Меню
Бесплатно
Главная  /  Skoda  /  Li fe pol аккумуляторы. Lifepo4 аккумуляторы характеристики

Li fe pol аккумуляторы. Lifepo4 аккумуляторы характеристики

На сегодняшний день существует большое количество аккумуляторов с различными типами химии. Наиболее популярными аккумуляторами сегодня являются литий-ионные. К этой же группе относятся и литий-железо-фосфатные (феррофосфатные) аккумуляторы. Если все элементы питания, относящиеся к данной категории, в общем и целом похожи друг на друга по техническим характеристикам, то литий-железо-фосфатные аккумуляторы имеют свои уникальные особенности, выделяющие их среди других аккумуляторов, сделанных по литий-ионной технологии.

История открытия литий-железо-фосфатного аккумулятора

Изобретателем LiFePO4 аккумулятора является Джон Гуденаф, который работал в 1996 году в Техасском университете над созданием нового материала для катода под литий-ионные аккумуляторы. Профессору удалось создать материал, обладающий большей дешевизной, имеющий меньшую токсичность и высокую термоустойчивость. Среди недостатков элемента питания, в котором использовался новый катод, была меньшая емкость.

Изобретением Джона Гуденафа никто не интересовался, но в 2003 году компания A 123 Systems решила развить данную технологию, посчитав ее достаточно перспективной. Инвесторами данной технологии стали многие крупные корпорации - Sequoia Capital, Qualcomm, Motorola.

Характеристика LiFePO4 аккумуляторов

Напряжение феррофосфатного аккумулятора такое же, как и у других элементов питания, относящихся к литий-ионной технологии. Номинальное напряжение зависит от габаритов аккумулятора (типоразмера, форм-фактора). Для элементов питания 18 650 это 3,7 вольт, для 10 440 (мизинчиковые) - 3,2, для 24 330 - 3,6.

Практически у всех аккумуляторов напряжение в процессе разрядки постепенно падает. Одной из уникальных особенностей является стабильность напряжения при работе у LiFePO4-аккумуляторов. Характеристики напряжения аналогичные этим имеют аккумуляторы, сделанные по никелевой технологии (никель-кадмиевые, никель-металл-гидридные).

В зависимости от размера литий-железо-фосфатный аккумулятор способен выдавать от 3,0 до 3,2 вольт вплоть до полного разряда. Это свойство дает больше преимуществ для данных аккумуляторов при использовании их в цепях, так как практически сводит на нет необходимость регулирования напряжения.

Напряжение при полном разряде равно 2,0 вольтам, что является самой низкой зарегистрированной границей на разряд среди всех аккумуляторов на литиевой технологии. Данные аккумуляторы являются лидерами и в сроке службы, который приравнивается к 2000 циклам на заряд и разряд. Ввиду безопасности своей химической структуры LiFePO4-аккумуляторы есть возможность зарядить при помощи специального ускоренного метода дельта V, когда на аккумулятор подается большой ток.

Многие элементы питания не выдерживают зарядку по такому методу, что приводит к их чрезмерному нагреву и порче. В случае с литий-железо-фосфатными аккумуляторами использовать такой метод не просто можно, а даже рекомендуется. Поэтому специально для зарядки таких элементов питания существуют и особые зарядные устройства. Разумеется, такие зарядные устройства нельзя использовать на батарейках с другой химией. В зависимости от форм-фактора, литий-железо-фосфатные аккумуляторы на таких зарядных устройствах могут зарядиться полностью за 15-30 минут.

Последние разработки в области LiFePO4-аккумуляторов предлагают пользователю элементы питания с улучшенным диапазоном рабочих температур. Если стандартным диапазоном для литий-ионных аккумуляторов является работа от -20 до +20 градусов Цельсия, то литий-железо-фосфатные аккумуляторы могут отлично работать в диапазоне от -30 до +55. Зарядка или разрядка элемента питания при температурах выше или ниже описанных будет сильно портить батарейку.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы подвержены эффекту старения в гораздо меньшей степени по сравнению с другими литий-ионными аккумуляторами. Старение - это естественная потеря емкости со временем, которая не зависит от того, используется ли элемент питания или лежит на полочке. Для сравнения: все литий-ионные аккумуляторы теряют около 10 % емкости каждый год. Литий-железо-фосфатные же теряют всего 1,5 %.

Из минусов данных аккумуляторов стоит выделить меньшую емкость, которая на 14 % меньше (или около того), чем у других литий-ионных элементов питания.

Безопасность феррофосфатных аккумуляторов

Данный вид элементов питания считается одним из самых безопасных среди всех существующих видов аккумуляторов. LiFePO4 имеют очень стабильную химию, и способны хорошо выдерживать большие нагрузки при разряде (в работе с низким сопротивлением) и заряде (при зарядке аккумулятора большими токами).

За счет того, что фосфаты химически безопасны, данные батарейки легче утилизировать, после того как они отработают свой ресурс. Многие аккумуляторы на опасной химии (например, литий-кобальтовые) приходится подвергать дополнительным процессам утилизации, для того чтобы свести на нет их опасность для окружающей среды.

Зарядка литий-железо-фосфатных аккумуляторов

Одной из причин коммерческого интереса инвесторов к феррофосфатной химии стала возможность быстрой зарядки, вытекающая из ее стабильности. Сразу после организации конвейерного выпуска LiFePO4-аккумуляторов они позиционировались как элементы питания, которые можно быстро зарядить.

Для этой цели стали выпускаться специальные зарядные устройства. Как уже было написано выше, такие зарядные устройства нельзя использовать на других аккумуляторах, так как это вызовет их перегрев и будет сильно портить их.

Специальное для данных аккумуляторов способно зарядить их за 12-15 минут. Феррофосфатные батарейки можно заряжать и обычными зарядниками. Существуют также и комбинированные варианты зарядных устройств с обоими режимами зарядки. Наилучшим вариантом, конечно, будет использование умных зарядных устройств с множеством опций, регулирующих процесс зарядки.

Устройство литий-железо-фосфатного аккумулятора

Никаких особенностей во внутреннем устройстве литий-железо-фосфатный LiFePO4 аккумулятор по сравнению со своими собратьями по химической технологии не имеет. Изменению подвергся только один элемент - катод, сделанный из фосфата железа. Материалом анода является литий (все элементы питания на литий-ионной технологии имеют литиевый анод).

