Меню
Бесплатно
Главная  /  Nissan  /  Оцениваем ресурс двигателя Skoda Octavia. Удача или засада? Выбираем Skoda Octavia с пробегом Сколько клапанов шкоде октавия 1.6

Оцениваем ресурс двигателя Skoda Octavia. Удача или засада? Выбираем Skoda Octavia с пробегом Сколько клапанов шкоде октавия 1.6

У нас есть хорошие новости для тех, кто хочет купить новые Octavia, Yeti или Golf, но боится моторов TSI. В этом году из "кузницы" VAG вышел новый бензиновый атмосферный двигатель 1.6 CWVA. Skoda Octavia и Volkswagen Golf в Беларуси с ним можно купить уже сегодня. Кстати, по весьма разумной цене. Но что новый 1.6 MPI собой представляет и как "едет"? В этом разбирался Юрий Гладчук.

Буквенное обозначение новинки - CWVA. Устанавливается (и будет устанавливаться) на некоторые модели VAG для всех рынков, кроме европейских стран. Белорусам с этим мотором сейчас доступны Octavia и Golf. В следующем году появится еще и Skoda Yeti.

Новый двигатель нельзя путать с "полоседановским" 1.6 MPI (СFNA). Утверждение, что он сделан на основе некогда прославившегося BSE, тоже неверное. Это абсолютно разные силовые агрегаты.

EA211 вместо EA111

Для начала разберемся в линейках двигателей VAG.

Новые моторы серии EA211 (в нее входит CWVA) пришли на замену EA111. Последние выпускаются с 2005 года, в серию включены как атмосферные моторы, так и турбонаддувные. У нас наибольшее распространение из них получили 1.2 и 1.4 TSI. Недавно мы о них писали - при условии грамотного обслуживания бояться этих моторов не стоит. Главное внимание следует уделять . А что же новые двигатели?

В 2013 году на замену EA111 пришла новая фольксвагеновская серия бензиновых малолитражек EA211. В гамме моторов VAG есть более объемные 1.8 и 2.0 TSI - они также обновились и являются представителями третьего поколения серии EA888. В линейку EA211 входят моторы TSI (турбированные бензиновые двигатели с системой непосредственного впрыска топлива), TGI (турбомоторы с непосредственным впрыском для работы как на бензиновом, так и на газовом топливе) и MPI (атмосферные бензиновые моторы с системой впрыска во впускной коллектор). Рабочий объем силовых агрегатов - 1,0, 1,2, 1,4 и 1,6 л, мощность - от 60 до 150 л.с.

О различиях в моторах VAG TSI и MPI можно почитать в нашем . Стоит только уточнить, что теперь некоторые TSI (TFSI) могут иметь систему двойного впрыска как во впускной коллектор, так и непосредственно в цилиндры двумя рядами форсунок.

Модульная платформа MQB для новых изделий концерна VAG предполагает и определенную унификацию двигателей - это одна из причин появления модульного семейства бензиновых двигателей (Modularer Ottomotoren Baukasten). Теперь используется максимальная унификация различных компонентов и модулей при создании моторов, что обеспечивает высокую гибкость при изготовлении конкретных исполнений. Проще говоря, данное решение упрощает конструирование и производство - концерн экономит значительные средства при создании новых автомобилей.

Объемы новых модульных моторов EA211 те же, но "железо" теперь совсем другое - двигатели конструктивно иные по сравнению со старыми ЕА111. Так, все они получили 4 клапана на цилиндр, стали компактнее, кроме того, сбросили вес многие детали. Двигатели стали легче в среднем на 30%. Турбина (если она имеется) и интегрированный в ГБЦ выпускной коллектор (!) теперь перенесены назад.

Да-да, выпускной коллектор и головка блока цилиндров - это одна отливка со своим контуром охлаждения, что позволило решить сразу несколько задач: ускорить прогрев нейтрализатора (тем самым уменьшить выбросы СО) и салона автомобиля при холодном пуске, а после охладить выпускные газы при полной нагрузке, чтобы увеличить ресурс турбокомпрессора. Кстати, нейтрализатор расположен сразу за турбокомпрессором, что еще больше сокращает время его прогрева.

Проверено: в зону рабочей температуры моторы ЕА211 выходят очень быстро. Хотя основной упор конструкторы делали на уменьшение расхода топлива и выбросов СО, но быстрый прогрев мотора подразумевает и увеличение его ресурса.

Теперь применяется только алюминиевый блок цилиндров с гильзами из серого чугуна (ранее мотор 1.4 имел чугунный блок цилиндров). Платформа MQB потребовала одинакового расположения моторов в подкапотном пространстве - многие крепления унифицированы. Силовые агрегаты устанавливаются под одинаковым углом 12 градусов, благодаря чему получается более короткий передний свес, улучшается компоновка салона.

Все двигатели лишились цепи ГРМ, привод теперь осуществляется только зубчатым ремнем, причем необслуживаемым. Еще из нововведений - двухконтурная система охлаждения. Интеркулер (охладитель наддувочного воздуха) раньше был воздушным, теперь же отдает тепло охлаждающей жидкости. При этом сам узел интегрирован во впускной коллектор. А для европейского и некоторых других рынков имеется возможность отключения двух цилиндров при езде с неполной нагрузкой на 1400-4000 об/мин.

От оценочных суждений по поводу надежности мы воздержимся. Но факт в том, что Volkswagen постарался устранить ряд проблем, присущих "старым" TSI. Долгий прогрев в холода (производителю ранее приходилось применять дополнительный отопитель салона) и не совсем удачная конструкция цепного привода ГРМ канули в прошлое. Кроме того, снизилась термическая нагруженность турбокомпрессора. По потребительским характеристикам все тоже выглядит весьма прилично: моторы получились приемистые, эластичные, экономичные, с малым выбросом СО. Учитывая "подмоченную" репутацию VAG со случаями перескока цепи ГРМ и значительные средства, потраченные на разработку модульных технологий, вряд ли производитель рискнет выпускать сырой продукт. К тому же унификация означает, что в случае обнаружения, например, дефектного узла отзыв машин может достичь огромного масштаба! Поэтому мы почти уверены, что линейка моторов перед запуском в серию прошла серьезную проверку на предмет выявления слабых узлов. Но как оно получится на деле - покажет только время.

