения. Поэтому, зная способы повышения уровня счастья и применяя их, мы действительно можем стать счастливее.

Счастье возможно. На него влияют многие факторы, но в большей степени оно зависит не от внешних обстоятельств, а от того, как мы строим свою жизнь. Эд Динер и Мартин Селигман сравнивают подлинное счастье с симфонической музыкой, где звучание создается многими инструментами, но ни одного из них по отдельности не достаточно. Путь к счастью у каждого свой, нет универсального ключа, который откроет эту дверь.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

Счастье − актуальная тема, не оставляющая равнодушным ни одного человека. Стоит признать, абсолютно все желают счастья себе и своим ближним. Но что это такое, что называют счастьем? Единогласного ответа этот вопрос не имеет. Неудивительно, ведь сколько людей, столько и мнений.

Опрос на улицах города, выявил некую тенденцию. Все отвечающие, говорили, что счастье у каждого свое. Не согласится с этим сложно. Однако, назревает следующий вопрос, если оно у каждого свое, почему большая часть населения предпочитает страдать, а не быть счастливыми? Почему просто не начать заниматься тем, что вызывает в груди трепет?

Все очень просто − подавляющая часть людей, понятия не имеет, что такое счастье. Более того, никто из них не пытался приблизиться к разгадке столь сложного понятия.

Счастье человека можно сравнить с искусством. А искусство само по себе, это трудоемкий процесс, выражение внешнего и внутреннего мира человека. Это сложно, потому что не сравнимо ни с чем материальным. Заработать деньги и статус намного легче, нежели прийти к осмыслению действительности. Это мир Души и у него свои законы.

Счастье − что это такое? Определение и формула

Итак, что такое счастье?

Определение

Состояние, при котором человек полностью удовлетворен всеми аспектами своей жизни, когда переполняющие его положительные эмоции и чувства (благодарность, восторг, любовь) происходят здесь и сейчас — это и есть счастье. Данное определение подразумевает полное отсутствие негативных чувств, вызывающих боль, обиду, негодование.

Счастье − это объект чисто Духовный и измерить его можно силой Радости. Материальные единицы измерения здесь не приемлемы. Деньги − это инструмент для достижения цели и сами они – счастьем не являются!

Формула счастливого человека рассчитывается очень легко:

Р+ОС=С

Где, Р − источники радости, ОС − отсутствие страданий.

Другими словами, бесчисленное количество источников радости, совмещенное с абсолютным отсутствием страданий, приводит человека к состоянию неземного счастья. Это похоже на математику, где источники радости - это числитель, а страдания - знаменатель. Чем больше причин для радости, и меньше для страданий (в идеале полный их дефицит), тем счастливее человек.

Прежде чем преступить к источникам радости, поговорим о неверных трактовках, касающихся счастья.

Основные иллюзии

Важнейшая мысль: Счастьем, априори невозможно обладать, это не материальная ценность, которую при желании можно сжать в руках и не отпускать до конца дней. Счастье это чувствование на уровне Души, это то, что в сердце. Банальный пример: любовь, зародившаяся в сердцах двух людей, делает их безгранично счастливыми, такое светлое чувство, напрочь стирает границы материального, ибо с любимым, рай и в шалаше.

Между тем, фиктивный брак, основанный на деньгах, ежедневно заставляет людей страдать от собственного же выбора, поскольку не в деньгах счастье. Ни одна роскошная жизнь, не заменит душевной теплоты.

Что такое счастье для человека, более или менее понятно. А вот то, чем оно не является:

  • Не относятся к счастью материальные блага. Счастье — не вещь! Заблуждаются те, кто говорят: «Счастье можно купить». Если можно, тогда почему богатые тоже плачут и страдают не меньше бедных?!
  • Не относятся, к счастью, удовлетворение потребностей, а также чувственные удовольствия. Поглощение вкусной еды, занятия сексом, обновление гардероба, это не счастье. Такие внешние проявления, относят больше к естественной нужде. Мимолетная радость, не оставляющая в сердце отпечатка. Со временем, доведенные до автоматизма действия, перестанут приносить удовольствие.
  • Не являются счастьем полученные знания или любая новая информация. Конечно, если правильно применить необходимые знания, можно приблизится к постижению счастья, однако одних лишь знаний мало. Как система высшего образования не влияет на уровень будущих доходов, так и эрудированность не сделает человека счастливым. Примеров умных, но несчастных людей очень много.
  • Не влияют на счастье и способности человека (какими бы благородными они не были). Талант − это конечно Божий дар, но он не является счастьем в чистом виде. Опять-таки, нередко знаменитые и талантливые люди жестоко расплачиваются за свой дар, делаясь крайне несчастными.

Счастье - это неподдельная радость, существующая в сердце каждого человека. Чем больше радости, тем счастливее человек.

Источники радости и счастья

Источники счастья и радости, условно, делятся на 4 группы:

  • Низменные;
  • Краткосрочные;
  • Долговременные внешние;
  • Долговременные внутренние.

Стоит понимать, источники Счастья и Радости, очень отличаются друг от друга, по силе воздействия. Если радость − это движок малогабаритной легковушки, то счастье − это целая электростанция.