Работа любого аккумулятора основана на обратимости химической реакции. Иначе процессы, происходящие внутри аккумулятора, называются процессами окисления и восстановления. Любой аккумулятор состоит из электродов - катода (минуса) и анода (плюса). Также внутри любого аккумулятора имеется сепаратор - пористый материал, пропитанный специальной жидкостью - электролитом.

При разрядке аккумулятора ионы лития движутся через сепаратор от катода к аноду, отдавая накопленный заряд (окисление). При зарядке аккумулятора ионы лития движутся в обратном направлении от анода к катоду, накапливая заряд (восстановление).

Виды литий-железо-фосфатных аккумуляторов

Все на данной химии можно условно разделить на четыре категории:

  • Полноценные АКБ.
  • Большие ячейки в виде параллелепипедов.
  • Небольшие ячейки в виде параллелепипедов (призматики - аккумуляторы LiFePO4 на 3,2 V).
  • Небольшие плоские аккумуляторы (пакеты).
  • Цилиндрические аккумуляторы.

Литий-железо-фосфатные АКБ и ячейки могут иметь разное номинальное напряжение от 12 до 60 вольт. Они во многом опережают традиционные цикл работы гораздо выше, вес в несколько раз ниже, подзаряжаются в несколько раз быстрее.

Цилиндрические аккумуляторы на данной химии используются как отдельно, так и в цепи. Габариты данных цилиндрических аккумуляторов бывают самыми различными: от 14 500 (пальчиковые) до 32 650.

Литий-железо-фосфатные АКБ

Отдельного внимания достойны феррофосфатные АКБ для велосипедов и электроциклов. С изобретением нового железо-фосфатного катода наряду с прочими видами аккумуляторов на данной химии вышли и специальные АКБ, которые ввиду их улучшенных характеристик и меньшего веса можно удобно использовать даже на обычных велосипедах. Подобные АКБ сразу обрели популярность среди любителей модернизации своих велосипедов.

Литий-железо-фосфатные АКБ способны предоставить несколько часов беззаботной езды на велосипеде, чем составляют достойную конкуренцию двигателям внутреннего сгорания, которые раньше тоже часто устанавливались на велосипеды. Обычно для данных целей используются аккумуляторы LiFePO4 на 48v, но есть возможность приобрести АКБ на 25, 36 и 60 вольт.

Применение феррофосфатных аккумуляторов

Роль АКБ на данной химии понятна и без комментариев. Под разные цели используются призматики - аккумуляторы LiFePO4 3,2 v. Ячейки большего размера используются в качестве элементов для солнечной энергетики и ветрогенераторов. Феррофосфатные аккумуляторы активно используются в конструкции электромобилей.

Небольшие плоские аккумуляторы применяются для телефонов, ноутбуков и планшетных ПК. Цилиндрические элементы питания разных форм-факторов применяются для электронных сигарет, радиоуправляемых моделей и пр.

Современная электроника предъявляет все более высокие требования к мощности и емкости источников энергии. В то время как никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы вплотную приблизились к своему теоретическому пределу, литий-ионные технологии находятся только в начале пути

Li-Fe (литий фосфатные) аккумуляторы отличаются не только большой емкостью, но и быстротой зарядки. Всего за 15 минут можно полностью зарядить аккумулятор. К тому же такие аккумуляторы допускают в 10 раз больше циклов зарядки-разрядки, чем обычные модели. Идея Li-Fe аккумулятора заключается в активизации литиево-ионного обмена между электродами. С помощью наночастиц удалось развить обменную поверхность электродов и получить более интенсивный ионный поток. Чтобы исключить слишком сильное нагревание и возможный взрыв электродов, авторы разработки применили в катодах вместо лития/оксида кобальта литий/фосфат железа. Недостаточная электропроводность нового материала компенсируется введением наночастиц алюминия, марганца или титана.

Для заряда Li-Fe аккумуляторов должно применяться специальное зарядное устройство с маркировкой, на которой написано, что данный тип зарядного устройства способен работать с Li-Fe аккумуляторами, в противном случае вы погубите аккумулятор!

Достоинства

  • Безопасный прочный корпус, в отличие от оболочек Li-Po аккумуляторов
  • Сверхбыстрый заряд (при токе 7А полный заряд за 15 мин!!!)
  • Очень большой ток отдачи 60А — рабочий режим; 132А — кратковременный режим (до 10-ти секунд)
  • Саморазряд 3% за 3 года
  • Работают на холоде (до -30 гр. С) без потери рабочих свойств
  • Наработка на отказ 1000 циклов (в трое больше, чем у никелевых аккумуляторов)

Недостатки

  • Требуют специального зарядного устройства (не совместимы с LiPo зарядниками)
  • Тяжелее, чем Li-Po

Немного истории

Li-ion аккумуляторы вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза – по удельной мощности. Плотность энергии Li-ion втрое выше, чем у NiMH. Li-ion выдерживает очень высокие токи разряда, которые NiMH батареи не способны держать даже теоретически. Также NiMH малопригодны для мощных переносных инструментов, для которых характерны высокие импульсные нагрузки, долго заряжаются и «живут» обычно не более 500 циклов. Хранение NiMH – еще одна серьезная проблема. Эти аккумуляторы страдают от очень высокого саморазряда – до 20% в месяц, а у Li-ion этот показатель равен всего 2–5%. NiMH аккумуляторы подвержены так называемому эффекту памяти, свойственному также NiCd батареям.

Но и у Li-ion батарей есть свои недостатки. Они очень дороги, требуют сложной многоуровневой электронной системы управления из-за склонности к необратимой деградации при слишком глубоком разряде или самовозгоранию при высоких нагрузках. Этим они обязаны основному электродному материалу – кобальтату лития (LiCoO2). Ученые уже несколько лет бьются над поисками замены для кобальта. В качестве кандидатов на должность главного электродного материала будущего выступают различные соединения лития – манганаты, титанаты, станнаты, силикаты и другие. Но безусловным фаворитом на сегодняшний день считается феррофосфат лития Li-Fe, полученный впервые еще в 1996 году профессором Джоном Гуденафом из Техасского университета. Долгое время эта тема пылилась на полке, так как Li-Fe ничем выдающимся, кроме дешевизны, не отличался и его потенциал оставался неизученным. Все изменилось в 2003 году с появлением компании A123 Systems .

Характеристики Li-Fe аккумуляторов

Как и все аккумуляторы Li-Fe имеет несколько основных электрических параметров:

Напряжение полностью заряженного элемента: У Li-Fe составляет порядка 3.65В, В связи с особенностями данной технологии эти элементы не сильно боятся перезаряда (по крайней мере он не вызывает возгорание и взрыв как это происходит с элементами на основе кобальтата лития Li-ion, Li-pol) хотя производители крайне не рекомендуют заряд выше 3.9В и только несколько зарядов до 4.2В за всё время жизни элемента.