Рассмотрим конструкцию и характеристики нового "атмосферника".

1.6 MPI (CWVA) - средство от "турбофобии"

Буквенное обозначение двигателя CWVA
Нормы токсичности EU-5
Объем двигателя, куб. см 1598
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин 81 (110)/5500-5800
155/3800
Диаметр цилиндра, мм 76,5
Ход поршня, мм 86,9
Степень сжатия 10,5
Система подготовки смеси MPI
Октановое число топлива (не менее) 95 (допускается 91)
Число цилиндров/число клапанов на цилиндр 4/4

Новый мотор 1.6 MPI создан для рынков, где часть покупателей предвзято относится к маленьким турбомоторам и коробкам DSG, для стран, где качество топлива вызывает сомнения, а условия эксплуатации не самые благоприятные. Опять же меньше деталей - надежнее конструкция, дешевле сам автомобиль (но не в Таможенном союзе, где растаможка 1.6 выходит дороже схожего по характеристикам 1.2 TSI).

Технические характеристики нового мотора таковы: 110 л.с. и 155 Нм, рабочий объем - 1598 куб. см, степень сжатия - 10,5:1, ход поршня - 86,9 мм. Соответствует нормам токсичности Евро-5. Комплектуется 5-ступенчатой "механикой" или 6-диапазонной АКПП 09G фирмы Aisin.

Грубо говоря, новый 1.6 MPI является не чем иным, как атмосферной вариацией моторов TSI серии EA211. В этой линейке, как мы знаем, все максимально унифицировано, как в конструкторе "Лего". Но если сравнивать с турбомоторами EA211, CWVA отличается цилиндрами и поршнями большего диаметра; отсутствием турбокомпрессора и промежуточного охладителя воздуха на впуске (интеркулера); отсутствием топливного насоса высокого давления; головкой цилиндров и впускного коллектора, приспособленной под распределенный впрыск бензина. Кроме того, на двигателе 1.6 иной корпус воздушного фильтра, располагающийся над головкой цилиндров. "Свой" рабочий объем, большая степень сжатия. Отличается мотор и другими деталями и параметрами. Впрочем, главное - архитектура двигателей линейки EA211 общая, "ноги" у нового мотора "растут" от 1.2 и 1.4 TSI.

Более подробно пройдемся по отдельным узлам, регламентам обслуживания и изучим Skoda Octavia с 1.6 MPI вживую.

Под капотом у Skoda Octavia и Volkswagen Golf VII с мотором 1.6 MPI все одинаковое, но незначительные отличия все же есть. Например, Golf имеет дополнительную шумоизоляцию и газовый упор капота, чего в Octavia не обнаруживается. Доступ ко всем агрегатам, заправочным емкостям и лампочкам головного света свободный, пространства много. Мотор получился очень компактным. Все это должно упростить обслуживание и ремонт.

Корпус воздушного фильтра располагается над головкой блока цилиндра. Данная мера освобождает место в подкапотном пространстве, нет нужды городить дополнительные патрубки.

В описании новой серии моторов указано: "ЕА211 характеризуется готовностью к требованиям экологических cтандартов, которые будут действовать в будущем, - EU6, SULEV (Super Ultra Low Emission Vehicle - экологический класс в США) - и к использованию электропривода".

Слева от силового агрегата по ходу движения автомобиля в подкапотном пространстве достаточно свободно: новая серия EA211 к использованию электропривода действительно готова. Аккумулятор имеет емкость 51 Ач. Однако есть и платформа под его установку большей площади, чем сам аккумулятор, - иные версии Octavia и Golf подразумевают наличие системы Старт/Стоп.

Тем не менее к приводу ГРМ подобраться трудно - для его обслуживания придется вывешивать двигатель.

Ремень натягивается автоматическим натяжным роликом, который одновременно направляет его с помощью буртиков. Как утверждается в технической документации, благодаря применению современных технических решений, таких как, например, стекловолоконное армирование, срок службы ремня соответствует сроку службы всего автомобиля. Однако в Беларуси на замену ремня ГРМ регламент имеется - об этом чуть ниже. Кстати, эти зубчатые ремни первоначально были разработаны для приводов ГРМ дизельных двигателей, в которых они должны выдерживать высокие нагрузки. Выдержат ли они большие пробеги? Посмотрим.

Регуляторы фаз газораспределения работают по принципу поворотных гидродвигателей. В случае с мотором 1.6 MPI имеем фазовращатель только на впуске.

Блок цилиндров алюминиевый литой, с чугунными гильзами (прежние двигатели 1.4 TSI имели чугунный блок цилиндров). В линейке EA211 главный параметр, по которому можно отличить блок цилиндров четырехцилиндровых двигателей, - диаметр цилиндра. В случае мотора 1.2 он равняется 71,0 мм, 1.4 - 74,5 мм, 1.6 -76,5 мм. Капитальный ремонт двигателя предполагает замену шорт-блока.

По информации производителя, кривошипно-шатунный механизм новых двигателей спроектирован так, чтобы обеспечить уменьшение подвижных масс и меньшее трение. "Коленчатые валы, шатуны и поршни настолько оптимизированы по массе, что даже в трехцилиндровых двигателях удалось отказаться от применения обычного в таких случаях балансирного вала", - утверждается в технической документации.

На двигателях MPI, подверженных меньшим нагрузкам, используются литые коленчатые валы, а на моторах TSI - кованые коленчатые валы. Чтобы еще больше снизить массу, в щеках коленвала высверлены полости. Производитель утверждает, что все эти меры снижают силы инерции движущихся частей и, таким образом, уменьшают нагрузку на коренные подшипники.

В новых моторах инженеры снижали вес везде, где только можно, в том числе и на ШПГ.

При разработке ГБЦ из алюминия внимание уделялось прежде всего более широкому использованию энергии отработавших газов для ускорения прогрева двигателя. Особенности узла - 4 клапана на цилиндр, поперечный проток ОЖ, встроенный выпускной коллектор, возможность использования альтернативных видов топлива (в линейке ЕА211, напомним, имеются двигатели, приспособленные для работы на природном газе). Выпускной коллектор, встроенный в ГБЦ, помимо всего прочего, обеспечивает еще и более быстрый запуск лямбда-регулирования.