Теперь подробнее о каждой категории:

  1. Низменные. Низменным или недостойным, считают тот источник, что в принципе не принимается в расчет. Например: пустить нехороший слух о человеке; украсть конфету из магазина; порадоваться неудаче другого человека. Такую мелкую радость, называют черной, так как она основана на страданиях других. Неудивительно, что за такие дела приходится платить, причем цена очень высока, собственное счастье человека.
  2. Краткосрочные. Краткосрочные или мгновенные радости. Они сравнимы со вспышкой. Например: долгожданный праздник (новый год), полученная премия, покупка квартиры, даже салют. Почувствовать себя счастливым в такие моменты можно, только эйфория проходит быстро. А дальше, наваливаются тяжким грузом серые будни и мимолетная радость забывается.
  3. Долговременные внешние. К внешним долговременным источникам, относят любимые виды деятельности. Работа, общение с дорогими сердцу людьми, спорт, готовка, в общем все то, что вызывает у человека чувство наслаждения, радости, прилив сил. Как пример, мудрое изречение: «Найди себе работу по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Быть счастливым - это не тратить драгоценное время на ненужные мысли, нехороших людей, нелюбимую работу, это ежедневные попытки в малом разглядеть большое, попутно радуясь каждому прожитому дню.
  4. Долговременные внутренние. Внутренние долговременные источники, имеют пять пунктов, именно они, впоследствии становятся для человека вечными источниками счастья.

Первый пункт − это любовь к себе

Без этого пункта, счастье не постучится к вам в двери. Любовь, уважение и принятие себя, является ключевыми моментами в жизни каждого человека.

Второй пункт − энергетическая сила

Ощутить явный прилив небывалой энергии помогут медитативные практики, а также занятия творчеством.

Третий − чувствование

Самое прекрасное что может человек, это испытывать и проявлять свои чувства. Открытое сердце, не знает большей радости, чем ощущать любовь, радость, благодарность, уважение. Даря и принимая подобные чувства, человек становится поистине счастливым. Сердце, не знающее любви, обречено на вечные страдания.

Четвертый пункт − вера

Не имеет значения во что или в кого верит человек, важен сам процесс. Ведь вера, сравнима с пламенем в груди, которое разливается по телу, наполняя человека мощной силой. Вера — синоним непобедимости. Это чувствование поддержки свыше, это утешение, это счастье.

Верующий человек никогда не бывает одинок, за его плечами а над головой Подобное, придает уверенности. Во все времена, людьми совершались великие поступки, подвиги. Одни считали их отчаянными, другие восхищались их храбростью. Но этого бы не было, без крепкой веры в себя, свои силы и небеса.

Пятый − служение

Умение отдавать в мир, людям свою безусловную любовь, способность делать добро просто так, от чистого сердца − является наивысшей ступенью счастья. Для себя живут эгоисты. Неспособность отдавать, а лишь наживаться, делает их одинокими и как следствие несчастными.

Все люди на Земле хоть раз, но испытывали это состояние счастья. И даже те, которые считают себя самыми несчастными. Если человек будет честен с самим собой, то однозначно признает, что да, не такой он уж несчастный. Потому что эти самые мгновения, а то и минуты были и у него.

Пути для достижения счастья

1. Перестать беспокоиться

Большинство людей беспокоятся о чем-то, но практически все эти переживания, на самом деле не имеют значения. Ведь зацикливание на плохих ситуациях, только наносит вред вашему здоровью. Учитесь жить сегодняшним днем и не думайте о том, что подумают другие. Будьте самим собой, вместо того, чтобы казаться хорошим для остальных.

2. Будьте социальны

Человек – существо социальное. Наш мозг позволяет нам распознавать и отражать поведение других людей (именно поэтому зевание заразительно). Любовь и счастье очень важны для нашего здоровья, поэтому одинокие люди довольно часто испытывают негативные эмоции.

3. Ожидайте меньше

Ожидания формируют череду разочарований. Реалистичные цели, которые вы ожидаете от самого себя, будут способствовать вашему счастью, поскольку вы будете стремиться к тому, чего вы действительно желаете.

4. Не сравнивайте себя с другими

Зависть отталкивает счастье и делает людей несчастными. Если внимательно наблюдать за жизнью других, можно сбиться со своего собственного пути. Ведь для достижения одинаковых целей, каждый человек проходит через разные обстоятельства, о которых мы можем и не знать. Сравнение приведет только к пустоте и страданию.

5. Живите сегодняшним днем

Не зацикливайте свое внимание на прошлых ошибках, просто извлеките для себя урок. То что было — прошло, а постоянное размышление об этих ситуациях принесет вам только беспокойство. Вы не можете знать, что будет дальше, поэтому сосредоточьте свое внимание на настоящем моменте и наслаждайтесь этим.

6. Развивайте позитивное видение

Без позитивного мировоззрения мы не сможем быть счастливы в полном размере. Поэтому научитесь во всем видеть позитивные стороны и результат не заставит себя долго ждать. Все мы помним выражение – « Все, что не делается, – к лучшему» в действительности это так, даже если еще вы этого не прочувствовали на себе. Например, вас уволили с работы, добавьте к этому событию позитива, ведь возможно это ваш шанс выстроить свою карьеру еще лучше.

7. Наслаждайтесь своей работой

Счастливые люди наслаждаются своей работой. Они не преследуют цели работать только ради денег или имени, они просто получают от нее удовлетворение. Люди, которые работаю на не любимой работе, хотя и зарабатывают приличные деньги, вскоре для себя обнаруживают, что это не путь к счастью. Многие люди тратят сои лучшие годы на зарабатывание денег, и совсем забывают о том, что нужно жить и наслаждаться жизнью.

8. Будьте доброжелательны

Когда мы добры к другим, мы чувствуем себя лучше. Мы можем проявлять сочувствие, делать добрые дела или просто относиться с уважением друг к другу и не желать никому зла.

9. Воображайте

Вообразите для себя ту жизнь, которой бы вы хотели жить. Нашему мозгу тяжело различать вещи, которые происходят в нашем воображении и реальной жизни. Поэтому если вы воображаете для себя счастливые моменты, мозг действует так, будто бы это реально.

Будьте счастливы, и помните – не в деньгах счастье. Счастье внутри нас самих!