Напряжение полностью разряженного элемента: Здесь рекомендации производителей несколько расходятся, некоторые рекомендуют разряжать элементы до 2,5В, некоторые до 2,0В. Но в любом случае по практике эксплуатации всех типов аккумуляторов установлено что чем меньше глубина разряда тем больше циклов этот аккумулятор может пережить, а количество энергии которое приходится на последние 0,5В разряда (для Li-Fe) составляет лишь несколько процентов от его емкости.

Напряжение средней точки: у элементов данной технологии у разных производителей варьируется (заявляется) от 3.2В до 3.3В. Напряжение средней точки это напряжение которое вычисляется на основании кривой разряда и предназначено для вычисления габаритной ёмкости аккумулятора которая выражается в Wh (ватт часы) для этого напряжение средней точки умножают на ёмкость по току т.е например у вас имеется элемент имеющий ёмкость 1.1Ач и напряжение средней точки 3.3В то его габаритная ёмкость равна 3.3*1.1=3.65Wh. (Многие часто путают напряжение средней точки с напряжением полностью заряженного элемента.)

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ТТХ батарей, а точнее на напряжение средней точки 36В и 48В Li-Fe батареи. Так вот напряжение в 36В и 48В указанны условно в привязке к более привычной для многих свинцово-кислотной батарее, а точнее к напряжению средней точки 3 или 4 свинцово-кислотных батарей на 12В соединённых последовательно. У Li-Fe батареи на 36В последовательно подключены 12 ячеек (элементов) что составляет 3.2*12=38.4В (для 48В батареи 3.2*16=51.2В) что несколько выше средних точек свинцово-кислотных батарей, т.е при равных ёмкостях (в Ач) Li-Fe батарея имеет бОльшую габаритную емкость, чем свинцово-кислотная батарея.

На данный момент основной производственной базой по изготовлению Li-Fe элементов является Китай. Там расположены заводы как известных фирм (A123System, BMI), так и заводы никому неизвестных компаний. Многие продавцы готовых батарей (торгующих ими в розницу) заявляют, что они являются и изготовителями самих элементов, что на поверку оказывается неправдой. Крупные производители элементов производящие их тиражами в миллионы штук в год не заинтересованны в работе с розничными клиентами и просто игнорируют вопросы о продаже десятков штук элементов, или предлагают сделать закупку в объёмах, от нескольких тысяч штук. Так же есть небольшие предприятия на которых полукустарным способом изготавливают элементы небольшими партиями, но качество подобных элементов крайне низкое, причина тому: отсутствие высококачественных материалов, оборудования и низкая технологическая дисциплина. Такие элементы имеют очень большой разброс по ёмкости и внутреннему сопротивлению в пределах даже одной партии. Так же на рынке сборки готовых батарей присутствуют элементы выпущенные крупными производителями, но в силу того, что они не прошли отбраковку по определённым параметрам (ёмкость, внутреннее сопротивление, падение напряжения при хранении), они не попадают на рынок и должны пройти утилизацию. Вот эти элементы и являются основой для сборки батарей мелкими кустарными предприятиями. Основное отличие подобных элементов от элементов кондиционного качества выпущенного крупными производителями — это отсутствие маркировки на каждом элементе . Маркировка наносится на заводе изготовителе при финальных тестах и служит идентификатором завода изготовителя, даты и смены изготовления. Эта информация необходима для крупных производителей, чтобы в дальнейшем отслеживать качество элементов при эксплуатации и в случае претензий, иметь возможность найти причину проблемы. Как вы сами понимаете для тех, кто выпускает элементы в кустарных условиях, смысла в подобной операции нет.
По этим ссылкам можно посмотреть тесты наиболее известных производителей элементов:

  • http://www.zeva.com.au/tech/LiFePO4.php

Кстати что интересно по результатам проверок почти все производители заявляют ёмкость больше, чем она есть в наличии (исключение только у A123 system), а у Huanyu вообще на четверть ниже заявленной.

Неожиданное открытие

A123 Systems – необычная компания. В разговорах ее сотрудники, от рядового инженера до президента, частенько повторяют одну фразу, которую не часто услышишь в наши дни: «Мы находимся только в начале дороги. Пройдя по ней до конца, мы перевернем мир!» История A123 Systems началась в конце 2000 года в лаборатории профессора Йет Мин Чанга из Массачусетсского технологического института (MIT). Чанг, долгое время работавший над Li-ion технологиями, почти случайно обнаружил потрясающий феномен. При определенном воздействии на коллоидный раствор электродных материалов структура батареи начинала самовоспроизводиться! Силы притяжения и отталкивания зависели от множества факторов – размеров, формы и количества самих частиц, свойств электролита, электромагнитного поля и температуры. Чанг провел детальные исследования физико-химических свойств электродных наноматериалов и определил базовые параметры запуска процесса спонтанной самоорганизации. Полученные батареи обладали удельной емкостью, на треть превышающей емкость обычных батарей на основе кобальтата лития, и выдерживали сотни циклов заряда-разряда. Микроструктура электродов, созданная естественным путем, позволяла на порядок увеличить общую площадь активной поверхности и ускорить ионообмен, что в свою очередь повышало емкость и производительность батареи.

Самоорганизация по методу Чанга выглядит следующим образом: смесь наночастиц оксида кобальта и графита помещается в корпус будущей батареи, добавляется электролит и создаются необходимые внешние условия – температура, электромагнитное поле и давление. Частицы оксида кобальта притягиваются друг к другу, но отталкивают частицы графита. Процесс длится до тех пор, пока силы притяжения и отталкивания не достигнут равновесия. В результате образуется пара анод–катод, полностью разделенная интерфазой – электролитом. За счет одинакового размера наночастиц Чангу в лабораторных условиях удалось создать образцы батарей с заданными параметрами емкости и производительности. Дальнейшее изучение этого феномена и разработка технологии производства на его основе сулили фантастические перспективы. По расчетам Чанга, емкость аккумуляторов можно было бы удвоить в сравнении с существующими аналогами, а себестоимость – снизить наполовину. Метод самоорганизации позволял создавать батареи любой формы размером меньше спичечной головки, в том числе непосредственно внутри самих потребителей тока.