На всех двигателях семейства EA211 для охлаждения применяется двухконтурная система. При этом температура ОЖ, циркулирующей в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, разная. Управление температурой осуществляется с помощью двух термостатов, объединенных в один корпус. Насос системы охлаждения объединен с данным корпусом. Привод осуществляется с помощью зубчатого ремня от распредвала выпускных клапанов.

Инженеры VAG утверждают, что данная схема имеет целый ряд преимуществ. Блок цилиндров прогревается быстрее, уменьшаются потери на трение в кривошипно-шатунном механизме за счет более высоких температур в блоке цилиндров. Улучшается охлаждение камер сгорания за счет более низкого уровня температуры в ГБЦ. Благодаря этому улучшается наполнение цилиндров, уменьшается склонность к детонации. У двигателей MPI термостат для ГБЦ открывается начиная с температуры ОЖ 80°C. Второй термостат (для блока цилиндров) открывается при достижении 105°C.

Масляный поддон мотора 1.6 MPI состоит из двух частей. Верхняя часть выполнена из алюминия, нижняя часть штампованная, из листовой стали. Нерегулируемый масляный насос (без двух ступеней давления масла, как в некоторых других моторах линейки) расположен в верхней части масляного поддона, на котором располагается и кронштейн для масляного фильтра. То есть расположены эти уязвимые узлы относительно низко к земле. Зато нижняя часть поддона стальная - так надежнее.

Снизу мотор и КПП прикрыты только пластиковым пыльником. Впрочем, можно дополнительно приобрести и установить металлическую защиту картера.

По вопросам межсервисного интервала мы поговорили со специалистами официальных представителей Skoda и Volkswagen в Беларуси.

Официальный сервис Skoda предлагает замену масла и масляного фильтра раз в 15.000 км или раз в год в зависимости от того, что наступит раньше. Воздушный фильтр следует менять каждые 30.000 км, свечи - раз в 60.000 км. Что касается замены ремня ГРМ, то производителем она не регламентируется. Однако специалисты "ФелОкт-сервиса" утверждают, что при пробеге 60.000 км будет проведена проверка состояния узла, а при 120.000 рекомендуется замена ремня.

В соответствии со списком регламентных работ для мотора 1.6 MPI официального сервиса Volkswagen замена ремня ГРМ должна производиться при достижении 240.000 км. В остальном все идентично. В обоих случаях не регламентируется замена масла в АКПП и топливного фильтра, который совмещен с модулем подачи топлива и расположен в баке.

1.6 MPI рассчитан на использование бензина с октановым числом 95, но допускается использование бензина с числом не ниже 91.

Кстати, раз уж Octavia с 1.6 MPI оказалась на подъемнике, хочется еще раз обратить внимание на некоторые положительные нюансы. Во-первых, отметим простую и ремонтопригодную схему подвесок: спереди - McPherson со стальными рычагами и шаровой на болтах (!), сзади - балка с разнесенными амортизаторами и пружинами. Привет, Passat B3! Причем менять задние амортизаторы даже проще, чем у сакральной для белорусов модели Volkswagen…

У Golf VII в плане подвесок все то же самое. Правда, с некоторыми другими моторами у Golf и Octavia сзади будет применена многорычажная схема.

Во-вторых, все ниши и частично днище укрыты пластиковой защитой. При этом на антикоррозийной мастике, как видите, производитель не экономил - 12-летняя гарантия от сквозной коррозии на кузов дана неспроста…

Как едет?

Нам вручили ключи от Skoda Octavia c 1.6 MPI и механической коробкой передач. Первое впечатление: "атмосферная" Octavia после опробованных ранее 1.4 и 1.8 TSI - вариант для пенсионеров. Шумоизоляция тоже кажется слабее по сравнению с более дорогими вариантами Octavia. Нет и той фантастической эластичности, которую дарят моторы TSI.

Но это только первое впечатление. Достаточно заглянуть в прайс-листы - и все становится на свои места. Крупная на вид машина с этим мотором весит всего 1225 кг. По правде говоря, 110-сильного 1.6 MPI для нее более чем достаточно. Звезд с неба мотор не хватает, но и нет ощущения, что двигателю трудно справляться с весом автомобиля. Для "атмосферника" подобного объема его можно даже назвать вполне динамичным.

Добавим сюда четкие переключения механической коробки передач с удачно подобранными передаточными соотношениями. Нет проблем со стартом, так как "низы" более выразительные, чем на том же 1.2 TSI. Заметный подхват ощущается с 2000 об/мин, а для более динамичного ускорения стрелку тахометра можно подбросить выше 4000 об/мин. Кстати, при 100 км/ч на пятой передаче получается чуть меньше 2500 об/мин.

Технические данные Skoda Octavia (с двигателями CWVA, CJZA и CHPA)
Двигатель 1.6 MPI (CWVA) 1.2 TSI (CJZA) 1.4 TSI (CHPA)
Объем двигателя, куб. см 1598 1197 1395
Мощность, л.с. при об/мин 110/5500-5800 105/4500-5500 140/4500-6000
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 155/3800 175/1400-4000 250/1500-3500
Трансмиссия
Время разгона 0-100 км/ч, с 10,6 10,3 8,4
Максимальная скорость, км/ч 192 186 215
Расход топлива город/трасса/средний, л 8,5/5,5/6,4 5,9/4,4/4,9 6,5/4,6/5,3

Любителям динамичной езды все же порекомендуем доплатить за 140-сильную версию с 1.4 TSI. По паспортным данным, разница между ними в разгоне до 100 км/ч составляет всего 2,2 секунды, но по субъективным ощущениям это небо и земля! Все-таки 250 Нм 1,4-литрового турбомотора против 155 Нм "атмосферника" дают о себе знать. Но тем, кому важнее простота конструкции и надежность, адресованы версии 1.6 MPI с "механикой" или гидромеханическим "автоматом". С другой стороны, и 1.2 TSI, и 1.4 TSI могут сэкономить значительные средства за счет более низкого расхода топлива…

Вердикт сайт

В 2014 году в качестве альтернативы моторам TSI в гамме силовых агрегатов VAG появился 1.6 MPI. Насколько нам известно, на данный момент Octavia и Golf с ним в Беларуси пользуются хорошим спросом, несмотря на немного худшие показатели динамики разгона, удобство управления тягой и больший расход топлива по сравнению с 1.2 TSI. Преимущества MPI заключаются в надежности (чем меньше узлов и деталей, тем меньше вероятность возникновения поломок) и более низких требованиях к качеству топлива по сравнению с моторами с непосредственным впрыском. К тому же с 1.6 предлагается честный гидромеханический 6-диапазонный "автомат".

По поводу выбора между TSI и MPI можно очень долго спорить, но пока белорусский потребитель в случае со Skoda голосует именно за последний вариант. Что касается Volkswagen, то белорусы чаще покупают Golf c 1.4 TSI и 1.6 MPI, чем c 1.2 TSI. По информации дилера, продажи Golf c 1.6 MPI и 1.4 TSI на данный момент примерно равны.

Мотор абсолютно новый, входит в линейку EA211 и местами копирует конструкцию и технические решения своих собратьев по серии. Пока можно сделать вывод только о потребительских характеристиках и инновационных технических решениях - в этом линейка силовых агрегатов действительно удалась. Правда, серьезно смущает факт отсутствия регламента на замену топливного фильтра и масла в АКПП. Что касается широкого использования алюминия вместо стали и чугуна в моторах, то от этого уже никуда не уйти…

Как все это будет работать - покажет только время. Ждем отзывов владельцев.

Цены и комплектации автомобилей с 1.6 CWVA

Skoda Octavia c мотором 1.6 MPI на белорусском рынке предлагается в двух вариантах кузова (лифтбек или универсал) и трех комплектациях: Active, Ambition и Elegance. Выбирать можно между 5-ступенчатой МКПП и 6-диапазонным гидромеханическим "автоматом".

Стоимость версии Skoda Octavia лифтбек с мотором 1.6 MPI и "механикой" в начальной комплектации Active составляет 15.990 евро ($19.900). Это на 190 евро дороже базовой версии Octavia с мотором 1.2 TSI. Но комплектации Ambition и Elegance с атмосферным двигателем пока что дешевле аналогичных комплектаций с 1.2 TSI за счет предлагаемых скидок. Cтоимость базовой версии, но с кузовом универсал и 1,6-литровым двигателем составит 17.240 евро ($21.450). В базовую комплектацию Active входят подушки безопасности водителя и пассажира, ABS, ESP, электропривод и электрообогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, аудиосистема BLUES-1 DIN (AM/FM/USB/Aux-in), центральный замок, электромеханический усилитель руля, пакет для плохих дорог (без защиты картера). За кондиционер придется доплатить 1290 евро ($1605). АКПП для "атмосферника" доступна начиная с комплектации Ambition (18.800 евро, или $23.400).

На лифтбек Skoda Octavia в комплектациях Ambition и Elegance с 1.6 MPI и механической коробкой передач в момент публикации материала действовали акции: первая оценивается в 16.700 евро ($20.780), вторая стоит 18.400 евро ($22.895).

Самый доступный трехдверный Volkswagen Golf Trendline c мотором 1.6 MPI стоит $23.056, что на $1239 дороже идентичной версии, но с 1.2 TSI. В комплектацию входят семь подушек безопасности, электромеханический усилитель руля, ABS, ESP, электронная блокировка дифференциала XDS, кондиционер, аудиосистема Composition Colour с 12,7-сантиметровым сенсорным дисплеем, электропривод и электрообогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, центральный замок, автоматический стояночный тормоз с ассистентом комфортного старта при движении на подъеме, подготовка автомобиля к эксплуатации в странах северной климатической зоны и т.д. Версия с "автоматом" оценивается в $25.247. Топовый пятидверный Golf c MPI - Trendline Sonder Plus - предлагается за $26.910. В таком автомобиле есть "автомат", климат-контроль, задние электростеклоподъемники, парктроники спереди и сзади, электрообогрев передних сидений и т.д.

За получением более точной информации о наличии автомобилей, оснащении и ценах рекомендуем обратиться к дилерам.

ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Skoda Octavia 1.6 MPI Volkswagen Golf 1.6 MPI
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, куб. см. 1598
Мощность, л.с. при об/мин 110/5500-5800
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 155/3800
ТРАНСМИССИЯ
Привод передний
Тип 5, механическая (6, автоматическая)
ПОДВЕСКИ, ТИП
Передняя независимая McPherson
Задняя полузависимая пружинная
ДИНАМИКА
Разгон до 100 км/ч, с 10,6 (12) 10,5 (11,9)
Макс. скорость, км/ч 192 190(186)
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 5,5 (5,3) 5,0 (5,2)
В городском цикле, л/100 км 8,5 (9) 8,1 (8,9)
В смешанном цикле, л/100 км 6,4 (6,7) 6,1 (6,6)
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина/ширина/высота, мм 4659/1814/1461 4255/1799/1452
Колесная база, мм 2686 2637
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Объем багажника, л 590-1580 380-1270
Емкость топливного бака, л 50

Редакция выражает благодарность официальному представителю Skoda в Беларуси компании "ФелОкт-сервис" и официальному импортеру Volkswagen "Атлант-М Фарцойгхандель"

Мы по-прежнему ищем автомобили, приобретенные новыми в РБ и оснащенные моторами TSI с большими пробегами (от 200-300 тыс. км).

Немало автомобилистов в мире отдают предпочтение продукции чешской Skoda. Эти комфортные и надёжные автомобили можно встретить на дорогах различных континентов. Все новинки производителей ожидаются как экспертами, так и автолюбителями. Немалой популярностью у европейских и российских владельцев пользуется а5 модификация Skoda Octavia, оснащённая двигателем на 1.6 литра. Дизайн и технические характеристики а5 полностью отвечают требованиям современных стандартов. Также вызывает интерес модификация а7. Надо сказать, что кузов a7 начали производить с 2013 года. Рассмотрим небольшую характеристику моделей, а также отзывы пользователей a7 и а5.

Агрегат и его особенности

Для а5 Октавия предусмотрено несколько вариантов силовых агрегатов. Об оснащении автомобиля мотором MPI свидетельствуют надписи, имеющиеся на багажнике. Являющийся модификацией известного изделия BSE, мотор производится концерном VAG порядка 10 лет. Основной особенностью, отличающей данный силовой агрегат, является малотоксичность его выхлопных газов, которая обусловлена особенностями конструкции. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы о Шкоде Октавия с двигателем 1.6 литра.