Шаг в большой бизнес

В то время инженер-электрохимик Барт Райли работал в компании American Semiconduct or, выпускавшей широкую номенклатуру полупроводников. С Чангом его связывали давнее знакомство и общие научные интересы. Когда Чанг рассказал Райли о своей неожиданной находке, идея создания бизнеса на основе феномена самоорганизации родилась практически сразу. Но ни тот, ни другой не имели понятия, как создаются компании. Третьим основателем А123 Systems стал Рик Фулап, предприниматель, умеющий превращать хорошие идеи в большие деньги. К своим 26 годам Фулап успел создать с нуля и запустить на просторы большого бизнеса уже пять компаний. Однажды в научном журнале MIT Фулап наткнулся на статью профессора Чанга, посвященную литий-ионным технологиям. Не поняв ничего из прочитанного, Рик набрал телефонный номер профессора. В ответ на предложение заняться бизнесом по производству углеродных нановолокон Чанг ответил, что у него есть идея получше, и Фулап не смог уснуть до утра.

Первым делом компаньоны сумели получить лицензию от MIT на промышленное использование методики самоорганизации батарей и выкупить права на полученный в лаборатории Чанга катодный материал – литийфосфат железа. Он не имел никакого отношения к феномену самоорганизации, но Фулап решил, что права на Li-Fe не помешают. Не пропадать же добру! К тому же Чанг получил специальный грант для продолжения исследований по Li-Fe. В сентябре 2001 года Рик Фулап уже мотался по венчурным фондам в поисках подъемных средств. Ему удалось создать конкуренцию среди инвесторов, подогревая ее все новыми и новыми сообщениями в прессе о фантастических рыночных перспективах Li-ion батарей.

Уже в декабре 2001 года на счета компании поступили первые $8 млн. Через четыре месяца после начала работы над проектом, в апреле 2002 года, в дело вошли лидеры рынка мобильной электроники Motorola и Qualcomm, увидевшие в новой технологии громадный потенциал. Барт Райли с улыбкой вспоминает, как на какой-то конференции Фулап подскочил к Полу Джекобсу, вице-президенту Qualcomm. В течение минуты, чуть ли не держа Джекобса за лацкан пиджака, Рик сумел доходчиво объяснить тому преимущества технологии A123 перед конкурентами, а еще через несколько секунд поставил вопрос ребром – инвестируйте сегодня, завтра будет поздно! И через пару дней Джекобс принял верное решение. Вскоре в числе инвесторов A123 оказались: знаменитая компания Sequoia Capital, на деньги которой в свое время были созданы Google и Yahoo, General Electric, Procter & Gamble и многие другие крупные компании.

Запасной парашют

К началу 2003 года работа зашла в тупик. Оказалось, что многообещающая технология работает только отчасти – процесс самоорганизации оказался неустойчивым. Возникли серьезные сложности с технологией получения однородных по размеру и свойствам частиц электродных наноматериалов. Как следствие, рабочие характеристики продукта «плавали» в диапазоне от выдающихся до никуда не годных. Срок службы полученных батарей значительно уступал имеющимся аналогам из-за слабости кристаллической решетки электродов. Она попросту разрушалась за несколько циклов разряда. Чанг понял, что до создания промышленной технологии идеальных аккумуляторов еще очень далеко. Проект затрещал по швам…

К тому времени работа над феррофосфатом лития дала неожиданные результаты. Поначалу электрические свойства фосфата железа выглядели весьма скромно. Преимуществами Li-Fe над LiCoO2 были его нетоксичность, дешевизна и меньшая чувствительность к нагреву. В остальном же феррофосфат значительно уступал кобальтату – на 20% по энергоемкости, на 30% по производительности и по количеству рабочих циклов. А значит, батарея с катодом из первичного Li-Fe не годилась для мобильной электроники, где емкость имеет первостепенное значение. Феррофосфат требовал глубокой модификации. Чанг начал экспериментировать с добавлением ниобия и других металлов в структуру электрода и уменьшением размеров отдельных частиц Li-Fe до ста нанометров. И материал буквально преобразился! Благодаря возросшей в тысячи раз площади активной поверхности и улучшению электропроводности за счет введенных золота и меди батареи с катодом из наноструктурированного Li-Fe превосходили обычные кобальтовые по токам разряда в десять раз. Кристаллическая структура электродов со временем практически не изнашивалась. Добавки металлов усиливали ее, как арматура усиливает бетон, поэтому количество рабочих циклов батареи возросло более чем в десять раз – до 7000! Фактически такая батарея способна пережить несколько поколений приборов, которые она питает. Кроме того, ничего нового в технологии производства создавать под Li-Fe не пришлось. Это означало, что продукт, который сделали Райли, Чанг и Фулап, готов к немедленному массовому производству.

«Если у вас небольшая компания и ограниченное финансирование, обычно вы фокусируетесь на чем-нибудь одном, – говорит Райли. – Но оказалось, что у нас в кармане целых две идеи! Инвесторы требовали продолжать работу над первоначальной темой проекта, а нанофосфат оставить до лучших времен. Но мы поступили по-своему. На новое направление мы бросили небольшую команду инженеров. Перед ними была поставлена конкретная цель – разработка технологии промышленного производства катодного наноматериала». Как оказалось впоследствии, это упрямое решение спасло весь проект от краха. После первых очевидных успехов по нанофосфату дальнейшие работы по самоорганизации были отложены в долгий ящик, но не забыты. Ведь история когда-нибудь может повториться с точностью до наоборот.

Индустриальный гигант

Буквально через месяц после этого A123 заключила судьбоносный контракт со знаменитой компанией Black & Decker. Оказалось, что Black & Decker уже несколько лет вела разработку нового поколения строительного электроинструмента – мобильных и мощных переносных устройств. Но внедрение новинки задерживалось из-за отсутствия подходящего источника тока. NiMH и NiCd батареи не подходили компании по весу, размеру и рабочим характеристикам. Обычные Li-ion аккумуляторы были достаточно емкими, но не обеспечивали высокий ток нагрузки и при быстром разряде так нагревались, что могли загореться. Кроме того, время, нужное для их заряда, было слишком велико, а переносной инструмент должен быть всегда наготове. Аккумуляторы А123 идеально подходили для этих целей. Они были очень компактны, мощны и абсолютно безопасны. Время заряда до 80% емкости составляло всего 12 минут, а при пиковых нагрузках Li-Fe батареи развивали мощность, превышающую мощность сетевых инструментов! Одним словом, Black & Decker нашел именно то, что искал.

К тому времени у А123 был только опытный образец батареи размером с десятицентовую монету, а Black & Decker нуждался в миллионах реальных аккумуляторов. Фулап и Райли провели гигантскую работу по созданию собственных производственных мощностей и уже через год после подписания контракта начали серийный выпуск товарной продукции в Китае. Энергия и напор Фулапа в сделке с Black & Decker позволили A123 в кратчайшие сроки войти в большую индустриальную обойму. За неполные шесть лет компания из Массачусетса выросла из чистой идеи до крупного научно-производственного комплекса с шестью заводами и штатом из 900 сотрудников. Сегодня A123 Systems является обладателем 120 патентов и патентных заявок в области электрохимии, а ее исследовательский центр по литий-ионным технологиям считается самым лучшим в Северной Америке.

Но компания не останавливается на достигнутом. За последние полтора года были радикально улучшены свойства исходного нанофосфата и разработаны новые виды электролитов. Созданы более совершенные и надежные электронные системы управления зарядом. Разработаны несколько видов дизайна пакетов батарей для применения в различных областях техники. Но главный шаг вперед – это, конечно же, разработка аккумулятора для будущего гибридного автомобиля Chevrolet Volt.


Технологии производства аккумуляторов не стоят на месте и постепенно Ni-Cd (никель-кадмиевые) и Ni-MH (никель-металл-гидридные) аккумуляторы вытесняются на рынке аккумуляторами, в...

  • Список компаний, которые выпускают литий-ионные (Li-ion), литий-полимерные (Li-Po), литий-фосфатные (Li-Fe / LiFePO4) аккумуляторы в различных странах мира. Название производителя Местоположение...
  • Современный рынок пестрит разнообразным электронным оборудованием. Для их функционирования разрабатываются все более совершенные источники питания. Среди них особое место занимают литий железо фосфатные аккумуляторы. Они безопасны, обладают большой электроемкостью, практически не выделяют токсины, долговечны. Возможно, скоро эти батареи вытеснят из устройств своих «собратьев».

    Содрежание

    Что такое литий железо фосфатный аккумулятор

    LiFePo4 аккумуляторы – это высококачественные и надежные источники питания с высокой производительностью. Они активно вытесняют не только морально устаревшие свинцово-кислотные, но и современные Li-ion батареи. Сегодня данные АКБ встречаются не только в промышленном оборудовании, но и в бытовых устройствах – от смартфонов до электровелосипедов.

    LFP аккумуляторы были разработаны Массачусетским Технологическим Университетом в 2003 году. Их основа – усовершенствованная технология Li-ion с измененным химическим составом: для анода используется лития феррофосфат вместо кобальтата лития. Широкое распространение АКБ получили благодаря таким компаниям, как Motorola и Qualcomm.

    Как осуществляется производство LiFePo4 аккумуляторов

    Основные компоненты для изготовления LiFePo4 батарей поставляются на завод в виде темно-серого порошка с металлическим блеском. Схема производства анодов и катодов одинакова, но из-за недопустимости смешивания компонентов все технологические операции выполняются на разных цехах. Все производство делится на несколько этапов.

    Первый шаг. Создание электродов. Для этого готовый химический состав покрывается с обеих сторон металлической фольгой (как правило, алюминиевой для катода, а медной для анода). Фольга предварительно обрабатывается суспензией, чтобы она могла выступать в роли приемника тока и токопроводящего элемента. Готовые элементы нарезаются на тонкие полоски и сворачиваются несколько раз, образуя квадратные ячейки.

    Второй шаг. Непосредственно сборка батареи. Катоды и аноды в форме ячеек располагают по обе стороны сепаратора из пористого материала, плотно закрепляют на нем. Полученный блок помещают в пластиковый контейнер, заливают электролитом и запечатывают.

    Заключительный этап. Контрольная зарядка/разрядка батареи. Зарядка производит с постепенным нарастанием напряжения электротока, чтобы не случился взрыв или воспламенение из-за выделения большого количества тепла. Для разрядки аккумулятор подключают к мощному потребителю. Не выявив отклонений, готовые элементы отправляются к заказчику.

    Принцип работы и устройство литий железо фосфатного АКБ

    LFP батареи состоят из электродов, плотно прижатых к пористому сепаратору с обеих сторон. Для питания устройств и катод, и анод подключаются к токосъемникам. Все компоненты помещены в пластиковый корпус, залиты электролитом. На корпус помещается контролер, который регулирует подачу тока во время зарядки.

    Принцип работы LiFePo4 аккумуляторов основан на взаимодействии литий феррофосфата и углерода. Сама реакция протекает по формуле:

    LiFePO 4 + 6C → Li 1-x FePO 4 + LiC 6

    Переносчиком заряда АКБ выступает положительно заряженный ион лития. Он имеет способность внедряться в кристаллическую решетку других материалов, с образованием химических связей.

    Технические характеристики LiFePo4 аккумуляторов

    Вне зависимости от производителя все LFP ячейки имеют одинаковые технические характеристики:

    • пиковое напряжение – 3,65 V;
    • напряжение в средней точке – 3,3 V;
    • напряжение в полностью разряженном состоянии – 2,0 V;
    • номинальное рабочее напряжение – 3,0-3,3 V;
    • минимальное напряжение под нагрузкой – 2,8 V;
    • долговечность – от 2-х до 7 тыс. циклов заряда/разряда;
    • самозаряд при температуре 15-18 С о – до 5% в год.

    Представленные технические характеристики относятся именно к LiFePo4 ячейкам. В зависимости от того, сколько их объединено одной батареей, будут варьироваться и параметры аккумуляторов.

    Экземпляры отечественного производства имеют следующие характеристики:

    • емкостью – до 2000 Ач;
    • напряжением – 12 v, 24v, 36v и 48v;
    • с диапазоном рабочих температур – от -30 до +60 С о;
    • с током заряда – от 4 до 30А.

    Все аккумуляторы не теряют свои качества при хранении на протяжении 15 лет, имеют стабильное напряжение и отличаются низкой токсичностью.

    Какие бывают LiFePo4 батареи

    В отличие от привычных для нас батарей, которые маркируются символами АА или ААА, литий железо фосфатные элементы имеют совершенно иную маркировку форм-фактора – их размеры шифруются 5-значным номером. Все они представлены в таблице.

    Типоразмер Габариты, DxL (мм)
    14430 14 x 43
    14505 14 x 50
    17335 17 x 33
    18500 18 x 50
    18650 18 x 65
    26650 26 x 65
    32600 32 x 60
    32900 32 x 90
    38120 38 x 120
    40160 40 x 160
    42120 42 x 120

    Даже не имея перед собой таблицу с обозначением маркировки, можно легко сориентироваться в габаритах батареи. Первый две цифры кода обозначают диаметр, остальные – длину источника питания (мм). Число 5 на конце некоторых типоразмеров соответствует половине миллиметра.