Благодаря использованию алюминия при создании блока, вес агрегата значительно ниже, а мощность равняется 102 «лошадки». Skoda Octavia, оснащённая движком 1.6, потребляет как 95, так и 92 бензин, расходуя в городе около 11 литров, за городом – порядка 8 литров. Наделённая, по выбору пользователя, АКПП либо механической трансмиссией, Шкода с двигателем 1.6 работает бесперебойно.

Об этом говорят отзывы автовладельцев модели автомат и тех, кто отдаёт предпочтение механике.

Комментарии автолюбителей

Михаил, стаж вождения – 10 лет

А вот а5 Октавия всегда нравилась, она обладает морем достоинств. Практически необъятный багажник, платформа Фолькса, отменная эргономика, исключительное качество сборки. Перечисление достоинств Skoda Octavia можно продолжать бесконечно. В общем, избавившись от Круза, было решено брать а5 Октавия с атмосферником 1.6 mpi – крайне живучим движком, в тандеме с которым идёт АКПП 6 ступеней.

Так как машину а5 брал б/ушную, после приобретения сразу сменил все фильтры и масло. Что могу сказать о покупке. Управляемость, шумка и плавность хода а5 – на высоте, от езды получаешь полное удовольствие, качество прослеживается во всём. Парктроник, климат-контроль, качественные датчики, контролирующие свет и дождь, работают исключительно. Короче, мечты сбываются, и я имею в машине больше, чем хотелось бы. Помимо этого, огромное количество ящичков-тайничков и куча места для весёлой компании.

Отдельно следует сказать о коробке и движке a5 Octavia. Несмотря на то, что мой 8-клапанный 1.6 MPI старенький, чувствует себя он абсолютно уверенно, отлично вытягивает с самых низов. АКПП просто прелесть, тоже радует, работает исключительно, переключается быстро, а в режиме «спорт» едет чётко, бодро и предсказуемо. Теперь не удивляюсь отзывам восторженных автовладельцев АКПП.

Расход горючки вполне приемлемый, по городским пробкам – не больше 14 литров «съедает». Если пробок удаётся избежать, то можно и 10 литрами обойтись. За городом – вообще прелесть, больше 7.5 модель а5 не расходует. Благодаря чёткой работе тормозов удалось избежать «поцелуя» с маршруткой. Манёвренность a5 Octavia можно сравнить с малолитражкой, машинка способна развернуться на небольшом пятачке. В общем, автомобилем доволен, рекомендую всем, кто нуждается в спокойном и качественном транспорте с невероятно большим багажником.

Игорь, стаж владения автомобилем – 9 лет

За весь период эксплуатации к серьёзным поломкам можно отнести компрессор кондиционера и подшипник, полетевший в коробке передач при зимних «покатушках». К тому времени пробег перевалил за 100 тысяч. Несмотря на то, что я Шкоду здорово не насилую, езжу не по-пенсионерски, на трассе выжимаю чётко 140–170 км.

Что могу сказать о движке 1.6 MPI. На 325-й тысяче пробега у клапанной крышки стала «сопливить» прокладка. Наслушавшись рассказов автовладельцев автомата, могу сказать, что очень доволен механической трансмиссией. Она очень внимательно относится к моим требованиям, чутко реагируя на малейшее движение. Слов нет. Я очень рад, что приобрёл a5 Skoda Octavia с 1.6 движком MPI.

Сергей, стаж владения автомобилем – 4 года

Как и предыдущая, так и нынешняя моя а7 Шкода оснащены 1.6 MPI движком. Годы владения автомобилем с кузовом a7 считаю лучшими. Изначально к мощности MPI для 1.6-литрового агрегата а7 я относился с недоверием. Особенно меня беспокоил тандем с АКПП, считал, что для подобного мотора механика – наиболее приемлемый вариант. Однако оказалось всё наоборот. Мощности MPI а7 вполне достаточно для преодоления подъёмов и совершения резких разгонов. Послушав автовладельцев а7 автомата, а также из своего опыта я убедился, что АКПП в дуэте с 1.6 литровым движком MPI ведёт себя абсолютно адекватно, а мощности достаточно для моего а7 «динозавра».

Владислав, стаж владения автомобилем – 1.5 года

Решил рассказать свои впечатления о Skoda марки Тур с бензиновым движком 1.6 литра, так как эта машина – первое моё имущество. Учитывая, что соотношение качество/цена меня устроило, остановил выбор на данной модели. Почитав в Сети отзывы бывших и настоящих владельцев и походив по салонам, решил купить Тур, привлёкшую своими преимуществами: большими габаритами самой машины, проверенной временем, и багажного отсека.

Сегодня я очень доволен своей машиной: просторный салон, наличие кондиционера, хорошая отделка, большой багажник и бортовой компьютер – большой плюс Skoda модели Тур как семейного транспорта. Сейчас пробег моей Octavia (Тур) составляет чуть больше 2 тысяч километров, и нужно сказать, что обкатка двигателя MPI прошла успешно.

В заключение

Как свидетельствуют отзывы автомобилистов, если сравнивать с турбодвижками, 1.6 MPI отличается неприхотливостью, поэтому при выборе Октавия многие отдали бы ему предпочтение. Помимо этого, к такому мотору прилагается не славно известная DSG, а обычная гидромеханическая АКПП. Чтобы ответить на вопрос, достаточно ли подобного агрегата для такого довольно крупного автомобиля, была протестирована Тур, оснащённая не АКПП, а механикой.

Мотор уверенно и непринуждённо разгоняет тяжёлую машину, словно захудалый В-классник. Немалую помощь в разгоне оказывает умеренная масса: благодаря высокопрочной стали, используемой для шасси, базовая 1.6 MPI Октавия Тур имеет вес 1225 кг. Это весьма недурно для автомобиля, длина которого превышает 4.5 метра.

Помимо этого, Тур наделен отличной коробкой передач, имеющей удачный подбор чисел и внятный механизм переключения. Стоит отметить, что атмосферный мотор является верным шагом. Он делает автомобиль более понятным российской клиентуре, при этом не портит концепцию Тур.