    Литий железо фосфатный аккумулятор: плюсы и минусы

    LFP батареи основаны на технологии Li-ion, что позволило им вобрать в себя все плюсы данных источников питания, и одновременно избавиться от присущих им недостатков.

    Среди главных достоинств выделяют:

    1. Долговечность – до 7 000 циклов.
    2. Высокий ток заряда, что сокращает время восполнения энергии.
    3. Стабильное рабочее напряжение, которое не падает до полного исчерпания заряда.
    4. Высокое пиковое напряжение – 3,65 Вольта.
    5. Высокая номинальная емкость.
    6. Небольшой вес – до нескольких килограммов.
    7. Низкий уровень загрязнения окружающей среды при утилизации.
    8. Морозостойкость – работа возможна при температуре от -30 до +60С о.

    Но у аккумуляторов выделяют также и минусы. Первый из них – это высокая стоимость. Цена элемента на 20 Ач может достигать 35 тыс. рублей. Второй и последний недостаток – сложность собственноручной сборки банки батарей, в отличие от литий-ионных элементов. Других явных минусов у этих источников питания пока не выявлено.

    Зарядные устройства и как заряжать LiFePo4

    Зарядные устройства для LiFePo4 аккумуляторов практически ничем не отличаются от обычных инверторов. В особенности можно записать большая сила тока на выходе – до 30А, что используется для быстрой подзарядки элементов.

    Покупая готовый блок батарей трудностей с их зарядкой возникнуть не должно. В их конструкции встроено электронное управление, которое защищает все ячейки от полного разряда и перенасыщения электроэнергией. Дорогие системы используют балансирную плату, которая равномерно распределяет энергию между всеми ячейками устройства.

    Важно при подзарядке не превышать рекомендуемую силу тока, если вы используете сторонние ЗУ. Это снизит срок службы батареи в несколько раз за одну подзарядку. Если батарея нагревается или вздувается, то сила тока превышает допустимые значения.

    Где применяются LiFePo4 аккумуляторы

    LFP батареи имеют большое значение для промышленности. Их используют для поддержания работоспособности устройств на метеостанциях, больницах. Они также внедряются в качестве буфера на ветряные электростанции и применяют для накопления энергии от солнечных панелей.

    Аккумуляторы на 12v начинают использоваться в современных автомобилях вместо привычных свинцово-кислотных элементов. LiFePo4 конструкции устанавливаются в качестве главного источника питания на электровелосипедах и квадроциклах, моторных лодках.

    Широко их значение и в быту. Они встраиваются в телефоны, планшеты, и даже в шуруповерты. Однако такие устройства значительно отличаются по цене от своих менее технологичных собратьев. Поэтому встретить их на рынке пока сложно.

    Правила хранения, эксплуатации и утилизации LiFePo4

    Прежде чем отправить LFP аккумулятор на длительное хранение, необходимо его зарядить до 40-60% и поддерживать этот уровень заряда на протяжении всего срока консервации. Держать АКБ следует в сухом месте, где температура не отпускается ниже комнатных значений.

    Во время эксплуатации следует выполнять требования производителя. Важно не допускать перегрева батареи. Если вы заметили, что аккумулятор во время работы или подзарядки нагревается неравномерно, то следует обратиться в ремонтный центр – возможно одна из ячеек вышла из строя, либо присутствуют неисправности блока управления или балансирной платы. Так же следует поступить и при появлении вздутий.

    Для правильной утилизации полностью исчерпавшей свой ресурс батареи следует обратиться в специализирующиеся на этом организации. Так вы не только поступите как сознательный гражданин, но и сможете на этом заработать. Однако если вы просто отправите АКБ на свалку, то ничего страшного не произойдет.

    Вам так же может быть интересно

    Миниатюрные батарейки в форме таблетки используются во многих устройствах. Изделия различных производителей могут по

    Надежность запуска мотора любого автомобиля во многом зависит от качества применяемого аккумулятора. Он должен

    Для каждого автомобиля важно правильно подбирать аккумуляторную батарею. Это позволит значительно продлить срок службы


    Что такое LiFePO4 АКБ

    LiFePO4 это минерал, семейства оливин, встречающийся в естественной среде. Датой рождения LiFePO4 аккумуляторов считается 1996 год, когда в Техасском Университете впервые было предложено использование LiFeP04 в электроде аккумулятора. Минерал не токсичен, относительно дешев и встречается в естественной среде.

    LiFEPO4 относится к подвиду литиевых аккумуляторов и используют ту же технологию получения энергии что и литиевые батареи, тем ни менее, они не являются 100% литиевыми (литий-ионными) батареями.

    В связи с тем что технология появилась относительно недавно, единого стандарта оценки качества LiFEPO4 батарей не существует, так же как и прямых привычных нам аналогий с показателями свинцово-кислотных аккумуляторов.

    По причине отсутствия единого стандарта на LFTP батареи на рынке существует масса разновидностей LFP элементов и батареи их использующих с различными характеристиками и химией внутри, все они называются LFP или литиевыми батареями, но работают по-разному. Не пытаясь объять необъятное мы сделаем акцент на том, что гарантированно могут наши батареи.

    Литий-железо-фосфатные батареи Aliant обладают следующими практическими достоинствами:

      огромное число циклов перезаряда, большее чем у литий-ионных батареи и свинцовых батарей,
      батарея выдерживает 3000 циклов заряда из состояния 70% разряженности и 2000 циклов из состояния 80% разряженности, что обеспечивает срок службы батареи до 7 лет, мы предоставляем безусловную 2ух летнюю гарантию на батареи ALIANT. В среднем, батарея рассчитана на 12 000 пусков стартера.