Сегодня автомобиль С-класса Skoda Octavia пользуется большой популярностью среди автолюбителей по всей Европе. Седан отличается хорошей управляемостью, надёжностью и высоким качеством сборки. Всего было выпущено три поколения авто, с выходом обновленной версии седана, как правило, был выпуск и новых силовых установок.

Все это поспособствовало тому, что текущая линейка моторов Skoda Octavia пестрит изобилием и в некотором роде осложняет выбор покупателю. Опытные водители рекомендуют обращать внимание на ресурс двигателя Шкода Октавия, таким образом можно значительно сузить круг наиболее качественных силовых агрегатов.

Ресурс мотора 1.2 TSI

Таким мотором оснащают одну из наиболее популярных комплектаций – Skoda Octavia A7. Для любителей динамической, скоростной езды турбодизеля мощностью 105 сил хватит с лихвой. Зачастую владельцы А7 также проводят чип-тюнинг, благодаря которому удается улучшить скоростные показатели автомобиля, повысить показатели мощности и оснастить седан дополнительным программным обеспечением.

Этот мотор может похвастаться действительно высокими показателями мощности в сочетании с оптимальным расходом топлива. Но ему также присущи проблемы с цепью ГРМ, которая дает о себе знать ближе к отметке 300 тыс. км. В целом до этого километража существенных проблем с двигателем еще не было замечено. Это достаточно надежный силовой агрегат, который способен преодолеть 300-400 тыс. км без существенного ремонта.

Ресурс силового агрегата Шкода Октавия 1.4

Базовый 1.4-литровый мотор мощностью 80 лошадиных сил – один из наиболее доступных и востребованных в линейке двигателей. Однако многие автовладельцы отмечают, что мощности Шкода Октавия с подобной модификацией под капотом явно не хватает. Подобная комплектация отличным образом подойдет для тех, кто нуждается в машине на каждый день. Особенности этой сборки следующие:

  • Непосредственный впрыск топлива;
  • Двойной наддув;
  • Меньшие габариты.

Подобные изменения в конструктивном плане способствует большей экономичности автомобиля. Но, не лишена Skoda Octavia 1.4 и некоторых недостатков – часто возникают проблемы с системой смазки. На рубеже в 300 тыс. километров появляются первые проблемы с натяжителем цепи ГРМ, часто возникают неполадки с форсунками. В целом говоря, двигатель за счет своей упрощенной конструкции отличается большим ресурсом, нежели модификация 1.6 МPI. Среди атовладельцев можно запросто найти тех, у кого Шкода Октавия 1.4 с успехом преодолела отметку в 350-400 тысяч км.

Ресурс двигателя 1.6 МPI

Этим мотором оснащали все три поколения автомобилей Шкода Октавия. Выполненный по технологиям Volkswagen двигатель отличается высокими динамическими характеристиками. Именно по этой причине большинство седанов, выпущенных до 1998 года, располагали под капотом 1.6 MPI. Наиболее удачной сборкой считается Skoda Octavia A5. В 1998 году инженерами компании было принято решение модернизировать мотор. Вследствие проведенной модернизации, машины, оснащенные данной установкой, продемонстрировали значительное снижение уровня потребления топлива. Отметки установились на следующем уровне:

  • В городском цикле 7.5-8 литров на 100 км пробега;
  • В загородном цикле потребление топлива упало до 6 л на 100 км;
  • Смешанный цикл 7 литров;

Все бы ничего, вот только двигатель 1.6 МPI после проведенной модернизации стал всё чаще проявлять ранее несвойственные ему неисправности и перебои в работе. А капитальный ремонт двигателя стал практически неосуществимым. Пробег до 200 тысяч километром гарантирует надежность, а вот после могут начаться непредвиденные расходы. Это стоит учитывать при выборе автомобиля на вторичном рынке. Многие автовладельцы отмечают, что данный тип двигателя способен пройти 400 и более тысяч километров, но при одном условии, что будет вовремя осуществляться плановое техобслуживание.

Оснащалось несколькими вариантами силовых установок, среди которых были как атмосферные, так и турбированные двигатели. Большой популярностью пользовалась модификация с 1.6-литровым «атмосферником» BSE мощностью 102 л.с. Этот мотор, получивший немало положительных отзывов, считается одним из самых надежных и беспроблемных в линейке агрегатов концерна Volkswagen.

Начало выпуска двигателей 1.6 MPI с индексом BSE датируется 2005 годом. Мотор был разработан на основе 1.6-литровой бензиновой «четверки» BGU. В принципе оба этих двигателя имеют схожее устройство, представляющее собой развитие еще более старой линейки моторов, в которую входит, например, агрегат с индексом ADP. А, вообще, все указанные силовые установки относятся к семейству EA827, ведущему свою историю с 1972 года.

Конструктивные особенности и характеристики двигателя 1.6 MPI BSE

Залогом надежности двигателей BSE является простая, проверенная временем конструкция. В качестве базы используется алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами. Диаметр цилиндров – 81 мм, ход поршня – 77.4 мм, степень сжатия рабочей смеси – 10.5:1. Впрыск многоточечный распределенный, система управления Simos 7. Подача топлива осуществляется через форсунки в пластмассовый впускной коллектор с изменяемой геометрией. Количество необходимого для смеси воздуха рассчитывается на основе показаний датчика абсолютного давления (MAP-сенсор). Газораспределительный механизм имеет восемь клапанов, по два на каждый цилиндр. Регулировка зазора клапанов не требуется, так как эту задачу решают гидрокомпенсаторы. Нейтрализация отработавших газов производится с помощью катализатора, до и после которого стоят лямбда-зонды. В систему выпуска встроен дополнительный насос подачи воздуха, способствующий более быстрому прогреву каталитического нейтрализатора.

Регламент технического обслуживания мотора 1.6 BSE включает стандартный для двигателей набор мероприятий. Периодичность выполнения регламентных работ такая же, как и других силовых агрегатов Skoda Octavia A5. Замена моторного масла производится каждые 15 000 км (при тяжелых условиях эксплуатации желательно чаще), замена свечей зажигания – каждые 60 000 км, замена ремня ГРМ – каждые 120 000 км (проверка – каждые 30 000 км). Следить за состоянием зубчатого ремня ГРМ необходимо в строгом соответствии с регламентом, так как в случае его обрыва гнутся клапана, что грозит дорогостоящим ремонтом.