      высокий ток вращения стартера, при -18С батарея обеспечивает стартер мощностью, соответствующим средней новой свинцовой батареи, но при +23C мощность, которым может снабжаться стартер в два раза выше свинцовой батареи. Высокая отдаваемая мощность немедленно ощущается при запуске мотора, стартер вращается быстро, как на свежайшей свинцовой батареи

      вес - ALIANT батареи в 5 раз легче свинцовых

    • габариты - батареи в 3 раза меньше свинцовых аналогов, поэтому всего 3 батареи закрывают весь модельный рад мотоциклов
    • быстрый заряд - в среднем батареи заряжаются на 50% в течение первых 2 минут, 100% заряд в течение 30 минут, это значит что через 30 минут поездки - батарея заряжена на 100%, т.е. фактически ваша батарея всегда заряжена на 100%

      стабильное напряжение разряда - во время разряда батарея до последнего держит напряжение, близкое к 13.2В, затем, после разряда, происходит резкое падение напряжения, - батарея, в которой осталось 40% заряда будет быстро крутить стартер

      стабильное напряжение разряда - во время разряда батарея до последнего держит напряжение, близкое к 13.2В, затем, после разряда, происходит резкое падение напряжения

    • батарея само-разряжается менее чем на 0.05% в день, т.е. может спокойно простоять на полке год без подзаряда и не потеряв своих характеристик запустить мотор и затем зарядиться до близкого к 100% состояния
    • может находиться в разряженном состоянии без серьезных последствий для последующей производительности, порог разряда 9.5В, пока напряжение на терминалах батареи не опустилось ниже 9.5В - батарея может быть заряжена и возвращена в первоначальное состояние
    • работа при сверх-низких температурах. Мы сделали особый акцент на работу батарей при сверх-низких температурах, некоторые опытные мотоциклисты, которым довелось использовать LFP батареи других производителей заметили что с температурой производительность LFP батарей резко падает. Так при +3 градусах, бодрого вращения стартера уже нет, а при минусе, батарея "засыпает" и проснется только после прогрева, по мере отдачи энергии. Благодаря специальной химии - наши батареи лишены этого недостатка. Хотя мощность отдаваемая батарей при -18С падает почти в 2 раза - её все равно достаточно чтобы бодро крутить стартер. Батарея рассчитана на работу при температурах до -30С, при температурах от -3 и выше батареи имеют избыток мощности. В диапазонах температур от -18 до -30С батарея будет крутить стартер, но ощущаться будет как полу-разряженная свинцовая батарея.

      работа в любом положении, в батареи нет жидкостей, она может использоваться в любом положении, так же как и гелевые батареи

    • равномерный заряд всех 4 элементов внутри с помощью BMS (Batery Management System - Система Управления Батарей) контролера, встроенного в батарею. Внутри батареи 4 элемента, соединенные последовательно, каждая по 3.3V, номинальное напряжение 13.3В, тем ни менее, заряжается батарея через 2 терминала. Этот способ заряда подходит для свинцовых батарей, но не подходит для LFP - внутренние элементы остаются всегда недозаряжены, что увеличивает вероятность их выхода из строя, для того чтобы LFP элементы в последовательном соединении заряжались равномерно в батарею встроена электронная схема, распределяющая заряд, приходящий на 2 терминала по 4 элементам внутри батареи равномерно

      широкий температурный диапазон - от -30С до +60С

    Принципиальные физические отличия LiFePO4 батарей от свинцовых аналогов

    Как и сказано ранее, в LiFePO4 батареях и свинцовых батареях разная химия, и чтобы понимать вашу батарею нужно знать в чем кроются различия.

      основное отличие касается емкости. Понять различия в батареях можно на примере: если подключить стартер к LiFEP04 батареи и к свинцовой батареи и начать его крутить то за то же время LiFEPO4 батарея прокрутит стартер чуть ли ни в 1.5 больше, практически не снижая скорости вращения чем свинцово-кислотная батарея, если вы ранее пользовались свинцовой батарей то у вас будет до последнего создаваться впечатления что в батареи осталось очень много заряда, однако батарея, на деле, может быть уже почти разряжена, падение скорости вращения не будет происходить плавно, как в случае свинцовой батареи а произойдет скачком после падения напряжения ниже 12в. Если брать свинцовую батарею в 7А/ч и LiFEPO4 батарею схожей емкости то число вращений стартера (по сути - нагрузке) до полного истощения за первые 10 минут у LiFEP04 будет много больше, но в течение следующих 5 минут батарея истощится, тогда как свинцовая батарея сможет крутить стартер до 20 минут. Таким образом, во всех практических случаях жизни при температурах от -18С LiFEPO4 батарея выигрывает у свинцовых батарей, кроме случая когда генератор вышел из строя. В этом случае без генератора, на свинцовой батареи можно протянуть дольше чем на LiFePO4.

      перенапряжение. При превышении напряжения заряда выше допустимого LiFEPO4 и свинцово-кислотные батареи ведут себя по-разному. Свинцово-кислотная батарея начинает кипеть. В LIFEPO4 батареях происходят необратимые химические реакции. На рынке не существует мотоцикла который бы давал напряжение, способное вывести LIFEPO4 батарею из строя, тем ни менее в очень редких случаях, когда реле регулятора выходит из строя таким образом, что напряжение на клеммах аккумулятора находится в диапазоне от 15 до 60В - LIFEP04 батарея будет повреждена.

      температуры. LIFEP04 батареи не любят низких температур, в наших батареях мы используем специальные элементы, способные работать при температурах до -30С, тем ни менее, после -18С производительность LIFEPO4 батареи падает таким образом, что свинцовая батарея выдает больше мощности чем наша. Если бы не специальная химия в элементах, то уже при +4 градусах LIFEPO4 батарея теряла бы производительность.

    Задайте вопрос в службу поддержки: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Современное оборудование день ото дня становится все более сложным и мощным. Высокие стандарты техники предъявляют повышенные требования к аккумуляторным батареям, которые теперь должны сочетать в себе высокую производительность, энергоэффективность и обладать увеличенным запасом электроэнергии.

    Внедрение новых типов электрооборудования в производство, ускорение технологического процесса - все это повышает требования к источникам электроэнергии, и современные аккумуляторные батареи уже не всегда могут им удовлетворять. Для решения этой проблемы производители пошли по пути усовершенствования литий-ионной технологии. Так появился на свет литий-железо-фосфатный являющийся идейным потомком Li-ion батарей.

    Историческая справка

    LiFePO4, или LFP, - естественный минерал семейства оливин, впервые был обнаружен в 1996 году ученым из Техасского университета Джоном Гуденафом, который искал пути усовершенствования Li-ion источников электроэнергии. Примечательным стал тот факт, что данный минерал обладал меньшей токсичностью и более высокой термической устойчивостью, чем все известные на тот момент электроды.

    К тому же он встречался в естественной среде и обладал меньшей стоимостью. Главным недостатком электродов на базе LiFePO4 стала небольшая электроемкость, из-за чего литий-железо-фосфатный аккумулятор перестал разрабатываться.

    Исследования в этом направлении были возобновлены в 2003 году в Команда ученых работала над созданием принципиально новых АКБ, которые бы стали заменой самых прогрессивных на тот момент Li-ion батарей. Проектом заинтересовались такие крупные компании, как Motorola и Qualcomm, что приблизило появление батарей с LiFePO4 катодными элементами.

    АКБ на основе LiFePO4

    Данный тип использует ту же технологию получения электроэнергии, что и привычные для нас литий-ионные элементы. Однако между ними имеется и ряд существенных отличий. Во-первых, это использование собственного типа BMS - системы управления, которая защищает электрические аккумуляторы от перезаряда и сильной разрядки, повышает срок службы и делает источник энергии более стабильным.

    Во-вторых, LiFePO4, в отличие от LiCoO2, менее токсичен. Этот факт позволил избежать ряда проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. В частности сократить выбросы кобальта в атмосферу при неправильной утилизации АКБ.

    Наконец, из-за отсутствия единых стандартов LFP элементы обладают разным химическим составом, что обуславливает варьирование технических характеристик моделей в широком диапазоне. Кроме того, обслуживание данных источников питания более сложное и должно происходить с соблюдением определенных правил.

    Технические характеристики

    Стоит сказать, что литий-железо-фосфатные аккумуляторы 48 Вольт, 36 Вольт и 60 Вольт изготавливают путем последовательного соединения между собой отдельных ячеек, ибо максимальное напряжение в одной LFP-секции не может превышать 3,65 В. Поэтому технические показатели каждой АКБ могут существенно отличаться между собой - все зависит от сборки и конкретного химического состава.

    Для анализа технических характеристик приведем номинальные значения одной отдельно взятой ячейки.

    Наилучшая реализация возможностей каждой отдельной ячейки была достигнута в АКБ Everexceed. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы Everexceed отличаются продолжительным сроком службы. Всего они способны выдержать до 4 тыс. циклов зарядки-разрядки с потерей емкости до 20%, а восполнение запаса энергии происходит за 12 минут. Учитывая это, можно сделать вывод, что батареи Everexceed являются одними из лучших представителей LFP-элементов.

    Преимущества и недостатки

    Основным преимуществом, которое в выгодном свете выделяет литий-железо-фосфатный аккумулятор среди других представителей АКБ, является долговечность. Такой элемент способен выдержать более 3 тыс. циклов зарядки-разрядки при падении уровня электроэнергии до 30%, и более 2 тыс. - при падении до 20%. Благодаря этому средний срок службы батарей составляет около 7 лет.

    Стабильный ток заряда является вторым важным преимуществом LFP-элементов. Напряжение на выходе остается равным 3,2 В до тех пор, пока заряд не будет полностью исчерпан. Это позволяет упростить схему подключения, устраняет необходимость использования регуляторов напряжения.

    Более высокий пиковый ток - третье их преимущество. Это свойство АКБ позволяет им выдавать максимальную мощность даже при сверхнизких температурах. Данное свойство побудило автомобилестроителей использовать литий-железо-фосфатный аккумулятор в качестве первичного источника энергии при запуске бензиновых и дизельных двигателей.

    Наряду со всеми представленными преимуществами, LiFePO4 батареи обладают одним существенным недостатком - большая масса и размеры. Это ограничивает их использование в некоторых видах техники и электрооборудования.

    Особенности эксплуатации

    Если вы покупаете готовые литиево-фосфатные аккумуляторы, то сложностей с обслуживанием и эксплуатацией у вас не возникнет. Все благодаря тому, что производители встраивают в такие элементы платы BMS, которые не допускают перезаряда и не дают разрядиться элементу до предельно низкого уровня.

    Но если вы приобретаете отдельные ячейки (пальчиковые батарейки, например), то вам придется следить за уровнем заряда самостоятельно. При падении заряда ниже критического уровня (ниже 2,00 В) начнет стремительно падать и емкость, что сделает невозможным подзарядку элементов. Если же вы, наоборот, допустите перезаряд (выше 3,75 В), ячейка просто вздуется из-за выделившихся газов.

    Если вы используете подобный аккумулятор для электромобиля, то после 100% зарядки вам необходимо отсоединить В противном случае батарея разбухнет из-за перенасыщения электрическим током.

    Правила эксплуатации

    Если вы планируете использовать литиево-фосфорные батареи не в циклическом режиме, а в буферном, например, в качестве источника питания ИБП или совместно с солнечной батареей, то вам необходимо позаботиться о понижении уровня заряда до 3,40-3,45 В. Справиться с этой задачей помогают «умные» зарядные устройства, которые в автоматическом режиме сначала полностью восполняют запас энергии, а затем понижают уровень напряжения.

    Во время эксплуатации вам необходимо следить за балансом ячеек или использовать специальные балансировочные платы (в аккумулятор для электромобиля они уже встроены). Дисбалансом ячеек называют такое состояние, когда общее напряжение устройства остается на номинальном уровне, а вот напряжение ячеек становится разным.

    Подобное явление происходит из-за разности сопротивлений отдельных секций, плохого контакта между ними. Если ячейки обладают разным напряжением, то и неравномерно происходит их зарядка-разрядка, что существенно снижает срок службы АКБ.

    Ввод батарей в эксплуатацию

    Перед использованием литиево-фосфорных батарей, собранных из отдельных ячеек, необходимо позаботиться о балансировке системы, так как секции могут иметь разный уровень заряда. Для этого все компоненты параллельно соединяются между собой и подключаются к выпрямителю, зарядному устройству. Соединенные таким образом ячейки надо зарядить до 3,6 В.

    Используя аккумулятор литий-железо-фосфатный для электровелосипеда, вы наверняка замечали, что в первые минуты работы АКБ выдает максимальную мощность, а затем заряд стремительно падает до уровня 3,3-3,0 В. Не стоит этого пугаться, ведь это нормальная работа батареи. Дело в том, что основная ее емкость (около 90%) лежит именно в этом диапазоне.

    Заключение

    КПД на 20-30% выше, чем у других аккумуляторов. При этом они служат на 2-3 года дольше, чем другие источники электроэнергии, а также обеспечивают стабильным током на протяжении всего периода эксплуатации. Все это выделяет представленные элементы в выгодном свете.

    Однако большинство людей так и будут игнорировать литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Плюсы и минусы АКБ меркнут перед их ценой - она в 5-6 раз больше, чем у привычных для нас свинцово-кислотных элементов. Такой аккумулятор для автомобиля в среднем стоит около 26 тыс. рублей.