Технические характеристики двигателя 1.6 MPI 102 л.с. (индекс BSE):

Двигатель 1.6 MPI 102 л.с.
Код двигателя BSE
Тип двигателя бензиновый
Тип впрыска распределенный
Наддув нет
Материал блока цилиндров алюминий
Расположение двигателя спереди, поперечно
Расположение цилиндров рядное
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Рабочий объем, куб. см. 1595
Степень сжатия 10.5:1
Диаметр цилинда, мм 81.0
Ход поршня, мм 77.4
Порядок работы цидиндров 1-3-4-2
Мощность (при об/мин), л.с. 102 (5600)
Максимальный крутящий момент (при об/мин), Н*м 148 (3800)
Экологический класс Евро-4
Топливо Бензин с октановым числом не ниже 91
Система впрыска Simos 7
Автоматическое регулирование зазора в клапанах да
Катализатор да
Лямбда-зонд 2 зонда
Рециркуляция отработавших газов нет
Изменение геометрии впускного коллектора да
Система подачи вторичного воздуха да
Изменение фаз газораспределения да (на впуске)
Объем масла в двигателе, литры 4.5
Ориентировочный ресурс двигателя, тыс. км 250-300

Технические данные Шкода Октавия А5 1.6 MPI

При всех достоинствах 102-сильного 1.6 MPI очевидно, что обладатель Октавии может рассчитывать с ним только на спокойную, размеренную езду. Тяговых характеристик двигателя едва хватает для сообщения 1.3-тонному автомобилю более или менее приемлемого ускорения. В случае комплектации модели 5-ступенчатой механической коробкой разгон до 100 км/ч занимает 12.3 секунды, модификация с 6-диапазонным «автоматом» еще медлительнее – 14.1 секунды. Если в городской толчее такой динамики вполне достаточно для успешного маневрирования, то при движении по загородной трассе с одной полосой в каждом направлении момент для обгона нужно выбирать очень тщательно.

Чуть добавить прыти машине может чип-тюнинг, однако существенного прироста он не даст. В лучшем случае прибавка мощности и крутящего момента составит 5-10%, что почти не ощутимо. Кроме того, неизвестно как манипуляции с блоком управления скажутся на ресурсе двигателя. А ведь с заводскими настройками и при своевременном проведении технического обслуживания мотор способен «ходить» 250-300 тыс. км.

Подробные технические характеристики Skoda Octavia A5 с двигателем 1.6 MPI 102 л.с.:

Модификация Шкода Октавия А5 1.6 MPI 102 л.с. лифтбек Шкода Октавия А5 1.6 MPI 102 л.с универсал
Двигатель
Тип двигателя бензиновый
Расположение двигателя спереди, поперечно
Рабочий объем, куб. см. 1595
Количество цилиндров 4
Расположение цилиндров рядное
Мощность, л.с. (при об/мин) 102 (5600)
Максимальный крутящий момент, Н*м (при об/мин) 148 (3800)
Трансмиссия
Механическая коробка передач (МКПП) 5-ступенчатая
Автоматическая коробка передач (АКПП) 6-ступенчатая
Привод передний
Подвеска
Передняя подвеска независимая, типа Макферсон со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска независимая, многорычажная
Тормоза
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Габариты
Длина, мм 4569
Ширина, мм 1769
Высота, мм 1462 1468
Колесная база, мм 2578
Колея передних колес, мм 1541
Колея задних колес, мм 1514
Длина переднего свеса, мм 915
Длина заднего свеса, мм 1076
Клиренс, мм 164
Объем багажника, л 585 605
Весовые характеристики
Снаряженная масса, кг 1280 (1315) 1295 (1330)
Полная масса, кг 1880 (1915) 1895 (1930)
Топливные показатели
Расход топлива в городском цикле, л. на 100 км 10.0 (11.2)
Расход топлива в загородном цикле, л. на 100 км 5.8 (6.1)
Расход топлива в смешанном цикле, л. на 100 км 7.4 (7.9)
Топливо
Объем бака, л
Скоростные показатели
Максимальная скорость, км/ч 190 (184) 188 (184)
Время разгона до 100 км/ч, с 12.3 (14.1) 12.4 (14.2)

Примечание: в скобках указаны данные для модификаций с АКПП.

Материалы для обслуживания двигателя BSE

В заключение приведем перечень запчастей для проведения ТО двигателя 1.6 MPI (BSE):

  • Масляный фильтр - 06A115561B;
  • Фильтрующий элемент воздушного фильтра - 1F0129620;
  • Зубчатый ремень привода ГРМ - 06A109119C;
  • Топливный фильтр - 6Q0201051C;
  • Свеча зажигания - 101000033AA.

Сложность

Инструмент

Не обозначено

Особенности конструкции двигателя Skoda Octavia рассмотрены на примере двигателя рабочим объемом 1,6 л как наиболее распространенного.
Двигатель (рис. 234 и 235) установлен поперечно в передней части автомобиля Шкода Октавия.

Рис. 234. Силовой агрегат (вид спереди по направлению движения): 1 - масляный картер; 2 - масляный фильтр; 3 - шкив привода вспомогательных агрегатов; 4 - генератор; 5 - корпус термостата; 6 - датчик детонации; 7 - впускной коллектор; 8 - маслоналивная горловина; 9 - перепускной клапан; 10 - насос дополнительного воздуха; 11 - датчик положения селектора АКП; 12 - датчик давления масла; 13 - стартер; 14 - датчик положения коленчатого вала; 15 - датчики коробки передач.

Рис. 235. Силовой агрегат (вид сзади по направлению движения): 1 - коробка передач; 2 - теплообменник АКП; 3 - площадка крепления левой опоры подвески силового агрегата; 4 - водораспределитель; 5 - перепускной клапан; 6 - дроссельный узел; 7 - пробка маслоналивной горловины; 8 - клапан адсорбера; 9 - ресивер впускного коллектора; 10 - крышка ремня привода газораспределительного механизма; 11 - кронштейн правой опоры подвески силового агрегата; 12 - управляющий датчик концентрации кислорода; 13 - блок цилиндров; 14 - шкив коленчатого вала; 15 - пробка маслосливного отверстия.
ПРИМЕЧАНИЕ
Рабочий объем двигателя (литраж) - один из важнейших конструктивных параметров (характеристик) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в литрах (л) или кубических сантиметрах (см3). Рабочий объем двигателя в значительной степени определяет его мощность и другие рабочие параметры. Он равен сумме рабочих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от НМТ до ВМТ). По данному параметру различают длинноходные двигатели с длиной хода поршня, превышающей диаметр цилиндра, и короткоходные с ходом поршня меньше диаметра цилиндра.
Головка блока цилиндров двигателей изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схеме продувки цилиндров (впускные и выпускные каналы расположены на противоположных сторонах головки). В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны имеют по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями.
Плоскость разъема головки и блока цилиндров уплотнена прокладкой, представляющей собой отформованную из тонколистового металла пластину.

Степень сжатия
ПРИМЕЧАНИЕ
Степень сжатия - отношение объема надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в НМТ к объему надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в ВМТ, т.е. к объему камеры сгорания, увеличение степени сжатия требует использования топлива с более высоким октановым числом (для бензиновых ДВС) во избежание детонации. Повышение степени сжатия в общем случае повышает его мощность, кроме того, увеличивает КПД двигателя, т.е. способствует снижению расхода топлива. В 50-60-е годы XX века одной из тенденций двигателестроения было повышение степени сжатия, которая к началу 70-х нередко достигала 11-13. Однако это требовало соответствующего бензина с высоким октановым числом, что в те годы могло быть получено лишь добавлением ядовитого тетраэтилсвинца (этилированный бензин). Введение в начале 70-х экологических стандартов в большинстве стран привело к остановке роста и даже снижению степени сжатия на серийных двигателях Шкода Октавия.
Понятие «степень сжатия» не следует путать с понятием «компрессия», которое обозначает (при определенной конструктивно обусловленной степени сжатия) максимальное давление, создаваемое в цилиндре при движении поршня от НМТ до ВМТ (например, степень сжатия - 10, компрессия - 14 атм).
Блок цилиндров представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера. Блоки изготовлены из алюминиевого сплава с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников обработаны в сборе с блоками и невзаимозаменяемы. На блоках цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.
Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши с антифрикционным слоем. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя полукольцами, установленными в проточках постели среднего коренного подшипника.
Маховик, отлитый из чугуна, установлен на заднем конце коленчатого вала и закреплен шестью болтами. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Помимо него, на маховике выполнен зубчатый венец, обеспечивающий работу датчика верхней мертвой точки системы управления двигателем Skoda Octavia.

Рис. 236. Поршень и поршневые кольца.

Поршни (рис. 236) изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности головки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец.
Поршневые пальцы установлены в бобышках поршней с зазором и запрессованы с натягом в верхние головки шатунов, которые соединены своими нижними головками с шатунными лейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, по конструкции аналогичные коренным
Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Распределительный вал
Распределительный вал приводится от коленчатого вала зубчатым ремнем. Крышки опор распределительного вала объединены в монолитную рамную конструкцию Впускные и выпускные клапаны закрываются с помощью витых пружин и перемещаются в запрессованных в головку блока цилиндров направляющих втулках. Кулачки распределительного вала приводят клапаны через роликовые качающиеся рычаги, опирающиеся на гидравлические компенсаторы зазоров.
Система смазки комбинированого типа. Смазка в двигатель Skoda Octavia поступает от масляного насоса с приводом через цепь и звездочку от носка коленчатого вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый маслоприемник и прогоняет его через полнопоточный сменный масляный фильтр, установленный снаружи двигателя. Далее масло по каналам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) подшипникам коленчатого вала и распределительному валу в головку блока. Масло к шатунным шейкам поступает по сверлениям в коленчатом валу, к подшипникам распределительного вала и гидрокомпенсаторам масло подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгиванием, как и все остальные трущиеся компоненты двигателя. Для охлаждения масла в систему смазки встроен масляно-жидкостный теплообменник.
Система вентиляции картера закрытого типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с отсосом газов в картере образуется разрежение при всех режимах работы двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьшает выброс токсичных веществ в атмосферу.
Система состоит из двух ветвей: большой и малой.
При работе двигателя автомобиля Шкода Октавия на холостом ходу и режимах малых нагрузок, когда разрежение во впускной трубе велико, картерные газы по малой ветви системы всасываются впускной трубой.
На режимах полных нагрузок, когда дроссельная заслонка открыта на большой угол. разрежение во впускной трубе снижается, а в воздухоподводящем рукаве возрастает. и картерные газы через шланг большой ветви, подсоединенный к штуцеру на крышке головки блока, в основном поступают в воздухоподводящий рукав, а затем через дроссельный узел во впускную трубу и цилиндры двигателя.
Система охлаждения двигателей герметичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Система питания двигателей состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, установленного под баком, регулятора давления топлива, установленного в модуле топливного насоса, форсунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

Система зажигания
Система зажигания двигателей Шкода Октавия микропроцессорная, состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. Модулем зажигания управляет электронный блок системы управления двигателем. Система зажигания при эксплуатации не требует обслуживания и регулировки.
Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач) установлен на двух опорах с эластичными резиновыми элементами - боковых правой и левой, воспринимающих основную массу силового агрегата. Нижняя реактивная тяга компенсирует крутящий момент от трансмиссии и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ
В данном разделе описаны работы по ремонту двигателя Шкода Октавия, доступные в условиях небольшой мастерской, такие как замена уплотнений, опор подвески силового агрегата, проверка компрессии, регулировка и притирка клапанов и т.п. Для капитального ремонта двигателя с его полной разборкой требуются специальное оборудование и инструменты, а также соответствующая техническая подготовка исполнителя. Поэтому в случае необходимости такого ремонта обращайтесь на специализированные станции технического обслуживания.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем, можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление - признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым - признак слишком богатой смесь из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду - нормальное явление. Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара.
Перегрев. Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечет охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, при этом в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку радиатора: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье. Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях эта мера направлена лишь на то, чтобы автомобиль не стронулся с места, если по забывчивости включена передача. Такой прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом стояночном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.